Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мелка моторика / дети с ОВЗ / пластичные материалы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талдыкина Т.А.

В статье идет речь о важности и влиянии мелкой моторики на развитие детей с ОВЗ, рекомендации педагогам, а также эффективность использования в работе пластичных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)»

навыков командного общения и взаимодействия, преодоление трудностей обучения и воспитания.

Педагог-психолог должен быть квалифицированными специалистами, обладающими необходимыми знаниями и навыками для оказания профессиональной помощи обучающимся и их родителям. Он должен уметь работать с самыми разными обучающимися и их родителями, иметь возможность общаться и взаимодействовать, а также быть готовым оказать экстренную помощь в случае необходимости.

Список использованной литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - 20-е изд., стереотип. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 363 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2014. -592 с.

3. Долгая Н. А. Педагогическое управление процессом адаптацией подростков в кадетском корпусе // Вестник евразийской науки. 2015. №5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-upravlenie-protsessom-adaptatsiey-podrostkov-v-kadetskom-korpuse (дата обращения: 13.12.2023).

4. Долгая Н. А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-adaptatsiya-podrostkov-v-usloviyah-kadetskogo-korpusa (дата обращения: 13.12.2023).

5. Копылова Л. Е. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-kadetskom-korpuse (дата обращения: 13.12.2023).

6. Кузьмина, Н.В. Педагогическая психология / Н.В. Кузьмина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 448 с.

© Сафиуллина К.П., 2024

УДК-001

Талдыкина Т.А.

г. Курск, РФ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

Аннотация

В статье идет речь о важности и влиянии мелкой моторики на развитие детей с ОВЗ, рекомендации педагогам, а также эффективность использования в работе пластичных материалов.

Ключевые слова: мелка моторика, дети с ОВЗ, пластичные материалы.

Центры головного мозга человека, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко друг к другу. При стимуляции мелкой моторики активируются и отделы мозга, отвечающие за речь. Таким образом, развитие тонких движений рук напрямую связано с развитием речи. Данное наблюдение было выделено многими учеными, в том числе и М. Монтессори.

Замечено, что у детей, имеющих интеллектуальные нарушения, наблюдается в той или иной степени моторная неловкость, а также недостаточно развитые движения пальцев рук. Ранние органические поражения центральной нервной системы несут в себе последствия нарушения двигательного развития детей. Это относится как к артикуляционной, мелкой, так и к общей моторике. В большей степени это касается координации движений двух рук и зрительного контроля при выполнении движений, что, в свою очередь, влияет на освоение ребенком всех видов деятельности: бытовой, познавательной и практической.

В процессе развития ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, важное место отводится развитию именно мелкой моторики, что влечет за собой улучшение координации движений, развитие памяти и внимания, помогает подготовить руку к письму, также развить тактильную чувствительность и навыки самообслуживания, снять скованность и укрепить мышечный аппарат.

Проводя работу по развитию мелкой моторики, педагогам рекомендуется учитывать следующее:

1. Задания должны быть подобранны с учетом постепенного усложнения.

2. На занятиях должен учитываться временной регламент, чтобы не перегружать ребенка.

3. При подборе заданий и упражнений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (настроение, состояние здоровья, его физические и психические возможности, уровень развития).

4. Занятия должны быть систематическими и регулярными.

5. Каждое занятие должно быть интересным, напоминать игру.

6. Замечать любой, даже самый минимальный прогресс ребенка, создавать «ситуацию успеха».

7. Целью каждого занятия должна быть сформированная положительная мотивация, чтобы упражнения давали положительный результат.

Существует множество способов, игр, занятий и упражнений для развития моторики у детей с ОВЗ. Одним из наиболее эффективных методов, является использование таких материалов, как, глина, пластилин и тесто. Давайте рассмотрим метод работы с пластилином более подробно.

Работа с пластичными материалами способствует появлению ловкости и послушности в пальцах детской руки, развитию воображения. Подобные игры формируют у детей понятия объема, плоскости, формы, пространственного мышления, и, в целом, способствуют проявлению интереса к творческим занятиям. Важно отметить, что на первых занятиях ребенку будет трудно справиться с заданием «слепи фигуру, животное, фрукт» и т.д. Для начала можно предложить ребенку аппликацию с использованием пластилина, где рисунок не закончен. Дети могут отрывать маленькие кусочки пластилина, разминать их в руках, лепить на лист бумаги (соблюдая правило цвета), затем расплющивать их пальцами по листу в нужных местах. Таким образом, пальцы рук будут выполнять мелко-моторные действия, и наряду с этим, будет происходить творческий процесс с быстрым и наглядным результатом работы, которую ребенок может сразу увидеть, пощупать, оценить и получить похвалу.

Перед проведением занятий педагог должен научить детей соблюдению правил в работе с пластилином. Дети должны работать на специально отведенных досках или столах, не разбрасывать пластилин, не ронять его. На занятиях необходимо контролировать процесс работы и соблюдение детьми данных правил.

Помимо работы с детьми, педагогам также важно проводить работу с родителями. Изначально необходимо формировать и стимулировать замотивированность родителей к работе с их детьми. Для этого проводятся консультации и беседы на тему актуальности развития мелкой моторики у ребенка. Каждому обучающемуся заводятся папки, в которых собираются результаты работы по разным темам, а также даются домашние задания.

Таким образом, систематические занятия педагогов и родителей с детьми, будут давать положительные результаты в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Список использованной литературы:

1. Беряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — 2-е изд., перераб. И доп. — СПб.: КАРО, 2009. -272с.

2. Кушнир, Г.В. Особенности занятий по изобразительной деятельности с детьми с ЗПР / Г.В. Кушнир // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 2. — С. 23-24

3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта у дошкольников. — М; ТЦ Сфера, 2001. -48с.

© Талдыкина Т.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.