Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕМОТОРНЫЕ ОТДЕЛЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕМОТОРНЫЕ ОТДЕЛЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ОБЩАЯ МОТОРИКА / ДВИЖЕНИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПРЕМОТОРНЫЕ ОТДЕЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорн А.А.

В статье описывается программа коррекционного курса, направленная на развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста (6-7 лет) путем воздействия на премоторный отдел головного мозга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дорн А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SPEECH FUNCTIONAL SYSTEM IN PRESCHOOL CHILDREN BY INFLUENCING THE PREMOTOR PARTS OF THE LARGE HEMISPHERES

The article describes the program of the correctional course aimed at the development of the motor sphere in preschool children (6-7 years old) by influencing the premotor part of the brain

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕМОТОРНЫЕ ОТДЕЛЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ»

УДК 376.37

Дорн А.А. студент магистратуры Академия психологии и педагогики ЮФУ Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н. доцент кафедры коррекционной педагогики ЮФУ

Россия, г. Ростов - на - Дону

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕМОТОРНЫЕ ОТДЕЛЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Аннотация: в статье описывается программа коррекционного курса, направленная на развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста (6-7 лет) путем воздействия на премоторный отдел головного мозга

Ключевые слова: мелкая моторика, общая моторика, движения, упражнения, развитие двигательной сферы, премоторные отделы.

Dorn A.A graduate student Psychology and Pedagogy SFedU Scientific adviser: Muratova M.A., Ph.D. associate professor of the department of correctional pedagogy of SFedU

Russia, Rostov-on-Don

FORMATION OF THE SPEECH FUNCTIONAL SYSTEM IN PRESCHOOL CHILDREN BY INFLUENCING THE PREMOTOR PARTS

OF THE LARGE HEMISPHERES

Abstract: the article describes the program of the correctional course aimed at the development of the motor sphere in preschool children (6-7 years old) by influencing the premotor part of the brain

Key words: fine motor skills, general motor skills, movements, exercises, development of the motor sphere, premotor divisions.

Множеством ученых, таких как М.М. Кольцова, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, И.М. Сеченов и многими другими, было доказано, что развитие общей и мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитая мелкая моторика может говорить о высоком уровне сформированности речевой деятельности.

Нами проводилось исследование в рамках написания выпускной квалификационной работы по теме «Развитие премоторных отделов коры

больших полушарий у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях специально организованных занятий на базе ДОУ» в ДОУ №2 69 г. Ростова-на-Дону, в эксперименте участвовало 15 детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2 и 3 уровня, дизартрия).

В нашем исследовании мы диагностировали двигательную сферу. У большинства детей была выявлена несформированность общей и мелкой моторики, скованность движений, мышечные зажимы.

Во время первоначальной диагностики большинство детей (57%) имело средний уровень развития двигательной сферы - синхронизация выполнения движений снижалась к концу выполнения задания; имелись небольшие отклонения в точности движений; небольшое отставание в синхронизации одной руки от другой, а также отставание от педагога; не получалось длительное время удерживать позы; был выявлен различный темп при выполнении одного действия.

У 30% детей был выявлен низкий уровень развития двигательной сферы - низкая скорость в начале и в конце выполнения упражнения; темп задания не сохраняется; наблюдались мышечные зажимы и непроизвольные движения; отсутствовала точность и синхронизация движений; выполнять задания одновременно с педагогом ребенок не мог; дети не могли чередовать движения, застревали в одном положении.

Только у 13% детей из 15 был выявлен высокий уровень, но, следует отметить, что развитие двигательной сферы находится на «низкой границе» этого уровня. У них наблюдаются незначительные ошибки, отклонения в движениях и незначительное истощение в выполнении.

В соответствии с этим нами была поставлена цель - разработать и апробировать содержание коррекционного курса по развитию двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с целью нашего исследования мы разработали программу коррекционного курса, направленную на:

- нормализацию мышечного тонуса;

- коррекцию существующих отклонений в развитии общей и мелкой моторики.

Программа предназначена для занятий с детьми 6-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждениях. Рассчитана на ежедневное выполнение упражнений в первой половине дня. Занятия проводятся в группах (5 человек) по 25 минут.

Цель программы являлось создание условий для развития общей и мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи программы:

1. Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами

рук.

2. Нормализация гипертонуса и гипотонуса.

3. Снятие мышечных зажимов.

Коррекционный курс содержал следующие направления: растяжки; телесные упражнения; упражнения для развития двигательной сферы; упражнения на релаксацию.

Задачами упражнений на растяжки является нормализация гипертонуса и гипотонуса.

При выполнении телесных движений основными задачами являются: развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

Задачами упражнений для развития двигательной сферы являются улучшение общей двигательной активности, содействие нормализации речевой функции, развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия.

Задачи упражнений для релаксации - расслабление, снятие напряжения.

Также способы коррекционно-развивающей работы включали такие задания и упражнения:

- расстегивание и застегивание пуговиц;

- завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков;

- перекладывание мелких предметов;

- плетение из ниток различных поделок;

- аппликации;

- конструирование;

- лепка, рисование и штриховка;

- пальчиковая гимнастика.

Так же мы проводили работу с родителями. Для результативности в выходные дни родителям рекомендовалось выполнять комплекс упражнений с детьми в благоприятной обстановке, стоя или сидя за столом. Приведем пример заданий, рекомендуемых для проведения в домашних условиях:

1. Растяжки. Упражнения «Дерево», «Сорви яблоки», «Тряпичная кукла и солдат».

2. Телесные упражнения. Упражнения «Перекрестная маршировка», «Паровозик», «Крабик», «Маршировка».

3. Упражнения для развития двигательной сферы. Упражнения «Замок», «Кулак-ладонь», «Ухо - нос», «Рисунок», «Колечко».

4. Упражнения на расслабление. Упражнения «Дирижер», «Облачко».

Нами была проведена коррекционная работа.

После формирующего этапа на контрольном эксперименте мы получили следующие результаты. Была выявлена положительная динамика речевого развития (сравнительные диаграммы представлены на рисунке 1 и 2).

После проведения коррекционной работы, в группе отсутствуют дети с низким уровнем развития двигательной сферы. Следует отметить, что, безусловно, некоторые дети только «переступили» порог среднего уровня, эту группу составляли 25%. Дети, у которых был выявлен высокий уровень

развития - 13%, после проведения повторной диагностики получили более высокие результаты и увереннее «закрепились» на данном уровне. Также после проведения коррекционной работы высокий уровень развития показал еще один ребенок. В итоге, высокий уровень развития был выявлен у 20 %. Большинство детей имеет средний уровень развития - это 55%.

Благодаря совершенствованию общей и мелкой моторики нормализовался тонус мышц, детям легче продуцировать речь.

- Высокий уровень

- Средний уровень

■ Низкий уровень

- Высокий уровень

- Средний уровень

" Низкий уровень

Рисунок 1. Итоговый результат диагностики сформированности

двигательной сферы на этапе констатирующего эксперимента

Таким образом, по результатам анализа результатов, полученных по итогам контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что развитие общей и мелкой моторики, а также построение работы, с учетом активизации моторной и премоторной областей, является действенным способом при коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушения речи.

Использованные источники:

1. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека: руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев; под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. - 4-е посмертное изд. - Москва: Гос. изд-во; Ленинград, 1928.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2000.

4. Кусмарцева Т.А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 30.

5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого -педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Рисунок 2. Итоговый результат диагностики сформированности двигательной сферы на этапе контрольного эксперимента

6. Okely A.D., Booth M.L., Chey T. Relationships between body composition and fundamental movement skills among children and adolescents. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.