Научная статья на тему 'Проблемы развития и реформирования высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования1'

Проблемы развития и реформирования высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования1 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пальцев М. А.

В настоящее время идут серьезные преобразования в области высшего и послевузовского профессионального образования. Перед отечественными медицинскими и фармацевтическими вузами стоят важные задачи по реформированию образовательных процессов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пальцев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n his speech «Development and reformation of the high and postrgraduate medical and pharmaceutical education» at a meeting of rectors and heads of medical and pharmaceutical high schools, the rector of I.M. Sechenov Moscow Medical Academy, Chairman of the Board of the Medical and Pharmaceutical High Schools Association, RAS and RAMS academician M.A.PALTSEV emphasized the following key tasks for higher education establishments: equipment upgrading, securing high school autonomy, maintaining the tradition of the school of medicine and the system of continuing education, strengthening and modernization of the clinical base.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и реформирования высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования1»

М.А.ПАЛЬЦЕВ, ректор ММА имени И.М. Сеченова, председатель Совета Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов, академик РАН и РАМН

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

В настоящее время идут серьезные преобразования в области высшего и послевузовского профессионального образования. Перед отечественными медицинскими и фармацевтическими вузами стоят важные задачи по реформированию образовательных процессов.

Новые требования определяют приоритетные направления развития медицинского и фармацевтического образования, такие как:

♦ Модернизация медицинского образования в русле общей стратегии развития и реформирования отечественного образования.

♦ Сохранение академической автономии медицинских и фармацевтических вузов, классических университетов с медицинскими и фармацевтическими факультетами.

♦ Сохранение и развитие лучших традиций отечественных научных медицинских школ.

♦ Развитие системы непрерывного профессионального образования медицинских работников, послевузовского образования и усовершенствования врачей и провизоров.

♦ Укрепление и модернизация материально-технической базы медицинских вузов, в частности клинической базы.

Однако развитие и реформирование высшей медицинской школы сталкиваются с рядом проблем. Предварительные консультации, проведенные с руководителями медицинских и фармацевтических вузов в ходе подготов-

ИИ!

In his speech «Development and reformation of the high and postr-graduate medical and pharmaceutical education» at a meeting of rectors and heads of medical and pharmaceutical high schools, the rector of I.M. Sechenov Moscow Medical Academy, Chairman of the Board of the Medical and Pharmaceutical High Schools Association, RAS and RAMS academician M.A.PALTSEV emphasized the following key tasks for higher education establishments: equipment upgrading, securing high school autonomy, maintaining the tradition of the school of medicine and the system of continuing education, strengthening and modernization of the clinical base.

ки совещания ректоров и президентов, выявили основные проблемы, которые требуют обсуждения и решения в первую очередь. От того, как они будут решены, зависит развитие высшей медицинской школы. Среди них:

♦ обучение студентов практическим навыкам на адекватных клинических базах;

♦ совершенствование нормативно-правовой базы высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования;

♦ изменение номенклатуры медицинских и фармацевтических специально-

1 По материалам выступления на совещании ректоров и президентов медицинских и фармацевтических вузов 20 мая 2008 года.

стей в соответствии с реалиями здравоохранения;

♦ сохранение системы подготовки офицеров медицинской службы запаса либо призыв выпускников после получения сертификата специалиста.

Важнейшая цель медицинских вузов — обеспечение системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами.

Обучение студентов практическим навыкам на адекватных клинических базах определяет профессиональную подготовку врачей: в образовательном процессе следует уделять особое внимание стимулированию клинического мышления учащихся, междисциплинарным подходам при наделении их знаниями, умениями, навыками. Для этого необходимо развивать вузовскую медицину как интегральный компонент образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности.

И в России, и в Европе существуют разные формы отношений вузов и факультетов с клиническими базами.

В Центральной Европе распространена т.н. немецкая модель: клиники представляют собой структурные подразделения университетов, дополнительно к бюджетному финансированию они нередко оказывают платные медицинские услуги на договорной основе с муниципальными органами и страховыми организациями.

Многие университеты не имеют собственной клинической базы и используют базы муниципальных и государственных больниц на договорных условиях. Очень интересна скандинавская модель: чтобы заинтересовать муниципальные и частные больницы сотруд-

ничеством с медицинскими факультетами, государство выделяет университетам гранты исключительно на развитие университетских клинических баз. Это означает, что деньги достанутся той больнице, в которую придет факультет и его кафедры.

Нуждаясь в этих инвестициях, больницы готовы заключить договоры с университетами, и в этих условиях уже факультет выбирает, в какой именно больнице базировать клинические кафедры. В результате выигрывают оба партнера, а главное, пациенты: университетские клинические базы имеют превосходное обеспечение, т.е. намного выше даже максимальных ориентиров обычных больниц (лечение осуществляют ведущие профессора, при необходимости немедленно привлекаются специалисты смежных специальностей того же уровня, диагностика осуществляется на уровне научно-исследовательских стандартов). В то же время эти базы выполняют свою образовательную задачу: они обеспечивают общемедицинскую компетентность обучающихся, играют важную роль в специализации врачей. У нас в стране лишь немногие из медицинских вузов имеют собственные клинические базы. Именно в этом состоит основная проблема развития медицинских вузов. Подавляющее большинство вузов использует базы муниципальных и государственных больниц на договорных условиях. Здесь сохранилась форма отношений, которая оправдывала себя в советское время. Но эта форма больше не соответствует сути отношений в условиях иных правовых и организационных форм и рыночной экономики. Нормативный документ, который мы сегодня имеем в этой области, это «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. №71. В данном документе говорится (п.43): «Учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и ор-

ганизациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию».

Для образовательного процесса медицинских вузов этого недостаточно, нужны стимулы и условия, которые обеспечат стабильность взаимодействия вузов и больниц.

Кроме того, встают вопросы при лицензировании и аккредитации: действующее законодательство в этой области, несмотря на частые изменения и дополнения, не учитывает специфики меди-

цинских вузов. Так, в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (статья 10) говорится: «Лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационноправовых форм могут быть выданы только при наличии у них на правах собственности, оперативного управления или аренды необходимой учебноматериальной базы».

Сегодня больницы-партнеры перестают быть заинтересованными в использовании их ресурсов вузами. В любой момент договорные отношения могут быть прерваны — и кафедры окажутся без клинических баз. Тогда вузы не смогут обеспечить процесс клинического образования студентов, интернов и ординаторов. Катастрофические последствия этого даже трудно себе представить.

Очевидно, здесь нужно искать формы социального партнерства. Но сущест-

вующая правовая база не позволяет развивать сотрудничество в интересах обеих сторон.

Возможно, следует законодательно закрепить право вузов пользоваться определенной частью коечного фонда государственных (федеральных и муниципальных) больниц и поликлиник в целях выполнения задач по подготовке специалистов для системы здравоохранения, а также законодательно закрепить обязанность органов власти, в ведении которых находятся эти больницы, предоставлять вузам такую возможность. Могут быть приняты и другие решения, но в любом случае потребуются изменения и дополнения в нормативно-правовую базу деятельности высшей медицинской школы.

С другой стороны, ратуя за обеспечение возможности обучения клиническим навыкам, нельзя забывать и о сложностях правового характера, связанных с участием студентов в процессе оказания медицинской помощи. Важно решить вопросы, касающиеся соблюдения прав пациентов при оказании медицинской помощи. Речь идет не только о гарантиях должного качества медицинской помощи, но и о соблюдении других прав, например на конфиденциальность персональных данных пациентов. В приказе Минздравсоцразвития от 15 января 2007 г. №30 «Об утверждении Порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» сделаны первые шаги на этом пути. Во-первых, приказ создает правовую основу допуска студентов в процессе обучения к участию в оказании медицинской помощи. Во-вторых, определены основные условия такого допуска. В частности, в «Порядке допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам» (п.2) говорится: «К участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений (далее — студенты), успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах)...». Сразу же встает проблема

обеспеченности наших вузов качественными муляжами и фантомами для отработки навыков. Нужно создавать центры практических навыков, но это очень дорого. Ведь отечественный предприниматель не производит современных фантомов. ММА имени И.М.Се-ченова удалось оснастить такой центр в рамках национального проекта «Образование». Сегодня медицинским вузам недостает не только финансирования для оборудования центров практических навыков, но и единой методологии создания подобных центров. Очевидно, нужна нормативная база для их создания. Этот вопрос напрямую связан с выполнением требований, выдвинутых приказом Минздравсоцразвития в отношении допуска студентов к оказанию медицинской помощи.

Проблема совершенствования нормативной базы актуальна и в отношении других важных вопросов развития медицинских вузов.

Один из таких вопросов — изменение номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей. В этом направлении уже делаются важные шаги. В марте-апреле 2008 г. Минздравсоц-развития отменил ряд приказов по номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения и издал приказ №112н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации». Этим приказом введен целый ряд новых дополнительных специальностей. Важным положительным моментом приказа стал возврат к возможности дополнительной подготовки специалистов непосредственно после интернатуры. Но работа по совершенствованию номенклатуры требует продолжения. Действующая номенклатура все еще не соответствует реалиям отечественного здравоохранения и международным, в частности европейским стандартам.

Между тем приведение врачебных специальностей в соответствие с международной номенклатурой считается одним из важных направлений гармонизации в рамках Болонского процесса.

С проблемой врачебных специальностей тесно связана система сертифика-

ции специалистов. На сегодня вопрос сертификации специалистов не отрегулирован. В «Основах законодательства об охране здоровья граждан» (ст. 54) говорится, что «сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан».

В 1994 г. приказом Минздрава №286 было утверждено «Положение о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», в 1995 г. — «Временное положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста». В дальнейшем оба документа были отменены. Приказом Минздрава России от 20 мая 1997 г. №156 было утверждено новое Положение о порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности. По информации базы нормативных актов системы «Консуль-тант+», полученной в Управлении кадровой политики Минздравсоцразвития РФ, настоящий приказ не подлежит применению. До сегодняшнего дня при возникновении каких-либо трудностей при прохождении процедуры сертификации приходится руководствоваться общими положениями законодательства о здравоохранении и трудового законодательства.

Особенно много вопросов возникает у специалистов, которые не проходили обучения в ординатуре после окончания вуза. Как им подтверждать свою квалификацию? Когда, например, опытным специалистам, докторам медицинских наук, профессорам требуется предъявлять сертификат о первичной специализации, которого не существовало, когда они обучались, — это нонсенс. Следующая весьма важная проблема, которая не может быть решена без совершенствования нормативно-правовой базы высшего медицинского и фарма-

цевтического образования, — это сохранение системы подготовки офицеров медицинской службы запаса. История подготовки офицеров медицинской службы запаса началась в 1927 г., когда постановлением ЦИК и СНК была введена высшая допризывная подготовка студентов. С тех пор система подготовки офицеров запаса совершенствовалась и развивалась: от наличия в высших медицинских учебных заведениях военных кабинетов до обучения студентов по программе подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения. Только в Московской медицинской академии имени И.М.Се-ченова за это время подготовлено свыше 70 000 врачей и 19 000 провизоров — офицеров запаса. Многие из них принимали участие в Великой Отечественной войне, выполняли интернациональный долг во многих странах, оказывали медицинскую помощь в локальных конфликтах и при чрезвычайных ситуациях.

Велением времени стало использование научного и педагогического потенциала ведущих медицинских вузов России для подготовки медицинских специалистов для службы по контракту в Вооруженных силах РФ, что даст ощутимый экономический эффект и будет способствовать рациональному использованию бюджетных средств, выделяемых на до-дипломную и послевузовскую подготовку военных медиков. Этой цели служит Постановление Правительства РФ «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 6 марта 2008 г. №152, согласно которому в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, Ростовском и Владивостокском государственных медицинских университетах, Московском государственном медико-стоматологическом университете будут созданы военные учебные центры.

Однако распоряжение Правительства РФ «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при государственных об-

разовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 6 марта 2008 г. №275-р ликвидирует факультеты военного обучения и кафедры военной и экстремальной медицины во всех медицинских и фармацевтических вузах России.

В связи с этим через 3 года (к 2011 г.) все выпускники медицинских вузов в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» должны будут пройти военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ в звании рядового. Штатные расписания воинских частей не предусматривают прохождение военной службы рядового состава на врачебных должностях, поэтому дипломированные врачи после 5—6 лет обучения в медицинском вузе не смогут заниматься профессиональной деятельностью по своей специальности в течение 1 года.

Это разорвет систему непрерывного высшего медицинского образования, крайне негативно отразится на уровне врачебной квалификации специалистов, приведет к необходимости их дополнительной профессиональной подготовки, потребует значительных затрат.

В связи с этим необходимо сохранить в медицинских вузах Российской Федерации систему подготовки офицеров медицинской службы запаса либо решить вопрос о призыве выпускников после получения ими сертификата специалиста.

Вот такие сложные проблемы необходимо решить, чтобы обеспечить поступательное развитие отечественного медицинского образования.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Высшее медицинское образование по-прежнему востребовано, в ответ на спрос увеличивается число предложений, в т.ч. и в России. Достаточно вспомнить, что за последние 15—20 лет число медицинских факультетов в нашей стране удвоилось.

Для обеспечения эффективности их деятельности необходимо решить сложные проблемы, с которыми сталкивается сегодня медицинское и фармацевтическое профессиональное образование.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.