Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В ГОСУДАРСТВАХ ЕАЭС'

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В ГОСУДАРСТВАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ОКНО / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агапова А.В., Лагун А.В.

В статье проведен анализ текущего состояния развития механизма «единого окна» в государствах ЕАЭС. Выявлены проблемы, препятствующие развитию такого механизма в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агапова А.В., Лагун А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SINGLE WINDOW MECHANISM IN THE EAEU STATES

The article analyzed the current state of development of the «single window» mechanism in the EAEU states. Problems have been identified that impede the development of such a mechanism at present.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В ГОСУДАРСТВАХ ЕАЭС»

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23) УДК 339.5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В ГОСУДАРСТВАХ ЕАЭС

Агапова А.В., Лагун А.В.

Северо-Западный институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Санкт-Петербургский государственный университет

DEVELOPMENT OF THE SINGLE WINDOW MECHANISM

IN THE EAEU STATES

Agapova A.V., Lagun A.V.

North-West Institute of Management branch of Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

St. Petersburg State University

Аннотация

В статье проведен анализ текущего состояния развития механизма «единого окна» в государствах ЕАЭС. Выявлены проблемы, препятствующие развитию такого механизма в настоящее время.

Ключевые слова: единое окно, таможенное администрирование, ЕАЭС.

Abstract

The article analyzed the current state of development of the «single window» mechanism in the EAEU states. Problems have been identified that impede the development of such a mechanism at present.

Keywords: single window, customs administration, EAEU.

В последнее время в связи с общей тенденцией к цифровизации усилилась важность и значимость исследования вопросов развития «единого окна» в странах ЕАЭС [1].

Известно, что эталонная модель механизма «единого окна» должна соединить в единую информационную сеть всех участников внешнеторгового процесса, в рамках

Рис. 1. Структура эталонной модели механизма «единого окна»

Рис. 2. Система межведомственного информационного взаимодействия

которой выделяется 3 формата взаимодействия:

1) В2В - взаимодействие между частными компаниями;

2) В2С - взаимодействие между бизнес-сообществом и государственными контролирующими органами;

3) С2С - взаимодействие между органами государственной власти.

Структура эталонной модели национального механизма «единого окна» представлена на рис. 1.

Так, исходя из структуры эталонной модели, последняя должна предоставить возможность для взаимодействия всех участников ВЭД: не только государственных контролирующих органов, но и таможенных органов, импортеров и экспортеров, таможенных представителей, страховых компаний и банков и т.д.

Несмотря на то, что работа над реализацией механизма ведется уже давно, с 2015 года, применение данного механизма в ЕАЭС не реализовано в полной мере.

Изучим российскую практику применения «единого окна».

Информационное взаимодействие посредством единого пропускного канала является основным направлением развития

механизма. Сегодня такое взаимодействие осуществляется в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ). СМЭВ рассматривается на текущий момент как национальный элемент механизма «единого окна», в рамках которого ФТС России взаимодействует с различными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) в целях получения разрешительных документов в электронном виде. При проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов взаимодействуют, например, с такими ФОИВ, как Роспотребнадзор, ФСТЭК России, МВД России и др. (рис. 2).

Рис. 3 Архитектурно-технические аспекты КПС «Портал Морской порт»

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23)

СМЭВ позволяет государственным органам в онлайн-режиме, быстро и без преград, получать всю необходимую информацию о выданных разрешительных документах. Эффективность данной системы зависит от качества предоставленной участником ВЭД информации, корректности декларации, поскольку неверное их указание вызывает дополнительную проверку, что увеличивает время проведения таможенных операций.

Механизм «единого окна» на территории России реализуется в морских пунктах пропуска посредством взаимодействия участников ВЭД и государственных контролирующих органов через систему «Портал Морской порт». Архитектурно-технические аспекты Портала представлены на рис. 3.

Также, анализируя имеющуюся и требуемую модели «единого окна», можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует взаимодействие внутри бизнес-сообщества и, по большей части, между бизнесом и государством. Межведомственное взаимодействие хорошо функционирует между представителями органов исполнительной власти, поскольку система изначально была сформирована для коммуникации госорганов и не предполагала иных участников, такие как банки, страховые организации, логистические компании и др. Так, эталонная модель на данном этапе своего развития в Российской Федерации имеет следующий вид (рис. 4).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, в ходе исследования установлено, что в настоящий момент эталонная модель механизма «единого окна» не достигнута. Необходимо наладить информационное обеспечение путем создания автоматизированных информационных систем для таких заинтересованных сторон, как банки, страховые компании, таможенные представители и всех тех, кто представляет среду бизнеса согласно эталонной модели.

Механизм «единого окна» в той или иной степени применяется во всех странах-участницах ЕАЭС, однако ближе всего к эталонной модели находится механизм «единого окна» в Республике Казахстан, поэтому именно его рассмотрим более подробно.

С 2017 года в Республике Казахстан применяется ПО «Асикуда Астана-1» и по состоянию на начало 2022 года Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан заявил о том, что работа по внедрению эталонной модели «единого окна» в стране практически завершена. То есть, Республика Казахстан в развитии своих ГКО первая из стран-участниц ЕАЭС приблизилась к эталонной модели механизма «единого окна» [2].

ИС «Асикуда Астана-1» состоит из следующих информационных подсистем [3]:

- ИПС «Интегрированный таможенный тариф» (в ней уполномоченные ГКО РК осу-

Рис. 4. Соответствие механизма «единого окна» эталонной модели

ществляют контроль за уплатой участниками ВЭД таможенных платежей, в частности речь идет про таможенные и налоговые органы);

- ИСП «Интегрированное хранилище данных» (в ней хранится вся информация о товарах и участниках ВЭД, которая доступна для пользования всем уполномоченным ГКО РК);

- ИПС «Селективный контроль управления рисками» (применяется всеми уполномоченными ГКО РК с применением технологии DataMining, когда риск-категорирова-ние товаров осуществляется всеми уполномоченными ГКО, а СУР таможенных органов РК анализирует весь массив информации о товаре и его декларанте, которая содержится в ИС «Асикуда Астана-1»);

- ИПС «Статистика» (аккумулирование статистической информации по результатам работы всех уполномоченных ГКО РК);

- ИПС «Таможенная автоматизированная информационная система» (аналог ЕАИС ТО в России);

- ИПС «Е-лицензирование» (применяется для получения участниками ВЭД лицензий на экспорт и импорт отдельных категорий товаров);

- ИПС «Реестры лекарственных средств» (применяется для маркировки лекарственных средств по системе «Честный знак»);

- ИПС «Реестр интеллектуальной собственности» (применяется для получения участниками ВЭД патентов и регистрации ОИС в ТРОИС РК);

- ИПС «Документы, подтверждающие соответствие» (применяется участниками ВЭД при обязательной и добровольной сертификации товаров в РК);

- ИПС «Реестр ветеринарных сертификатов»;

- ИПС «Реестр фитосанитарных сертификатов» и т. д. [3]

Сущность работы ИС «Асикуда Астана-1» заключается в том, что данная информационная система является единым пропускным каналом для подачи участниками ВЭД заявлений на получение разрешительных документов во все уполномоченные ГКО РК, которые принимают участие в контроле за перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС. Если, например, при импорте товаров в Казахстан участнику ВЭД необходимо получить сертификат о соответствии товара требованиям безопасности в аккредитованном органе по сертификации

РК, то ему достаточно подать в электронном виде заявление через ИС «Асикуда Астана-1» в орган по сертификации, заключить электронный договор с органом по сертификации и в назначенное время представить органу по сертификации пробы и образцы товар, на который заявителем получается сертификат соответствия.

То есть, информационное взаимодействие участников ВЭД и органов по сертификации РК осуществляется в максимально автоматизированном виде, в частности, после выдачи участнику ВЭД сертификата соответствия данные о сертификате заносятся в ИСП «Интегрированное хранилище данных». Далее при подаче ЭДТ в таможенные органы РК декларант в ЭДТ заявляет номер и дату сертификата соответствия, а СУР при проведении форматно-логического контроля ЭДТ в автоматизированном формате сверяет данные о сертификате соответствия из 44 графы ЭДТ с данными о сертификате соответствия, которые отражены в ИСП «Интегрированное хранилище данных». Если сведения о сертификате соответствия из ЭДТ и из ИСП «Интегрированное хранилище данных» совпадают, и товару присваивается низкая категория риска, то товар выпускается в автоматическом режиме.

То есть, если сравнивать работу с разрешительными документами в России и Казахстане, то становится понятным, что России нет возможности автоматически анализировать разрешительные документы из ЕАИС ГКО ввиду того, что они имеют графический, а не формализованный вид. В Казахстане же все уполномоченные ГКО вносят в ведомственные базы данных информацию о разрешительных документах в формализованном виде, что позволяет ускорить процесс совершения с товарами таможенных операций в казахских таможенных органах.

Анализируя механизм «единого окна» в Республике Казахстан стоит отметить, что ИС «Асикуда Астана-1» полностью выполняет свои функции В перспективе, в Республике Казахстан планируется перевести ИС «Асикуда Астана-1» в формат технологии блокчейн, с помощью которой в Республике Казахстан, что приведет к упрощению технологии обмена информацией о товарах и грузах между всеми уполномоченными ГКО и субъектами ВЭД, ускорению совершения

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23)

в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров таможенных операций и таможенного контроля .

Исследуя опыт применения механизма «единого окна» в других странах ЕАЭС установлено, что России, Беларуси и Армении развитие данного механизма находится примерно на одинаковом уровне. Что касается Киргизии, то именно в данной стране-участнице ЕАЭС механизм «единого окна» развит менее всего и для того, чтобы достичь уровня эталонной модели, ГКО Киргизии необходимо осуществлять масштабную работу.

Таким образом, к проблемам применения механизма «единого окна» в странах-

Список литературы

1. Агапова А. В. Анализ проблем развития национального механизма «единого окна» в Российской Федерации // Бюллетень инновационных технологий. - 2021. - Т. 5. - № 4(20). - С. 5-7.

2. Бондаренко А.В. Механизм «единого окна» в ЕАЭС: состояние, проблемы и перспективы. //

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

участницах ЕАЭС относится обособленность ЕАИС таможенных и иных государственных органов друг от друга в России. Кроме того, таможенные органы государств ЕАЭС не имеют возможности осуществлять автоматизированный контроль разрешительных документов на товары без направления электронного запроса в уполномоченный ГКО. Однако основной проблемой является проблема интеграции всех участников ВЭД и ГКО стран-участниц ЕАЭС. Решение вышеуказанных проблем приведет к ускорению развития механизма «единого окна» в деятельность таможенных органов стран ЕАЭС.

Наука и образование: хозяйство и экономика. 2022. № 1. С. 7-14.

3. Ханнанова Г.М. Система межведомственного электронного взаимодействия. // Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 466-471.

Поступила в редакцию 22.07.2022

Сведения об авторе:

Агапова Анна Вячеславовна - доцент кафедры таможенного администрирования факультета безопасности и таможни Северо-Западного института управления филиала РАНХиГС, e-mail: av_agapova@rambler.ru.

Лагун Александра Викторовна - преподаватель Колледжа физической культуры, спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук, email: lagunalex@yandex.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.