УДК 376.37
Дорн А.А. студент магистратуры Академия психологии и педагогики ЮФУ Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н. доцент кафедры коррекционной педагогики ЮФУ,
Россия, г. Ростов - на - Дону
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ПОВЫШАЮЩИЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматривается важность формирования мелкой моторики, играющую одну из главных ролей в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка
Ключевые слова: мелкая моторика, движения, упражнения, двигательная сфера.
Dorn A.A graduate student, Psychology and Pedagogy SFedU Scientific adviser: Muratova M.A., Ph.D.
Associate Professor of the Department of Correctional Pedagogy of SFedU
Russia, Rostov-on-Don
THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS AS ONE OF THE FACTORS THAT INCREASE SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: the article considers the importance of fine motor skills, which plays a major role in the success of the intellectual and psychophysical development of the child
Key words: fine motor, skills, exercises, motor sphere.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
Изучением вопроса о важности развития мелкой моторики ученые занимались с давних времен. К ним относятся: М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и другие.
Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи.
По определению Т.А. Ткаченко, мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.5
Действия с предметами оказывают большое влияние на развитие функции мозга ребёнка. В овладении движениями рук большую роль играет подражание.
Ещё во II веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга. По мнению специалистов игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.6 Сначала простые, а в дальнейшем и более мелкие дифференцированные движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают зажимы. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит - способствуют и развитию речь ребёнка.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Все это положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее», утверждал Василий Александрович.7
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Именно развитие мелкой моторики, движения пальцев рук предшествует появлению звуков и слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.8
5 Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
6 Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека: руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев; под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. - 4-е посмертное изд. - Москва: Гос. изд-во; Ленинград, 1928
7 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск: Нар. асвета, 1981, т.1, с.10.
8 Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2000.
В своих работах Т.А. Ткаченко также подтверждает, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.9
Имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук - утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Это доказывают исследования современных физиологов.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, научится говорить с большей вероятностью, речь будет развиваться правильно. Он способен логически рассуждать, у ребенка хорошо сформируются такие процессы как память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ребенку трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности.
Рассмотрим, какие же основные этапы развития моторных навыков руки. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Далее опишем возможности моторики ребенка на определенных возрастных этапах.
9 Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
Таблица 1.
Особенности развития мелкой моторики ребенка на разных возрастных этапах_
Возраст Особенности развития мелкой моторики ребенка
2-3 месяца Ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики.
3-6 месяцев Направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
8-12 месяцев Перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами точный пинцетный захват.
12-18 месяцев Ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет; ребенок ставит кубик на кубик; умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки.
17-20 месяцев Ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке.
17-24 месяцев Ребенок схватывает движущийся предмет; ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу; ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины.
21-24 месяцев Ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую; ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
2-3 года Открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест.
3-4 года Держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков.
4-5 лет Рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы.
5-6 лет Аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).
7 лет Раскрашивание по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы; дополнение образца до целого, рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения; обведение фигур по пунктиру.
Из данных, представленных в таблице прослеживается последовательность постепенно усложняющихся действий, которые осуществляются такими отделами головного мозга как моторные и премоторные. Это свидетельствует о постепенном формировании более дифференцированных и точных двигательных операций, которые совершает в своей деятельности ребенок.
Исследовав работы Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. можно выделить основные критерии оценки мелкой моторики:
- статическая координация;
- динамическая координация;
- скорость движений;
- сила движений;
10
- сопровождающие движения.10
Описав особенности формирования мелкой моторики важно сказать, что будет ее формировать. Кроме той деятельности, стимулирующей развитие мелкой моторики, которую ребенок совершает в своей жизни, как принятие пищи, одевание, умывание, взаимодействие с предметами окружающего пространства, существует множество способов по ее формированию. Далее рассмотрим некоторые из них.
Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения: расстегивание и застегивание пуговиц; завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков; перекладывание мелких предметов; плетение из ниток различных поделок; аппликации; конструирование; лепка, рисование и штриховка; пальчиковая гимнастика; массажные упражнения.
Важным критерием является развитие силы тонуса рук детей среднего дошкольного возраста. Ему могут способствовать используемые педагогами и родителями такие задания и виды деятельности: лепка из пластилина, глины; работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать использование различных приспособлений (массажные мячики, валики); работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание); работа со шнуровками; использование игровых предметов (пирамидка, матрешка); пальчиковые игры; мозаика, конструкторы; складывание разрезных картинок; игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров); выкладывание узоров из счетных палочек.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте необходимо осуществлять целенаправленно. Для этого могут быть использованы разные средства: продуктивные виды деятельности, упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), самомассаж, массаж, игры, графические упражнения. Следует отметить, что работа должна проходить в комплексе с иными упражнениями на развитие речи, соответствующими возрасту ребенка с постепенным усложнением. Также важен и индивидуальный подход к выбору заданий как в плане задач, поставленных перед ребенком, так и в плане его интересов.
В нашем исследовании, которое мы проводили в рамках написания выпускной квалификационной работы по теме «Развитие премоторных отделов коры больших полушарий у детей с тяжелыми нарушениями речи в
10 Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
условиях специально организованных занятий на базе ДОУ» в ДОУ № 69 г. Ростова-на-Дону с 15 детьми с тяжелыми нарушениями речи, на контрольном этапе эксперимента мы подтвердили то, что формируя мелкую моторику и воздействуя на моторные и премоторные отделы коры головного мозга, речь детей улучшается. Повышается качество артикуляционной моторики, снижается количество синкинезий, нормализуется тонус мышц как в общей, так и мелкой моторике, работа по формированию звукопроизношения занимает меньше времени, так как детям стало легче воспроизводить более дифференцированные движения, а соответственно и применять артикуляцию звуков в потоке речи стало возможным.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что мелкая моторика занимает важное место в развитии ребенка, и в частности, в развитии речи. Совершенствование мелкой моторики, воздействуя на моторные и премоторные отделы головного мозга, благоприятно сказывается на развитие речи ребенка. Говоря о формировании моторики можно сделать акцент на том, что при выборе упражнений важно учитывать индивидуальные особенности детей, выстраивать упражнения по нарастанию сложности, сочетать упражнения и задания, направленные на статическую и динамическую координацию движений. В целом, использовать весь арсенал, предложенный в научно-практической литературе.
Использованные источники:
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн; вступ. статьи В. М. Зациорского, И. М. Фейгенберга. - Москва: Физкультура и спорт, 1991.
2. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека: руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев; под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. - 4-е посмертное изд. - Москва: Гос. изд-во; Ленинград, 1928.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М.: Астрель, 1990.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2000.
6. Кусмарцева Т.А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 30.
7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого -педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск: Нар. асвета, 1981.
9. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.
10. Okely A.D., Booth M.L., Chey T. Relationships between body composition and fundamental movement skills among children and adolescents. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2004.