Научная статья на тему 'Развитие медицинского образования России в условиях реализации Болонских соглашений'

Развитие медицинского образования России в условиях реализации Болонских соглашений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Артур Фердсович

The assessment of the current situation in the system of higher medical education shows that the process of its modernization is conditioned by bringing Russian national education to the European standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEDICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE BOLOGNA AGREEMENT

The assessment of the current situation in the system of higher medical education shows that the process of its modernization is conditioned by bringing Russian national education to the European standards.

Текст научной работы на тему «Развитие медицинского образования России в условиях реализации Болонских соглашений»

А.Ф. Амиров

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ

Происходящие в современном обществе закономерные процессы интеграции и глобализации общественных структур охватывают все сферы жизни, в том числе науку и образование. Главная цель проводимых в образовательных системах реформ - переход на более высокий уровень качества образования, содействие мобильности высококвалифицированных кадров, повышение конкурентоспособности специалистов. Именно эти целевые составляющие представляют основу модели профессионального образования XXI века.

Оценивая ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в системе высшего медицинского образования, можно отметить, что процессы его модернизации вопреки существующим стереотипам обусловлены не только причиной приведения национального образования к европейским стандартам. Главная причина находится на поверхности и заключается в том, что сама система сегодня продолжает испытывать влияние целого комплекса негативных тенденций, характерных для всего профессионального образования в России. Так, по различным данным, около 30% выпускников медицинских вузов не включаются в профессиональную деятельность по той специальности, которую они получили [1; 2]. При этом имеются существенные претензии к качеству получаемого образования, поскольку выпускники вузов часто оказываются не готовыми к осуществлению профессиональной деятельности на уровне требований сегодняшнего дня. Согласно детальному анализу, осуществленному М.А. Пальцевым, И.Н. Денисовым и другими, основные недостатки в современной подготовке будущих врачей кроются в плохом владении выпускниками практическими врачебными умениями и навыками даже по выполнению простейших манипуляций; недостаточном информировании о новейшей медицинской аппаратуре и методах

ее использования; в слабых знаниях по вопросам лекарственного обеспечения врачебной деятельности и недостаточной осведомленности в вопросах клинической фармакологии; плохой ориентации в осуществлении скорой и неотложной медицинской помощи; слабой подготовке выпускников к работе в лабораторном и поликлиническом секторе здравоохранения; крайне низкой ориентации молодых врачей в области проблем здоровья населения в целом [3].

Тем не менее, парадигма экстенсивного развития медицинского образования, в рамках которой основное значение имели число кафедр, остепененность сотрудников, количество выпускаемых специалистов, постепенно уходит в прошлое. То есть в прошлое уходит образовательная парадигма, породившая одну из причин системного кризиса в современном здравоохранении - перепроизводство врачебных кадров, не отвечающих в надлежащей мере требованиям современного социума. Однако и сегодня некоторые специалисты, подготовленные в ее недрах, осознавая свое несоответствие требованиям профессии, а также под влиянием материальных факторов (условия труда, низкая заработная плата) вынуждены искать применение своим способностям в других сферах профессиональной деятельности. По самым последним данным, в Российской Федерации число вакантных должностей медицинских работников с каждым годом увеличивается и составляет: врачей - 56610, в том числе на селе - 8350, медицинских сестер - 47704, в том числе на селе -4150. Если в 1999 году убыль врачей была зарегистрирована в 30-и регионах, то в 2007 году - уже в 70-и (И.Н. Денисов).

Исходя из понимания того, что сложившиеся в высшей школе структурно-содержательные и процессуальные компоненты не соответствуют природе профессиональной деятельности современного специалиста, В.А. Сластенин считает необходимой разработку лич-ностно ориентированных технологий профессионального образования, как необходимого условия достижения качества образовательной деятельности [4, 11].

Академик РАМН И.Н. Денисов на одном из совещаний с участием ректоров медицинских вузов страны сказал, что не может быть качество оказания медицинской помощи больному выше, чем качество полученного врачом образования. Возможно, то же самое можно сказать и о других социальных сферах и образовательных системах. Но к медицинскому образованию этот тезис приложим в полной мере. Хотя бы потому, что в современной своей основе медицинское образование сформировалось еще в позапрошлом веке,

претерпев незначительные изменения в содержании учебных планов в последние два десятилетия, когда в обществе появился интерес к гуманитарным аспектам подготовки специалистов, когда сам человек стал совершенно иным, когда общество оказалось перед лицом новых, неизученных заболеваний.

В стремлении преодолеть указанные недостатки и противоречия проявляется другая тревожная тенденция, выражающаяся в тяготении педагогических коллективов вузов к новым технологиям образовательной деятельности, с одной стороны, и отсутствием серьезного желания проникнуть в их суть - с другой.

Модернизация высшего медицинского образования связана с поиском резервов в самой организации образовательного процесса. В последние годы в медицинских вузах страны происходят интенсивные изменения: организационные, методические, содержательно-технологические, коммуникационно-технические. Это уже само по себе предполагает развитие инновационных форм образовательной деятельности, образовательного маркетинга, создание вариативных моделей обучения. Поэтому качество инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза следует понимать как отношение между необходимыми и потенциально возможными изменениями в системе медицинского образования в целом и в конкретном учреждении профессионального образования, в частности, а также фактически реализуемыми в них изменениями.

Безусловно, инновационное развитие образовательных систем выстраивается с учетом соответствующих целевых установок. В связи с этим деятельность медицинского вуза необходимо ориентировать на подготовку специалистов, умеющих не только разрабатывать и реализовывать комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий в рамках своей специальности, но и оценивать характеристики психического и физического здоровья человека, обосновывать систему профилактических мер, анализировать и выявлять результативность собственной профессиональной деятельности, прогнозировать пути и направления ее совершенствования, а также повышения эффективности.

Концепция развития высшего медицинского образования как составной части системы здравоохранения Российской Федерации ориентирована на модель подготовки медицинских кадров, которая обеспечит сохранение и восстановление здоровья населения путем предоставления гарантированного уровня медицинской помощи. Для этого в процессе ее реализации должны быть решены, на наш взгляд, как минимум три глобальные задачи - подготовить профес-

сионально мобильного, мотивированного специалиста; обеспечить выпускников необходимым объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для первоначального этапа вхождения в профессиональную деятельность; сформировать навыки работы с источником информации и умения организовывать и осуществлять самостоятельную профессионально-познавательную деятельность. При этом важно учитывать слова М.Я. Мудрова о том, что «медицине научить нельзя, медицине можно научиться».

Решение этих задач обеспечит качественное завершение доди-пломного вузовского этапа подготовки врачебных кадров, а модернизация системы непрерывного профессионального развития выпускников медицинских образовательных учреждений позволит осуществить адекватную требованиям времени подготовку нового поколения компетентных специалистов, владеющих современными технологиями оказания качественной медицинской помощи и способных повысить качество своей профессиональной деятельности. Трехфазовое медицинское образование, включающее базовое медицинское образование, последипломное медицинское образование и непрерывное профессиональное образование, стало настоятельным требованием времени, когда обновление знаний в медицине происходит очень быстро и лавинообразно, а перечень базовых и специальных компетенций врача возрастает.

В свете отмеченных выше задач уже сегодня рельефно обозначились основные параметры высшего медицинского образования нового типа:

- интегративная междисциплинарная организация содержания медицинского образования;

- направленность на формирование у выпускников культуры системного клинического мышления;

- развитие духовности в структуре личностных характеристик специалистов медицинского профиля;

- инновационный характер деятельности образовательных учреждений;

- переориентация образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи самостоятельного обучения студентов навыкам их самостоятельного приобретения и преобразования.

В этом аспекте образовательная политика в нашей стране выстраивается с учетом тенденций мирового развития, среди которых особое значение имеет Болонский процесс. Следует, вместе с тем, отметить сложившееся сегодня в практике профессионального образования неоднозначное отношение педагогов к европейским нов-

шествам: одни рассматривают Болонский процесс как некий «спасательный круг», поскольку необходимость изменений в образовательных системах уже назрела, но реальных сил внутри страны для того, чтобы инициировать преобразования до настоящего времени не находилось; другие считают, что нужно относиться к требованиям Болонской декларации избирательно, чтобы не утратить то ценное, что отличало российскую систему образования и придавало ей уникальность; третьи не скрывают негативного отношения к западным веяниям, считая их губительными для нашей системы образования, а европоцентристский подход к высшей школе, соответственно, неприемлемым [5].

Соглашаясь с тем, что каждая точка зрения имеет право на существование, сошлемся на актуальные и для нашего времени слова Владимира Маяковского - «глазами жадными царапайте все то, что у нашей земли хорошо и что хорошо на Западе».

При всей противоречивости отношений к европейским новшествам, следует признать, что именно Болонский процесс в полной мере актуализировал назревшую в отечественной высшей школе проблему - проблему качества профессионального образования. Она становится все более значимой в новых условиях, когда конкурентоспособность специалиста определяет не только статус выпускника в пространстве профессиональной деятельности, но и место учебного заведения, осуществляющего подготовку специалистов в образовательной системе государства.

Исходя из тезиса «модернизация системы здравоохранения страны основывается на модернизации системы медицинского образования», отметим, что преобразование всех образовательных и обеспечивающих процессов в вузе сегодня становится необходимым условием его существования и развития. Впрочем, с учетом условий, в которых развивается российское общество, инновационные процессы становятся нормой жизнедеятельности для каждого социально активного гражданина. Проблема же заключается не столько в том, насколько сформирована или не сформирована у членов педагогического коллектива медицинских вузов установка на организационные и педагогические преобразования, сколько в недостаточности опыта осуществления инновационной деятельности в рамках довольно консервативной образовательной системы. В целях изучения взглядов педагогов на фактическое состояние инновационной деятельности вуза нами в ходе очередного цикла повышения педагогической квалификации был проведен опрос преподава-

телей Башкирского государственного медицинского университета, который показал, что:

1. Инновационная деятельность в вузе и исследования в этой области являются необходимыми. Это отметили 96% опрошенных.

2. В рамках деятельности внутривузовских структур повышения педагогического мастерства, методологических семинаров и систематически проводимых тематических занятий для профессорско-преподавательского состава по проблемам педагогической инноватики преобладает информационная сторона о мире педагогических новшеств, а методико-технологическая подготовка - в значительно меньшей степени.

3. В педагогических коллективах кафедр недостаточно анализируются промежуточные результаты и корректируются методы и способы реализации инноваций.

4. Практически не экстраполируется в образовательный процесс аналогичный опыт других образовательных систем, что неизбежно сказывается на отставании темпов модернизации вуза в потоке стремительных изменений в обществе.

5. Недостаточен уровень ресурсного, методического обеспечения инновационного процесса, что обусловливает недостаточную эффективность действующих в вузе механизмов реализации новшеств.

Вместе с тем, практически все опрошенные отмечают активизацию инновационной деятельности в масштабах университета, что особенно стало зримым в связи с созданием в БГМУ организационных структур, обеспечивающих функционирование системы управления качеством образования. О качестве образования современного специалиста медицинского профиля свидетельствуют следующие показатели:

- результаты образования, то есть те изменения, которые произошли (или не произошли) с человеком, получающим образование, их соответствие заданным государственными стандартами целям образования; построение квалиметрической системы вуза, создание нормативно-методической базы для оценки качества процесса обучения;

- процесс образования и его обеспечение: технологическое (организация и осуществление учебного процесса, его направленность на достижение поставленных образовательных целей), ресурсное (кадровое обеспечение, учебно-материальная база, социальнобытовые условия);

- цели образования, их соответствие потребностям государства, общества и личности, а также мировым и европейским требованиям;

- инновационная направленность образования, формирование инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с конкурентоспособным качеством.

Болонское соглашение предполагает, что контроль над качеством обучения будет осуществляться не только в рамках самих вузов, но и в государственном масштабе. В связи с чем национальные системы обеспечения качества образования должны включать в себя аккредитацию и сертификацию, внутреннюю и внешнюю оценку программ вузов, рейтинг учебных заведений, в том числе и со стороны студентов.

Безусловно, расширяющиеся сегодня права на самостоятельность медицинских учебных заведений в разработке собственных инновационных траекторий развития, предоставление преподавателям права самостоятельно выбирать формы, методы, средства обучения и технологию учебного процесса, одновременно повышают ответственность учебных заведений за качество образования. Исходя из этих позиций, важным условием становится четкое понимание как отдельными педагогами, так и педагогическим коллективом в целом взаимосвязи между конечными целями подготовки, содержанием обучения и технологизацией учебного процесса, что, в свою очередь, становится условием успешности решения образовательных задач, обозначенных в государственных образовательных стандартах.

В этом контексте разработка макета федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3) не является барьером для развития творческих инициатив вузов. Отметим вместе с тем, что у представителей отдельных кафедр, особенно гуманитарного профиля, вызывает опасение то, что новые стандарты не предусматривают их деления на региональный и вузовский компоненты. Напрашивается вопрос - а зачем, когда эта задача решается посредством широкого перечня элективных дисциплин, предназначенных для углубленного изучения студентами различных сторон профессиональной деятельности, в том числе с учетом региональной специфики.

Таким образом, анализируя тенденции, предпосылки, факторы и условия, а также ведущие теоретические направления, определяющие развитие медицинского образования в стране и ее регионах, можно выделить то общее, что сегодня имеет значимость и для

перспектив отечественного образования в целом. Связано это, прежде всего, с такой важной особенностью образовательных систем, как высокая степень интегрированности в мировом масштабе на современном этапе развития общества. В медицинском образовании именно такая интегрированность позволит консолидировать профессионально-педагогическое сообщество на разработку целей, более совершенных стандартов и условий образовательной деятельности, основным результатом которой является формирование компетентной, профессионально мобильной личности выпускника медицинского вуза, способного к непрерывному профессиональному развитию в пространстве своей врачебной деятельности.

1. Багишаев З.А. Стратегии развития российского образования: монография. - М.: Наука, 2003. - 310 с.

2. Амиров А.Ф., Серегин С.М. Профессиональная социализация и воспитание студентов медицинского вуза: монография. - Уфа: ГРИ «Башкортостан», 2003. - 274 с.

3. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Высшая медицинская школа России: настоящее и будущее. - М., 2000. - 22с.

4. Сластенин В.А. Стратегия модернизации высшего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - № 1. - С.5-15.

5. Амирова Л.А. Профессиональное развитие педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа: Восточный университет, 2006. - 460с.

ABSTRACT

The assessment of the current situation in the system of higher medical education shows that the process of its modernization is conditioned by bringing Russian national education to the European standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.