компоненты устной речи: фонематические процессы, анализ и синтез речевого потока, грамматический строй речи и др. Исследование речевой компетенции возможно через оценку навыка письма в различных видах письменной деятельности.
Таким образом, исследуемые в традиционных логопедических методиках речевые и неречевые предпосылки формирования навыка письма и сам актуальный уровень сформированности навыка письма младших школьников с дисграфией в данной работе распределены и объединены в группы в соответствии с характеристиками ключевых компетенций, относящихся к овладению устной и письменной коммуникацией младшими школьниками.
Такая форма диагностической методики может позволить логопеду совместить свою традиционную логопедическую диагностику с требованиями ФГОС, регламентирующими его деятельность как педагога.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/
документы/2974.
С.Н. Семенова
логопед высшей квалификационной категории, Детский сад комбинированного вида № 22 «Золотой колосок», г. Выборг
Использование различных видов самомассажа в коррекции дизартрии у дошкольников
Самым распространённым речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия разной степени выраженности.
В логопедические группы детского сада поступают дети с сочетанной патологией. Дизартрия часто сочетается с другими речевыми нарушениями, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с соматической ослабленностью. При дизартрии нарушаются все виды моторики: артикуляционная, мелкая, общая. Нарушения носят стойкий характер и требуют длительной коррекции с использованием разнообразных методов и приёмов работы для успешного устранения имеющихся речевых нарушений.
В работе по преодолению дизартрии одним из эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия является самомассаж.
Самомассаж - это массаж, который ребёнок, имеющий речевые нарушения, может выполнять сам. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ, языка, развивает круговую мышцу рта, мимико-артикуляционные мышцы, способствует активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась
176
недостаточная сократительная активность, а также способствует увеличению объёма и амплитуды артикуляционных движений.
Самомассаж - это ещё и один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную и периферическую нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.
Цель самомассажа - стимулирование кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса, а также развитие мелкой моторики, улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего напряжения. Например, при повышенном тонусе (спастическая форма дизартрии: язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик не выражен, губы сомкнуты, напряжены, движения губ, языка затруднены) самомассаж мышц щёк рефлекторно расслабляет мышцы языка, а при вялости мышц самомассаж укрепляет и тонизирует мышцы.
Самомассаж можно рекомендовать использовать с детьми:
• родителям для проведения в домашних, привычных для ребёнка условиях;
• воспитателям на занятиях при проведении логопедического часа, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, имеющими нарушения речи;
• музыкальным руководителям при проведении логоритмики как части занятия;
• психологам;
• преподавателям физической культуры;
• учителям начальной школы;
• социальным работникам, работающим с «особыми» детьми.
При проведении самомассажа важно помнить о некоторых правилах:
1) самомассаж проводится чистыми руками, ребёнок должен быть умыт;
2) массажёры или другие используемые приспособления должны быть чистыми, промытыми горячей водой с мылом, все приспособления должны быть индивидуальными;
3) нельзя проводить самомассаж, если ребёнок имеет какие-то кожные заболевания или поражения кожных покровов;
4) нельзя проводить самомассаж, если ребёнок имеет инфекционные заболевания;
5) необходимо помнить об эмоциональном состоянии ребёнка;
6) самомассаж должен доставлять удовольствие, быть интересным;
7) для детей дошкольного возраста во время организации самомассажа необходимо использовать стихи, потешки, прибаутки, песенки;
8) в качестве речевой основы самомассажа можно взять лексические темы или автоматизируемый звук.
Начиная работу по обучению разным приёмам самомассажа, обучая новым действиям и упражнениям, логопед показывает всё сам, при этом можно использовать мягкую игрушку, руки самого ребёнка, побуждая его копировать. Затем логопед выполняет все приемы вместе с детьми, потом дети выполняют всё сами по предлагаемой инструкции логопеда.
177
При проведении самомассажа используются следующие приёмы:
1) поглаживание в определённом направлении (с этого обычно начинается самомассаж и им же заканчивается);
2) растирание прямолинейное, круговое, спиралевидное одной или обеими руками или массажёром, или другим приспособлением, например, зубной щёткой;
3) вибрация (различные постукивания, поколачивания, похлопывание, «пальцевый душ»), которую можно выполнять как кончиками пальцев, так и ладошкой, ребром ладони или массажёром;
4) разминание - захватывание, сдавливание мышц.
В процессе самомассажа можно использовать некоторые артикуляционные упражнения. Например, «Толстячки» - «Худышки», «Полощем рот», «Погрызи катушечку», «Почеши спинку кошке», «Самовар», «Съешь блинчик», «Покрась губки», «Покусай или почеши зубами верхнюю, нижнюю губу», «Индейцы» и др.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать и различные массажёры. Например, медицинский массажёр «Чудо-пальчик» может применяться для самомассажа лица, шеи, рук, плеч. Акупрессура (точечный массаж) досталась нам в наследство от древних китайских врачевателей. Она не только лечит, но и стимулирует защитные силы организма. Для упрощения техники выполнения акупрессуры был разработан массажёр «Чудо-пальчик». Массируя им нужные зоны или точки, выполняя круговые, поглаживающие, надавливающие, покачивающие движения, можно снимать излишнее напряжение в мышцах, тонизировать их. Степень давления и интенсивность движений ребёнок определяет сам.
Су-джок (су - кисть, джок - стопа) - это массажный шарик со специальными металлическими кольцами-пружинками. Су-джок-терапию относят к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. Су-джок-терапия опирается на системы соответствия органов тела точкам на ладони - это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек сам мог поддерживать себя в состоянии здоровья. С помощью колец удобно массировать пальцы - это оказывает благотворное влияние на весь организм. Массажируя пальцы кольцом, одновременно можно автоматизировать нужные звуки, произнося различные чистоговорки и тексты, содержащие закрепляемые звуки. Прокатывая шарик по пальцам, между пальцами, ладонями, нажимая на шарик пальцами, сжимая его в ладошке, ребёнок раздражает рецепторы, находящиеся на руках, развивая мелкую моторику и тем самым опосредованно активизируя мозговые структуры. Как известно, проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематическое использование самомассажа пальцев рук наряду с другими приёмами также является эффективным способом, используемым в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Для самомассажа можно использовать различные нетрадиционные приспособления: бигуди, зубные щётки, шишки, грецкие орехи, заколки-крабики для волос, дорожки и коврики из наждачной бумаги разной зернистости, массажные щётки-расчёски, подставки под карандаши в виде
178
ёжика, прищепки, карандаши и ручки с ребристой поверхностью, «сухой бассейн» и другие. «Весёлые зверюшки» с прорезями для пальцев могут ходить по разным дорожкам, сделанным из разного материала, заодно находить картинки с закрепляемым звуком, тем самым одновременно автоматизируя звук, могут считать шишки, орешки, ягоды, игрушки, согласуя числительные с существительными, произносить предложения, разыгрывать диалоги, развивая связную речь.
Предлагаем примерные тексты-сопровождения, которые можно использовать для проведения самомассажа лица, пальцев рук, включая их в различные занятия, и использовать при прохождении различных лексических тем или при автоматизации нужных звуков.
Тексты-сопровождения
1) Есть на пальцах наших ногти, На руках запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
и животик не забудь.
Есть колени, есть спина, но она всего одна.
2) Есть у нас на голове Уха два и мочки две,
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки,
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри! Подбородок под губой -Вот, что знаем мы с тобой!
Приемы самомассажа
1) - нажимание на ногти двумя пальцами другой руки;
- поглаживание названных частей тела
2) - поглаживание руками головы;
- поглаживание ушей;
- пощипывание, поглаживание названных частей;
- кругообразные движения кончиками пальцев по лицу;
- покачивающие движения пальцами.
3) Пружинку на палец надену я смело, Как доктор, лечу я свой палец умело. Вниз-вверх я колечко сейчас покатаю, На палец другой я его надеваю.
3) - самомассаж пальцев рук с помощью массажёра су-джок:
- движение массажера по пальцам поочерёдно вверх - вниз.
Обучение детей с речевыми нарушениями различным приёмам самомассажа помогает в коррекционной работе следующим образом:
• заинтересовывает детей, помогает разнообразить традиционные формы работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста с различными речевыми нарушениями;
• использование самомассажа в сочетании с артикуляционной гимнастикой подготавливает речевой аппарат детей к постановке нарушенных звуков;
• тексты, сопровождающие самомассаж, могут содержать звук, который автоматизируется;
• систематическое использование самомассажа пальцев рук является мощным стимулятором развития мозговых структур головного мозга, повышают работоспособность, развивают мелкую моторику и способствуют общему укреплению здоровья детей;
179
• использование во время самомассажа музыки помогает нормализации эмоционально-волевой сферы детей с различными нарушениями речи.
Таким образом, самомассаж является здоровьесберегающей технологией и эффективным средством коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В.А. Силаков бакалавр И.В. Егорова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Применение в логопедии интернет-ресурсов и систем для портативных платформ
В последние годы развитие компьютерных технологий значительно ускорилось, в связи с чем весьма актуальным является вопрос о внедрении этих технологий в логопедию. В настоящий момент в практике учите-лей-логопедов успешно используются приложения, распространяемые на CD или DVD в виде дистрибутивов для стационарных компьютеров. Однако столь стремительное развитие компьютерных технологий позволяет задуматься о применении иных средств, более современных и мобильных. К таковым могут быть отнесены различные онлайн комплексы, размещённые в сети Интернет. Данные системы могут быть различными по своему функционалу и степени воздействия, но объединяет их одно -всеобщая доступность и быстродействие.
В российской локализации глобальной сети на данный момент такие мультимедиасистемы не получили широкое распространение. Одним из немногих подобных ресурсов является сайт http://www.rebus-metod.net, на котором расположена виртуальная система обучению чтения, состоящая из двух игр: «Слогофон-говоряшка» [4] и «Ребус-метод» [5]. Это устные игры, доступные восприятию и мышлению четырехлетнего ребенка. Ребус-метод сочетает в себе звуковой анализ и звуковой синтез слов и полностью имитирует всю устную механику послогового чтения. Игра представляет собою произнесение разнообразных слов и звуков по простейшим правилам, в результате чего образуются новые слова. Приложение «Слогофон-говоряшка» имеет похожую модель работы.
За рубежом подобного рода комплексы распространены шире. Там они существуют уже несколько лет и успешно функционируют, выполняя разного рода задачи, направленные на облегчение работы специалистам в области логопедии, а также лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В качестве примера приведём ресурс http://www.earobics.com, где детям предлагается комплекс Game Goo [10], представляющий собой целый набор интерактивный игр, реализованных с помощью Flash-технологии. В ходе этих тренировок ребёнок знакомится с алфавитом, развивает фонетико-фонематическую систему речи, её лексико-
180