Начальная школа. 1988. № 12. С. 34-37.
6. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDЮ»: Материалы для участников семинара (Пер. С. В. Шикалова). Под. ред. Н. М. Золотаревой и А. Ю. Умарова. М.: Изд.Дом МИСиС, 2011. 60 с.
7. Загашев И.О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. 284 с.
8. Клустер Д. Что такое критическое мышление? М.: Русский язык. 2002. № 29. [Электронный ресурс]. Издательский дом 1 сентября [официальный сайт]. URL:http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902/ (дата обращения 10.11.2021)
© Назаренко А. Ф., 2021
УДК 376
Петрова Т.В.
инструктор по труду
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
РФ Белгородская обл., Белгородский район, с. Весёлая Лопань
Гончарова И.Н. социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
РФ Белгородская обл., Белгородский район, с. Весёлая Лопань
ИГРАЯ - РАЗВИВАЕМ! ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАФАРЕТОВ В РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ И ОП ЦНС МЕТОДОМ ЛЕПКИ И ВАЛЯНИЯ
Аннотация
В настоящее время актуальным стало развивать мелкую моторику и творческие навыки у детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) и ОП ЦНС (органическое поражение центральной нервной системы). Это способствует всестороннему развитию личности ребенка и это самый интересный и красочный вид деятельности дошкольника. Поэтому перед родителями и педагогами встает задача - дать ребенку как можно больше знаний и способов творчества, пусть даже самых простых как лепка и валяние из войлока.
Мы с коллегами работаем в реабилитационном центре, где проходят реабилитацию дети с тяжелыми формами ДЦП и ОП ЦНС. У которых в основном выявляются проблемы с недоразвитием мелкой моторики и познавательной сферы на фоне медицинских и психологических нарушений здоровья.
Ключевые слова
Трафарет, шаблон, формочки, мелкая моторика, гибкость рук, сенсорика, развитие, творчество
Работа с Трафаретами - в чём польза? «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»-говорил В.А. Сухомлинский. Благодаря работе с трафаретами, самые маленькие творцы смогут поверить в свои силы и полюбить различное творчество. Трафареты, формочки или шаблоны учат правильно держать предмет в руке, регулировать силу нажима и создавать четкие линии. Многократное повторение одних и тех же движений при валянии или лепке по трафаретам различных фигур развивает мелкую моторику рук, автоматизирует двигательные навыки, способность не выходить за контур и быть
аккуратным!
Творческое развитие - это внутренняя потребность ребенка и оно необходимо как знание азбуки. Творчество помогает забыть о своих проблемах, самовыразиться. Создать своими руками сувенир или просто подарить себе радость от процесса общения с педагогом или родителем во время совместного творчества.
Некоторые дети не имеют возможности работать двумя руками, использовать всю ладошку и пальцы, все, что им подвластно - это прижимать или совершать однообразные движения иглой при валянии войлока, отщипывать пряди шерсти или шлепать ладошкой по формочке во время лепки.
Перед педагогом встает задача - разнообразить этот простой мир движений, расширить его рамки и перевести в творчество, дополняя познавательной информацией.
Также дети, у которых максимально ограничены возможности здоровья, несмотря на свои проблемы, такие же дети как и все! Они тоже хотят творить, дарить радость, изготовляя простые, но очень красивые поделки вместе с родителями или педагогами.
Чтобы разнообразить мир их движений и сделать его более привлекательным в плане творчества, мы решили использовать трафареты, шаблоны, формочки для лепки.
Естественно, при творческом развитии использование шаблонов сужает рамки детского воображения и имеет свои плюсы и минусы.
Минусы - это когда: используя форму или шаблон, мы не даем ребенку фантазировать, реализовывать свои мысли, возможности.
Например, ребенок 9 лет с ОВЗ пришел на занятие лепкой, его проблема - невозможность работать пальцами, все, что он мог это только прижимать кусочки пластилина к формочке грибочка из цветного картона. Педагог пытался подсказать, как это сделать и все делал за ребенка. В результате ребенок расплакался и прекратил занятие.
Есть отличный способ смягчить этот минус и превратить в плюс - сесть рядом с ребенком и работать творчески, лепить или валять из войлока, использовать разные материалы, разные цвета шерсти и пластилина, лепить из соленого теста. И ребенок, видя вас работающим с ним, поймет, что для него никто не ставит границ.
В чем же плюсы работы по шаблонам? Во-первых; тренируется усидчивость, умение действовать по инструкции, по образцу и исполнительность, т.е. готовый результат.
Ребенок учится использовать новые техники, которые может применять в своем свободном творчестве, также формируются определенные навыки, причем каждый шаблон - свой навык. Развивается мелкая моторика, уходят страхи перед тем, что у ребенка может не получиться. Также у ребенка развивается креативность - способность находить нестандартные решения и видеть мир свежим взглядом.
Лепка и валяние - похожи. Они позволяют детям видеть форму, ориентироваться в пространстве, изучать цвета, развивать специальные умения и навыки, формировать зрительно - пространственную координацию, свободное владение кистью руки, положительные эмоции и ощущение материала.
Например, приходит ребенок на занятие, как правило - индивидуальное. У него проблемы с мелкой моторикой. Ему сразу хочется научиться делать красивые вещи. И мы - педагоги, подсказываем ему, как надо работать с шаблоном, мотивируем его к творчеству, предоставляя ему использовать различные силуэты, трафареты, формочки, предоставляя полную свободу его фантазии. Осторожно направляя и корректируя замысел, показывая образцы детских работ, выполненных заранее. Пусть ребенок даже не умеет раскатывать пласт теста или разглаживать мокрый войлок, но подобрав специальную формочку, шаблон и показав как с ним работать, ребенок раскрывается. Он только шлепает ладошкой по формочке, пласт теста мы раскатываем за него, или заполняет форму войлоком и даем ему в руку специальную иглу (как правило при валянии иглой ребенок работает в паре с родителем). И вот он совершает простейшие движения и видит, что у него получается нечто красивое и необычное, похожее на медальон, подушечку, животного или цветок. Сколько радости доставляет такое творчество малышу и его родителям! А ведь это уже ступенька к развитию. Ребенок начинает думать, мыслить, или хотя бы делает первые шаги к этим сложным операциям. На основе однажды усвоенного положительного опыта будут развиваться
другие навыки.
Объединив лепку и валяние с использованием формочек, мы строим пирамиду для развития навыков в повседневной жизни. Это внизу - стабильность, двусторонняя координация и сенсорика, посредине - ловкость, вверху - овладение навыками повседневной жизни.
Стабильность помогает сочетать силу и равновесие, позволяет удержать одну часть тела неподвижной, пока другая находится в движении. Например: мы используя трафарет можем интерпретировать с созданием новых работ или пуще того, новых композиций! Если на подготовленную основу накладывать детали, изготовленные с помощью трафарета в войлоке, либо с помощью формочек из теста, то мы можем создавать различные тематические панно или открытки.
Тут можно подбирать задания для познавания окружающего мира. Использовать формочки животных (диких и домашних), растений, цветов, морских животных, геометрические формы в виде кружков, квадратов и треугольников, в виде не сложных заготовок. Их можно не только приобрести в магазинах детского творчества, но и сделать самому из картона, пластика или фетра.
Двусторонняя координация движений формируется при использовании обеих рук. Например, при использовании скалки, или при вынимании поделки из формы при сухом валянии.
Сенсорика позволяет понимать, где находятся пальцы и кисти руки, как они двигаются без постоянного контроля за ними. Например, вымешивать и разминать тесто, выполнять заполнение пластилином формочки, украсить шляпку мухомора, нафильцевать прожилки другого цвета на осенний лист и многое другое! И это легко тренируется при валянии и лепке!
Работы по творчеству неограниченны, это - изготовление снеговика из соленого теста с добавлением клея ПВА с помощью специальных форм. Или при валянии создание объемных зверушек в трафаретах, когда делаются две одинаковых полуплоские детали, а потом мастерски соединяются с помощью иглы и пучков шерсти. Остается на такие мини игрушки лишь добавить мелкие детальки: глазки , носик, ротик - и вот, милая и теплая игрушка уже готова! Дети со своими поделками не расстаются, либо делают своим близким родным в подарок.
На тренировку ловкости и гибкости рук уходят многие годы, но творческий процесс от этого не страдает. Зато результат будет отличный и порадует не только педагога и родителей, но и самого ребенка!
Очертание внешней линии силуэта в процессе работы по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит ребенка особенно с ОВЗ и ОП ЦНС создавать различные линии в заданных конкретных условиях: прямые, ломаные, прерывистые, округлые или волнистые. За этим навыком стоит непростая синхронная работа систем организма: костной, мышечной, нервной. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими процессами как внимание и мышление, оптико-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, воображение и речь.
Поэтому так важно уделять внимание детскому творчеству!
Список использованной литературы:
1. Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения». - Калуга: издательство «Адель», 1998 год.
2. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э... «Развитие восприятия у ребёнка», Москва, «Школа -Пресс», 2001 год.
3. «Коррекционная работа в детском саду», под ред. Л. И. Плаксиной, Москва. 1999 год.
© Петрова Т.В., Гончарова И.Н., 2021