Научная статья на тему 'Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций'

Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ЗАЧЕТНО-КРЕДИТНЫЕ ЕДИНИЦЫ / HIGHER PROFESSION-ORIENTED SCHOOLS / ADVANCE OF MEDICALE DUCATION / ECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Мельникова Ирина Юрьевна, Левин Дмитрий Юрьевич, Михайлова Елена Владимировна, Клоктунова Наталья Анатольевна

Рассматривается современная система образования, которая предполагает обучение с высоким уровнем самостоятельности при ведущей роли личности обучаемого, предоставление учреждениями профессионального образования широкого спектра образовательных услуг, адекватных запросам рынка труда, вариативность методов и форм обучения, активное использование современных педагогических технологий и методов контроля знаний как наиболее удобных способов обучения. Освещается реализация компетентностного подхода, что диктует необходимость применения в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, конференций по завершении клинического модуля), а также широкое использование электронных образовательных ресурсов (сетевых и локальных) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.The article considered the modern system of education, which involves training with a high level of autonomy in the leading role of the individual learner, the provision of professional education institutions a wide range of educational services appropriate to the needs of the labour market, the variability of methods and forms of education, the active use of modern educational technologies and control methods of knowledge as the most convenient ways of learning. Describes the implementation of competence-based approach that requires the application in the learning process interactive forms of employment (computer simulations, role and business games, case studies, conferences upon completion of the clinical module), as well as the widespread use of electronic educational resources (network and local) with the purpose of formation and development of professional skills of students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романцов Михаил Григорьевич, Мельникова Ирина Юрьевна, Левин Дмитрий Юрьевич, Михайлова Елена Владимировна, Клоктунова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций»

УДК 61.378.14

М.Г. Романцов, И.Ю. Мельникова,

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург)

Е.В. Михайлова, Н.А. Клоктунова, Д.Ю. Левин, А.В. Романовская,

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

Образовательный процесс в медицинском вузе с учетом формирования компетенций

Повышение качества подготовки медицинских специалистов основано на внедрении современных информационных систем, новых образовательных технологий и стандартов оказания медицинской помощи населению. Подписание Российской Федерацией Болонской декларации требует модернизации российского рынка образовательных услуг для интеграции в европейскую систему образования и расширения доступа к ней за счет развития мобильности студентов и преподавателей, принятия признаваемых в странах Европы приложений к дипломам [6, 10].

Для реализации этих целей основной технологией учебного процесса должна стать модульная технология обучения, призванная содействовать развитию самостоятельности обучающихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала, формированию коммуникативной креативности обучаемых и развитию личностных мотиваций [6,10].

Непосредственное вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с использованием активных методов обучения - приемов и методов активизации учебно-познавательной деятельности, побуждающих к активной мыслительной и

Саратовский государственный медицинский университет

им. В.И. Разумовского

© Романцов М.Г, Мельникова И.Ю., Михайлова Е.В., Клоктунова Н.А., Левин Д.Ю., Романовская А.В., 2015

МИХАИЛ

ГРИГОРЬЕВИЧ

РОМАНЦОВ

кандидат педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии СевероЗападного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: вопросы преподавания в высшей школе. Автор более 250 публикаций

ЕЛЕНА

ВЛАДИМИРОВНА

МИХАЙЛОВА

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н.Р. Иванова Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: вопросы преподавания в высшей школе. Автор более 200 публикаций

ИРИНА

ЮРЬЕВНА

МЕЛЬНИКОВА

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии и детской кардиологии СевероЗападного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: вопросы преподавания в высшей школе. Автор более 200 публикаций

НАТАЛЬЯ

АНАТОЛЬЕВНА

КЛОКТУНОВА

кандидат социологических наук, начальник управления обеспечения качества образовательной деятельности Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: качество образования. Автор более 100 публикаций

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ЛЕВИН

кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней у детей и поликлинической педиатрии им. Н.Р. Иванова Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: педагогические технологии, качество образования. Автор более 60 публикаций

АННА

ВИКТОРОВНА

РОМАНОВСКАЯ

кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: вопросы преподавания в высшей школе. Автор более 60 публикаций

Рассматривается современная система образования, которая предполагает обучение с высоким уровнем самостоятельности при ведущей роли личности обучаемого, предоставление учреждениями профессионального образования широкого спектра образовательных услуг, адекватных запросам рынка труда, вариативность методов и форм обучения, активное использование современных педагогических технологий и методов контроля знаний как наиболее удобных способов обучения. Освещается реализация компетентностного подхода, что диктует необходимость применения в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, конференций по завершении клинического модуля), а также широкое использование электронных образовательных ресурсов (сетевых и локальных) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Ключевые слова: технология обучения, профессиональное образование, реформирование медицинского образования, компетентность, зачетно-кредитные единицы.

The article considered the modern system of education, which involves training with a high level of autonomy in the leading role of the individual learner, the provision of professional education institutions a wide range of educational services appropriate to the needs of the labour market, the variability of methods and forms of education, the active use of modern educational technologies and control methods of knowledge as the most convenient ways of learning. Describes the implementation of competence-based approach that requires the application in the learning process interactive forms of employment (computer simulations, role and business games, case studies, conferences upon completion of the clinical module), as well as the widespread use of electronic educational resources (network and local) with the purpose of formation and development of professional skills of students. Key words: training technology, higher profession-oriented schools, advance of medical education, competence, ECTS._

практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен и преподаватель и слушатель, благодаря чему возникает диалог между ними. Активные методы обучения - это обучение в деятельности и деятельностью, направляемой преподавателем, в результате которого и развивается профессиональная компетентность. Исходное положение теории активного метода обучения содержится в концепции «предметного содержания деятельности» А.Н. Леонтьева. Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: овладения знаниями (проблемная лекция), контроля знаний (закрепление) - тестирование, формирование профессиональных умений, навыков на основе моделированного обучения (игровые и неигровые методы обучения) [8].

К выпускнику высшей медицинской школы предъявляются высокие требования, касающиеся не только теоретических и клинических знаний, умений и навыков, владения мировыми медицинскими технологиями, но и способности к социальной адаптации специалиста. Речь идет о достижении нового качества образования, сопровождающегося формированием у молодого специалиста «ключевых компетентностей» для успешного освоения молодого специалиста на рынке труда, в социальном сообществе. Во всех областях медицинской деятельности наблюдается тенденция к использованию методов оценки знаний, основанных на компетентности, что становится заметным на всех этапах обучения медицине [1, 2].

Формирование парадигмы образования с ориентацией на критерии Болонского процесса предъявляет новые требования к качеству образовательной системы, развитию профессиональной компетентности лично-

сти. При попытке применения обучения на основе компетентности следует учитывать принципы, которые должны использоваться систематически, соответствовать учебным результатам/компетенциям, разработанным с учетом основных особенностей профессиональной деятельности [2, 3, 5, 8]. Переход на систему подготовки, основанную на компетентности, неизбежен. При этом роль преподавателя состоит в создании оптимальных возможностей для профессионального развития обучающихся посредством объединения педагогических технологий в образовательном процессе. Появление принципиально новых медицинских технологий потребует от специалиста постоянного овладения новыми знаниями, умениями, навыками и способами общения. Компетентностный подход в образовании положил начало формированию модульных дисциплин, которые формируют группу родственных компетенций, обеспечивающих подготовку специалиста, способного построить знание в соответствии с новыми условиями.

Компонентами компетентности Дж. Равен считает те «характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей». Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля). Развитие новых навыков, умений и видов компетентности происходит в зависимости от тех целей, которые значимы для индивида в настоящее время. Эффективность процесса обучения определяется не только высоким уровнем компетентности в области медицинских знаний, но и владением элементами коммуникативной компетенции - одной из общих компетенций, на основе ко-

торой строится профессиональная компетентность, но для этого необходимо формировать навыки личностно-ориентированных, интерактивных, проектных форм обучения с учетом нормативной модели требований, отражающих профессиональную компетентность молодого врача [1, 3, 10].

Реализация компетентностно-го подхода предусматривает широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, конференций по завершении клинического модуля) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Важное значение для формирования обозначенных компетенций имеет активное использование тренажеров и симу-ляторов, имитирующих пациентов разных возрастных групп, служащих как для отработки навыков ухода, так и выполнения различных манипуляций и навыков оказания неотложной помощи; использование пособий по выполнению различных манипуляций для самостоятельной работы студентов, а также широкое применение в учебном процессе электронных учебных пособий по диагностическим процедурам, навыкам ухода, методике объективного обследования, неотложной помощи представителям различных возрастных групп. Обучение интерпретации данных объективного обследования пациентов различных возрастных групп, а также результатов наиболее распространенных методов лабораторной и инструментальной диагностики проводится с помощью компьютерных программ. Интеграции теории и практики в образовательном процессе способствуют разработанные мультимедийные ситуационные задачи на основе электронного архива клинических случаев, включающие видеомате-

риал наблюдения в динамике течения заболевания.

Болонская декларация, определив стратегию высшего образования, сформулировала основные задачи, которые включают разработку методологии модульного построения образовательных программ высшего профессионального образования, содействие межвузовскому сотрудничеству, совместным программам научных исследований. Предлагается формировать образовательные стандарты высшего профессионального образования с использованием «зачетных единиц», обеспечивающих измерение и сравнение результатов обучения, способствующих качественной оценке учебной работы посредством стимуляции познавательной деятельности студентов, повышая качество подготовки будущих специалистов.

С целью обеспечения непрерывного контроля работы обуча-щихся по качеству усвоения материала преподаватель должен разделить учебный материал на структурно-логические модули (блоки), определив нормативные баллы (правила их начисления) на все задания и задачи дисциплины. Это позволит составить рейтинговый регламент с учетом рейтинга, на основе которого будет производиться оценивание знаний. Общая оценка представляет собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули. В качестве модулей предмета/дисциплины целесообразно выделить самостоятельный цикл работы, индивидуальные домашние работы с целью закрепления теоретических знаний. По завершении модуля проводится контроль знаний (в виде тестирования, контрольной работы, контрольных задач, устного опроса, написания отчета и собеседования и др.), а для коррекции процесса обучения в процессе текущего контроля целесообразно вести учет и анализ оши-

Активные методы обучения в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского

бок, указывающих на пробелы в знаниях [6, 7].

Современные системы балль-но-рейтинговой оценки академической успеваемости обучащихся построены на основе 100-балльной шкалы и включают блоки оценки текущей успеваемости, промежуточной аттестации, самостоятельной работы обучающихся (активное участие в создании банка наглядных материалов в виде мультимедийных выписок из историй болезни и видеозадач, подготовку докладов в рамках научно-исследовательской работы студентов,участие и выступление в конференциях и конгрессах молодых ученых различных уровней). Матрица балльно-рей-тинговой оценки академической успеваемости представляет собой совокупность блоков нозологии дисциплины, имеющих свою «весовую» оценку в баллах. Каждый блок представляет собой совокупность балльных оценок теоретических знаний, практических навыков, результатов исходного и промежуточного тестирования, навыков решения ситуационных

задач. Полученные в течение цикла обучения баллы суммируются, и в соответствии с итоговым баллом производится перевод рейтинговой оценки в классическую академическую отметку.

Балльно-рейтинговая оценка знаний включают многообразный контроль (посещаемость, аудиторную и внеаудиторную работу, выполнение дополнительных заданий и контрольных тестов), а также критерии оценки выполненной работы, сроки ее выполнения, выраженные в баллах. Преподавателю эта система позволяет рационально планировать учебный процесс по дисциплине, контролировать ход усвоения изучаемого материала, своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля, оценивать выполнение каждого учебного поручения, объективно определять оценку по предмету, рассматривать контроль как неотъемлемую часть образовательного процесса.

Наибольший интерес на современном этапе представляет вне-

дрение в медицинских вузах системы интерактивного рейтинга обучающихся. Она представляет собой электронную систему учета всех достижений (учебных, научных, общественных) за все время обучения в вузе. Эта онлайн-система (веб-сайт) позволяет учитывать итоговые рейтинги по всем дисциплинам, преподаваемым согласно учебному плану, показатели активности студента по итогам года и за все время обучения. Внедрение интерактивного рейтинга обучающихся повышает конкуренцию в студенческой среде и стимулирует активное развитие как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Онлайн-информация интерактивного рейтинга обучающихся позволяет заинтересованным лицам (кафедр, деканатов, работодателям) формировать кадровый резерв студентов для последующего обучения на постдипломном этапе и возможного трудоустройства.

Направление, обеспечивающее интенсификацию процесса обучения с применением активных методов и средств, а также педагогическое творчество в общении с обучащимися, представляет собой конструктивную педагогику. Одним из путей совершенствования обучения, связанным с качественно новым уровнем подготовки специалистов без увеличения продолжительности и нарастания напряженности учебной деятельности, является интенсификация, которая невозможна без дидактически обоснованных приемов обучения. Они, прослеживая ориентацию преподавателя на конкретные результаты при проведении определенного занятия, нацеливают на достижение требуемого уровня усвоения знаний, формируя конкретные навыки, позволяя адекватно выстроить структуру и методику занятия. Требования «знать и уметь» носят сравнительно общий характер, поскольку материал можно

знать так, чтобы легко его найти среди других справочных материалов о руководстве (опознающий уровень запоминания). Можно усвоить в деталях и применять материал, не обращаясь к справочным руководствам, дополняя его с учетом конкретных условий (продуктивный уровень воспроизведения изученного). Можно запомнить материал так, как он изложен в учебной и методической литературе (репродуктивный уровень). Очевидно, что для каждого из трех уровней знания требуется особая методика обучения. Одним из важнейших дидактических приемов является тщательный отбор учебного материала и перевод его на уровень концентрированных, свернутых категорий. Этот прием учитывает генерализацию учебного материала -черту перспективного обучения. Специфическим приемом является использование комплексов учебного материала, когда изучение новых сведений сопровождается освоением содержания и закреплением особенностей нового материала. Нельзя забывать и о традиционных методах обучения, характеризующихся комплексностью занятий, которые сочетают лекционное изложение материала с элементами семинарского и практического занятия и предполагают поэтапный контроль обучения на каждом занятии для своевременной коррекции учебного процесса. Активизация деятельности обучаемых достигается путем введения проблемных и игровых ситуаций, создания условий для индивидуализации обучения, проведения специальных занятий по выработке навыков и формированию автоматизма. Методики, отражающие особенности деятельности в условиях интенсификации, включают отказ от конспектирования и обеспечение обучащихся справочным матери-

алом. При этом у обучащихся появляется возможность обдумать сказанное преподавателем, сделать заметки на розданном материале. Условия для интенсификации обучения создаются тогда, когда занятия по одному предмету/дисциплине проводятся в течение одного или нескольких дней/ циклов без чередования с другими дисциплинами. Таким образом интенсификация обучения является совместной деятельностью преподавателя и обучающегося. К особенностям интенсивного обучения относится переход от преподавания частностей к преподаванию закономерностей, из которых эти частности вытекают; сохранение действующих сроков подготовки специалистов и существующей учебной нагрузки; исключение психической перегрузки и неблагоприятных последствий для здоровья обучающихся.

Таким образом, модернизация образования в медицинском вузе, также как и развитие современной системы образования в целом, предполагает обучение с высоким уровнем самостоятельности при ведущей роли личности обучаемого, предоставление учреждениями профессионального образования широкого спектра образовательных услуг, адекватных запросам рынка труда, вариативность методов и форм обучения, активное использование современных педагогических технологий.

Литература

1. Гиббс Т., Химион Л.В. Связь между образованием, подготовкой и развитием компетентности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 2. С. 65-69.

2. Гребенюк Т.Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы

компетентностного подхода в образовании. Калининград, 2008. С. 7-17.

3. Даниленкова Г.Г. Проблемы профессиональной компетентности педагога // Проблемы компетентностного подхода в образовании. Калининград, 2008. С. 16.

4. Денисов И.Н. Основные направления совершенствования подготовки врачебных кадров // Лекции для практикующих врачей: материалы Российского национального конгресса «Человек и лекарство». М., 2008. С. 35-45.

5. Лопанова Е.В. Разработка программы повышения квалификации преподавателей медицинского вуза на основе компетентностного подхода // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 1. С. 132-135.

6. Марон А.Е., Подбед В.И. Поиск новой образовательной парадигмы образования взрослых // Содержание и технологии образования взрослых. Проблемы опережающего обучения: сб. науч. трудов / под ред. А.Е. Марона. СПб., 2007. 176 с.

7. Медведев П.С. Особенности глобализации образования в условиях Болонского процесса // Образование взрослых в СНГ: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб.: ГНУ ИОВ, 2006. С. 165.

8. Минорская Н.С., Тихонова Е.П., Минорская Е.И. Активные методы обучения как средство формирования высокой компетентности специалиста // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 1. С. 153-156.

9. Петрова Л.И., Кутергина Л.Н. Методическое обеспечение Болон-ского процесса в вузе. Ростов н/Д, 2008. 656 с.

10. Романцов М.Г., Сологуб Т.В. Технологии опережающего образования. Особенности компетентностной модели в высшей медицинской школе // Основы педагогической грамотности преподавателя медицинского вуза. СПб., 2009. С. 10-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.