Научная статья на тему 'Развитие общей и мелкой моторики воспитанников дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами народного телесно-ориентированного игрового творчества'

Развитие общей и мелкой моторики воспитанников дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами народного телесно-ориентированного игрового творчества Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
460
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ОБЩАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА / НАРОДНОЕ ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИГРЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукьянчук Татьяна Валентиновна

Несмотря на то, что у малышей с врожденной двигательной патологией может наблюдаться целый ряд сопутствующих заболеванию аномалий развития, однако нарушения опорно-двигательного аппарата, по мнению ведущих специалистов, являются ведущим дефектом. Данное мнение бесспорно, поскольку развитие всех психических процессов ребенка базируется на моторно-двигательных навыках. Именно поэтому проблема развития общей и мелкой моторики у детей с двигательными нарушениями является наиболее актуальной. В статье анализируются коррекционные возможности народных игр телесно-ориентированной направленности, приводятся доказательства преимущества использования данного метода для развития общей и мелкой моторики воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукьянчук Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие общей и мелкой моторики воспитанников дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами народного телесно-ориентированного игрового творчества»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА Лукьянчук Т.В.

Лукьянчук Татьяна Валентиновна - педагог-психолог высшей квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 234 г. Минска», г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: несмотря на то, что у малышей с врожденной двигательной патологией может наблюдаться целый ряд сопутствующих заболеванию аномалий развития, однако нарушения опорно-двигательного аппарата, по мнению ведущих специалистов, являются ведущим дефектом. Данное мнение бесспорно, поскольку развитие всех психических процессов ребенка базируется на моторно-двигательных навыках. Именно поэтому проблема развития общей и мелкой моторики у детей с двигательными нарушениями является наиболее актуальной. В статье анализируются коррекционные возможности народных игр телесно-

ориентированной направленности, приводятся доказательства преимущества использования данного метода для развития общей и мелкой моторики воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: нарушения опорно-двигательного аппарата, общая и мелкая моторика, народное игровое творчество, игры телесно-ориентированной направленности.

Дошкольный возраст - важный период в развитии человека, возраст, когда наиболее интенсивно развиваются все психические процессы. Необходимо в этот период взросления создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребёнка. В особых условиях развития и воспитания нуждаются дети, которые в силу тяжести органической патологии имеют ограниченные возможности.

По данным статистики, более 122 тысяч белорусских детей дошкольного и школьного возраста, а это составляет примерно 7% от общего количества, имеют особенности психофизического развития. Поэтому проблема помощи таким детям стать полноправными членами общества является одной из актуальнейших.

Наиболее остро стоит проблема помощи детям, у которых наряду с имеющимися трудностями в обучении и интеллектуальной недостаточностью диагностируются нарушения опорно-двигательного аппарата, поскольку развитие всех психических процессов ребенка базируется на моторно-двигательных навыках. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют место разнообразные расстройства моторики, речи, а также нарушения функций зрительного и слухового анализаторов. Кинестетические ощущения у большинства таких воспитанников оказываются недостаточно четкими и точными. Наши наблюдения согласуются с исследованиями учёных, занимавшихся изучением проблемы развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Многие исследователи считают, что сенсорная депривация, обусловленная патологией мышечно-суставного чувства, существенно сказывается на восприятии в целом, снижает его качество, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей. Е.М. Мастюкова пришла к выводу, что психические изменения ведут также к нарушению социально-психологической адаптации, затрагивают самые различные уровни

психики, начиная от познавательных процессов и заканчивая мотивационными изменениями, особенно это проявляется в старшем дошкольном возрасте [2] .

По мнению К.А. Семёновой, двигательные нарушения у данной группы детей выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка [4, 12].

Именно поэтому проблема развития общей и мелкой моторики у детей с двигательными нарушениями для нас видится наиболее актуальной.

Выявив проблему физического, интеллектуального и социального развития воспитанников, мы попытались найти оптимальный метод, который помог бы ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата не только развить моторно-двигательные навыки (а в некоторой степени и компенсировать ведущий дефект), но и стал бы фундаментом для развития всех психических процессов, став действенным средством оптимизации внутреннего состояния ребенка. Используя в практике работы различные традиционные методы, мы заметили, что изменения у данной группы воспитанников в силу тяжести органической патологии незначительны. Мы поставили перед собой задачу поиска более эффективного развивающего средства для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Изучив литературу, практический опыт коллег по использованию телесно-ориентированных техник, актуализировав свой опыт, пришли к выводу, что таким действенным средством могут стать методы телесно-ориентированных технологий, которые, «являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом» (Э.Г. Булич, 1986) [1, 24].

Наиболее приемлемым методом для воспитанников дошкольного возраста выбрано народное телесно-ориентированное игровое творчество, несколько забытое в век прогресса и компьютерных технологий. Аргументом в пользу выбора этого метода послужило то, что в народных играх запечатлен опыт многих поколений людей, отшлифованный мастерами народной педагогики, заключенный в лаконичную, образную форму, которая интересна ребенку, а главное, удовлетворяет его возрастные потребности.

Проигрывая различные ситуации, ребенок может получить опыт взаимодействия с миром и людьми в доступной для него форме. Ещё наши бабушки и прабабушки, не зная, что такое «моторика», использовали народное творчество в воспитании детей. Сегодня, зная механизмы психического и физического развития ребёнка, мы можем использовать драгоценный опыт предыдущих поколений и достичь хороших результатов в развитии наших воспитанников.

Игры заключаются в различных манипуляциях с телом ребенка, прикосновениях, поглаживаниях, направленных на расслабление либо стимуляцию мышечной активности малыша, что является актуальным для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Действия в народных играх сопровождаются незатейливыми словами, присказками, которые понятны ребенку, легко запоминаются, и, как показывает опыт, маленькие дети с удовольствием пытаются повторить движения, слова или фразы песенки, потешки. Для детей с особенностями психофизического развития использование народного творчества в коррекционно-развивающей работе является актуальным на любом этапе дошкольного детства.

Разнообразие народных телесно-ориентированных игр по форме и тематике позволяет использовать их практически на любом занятии, так как они способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, кинестетического восприятия пространства, коррекции дефектов речи. Кроме того, они обладают мощным положительным зарядом, поскольку являются еще и средством общения ребенка со взрослым, средством передачи положительных эмоций.

52

При подборе игр необходимо учитывать медицинский аспект проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата. Следует принимать во внимание состояние мышечной системы организма ребёнка. У детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата может преобладать либо повышенный, либо пониженный тонус различных групп мышц. Для воспитанников с повышенным мышечным тонусом (гипертонусом) подбираются игры, направленные на снижение тонуса, расслабление различных групп мышц ребёнка. Они включают в себя поглаживающие, растирающие движения. Воспитанникам с пониженным мышечным тонусом (гипотонусом) предлагаются игры, оказывающие стимулирующее, активизирующее действие на мышечную систему ребёнка. Такие игры включают в себя большое количество «рубящих», разминающих, вибрирующих движений, более интенсивные поглаживания, растирания, а также пощипывания, похлопывания.

Народные телесно-ориентированные игры воздействуют не только на физиологию «особенного» ребёнка, но и на его психическое здоровье. Текст игры настраивает ребёнка на определённое эмоциональное состояние, которое готовит его организм к определённым физическим воздействиям. Дети дошкольного возраста, имеющие развитое воображение, мыслят образами, каждый образ вызывает определенные ассоциации. Например, образ реки вызывает ассоциации, связанные со свойствами воды, ее плавностью, текучестью, способностью расслаблять, снимать усталость. Поэтому игры, имитирующие процесс купания, погружения в воду, сопровождаются движениями, расслабляющими мышечную систему ребенка («Лунь плывет...», «Вода текучая...», «Водичка-водичка.» и др.) [4].

Мастера народной педагогики заметили, что дети любят подражать взрослым, имитировать движения животных, птиц. Игры, имитирующие различные действия и движения, например, езду на лошади, требуют мышечного напряжения, тем самым стимулируя активность ребенка и повышая мышечный тонус («На молоденькой лошадке.», «Еду-еду к бабе, к деду.», «Хорошая дорога.»).

Игры, имитирующие повадки и движения животных, могут как стимулировать, так и расслаблять мышечную систему малыша. Например, кот ассоциируется у ребенка с чем-то мягким, пушистым, его движения плавны, грациозны. Поэтому игры, в которых героем является кот, сопровождаются легкими прикосновениями, поглаживаниями; их цель: расслабить тело малыша, снять мышечные спазмы, зажимы («Пошел котик на торжок.», «Котя-котенька-коток...»). Игры, передающие повадки крупных или подвижных животных, содержат более резкие движения, постукивания, частую смену действий, что ведет к усилению мышечного напряжения («Пошли коровушки .», «Сидит белка на тележке .»).

Некоторые народные игры настолько универсальны, что к их тексту легко подобрать сопровождающие движения как для воспитанников с гипотонусом, так и гипертонусом.

Для детей с повышенной тактильной чувствительностью телесно -ориентированные игры применяются с осторожностью. Таким малышам предлагаются игры с минимальными тактильными воздействиями. Для детей с гиперчувствительностью к телесным прикосновениям следует подобрать другие методы развития общей и мелкой моторики.

При составлении коррекционно-развивающих программ и тематических комплексов следует учитывать характер нарушений основного дефекта и возраст воспитанников. В рамках каждой игры возможно усложнение выполнения действий, которое заключается в переходе от пассивно-активного способа («рука в руке») к активному способу действий (самостоятельное выполнение). Например, в играх, направленных на развитие мелкой моторики («Большаку дрова рубить.», «Мешу, мешу тесто.», «Сорока-ворона.»), поначалу взрослый манипулирует пальчиками ребенка. Затем по мере развития мелких движений, моторной ловкости малыш сам загибает свои пальчики, помогая себе другой рукой. Следует отметить, что переход к

53

активному способу действий, учитывая тяжесть органической патологии, может быть достаточно длителен.

Опыт показывает, что народное телесно-ориентированное игровое творчество является не только эффективным средством развития общей и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и средством социализации ребенка, развития его внутреннего мира, элементарных представлений об окружающей действительности.

Список литературы

1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских условиях: учебное пособие для техникумов. М.: Высш. шк., 1986. 255, 1с.: ил.

2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с: ил.

3. Потягушеньки-порастушеньки / сост. И.В. Остапенко. Пермь: Пермская книга, 1993. 142с: ил.

4. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М.: Медицина, 1976. 127 с: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.