УДК 373.24
Зеберова О.Б.
воспитатель,
ГБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» Красносельского района (г. Санкт-Петербург, Россия)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: одним из вариантов развивающих игр для развития мелкой моторики у детей являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, младший дошкольный возраст, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, игровые методы.
Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как обрывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения [5].
Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников [3]. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
138
1. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
3. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
4. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
5. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
6. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
7. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком [1].
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. При этом можно использовать следующие приемы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и "перепрыгивать" через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму [2].
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп:
- игры на развитие тактильного восприятия,
- игры с водой и песком,
- фольклорные пальчиковые игры,
- упражнение с предметами,
- игры на выкладывание,
- игры на нанизывание,
- игры с конструкторами и т.д. [4].
Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка,
помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Пальчиковые игры - интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:
1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой, и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
6. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
7. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
8. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) - 10-15 минут в день.
9. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно [3].
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. - СПб: Издательский дом «Литера», 2016. - 284 с.
2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. [Текст] / Е. А. Лобанова. - М.: Николаевский печатный дом, 2015. - 165 с.
3. Малюкова И. Д. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. - 2018. - №2. - С. 34-38.
4. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. [Текст] / Е. П. Пименова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 228 с.
5. Тимофеева И. А., Сиднева М. Ю. О подготовке руки к письму. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. - С. 23-27.
Zeberova O.B.
Educator,
Kindergarten No. 5 of combined type» (St. Petersburg, Russia)
FINGER GAMES AS MEANS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: finger games are one of the variants of educational games for the development of fine motor skills in children. This is a wonderful way to form a child's oral speech and fine motor skills of the hands, a great opportunity in an interesting way to instill cultural and hygienic skills, adjust the emotional state, as well as an exciting way to spend time usefully.
Keywords: preschool pedagogy, younger preschool age, development of fine motor skills, finger games, game methods.