Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР'

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мелкая и артикуляционная моторика / общее нарушение речи / дидактические игры / младшие школьники / fine and articulatory motor skills / general speech disorder / didactic games / junior schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухотина Ю.С., Сагоякова Н.Ф.

В статье описаны проблемы мелкой и артикуляционной моторики у младших школьников. Представлены особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня (далее – ОНР III уровня). Отмечены актуальные вопросы развития мелкой и артикуляционной моторики у младших школьников. Охарактеризована актуальность использования в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими ОНРIII уровня, дидактических игр, приведены их примеры для развития мелкой и артикуляционной моторики у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухотина Ю.С., Сагоякова Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the problems of fine and articulatory motor skills in younger schoolchildren. The features of speech development in children with level III ONR are presented. Topical issues of the development of fine and articulatory motor skills in younger schoolchildren are noted. The relevance of the use of didactic games in correctional speech therapy work with children with level III ONR is characterized, their examples for the development of fine and articulatory motor skills in younger schoolchildren are given.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

УДК 376.37

Сухотина Ю.С.

студент

5 курс, Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Сагоякова Н.Ф., доцент, кандидат педагогических наук

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация

В статье описаны проблемы мелкой и артикуляционной моторики у младших школьников. Представлены особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня (далее - ОНР III уровня). Отмечены актуальные вопросы развития мелкой и артикуляционной моторики у младших школьников. Охарактеризована актуальность использования в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими OHPIII уровня, дидактических игр, приведены их примеры для развития мелкой и артикуляционной моторики у младших школьников.

Ключевые слова: мелкая и артикуляционная моторика, общее нарушение речи, дидактические игры, младшие школьники. Abstract

The article describes the problems of fine and articulatory motor skills in younger schoolchildren. The features of speech development in children with level III ONR are presented. Topical issues of the development of fine and articulatory motor skills in younger schoolchildren are noted. The relevance of the use of didactic games in correctional speech therapy work with children with level III ONR is characterized, their examples for the development of fine and articulatory motor skills in younger schoolchildren are given.

Keywords:

fine and articulatory motor skills, general speech disorder, didactic games, junior schoolchildren.

Вопросам развития мелкой и артикуляционной моторики в онтогенезе посвящено много научных работ. Исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что от движения рук зависит речевая функция. Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [2].

У детей с общим недоразвитием речи страдает и артикуляционная моторика. Причинами такого нарушения является неправильное строение органов речевого аппарата, недостаточная подвижность органов артикуляции и другие. В структуре речевого дефекта выделяют нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом также имеются неречевые расстройства, проявляющиеся, в том числе в нарушениях мелкой и артикуляционной моторики. Проблемами артикуляции занимались Филичева Т.Б., Фомичева Г.В. и другие [5].

Развитие мелкой и артикуляционной моторики является важным моментом в логопедической работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня (далее - ОНР III уровня). С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, Особым видом игровой

деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались зарубежные (Ф. Фребель, М. Монтесссори, О. Декроли) и отечественные ученые (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Л.А. Венгер, В.Н. Аванесова и др) [1].

Для развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР можно использовать игры, дидактической задачей которых должны быть активизация моторики рук, улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Содержанием игр могут быть упражнения, гимнастика. Игровые действия приводят к тому, что дети достигают определенных успехов в развитии мелкой моторики рук [4]. У детей улучшаются такие двигательные качества, как точность, координация, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Наличие дидактических правил учит детей контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их, избавлять от мышечного напряжения, а также скованности движений. Специально подобранные дидактические игры для развития мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи [3]. Поэтому в процессе исследования были рассмотрены дидактические игры, параллельно влияющие на мелкую и артикуляционную моторику. Дидактические игры могут быть разнообразные.

Игра «Лягушка». Счет.

Дидактические задачи: развитие точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Превратили нас в лягушек -

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

Дидактические действия: описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Можно подобрать дидактические игры, где сочетаются классические приемы артикуляционной гимнастики с приемами биоэнергопластики, и согласуются движения и речь для параллельного развития артикуляционной и мелкой моторики. А также можно организовать дидактическую игру, используя игровые персонажи (например, «Волшебные змейки», «Чупа и Чупс»), счёт, музыку, стихи. Дидактическая игра с выполнением артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога. Особенности дидактической игры с применением приемов биоэнергопластики:

- знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике;

- отработка его перед зеркалом, рука в упражнение не вовлекается; педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой;

- к артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука; движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными;

- постепенно подключается вторая рука, таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы.

Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.[5]

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.

Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. Все задания должны быть тесно связаны между собой. Поэтому во время логопедических занятий можно организовать дидактические игры, где персонажем является «Язычок». Эти игры, представленные в виде занимательной сказки о Язычке, вызывают у младших школьников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности. Сказка делится на множество сюжетов. И каждый сюжет обыгрывается.

Сюжет № 1

У тебя есть язычок (покажи его), он живет в домике. Скажи, как этот домик называется. Правильно, рот. Этот домик-ротик двухэтажный, первый этаж — это нижние зубки, покажи их язычком. На первом этаже живут звуки С, С', З, З', Ц. Когда мы их произносим, то язычок опускается к нижним зубкам. Второй этаж — это верхние зубки, покажи их язычком. На втором этаже живут звуки Ш, Ж, Ч, Щ Л, Л', Р, Р'. Когда мы произносим эти звуки, то язычок поднимается к верхним зубкам. В домике есть подвал, в нем живут звуки К, К', Г, Г', Х, Х'. У тебя все звуки живут в домике? Нет? Для того, чтобы звуки поселились в домике и никогда его не покидали, нужно делать упражнения. Поэтому мы сейчас сочиним сказку про Язычок.

Сюжет сказок дети могут сами придумывать, используя знакомые им упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Следовательно, в коррекции нарушений мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР III уровня необходим комплексный подход, определяющий развитие функции слухо-зрительно-двигательной координации.

Таким образом, хорошо развитая мелкая и артикуляционная моторика дает возможность подготовить ребенка к правильному произношению звуков. При этом для того, чтобы игры эффективно выполняли свою развивающую функцию, обязательно включение в них элементов занимательности, сюрпризных моментов. Также обязательно следует использовать дидактический наглядный материал, которым могут быть различные игрушки, картинки, пособия, разнообразный природный материал (орешки, камешки, веточки и т.п.).

Подводя итоги, важно отметить, что дидактические игры делают артикуляционную гимнастику интересной, увлекательной, эмоциональной и дают возможность повысить мотивацию и работоспособность у детей. Кроме этого, дидактические игры способствуют развитию речевой моторики, что в свою очередь является условием правильного звукопроизношения. Дидактические игры и упражнения положительно влияют на формирование и дальнейшее развитие мелкой и артикуляционной моторики, способствуют развитию психологической базы речи и всех сторон речевой системы.

Список использованной литературы: 1. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие/ Г.В. Бабина. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru (Дата обращения 20.10.2023)

2. Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. - Москва: Сов. Россия, 2000 -210 с.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 268 с.

4. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб.: Феникс, 2010. - 219 с.

5. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М.: Эскимо, 2015. - 320 с.

© Сухотина Ю.С., 2023

УДК 378.1

Хоросоженко Е.А.

магистрант 1 курса ИГУ, г. Иркутск, РФ Научный руководитель: Иванова Е.Н,

Кандидат педагогических наук, ИГУ г. Иркутск, РФ

ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ФГБОУ ВО ИГУ

Аннотация

Статья "Типовая модель дистанционного курса образовательного портала ФГБОУ ВО ИГУ" является исследованием использования дистанционных курсов на образовательном портале ФГБОУ ВО ИГУ. В ходе исследования было проведено анкетирование преподавателей и проанализированы данные с целью выявления практик и тенденций использования дистанционных курсов. Данная статья представляет типовую модель дистанционного курса и акцентирует важность этой модели в образовательном процессе. Результаты исследования могут быть полезны для других образовательных учреждений, стремящихся внедрить дистанционное обучение и улучшить свои образовательные процессы.

Ключевые слова Дистанционные курсы, образовательный портал, исследование, типовая модель, преподаватели, студенты

В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется развитию дистанционного обучения и использованию образовательных порталов. Один из таких порталов, ФГБОУ ВО ИГУ (Иркутский государственный университет), предоставляет дистанционные курсы. В данной статье представлены результаты исследования, которое было проведено среди преподавателей, чтобы изучить использование и эффективность дистанционных курсов на образовательном портале ФГБОУ ВО ИГУ.

Для этого было проведено анкетирование преподавателей университета, в котором они отвечали на вопросы, касающиеся их знакомства с дистанционными курсами, опыта использования таких курсов и оценки их эффективности.

Из результатов анкетирования, в котором приняли участие 14 преподавателей, стало ясно, что 13 человек (92,9%) используют дистанционные курсы в своей преподавательской деятельности, в то время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.