Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / РУКА / ПАЛЬЦЫ / НАВЫК / УПРАЖНЕНИЯ / ИГРЫ / КАЛЛИГРАФИЯ / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова Элмира Хабибиллоевна, Боркошев Меражидин Маматкулович, Кочкорова Гулнур Атамырзаевна

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS AS A MEANS OF PREPARING THE HAND FOR WRITING

The article is devoted to the problem of preparing children for schooling, in particular, preparing the hand of an older preschooler for writing. The author has developed a set of exercises aimed at preparing the hand for writing through the development of fine motor skills. The need to develop active movements of the fingers has received scientific justification.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО

ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

Абдурахманова Элмира Хабибиллоевна

Преподаватель Кызыл-Кийского гуманитарно-педагогического института

Баткенского государственного университета Боркошев Меражидин Маматкулович к.п.н.,доцент,профессор г. Кызыл-Кия, Кыргызская Республика Кочкорова Гулнур Атамырзаевна, ст.преп.

0701011091

THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS AS A MEANS OF

PREPARING THE HAND FOR WRITING

Abdurahmanova E.H.

Lecturer at the Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical Institute, Batken State University

M.M. Borkoshev

Ph.D., Assistant Professor, Kyzyl-Kiya, Republic of Kyrgyzstan

G.A. Kochkorova, senior lecturer.

0701011091

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.3.86.697

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме подготовки детей к обучению в школе, в частности, подготовке руки старшего дошкольника к письму. Автором разработан комплекс упражнений, направленный на подготовку руки к письму через развитие мелкой моторики.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

ANNOTATION

The article is devoted to the problem of preparing children for schooling, in particular, preparing the hand of an older preschooler for writing. The author has developed a set of exercises aimed at preparing the hand for writing through the development of fine motor skills.

The need to develop active movements of the fingers has received scientific justification. Ключевые слова: мелкая моторика, рука, пальцы, навык, упражнения, игры, каллиграфия, дошкольник.

Key words: fine motor skills, hand, fingers, skill, exercises, games, calligraphy, preschooler.

Сейчас почему-то мало говорят о важности развития навыков у детей. Акцент делается на воспитании - стало модным развитие логического мышления, преподавание, обучение, изучение иностранных языков в раннем возрасте. Но пользование ложкой, мытье посуды, уход за собой и другие навыки, необходимые в повседневной жизни, воспринимаются как должное.

Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, наблюдается общая заторможенность движений и слабое развитие моторики рук. Двадцать лет назад взрослые и сопровождающие их дети выполняли большую часть домашних дел своими руками: стирка, отжим, сортировка зерна, вязание, рукоделие, сбор, подметание и мытье полов, чистка и выбивание ковров, приготовление пищи. Сейчас одежду шить не принято, вышивкой мало кто занимается, многие операции за человека выполняют машины -машины для обработки пищевых продуктов, стиральные машины, пылесосы для стирки. Все эти тенденции непосредственно отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Уровень развития движений рук (силы, ловкости, скорости и точности движений) и навыков рук (пользование различными инструментами - ножницами, иголками, шпателями

и др., застегивание и открывание застежек и др.) в дошкольных образовательных учреждениях возраст является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речевых навыков.

Если в 4-5 лет ребенку трудно завязать шнурки, и из пластилина ничего, кроме шариков и колбасок, не образуется, а в 6 лет невозможно и опасно пришить настоящую пуговицу, то ребенок плохо развита мелкая моторика рук. А если руки недостаточно развиты, то это часто свидетельствует об определенной задержке развития ребенка.

Незрелость мелкой моторики у дошкольников затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

К сожалению, большинству родителей известно о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой еще до школы. Это становится для ребенка большой нагрузкой: помимо усвоения новой информации необходимо еще научиться держать карандаш неуклюжими пальцами.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координации движений рук должно стать важной частью подготовки к школе, особенно к письму.

Все это требует специфической целенаправленной работы по исправлению и развитию координированных движений рук.

Рекомендуется поощрять речевое развитие детей, обучая движениям пальцев, что в свою очередь подготавливает руку ребенка к письму. Практика показывает, что многие первоклассники испытывают трудности в овладении навыками письма в первый период обучения в школе: дети с трудом пишут, возникают боли, дрожат руки, они плачут, нервничают.

Даже на ранних этапах обучения письму дети расстраиваются, а родители расстраиваются. Их засыпают бесконечными напоминаниями: держите ручку, блокнот правильно, смотрите на посадку, на наклоны букв...

И наступает время, когда появляется и быстро возрастает нелюбовь к письму, т.е. говоря языком науки, теряется положительная мотивация к учебе.

Анализ педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики руки. Не утратила своей актуальности проблема повышения эффективности комплексной педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что в их руках зарождение способностей и талантов детей, образно говоря, из них вытекают тончайшие струйки и они питают зарождение творческой мысли.

Чем больше у ребенка уверенности и изобретательности в движениях рук, чем детальнее взаимодействие его руки с орудием (ручкой, карандашом...), чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче проявляется его творческая стихия, чем больше у ребенка навыков, тем он умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев научно доказана. Ученые, изучающие деятельность детского мозга и детскую психику, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Института физиологии детей и подростков установлено, что уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности движений мелких пальцев.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Исторически в процессе развития человека движение пальцев было тесно связано с функцией речи». Жесты были первой формой общения древних людей, и руки играли здесь особенно важную роль. Именно эти руки развили основной язык, с помощью которого происходило раннее человеческое общение,

посредством жестов. Развитие рук и речи было параллельным. Скорость развития речи ребенка примерно одинакова.

Сначала развиваются мелкие движения пальцев, а затем артикуляция суставов. Все дальнейшее совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени натренированности движений пальцев. Таким образом, «есть основания думать о руке как об органе речи — подобно артикуляционному аппарату. С этой точки зрения проекция руки — еще одна речевая область мозга».

М. М. Кольцова пришла к выводу, что формирование речевых зон происходит под влиянием кинестетических импульсов руки, точнее пальцев. При задержке развития движений пальцев задерживается и развитие речи, хотя общая моторика может быть нормальной или даже выше нормы.

В работах В. М. Бехтерева доказывается также влияние ручных манипуляций на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит - развивать речевые навыки ребенка.

Изучение развития движений рук у детей представляет интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, лингвистов, историков, биологов), ведь руки - это особый орган человека, выполняющий различные функции. Интересен онтогенез движений рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития детского движения в результате созревания определенных нервных структур.

Он писал, что «движения рук человека не предопределены наследственностью, а возникают в результате ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе воспитания и обучения, в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Отдельные задания дети выполняют непосредственно в ходе учебной работы, например, лепка, конструирование, рисование, аппликация из пластилина, глины или соленого теста. Кроме того, детям предлагаются пальчиковые игры, упражнения для письма, приемы самомассажа и пальчиковая гимнастика.

Все эти упражнения входят в разработанный нами комплекс упражнений, которые направлены на подготовку руки к письму путем развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста (рис. 1).

Таблица. 1

Структура комплекса упражнений, направленных на подготовку руки к письму через развитие

Самомассаж Пальчиковые игры Упражнения для письма

«Группа» «Дружелюбные птицы» «Прописи»

«Птицы» «Урожай» «Точка-точка»

«Овощи» «Червяк» «Графический диктант»

«Точилка» «Черепаха» «Рисунок по трафарету»

Рекомендуется подготовиться научиться писать одновременно во всех направлениях. В игровой деятельности необходимо развивать интерес детей к изобразительным упражнениям, при этом им даются игровые задания: «Нарисуй число по точкам», «Соедини точки», «Нарисуй узоры по клеточкам» и др. Такие игровые упражнения можно использовать для более сложных задач в дальнейшем.

Предлагая детям различные упражнения, необходимо помнить, что необходимо соблюдать гигиенические правила письма, чтобы дети не перегружались и с удовольствием выполняли задания. Самыми сложными для детей являются задания в книжке и на палочке. После такой работы необходимо делать пальчиковую гимнастику и самомассаж пальцев. Соблюдая эти правила письма, дети легко преодолевают технические трудности.

Для диагностики почерковедческой готовности у старших дошкольников и определения эффективности комплекса, включающего выполнение трех заданий: «Нарисуй фразу», «Нарисуй точки», «Нарисуй человек".

Для диагностики почерковедческой готовности у старших дошкольников и определения эффективности комплекса, включающего выполнение трех заданий: «Нарисуй фразу», «Нарисуй точки», «Нарисуй человек".

Сравнивая результаты выполнения тестовых заданий на определяющем и контрольном этапах педагогического эксперимента, было установлено, что работоспособность детей экспериментальной группы значительно повысилась по сравнению с контрольной группой. Например, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем письменной готовности увеличилось на 31 %, детей с низким уровнем уменьшилось на 23 %, а в контрольной группе эти показатели изменились на 8 % и 15 %, соответственно.

Это доказывает эффективность комплекса упражнений, предназначенных для подготовки дошкольников к письму путем развития мелкой моторики руки.

Таким образом, практическая ценность нашего исследования определяется возможностью использования разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в практической деятельности воспитателей детского сада, а также может быть рекомендована в процессе подготовки детей старшего возраста к письму родители детей дошкольного возраста.

Вывод. Я заметил, что у детей повышается познавательная активность, они стремятся узнавать новое, у них появляется интерес к чтению и письму.

Все эти мероприятия повысят работоспособность детей на занятиях и снимут стресс. Это, в свою очередь, подготавливает руку ребенка к овладению навыками, совершенствованию зрительного и слухового восприятия, зрительно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений рук, развитию основных изобразительных навыков и пишу.

Можно сказать, что приспособление ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если его познавательные интересы будут достаточно развиты, если он сможет произвольно управлять своим поведением, если сможет подчинить личные цели более важным целям. Ребенок может широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развита способность контролировать собственные действия. И если он научится управлять своими пальцами и кистями в игровой форме до семилетнего возраста, т.е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движений пальцев, он освоил базовые графические навыки, которых будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.

Литература:

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 304 с.

2. Боркошев М.М., Мийзамов М. Оценка школьной зрелости(статья). - Вестник физической культуры и спорта. № 1(2) Бишкек- 2011-ж С. 9-11.

3. Боркошев М.М. Педагогические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста Кыргызской Республики(учебное пособие). г.0ш-2013-ж. 122 с.

4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радяньса школа, 1985. — 557 с.

5. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 137-139. 6. Матвеева, Л. Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Л. Н. Матвеева, Е. М. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41968/ (дата обращения: 07.11.2022).

7. "Пальчиковая гимнастика с предметами" О.В.Багина. Н.Ф.Коробова. Москва 2006

8. "Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет." Квач Н.В. "Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС" Москва 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.