Научная статья на тему 'Применение Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста'

Применение Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1145
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое развитие / речевые нарушения / коррекционно-развивающая работа / Су-Джок терапия / speech development / speech defects / correctional-developing work / Su-Jok therapy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байбулатова Анфиса Нурисламовна

В статье рассмотрены вопросы использования методов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений с целью улучшения показателей познавательного и речевого развития воспитанников логопедических групп дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SU-JOK THERAPY AND KINESIOLOGICAL EXERCISES FOR SPEECH CORRECTION OF PRE-SCHOOL OVER-FIVE CHILDREN

The article considers the questions of the use of Su-Jok therapy methods and kinesiological exercises for improving indices of cognitive and speech development of students of logopedical groups of pre-school educational organizations.

Текст научной работы на тему «Применение Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 376.1-056.264:615.8 ББК 74.5+73.58+53.54

ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Байбулатова Анфиса Нурисламовна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС «Непоседы»» г. Муравленко ЯНАО, учитель-дефектолог, anfisa0303@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы использования методов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений с целью улучшения показателей познавательного и речевого развития воспитанников логопедических групп дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: речевое развитие, речевые нарушения, коррекционно-развивающая работа, Су-Джок терапия.

THE USE OF SU-JOK THERAPY AND KINESIOLOGICAL EXERCISES FOR SPEECH CORRECTION OF PRE-SCHOOL OVER-FIVE

CHILDREN

Baibulatova Anfisa Nurislamovna.

Municipal budget pre-school educational institution «Neposedy», Muravlenko, YNAO, Special education teacher, anfisa0303@yandex.ru.

Abstract. The article considers the questions of the use of Su-Jok therapy methods and kinesiological exercises for improving indices of cognitive and speech development of students of logopedical groups of pre-school educational organizations.

Key words: speech development, speech defects, correctional-developing work, Su-Jok therapy.

Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей. Проблема функциональных возможностей кистей рук детей и связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития рассмотрена в работах В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса.

Сегодня, в арсенале педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеется обширный спектр методик, расширяющих возможности детей в познании окружающей

8

действительности, речевого, психического, их интеллектуального развития. На наш взгляд, эффективными, в этом отношении, являются здоровьесберегающие технологии - Су-Джок терапия и кинезиологические упражнения.

Су-Джок терапия, основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, по праву считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия в ней используется активные точки стоп и кистей рук [1; 2; 3].

Кинезиология, определяя единство двух полушарий мозга, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи), направлена на развитие межполушарного взаимодействия. Поэтому можно предположить, что посредством использования кинезиологических упражнений и приемов Су-Джок терапии, возможно, осуществлять коррекционно-развивающую работу по развитию речевой сферы ребенка.

Результаты диагностики познавательной сферы воспитанников подготовительной и старшей логопедической группы, позволили выявить основные проблемы испытуемых экспериментальных групп:

- низкий уровень развития мышления (обобщение, классификация предметов по группам, исключение лишнего предмета);

- низкий уровень ориентировки во времени и пространственных отношениях;

- комплексное отставание речевых компонентов;

- нарушение звукопроизношения, которое сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций;

- дизартрия, (вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка);

- несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи;

- несформированность лексико-грамматического строя речи (неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов, нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных);

- фразовая речь состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний;

- словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов;

- частичное отсутствие связной речи (пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия);

- несформированность высших психических функций (нарушение пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти);

- слабый тонус мышц кистей рук, не развитая мелкая моторика.

Для коррекции выявленных речевых нарушений, нами разработана методика коллегиального применения приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д.); выявлены и апробированы педагогические условия, позволяющие варьировать направления, содержание, формы и методические приемы по развитию речи, интеллектуальных способностей посредством её использования.

В процессе проведённой коррекционно-развивающей работы широко применялись упражнения по коррекции речи с использованием Су-Джок массажёров (в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами), с целью создания функциональной базы для формирования высокого уровня двигательной активности мышц, как условия для оптимальной речевой работы.

В результате проведенной комплексной коррекционно-развивающей работы с применением коллегиального использования приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений, с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, была выявлена значительная стойкая положительная динамика развития высших психических процессов, речи и мелкой моторики (рис. 1).

15 -

10 октябрь 2015 г.

5 май 2016 г.

низкий ниже выше средний

среднего среднего

Рис. 1. Уровень развития высших психических процессов, речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

По окончании эксперимента получены значительные качественные и количественные изменения показателей познавательного и речевого развития воспитанников логопедических групп. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения, активизация словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения.

Библиографический список:

1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед. 2004 . - № 6. - С. 78-82.

2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. - № 1. - С. 56-60

3. Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. - М.: Ника - Центр, 2008. -64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.