Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ПОВЫШАЮЩИЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ПОВЫШАЮЩИЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ДВИЖЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорн А.А., Муратова М.А.

В статье рассматривается важность формирования мелкой моторики, играющую одну из главных ролей в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS AS ONE OF THE FACTORS THAT INCREASE SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN

The article considers the importance of fine motor skills, which plays a major role in the success of the intellectual and psychophysical development of the child

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ПОВЫШАЮЩИЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 376.37

Дорн А.А. студент магистратуры Академия психологии и педагогики ЮФУ Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н. доцент кафедры коррекционной педагогики ЮФУ,

Россия, г. Ростов - на - Дону

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ПОВЫШАЮЩИЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматривается важность формирования мелкой моторики, играющую одну из главных ролей в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка

Ключевые слова: мелкая моторика, движения, упражнения, двигательная сфера.

Dorn A.A graduate student, Psychology and Pedagogy SFedU Scientific adviser: Muratova M.A., Ph.D.

Associate Professor of the Department of Correctional Pedagogy of SFedU

Russia, Rostov-on-Don

THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS AS ONE OF THE FACTORS THAT INCREASE SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article considers the importance of fine motor skills, which plays a major role in the success of the intellectual and psychophysical development of the child

Key words: fine motor, skills, exercises, motor sphere.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Изучением вопроса о важности развития мелкой моторики ученые занимались с давних времен. К ним относятся: М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и другие.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи.

По определению Т.А. Ткаченко, мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.5

Действия с предметами оказывают большое влияние на развитие функции мозга ребёнка. В овладении движениями рук большую роль играет подражание.

Ещё во II веке до нашей эры в Китае подчеркивали важность ручных действий на развитие мозга. По мнению специалистов игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.6 Сначала простые, а в дальнейшем и более мелкие дифференцированные движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают зажимы. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит - способствуют и развитию речь ребёнка.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Все это положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее», утверждал Василий Александрович.7

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Именно развитие мелкой моторики, движения пальцев рук предшествует появлению звуков и слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.8

5 Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

6 Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека: руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев; под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. - 4-е посмертное изд. - Москва: Гос. изд-во; Ленинград, 1928

7 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск: Нар. асвета, 1981, т.1, с.10.

8 Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2000.

В своих работах Т.А. Ткаченко также подтверждает, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.9

Имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук - утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Это доказывают исследования современных физиологов.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, научится говорить с большей вероятностью, речь будет развиваться правильно. Он способен логически рассуждать, у ребенка хорошо сформируются такие процессы как память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ребенку трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности.

Рассмотрим, какие же основные этапы развития моторных навыков руки. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи. Далее опишем возможности моторики ребенка на определенных возрастных этапах.

9 Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

Таблица 1.

Особенности развития мелкой моторики ребенка на разных возрастных этапах_

Возраст Особенности развития мелкой моторики ребенка

2-3 месяца Ребенок изучает мир своими ручками, он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики.

3-6 месяцев Направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

8-12 месяцев Перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку, ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами точный пинцетный захват.

12-18 месяцев Ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутый в бумагу предмет; ребенок ставит кубик на кубик; умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки.

17-20 месяцев Ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной, держит два предмета в одной руке.

17-24 месяцев Ребенок схватывает движущийся предмет; ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу; ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины.

21-24 месяцев Ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую; ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

2-3 года Открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы, рисует по образцу крест.

3-4 года Держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур, собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет Рисует карандашами, раскрашивает простые формы, строит постройки более чем из 9 кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки, копирует заглавные печатные буквы.

5-6 лет Аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу (и без образца).

7 лет Раскрашивание по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы; дополнение образца до целого, рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения; обведение фигур по пунктиру.

Из данных, представленных в таблице прослеживается последовательность постепенно усложняющихся действий, которые осуществляются такими отделами головного мозга как моторные и премоторные. Это свидетельствует о постепенном формировании более дифференцированных и точных двигательных операций, которые совершает в своей деятельности ребенок.

Исследовав работы Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. можно выделить основные критерии оценки мелкой моторики:

- статическая координация;

- динамическая координация;

- скорость движений;

- сила движений;

10

- сопровождающие движения.10

Описав особенности формирования мелкой моторики важно сказать, что будет ее формировать. Кроме той деятельности, стимулирующей развитие мелкой моторики, которую ребенок совершает в своей жизни, как принятие пищи, одевание, умывание, взаимодействие с предметами окружающего пространства, существует множество способов по ее формированию. Далее рассмотрим некоторые из них.

Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения: расстегивание и застегивание пуговиц; завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков; перекладывание мелких предметов; плетение из ниток различных поделок; аппликации; конструирование; лепка, рисование и штриховка; пальчиковая гимнастика; массажные упражнения.

Важным критерием является развитие силы тонуса рук детей среднего дошкольного возраста. Ему могут способствовать используемые педагогами и родителями такие задания и виды деятельности: лепка из пластилина, глины; работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать использование различных приспособлений (массажные мячики, валики); работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание); работа со шнуровками; использование игровых предметов (пирамидка, матрешка); пальчиковые игры; мозаика, конструкторы; складывание разрезных картинок; игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров); выкладывание узоров из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте необходимо осуществлять целенаправленно. Для этого могут быть использованы разные средства: продуктивные виды деятельности, упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), самомассаж, массаж, игры, графические упражнения. Следует отметить, что работа должна проходить в комплексе с иными упражнениями на развитие речи, соответствующими возрасту ребенка с постепенным усложнением. Также важен и индивидуальный подход к выбору заданий как в плане задач, поставленных перед ребенком, так и в плане его интересов.

В нашем исследовании, которое мы проводили в рамках написания выпускной квалификационной работы по теме «Развитие премоторных отделов коры больших полушарий у детей с тяжелыми нарушениями речи в

10 Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

условиях специально организованных занятий на базе ДОУ» в ДОУ № 69 г. Ростова-на-Дону с 15 детьми с тяжелыми нарушениями речи, на контрольном этапе эксперимента мы подтвердили то, что формируя мелкую моторику и воздействуя на моторные и премоторные отделы коры головного мозга, речь детей улучшается. Повышается качество артикуляционной моторики, снижается количество синкинезий, нормализуется тонус мышц как в общей, так и мелкой моторике, работа по формированию звукопроизношения занимает меньше времени, так как детям стало легче воспроизводить более дифференцированные движения, а соответственно и применять артикуляцию звуков в потоке речи стало возможным.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что мелкая моторика занимает важное место в развитии ребенка, и в частности, в развитии речи. Совершенствование мелкой моторики, воздействуя на моторные и премоторные отделы головного мозга, благоприятно сказывается на развитие речи ребенка. Говоря о формировании моторики можно сделать акцент на том, что при выборе упражнений важно учитывать индивидуальные особенности детей, выстраивать упражнения по нарастанию сложности, сочетать упражнения и задания, направленные на статическую и динамическую координацию движений. В целом, использовать весь арсенал, предложенный в научно-практической литературе.

Использованные источники:

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн; вступ. статьи В. М. Зациорского, И. М. Фейгенберга. - Москва: Физкультура и спорт, 1991.

2. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека: руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев; под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. - 4-е посмертное изд. - Москва: Гос. изд-во; Ленинград, 1928.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М.: Астрель, 1990.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2000.

6. Кусмарцева Т.А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 30.

7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого -педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск: Нар. асвета, 1981.

9. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

10. Okely A.D., Booth M.L., Chey T. Relationships between body composition and fundamental movement skills among children and adolescents. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.