Педагогика
УДК 37
Ляхова Н.С., Нелина А.В.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
В статье рассказывается об этапах формирования графомоторных навыков и применяемых упражнениях, как способе интеллектуального развития дошкольников и подготовке к овладению навыкам письма.
Ключевые слова: мелкая моторика, графические упражнения, ребёнок.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Но практика показывает, что дети, идущие в первый класс, испытывают трудности с навыками письма. Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу. Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику и подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Формирование графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. При работе над развитием мелкой моторики и мускулатуры пальцев рук мы рекомендуем выполнять следующие упражнения: пальчиковую гимнастику, массаж; лепка и вырезание из бумаги; игры с прищепками с палочками Кюизенера, «Танграм» и т. д.
Второй этап - направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает: ориентировку в собственном теле; ориентировку в окружающем пространстве; уточнение пространственного расположения предметов на плоскости. Мы стараемся добавлять следующие упражнения: конструирование, выкладывание сериационных рядов; пальчи-
ковые игры; штриховки; выкладывание букв и цифр из других предметов; работа с мелкими предметами.
Третий этап - направлен на развитие графомотрных навыков: развитие зрительного гнозиса - уточнение и расширение объема зрительной памяти, зрительный анализ и синтез; восприятие и узнавание. Полезны следующие упражнения: рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями).
Четвертый этап - развитие изобразительно-графических способностей: умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов. На этом этапе знакомим с тетрадью и рабочей строкой; вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми линиями и комбинациями из них; рисование узоров и орнаментов; дуги, волнистые линии, круги, овалы; рисование по клеткам предметов разной сложности; овладение графической символизацией; работа по формированию графического образа букв (графемы).
Формирование интереса к графическим упражнениям необходимо начинать в игровой форме. Задания нужно подбирать, так чтобы они позволяли каждому ребенку постепенно без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовится к этому виду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.
Сформированность графомоторных навыков позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом, что будет способствовать интеллектуальному развитию, подготовит к овладению навыком письма и в будущем, поможет избежать проблем школьного обучения.
Литература
1. Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду / Н.В. Новоторцева - Ярославль: Академия развития, 2012.
2. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 71 с.
Интерактивная наука | 7 (72) • 2022
61