Научная статья на тему 'Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики'

Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
800
125
Поделиться
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛОГОПЕДИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА СУ-ДЖОК / БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА / РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лещенко Светлана Геннадьевна, Крючкова Анастасия Вадимовна

В данной статье рассмотрены проблемы развития артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики. Проанализированы характерные особенности артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников, использование развивающего комплекса заданий, включающего в себя развитие точности, силы, объёма, переключаемости движений губ, языка, щёк, качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Лещенко Светлана Геннадьевна, Крючкова Анастасия Вадимовна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики»

функцией и тем самым усиливают эстетическое воздействие, - все это способствует воспитанию чувств обучаемых.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы обшей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.

2. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - М.: Изд-во МГУ, 1973.

3. Кубрякова Е.С. Модели порождения речи и главные отличительные особенности речепорождающего процесса // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи.- М.: Наука, 1991.

4. Кузина М.В. Развитие Я-концепции студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе : моногр. / М.В. Кузина ; - Рязань, Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2015.

5. Ламзин С.А. «Идея» как основополагающая категория для понятий «информация» и «замысел» при обучении иностранным языкам.- Школа будущего, 2015. № 4.

6. Ламзин С.А. Информация, синергетика, возможные миры в обучении иностранным языкам. - Евразийский союз ученых. Часть1. 2015. № 8.

7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. Т.2. 320 с.

8. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Изд-во МГУ, 1982.,

9. Миролюбов А.А. Связь методики обучения иностранным языкам со смежными науками // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.

10. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления.- Вопросы психологии, 1957. № 5.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.

© Ламзин С.А., 2016

УДК 159.9

Лещенко Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.пс.н., доцент кафедры специальной психологии Тульский государственный педагогический университет Крючкова Анастасия Вадимовна студентка 4 курса психологического факультета Тульский государственный педагогический университет

Г. Тула, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕТРАДИЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ СУ-ДЖОК И БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы развития артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики. Проанализированы характерные особенности артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников, использование развивающего комплекса заданий, включающего в себя развитие точности, силы, объёма, переключаемости движений губ, языка, щёк, качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами.

Ключевые слова:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

специальная педагогика, логопедия, общее недоразвитие речи, артикуляционная моторика, мелкая моторика, нетрадиционные средства Су-Джок, биоэнергопластика, развитие артикуляционной и мелкой

моторики.

Обоснована необходимость использования разработанного авторами комплекса по развитию артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики.

Огромное значение в наши дни имеет подготовленность дошкольника к школьному обучению. Важную роль имеет правильность произношения звуков, а также хорошо развития моторика, как общая, так мелкая и артикуляционная.

К старшему дошкольному возрасту при произнесении различных звуков подвижные речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть) должны занимать строго определенное положение. В этом возрасте и мелкая моторика должна быть развита на уровне, позволяющем детям без затруднений рисовать красками, карандашами, закрашивать и зашриховывать контурные рисунки, не заходя за края, с лёгкостью застёгивать и расстёгивать одежду.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой, может создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. [2,с. 224]

Для развития артикуляционной и мелкой моторики целесообразно использовать не только традиционные методы, но и внедрять нетрадиционные методы развития артикуляционной и мелкой моторики. Они могут помочь способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что способствует развитию артикуляционной и мелкой моторики, совершенствует координацию движений, развитие памяти, внимания, мышления [1,с. 87].

К таким нетрадиционным методам можно отнести разработанные О.И. Крупенчук и Т.А. Воробьева комплексы артикуляционной гимнастики в игровой и стихотворной форме. М.А. Поваляева предлагает проводить коррекционную работу по развитию органов артикуляции с использованием сказок. С.В. Коноваленко в соавторстве разработали приемы нетрадиционной артикуляционной гимнастики с использованием разных подручных предметов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упражнения с шариком, упражнения с ложкой, статические артикуляционные упражнения для губ без предмета, упражнения с водой, упражнения для губ и языка с бинтом.

Тесная взаимосвязь речи и движения находит свое отражение в работах Воробьевой Т.А., которая предлагает развитие общей и мелкой моторики с использованием специально разработанных игр с мячом. Г.А. Волкова рассматривает развивать моторику в процессе использования логоритмических занятий.

Наибольший интерес из нетрадиционных средств развития моторики для нас представляют методы биоэнергопластики и Су-Джок.

О.И. Лазаренкова и А.В. Ястребова в логопедической работе с детьми предложили использовать артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики [3,с. 156]. Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био - человек, энергия - сила, пластика - движение, и соединяет движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Такое сочетание оказывает чрезвычайно благотворное влияние на развитие координации движений артикуляционного аппарата, на процесс совершенствования мелкой моторики, а также на активизацию деятельности речемоторного анализатора детей.

Другое нетрадиционное средство развития, активно внедряемое в современной логопедии, - это методика Су-Джок, относящаяся к одному из направлений Оннури медицины. Она разработана и предложена южнокорейским профессором Пак Чже Ву. В методике Су-Джок должное внимание уделяет упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и

стопа связанна с различными частями человеческого тела. Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками с различной поверхностью и эластичными кольцами .

На основании проведённого анализа результатов диагностики развития мелкой и артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста, а также изучения теоретических и эмпирических исследований, посвящённых нетрадиционным методам моторного развития, нами был разработан комплекс заданий, включающий в себя 3 блока: комплекс упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики; комплекс заданий, направленных на развитие мелкой моторики средствами нетрадиционной методики Су-Джок; комплекс упражнений, направленных на развитие артикуляционной и мелкой моторики средствами биоэнергопластики.

Данный комплекс был апробирован на базе учреждения Тульской области МБОУ МО Плавский район - детский сад п. Молочные Дворы в течение 4 месяцев. В эксперименте приняли участие старшие дошкольники с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.

После проведения логопедической работы с использованием развивающего комплекса была отмечена положительная динамика развития артикуляционной и мелкой моторик. Артикуляционные движения дошкольников стали более точными, улучшилась координация органов речевого аппарата, ушла замедленность в переключаемости движений губ, щёк, языка. Подвижные органы артикуляционного аппарата обрели достаточную силу, амплитуду и объём движения. Предлагаемый комплекс позволил добиться положительной динамики и в развитии мелкой моторики, движения ведущей руки стали более точными, гибкими и ритмичными, повысилась координированность движений руки и глаза, что благотворно сказалось на развитии графо-моторных навыков.

Результаты апробации говорят об эффективности комплекса, сочетающего традиционные методы коррекционно-развивающей работы и нетрадиционные, такие как Су-Джок и биоэнергопластика, что даёт возможность рекомендовать его к применению в дошкольных учреждениях детей с нарушениями речи.

Список использованной литературы:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2009,87с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ : Астрель, 2007, 224с

3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011,156с.

© Лещенко С.Г., Крючкова А.В., 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 004: 378.1

Маль Галина Сергеевна

Д.м.н., профессор КГМУ Левицкая Марина Сергеевна К.м.н. КГМУ Татаренкова Ирина Александровна

К.ф.н., доцент КГМУ г. Курск, Россия e-mail: mgalina2013@mail.ru

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы