Научная статья на тему 'Современные ориентиры медицинского образования в России'

Современные ориентиры медицинского образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные ориентиры медицинского образования в России»

вы развития магистратуры // Высшая школа в 1996 году: Ежегодный доклад о развитии высшего образования / Под ред. А.Я. Савельева. - М., 1997.

14. Сенашенко В.С., Козырев В.А. Магистратура в системе высшего педагогического образования: состояние и перспективы // Alma Mater. - 1998. - № 6.

15. Сенашенко В.С. Магистратура: состояние и перспективы // Материалы международной научной конференции «Системы магистратуры в Беларуси и за рубежом».

- Полоцк, 1998.

16. Сенашенко В.С., Сенаторова Н.Р. О подготовке преподавателей высшей школы на базе магистратуры. - СПб., 1998.

17. Сенашенко В.С., Балашов В.В. Магистратура в вузах России. - М., 1999.

18. Сенашенко В. Магистратура: свобода выбора маневра // Высшее образование в России. - 2000. - № 3.

19. Некоторые вопросы информационной и аналитической поддержки магистерской подготовки. - М., 2003.

20. Сенашенко В.С., Халин В.Г. Особенности нормативно-правового статуса магистратуры в структуре высшего профессионального образования // Материалы совещания «Высшие информационные технологии образования и науки». -СПб., 2003.

21. Сенашенко В.С. Что происходит с российской магистратурой? // Магистратура: состояние и перспективы: Материалы научно-методической конференции. Вып. 2.

- СПб., 2007.

Современные ориентиры медицинского образования в России

А. АМИРОВ, профессор Башкирский государственный медицинский университет

Главная цель проводимых сегодня реформ в образовательных системах - переход на более высокий уровень качества образования, содействие мобильности высококвалифицированных кадров, повышение конкурентоспособности специалистов. Именно эти целевые составляющие представляют основу модели профессионального образования XXI в.

Оценивая ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в системе высшего медицинского образования, можно отметить, что процессы ее модернизации - вопреки сложившимся стереотипам - обусловлены отнюдь не только причиной приведения национального образования к европейским стандартам. Главная причина заключается в том, что сама система в настоящее время продолжает испытывать влияние целого комплекса негативных тенденций, характерных для всего профессионального образования в России. Так, по различным данным, около 30% выпускников медицинских вузов не включаются в профессиональ-

ную деятельность по той специальности, которую они получили [1].

При этом имеются существенные претензии к качеству получаемого образования, поскольку выпускники вузов часто оказываются не готовыми к осуществлению профессиональной деятельности на уровне требований сегодняшнего дня. Согласно детальному анализу, проведенному М.А. Пальцевым, И.Н. Денисовым и др., основные недостатки современной подготовки будущих врачей кроются в плохом владении выпускниками практическими врачебными умениями и навыками, даже связанными с выполнением простейших манипуляций, в их невысокой информированности о новейшей медицинской аппаратуре и методах ее использования, в слабых знаниях вопросов лекарственного обеспечения врачебной деятельности, в крайне низком уровне подготовки выпускников к работе в лабораторном и поликлиническом секторе здравоохранения, в неважной ориентации молодых

Практика модернизации

23

врачей в области проблем охраны здоровья населения в целом [2].

Вместе с тем нужно отметить, что парадигма экстенсивного развития медицинского образования, в рамках которой основное значение имели такие показатели, как число кафедр, остепененность сотрудников, количество выпускаемых специалистов, постепенно уходит в прошлое. Утрачивает позиции и образовательная парадигма, породившая одну из причин системного кризиса в современном здравоохранении, - перепроизводство врачебных кадров, не отвечающих в должной мере требованиям современного социума. Именно поэтому сегодня некоторые специалисты, вышедшие из ее недр, осознавая свое несоответствие требованиям профессии, а также под влиянием материальных факторов(условия труда, низкая заработная плата) вынуждены искать применение своим способностям в других сферах профессиональной деятельности. По самым последним данным, число вакантных должностей медицинских работников в Российской Федерации с каждым годом увеличивается и составляет: врачей - 56610, в том числе на селе - 8350, медицинских сестер - 47704, в том числе на селе - 4150. Если в 1999 г. убыль врачей была зарегистрирована в 30 регионах, то в 2007 г. - уже в 70 (И.Н. Денисов).

Исходя из понимания того, что сложившиеся в высшей школе структурно-содержательные и процессуальные компоненты не соответствуют природе профессиональной деятельности современного специалиста, В.А. Сластенин считает необходимой разработку личностно-ориентированных технологий профессионального образования как необходимого условия повышения качества образовательной деятельности [3, с. 11].

Академик РАМН И.Н. Денисов на одном из совещаний с участием ректоров медицинских вузов страны справедливо заявил, что качество оказания медицинской помощи больному не может быть выше, чем качество полученного врачом образования.

По-видимому, то же самое можно сказать и о других социальных сферах и образовательных системах. Но к медицинскому образованию этот тезис приложим в полной мере. Хотя бы потому, что в своей основе современное медицинское образование сформировалось еще в позапрошлом веке, претерпев незначительные изменения в содержании учебныхпланов в последние два десятилетия, когда в обществе появился интерес к гуманитарным аспектам подготовки специалистов, когда сам человек стал совершенно иным и когда общество оказалось перед лицом новых, неизученных заболеваний.

Новые поправки в закон об образовании оставляют за медицинскими вузами направленность на специалитет, поэтому модернизация высшего медицинского образования связана с поиском резервов в самой организации образовательного процесса. В последние годы в медицинских вузах страны происходят интенсивные изменения - организационные, методические, содержательно-технологические, коммуникационно-технические. Это предполагает развитие инновационных форм образовательной деятельности, создание вариативных моделей обучения, развитие образовательного маркетинга. Поэтому качество инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза следует понимать как отношение между необходимыми (потенциально возможными) и фактически реализуемыми изменениями в системе медицинского образования.

Безусловно, инновационное развитие образовательных систем выстраивается и должно выстраиваться с учетом соответствующих целевых установок. В связи с этим деятельность медицинского вуза необходимо ориентировать на подготовку специалистов, умеющих не только разрабатывать и реализовывать комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий в рамках своей специальности, но и оценивать характеристики психического и физического здоровья человека, обосновывать

систему профилактических мер, анализировать и выявлять результативность собственной профессиональной деятельности, прогнозировать пути и направления ее совершенствования, а также повышения эффективности.

Концепция развития высшего медицинского образования как составной части системы здравоохранения РФ ориентирована на модель подготовки медицинских кадров, которая создаст необходимые условия для сохранения и восстановления здоровья населения путем предоставления гарантированного уровня медицинской помощи. Для этого в процессе ее реализации должны быть решены, на наш взгляд, как минимум три глобальные задачи:

■ подготовка профессионально мобильного, мотивированного специалиста;

■ обеспечение выпускников необходимым объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для первоначального этапа вхождения в профессиональную деятельность;

■ формирование навыков работы с источником информации и умений организовывать и осуществлять самостоятельную профессионально-познавательную деятельность, памятуя слова М.Я. Мудрова о том, что «медицине научить нельзя, медицине можно научиться».

Решение этих задач обеспечит качественное завершение додипломного вузовского этапа подготовки врачебных кадров, а модернизация системы непрерывного профессионального развития выпускников медицинских образовательных учреждений даст возможность осуществить адекватную требованиям времени подготовку нового поколения компетентных специалистов, владеющих современными технологиями оказания качественной медицинской помощи. Трехфазовое медицинское образование, включающее базовое медицинское образование, последипломное медицинское образование и непрерывное профессиональное образование врачей, стало настоятельным требованием времени, когда об-

новление знаний в медицине происходит не просто очень быстро, но лавинообразно, а перечень базовых и специальных компетенций врача возрастает.

В свете отмеченных выше задач уже сегодня рельефно обозначились следующие основные параметры высшего медицинского образования нового типа:

• интегративная междисциплинарная организация содержания медицинского образования;

• направленность на формирование у выпускников культуры системного клинического мышления;

• развитие духовности в структуре личностных характеристик специалистов медицинского профиля;

• инновационный характер деятельности образовательных учреждений;

• переориентация образовательного процесса с задач трансляции знаний и опыта на задачи обучения студентов навыкам их самостоятельного приобретения и преобразования.

В этом аспекте образовательная политика в нашей стране выстраивается с учетом тенденций мирового развития, среди которых особое значение имеет Болонский процесс. Следует, вместе с тем, отметить сложившееся сегодня в профессиональном сообществе неоднозначное отношение к европейским инициативам. Одни рассматривают Болонский процесс как некий «спасательный круг», поскольку необходимость изменений в образовательных системах уже назрела, а реальных сил внутри страны для того, чтобы инициировать преобразования, до настоящего времени не находилось. Другие считают, что нужно относиться к принципам Болонской декларации избирательно, чтобы не утратить то ценное, что отличало российскую систему образования и придавало ей уникальность. Третьи не скрывают негативного отношения к западным веяниям, считая их губительными для нашей системы образования, а европоцентристский подход к высшей школе, соответственно, неприемлемым.

Практика модернизации

25

Соглашаясь с тем, что каждая точка зрения имеет право на существование, сошлемся на слова Владимира Маяковского, актуальные и для нашего времени: «глазами жадными царапайте все то, что у нашей земли хорошо и что хорошо на Западе ».

При всей противоречивости отношения к европейским новшествам следует признать, что именно Болонский процесс в полной мере актуализировал назревшую в отечественной высшей школе проблему - проблему качества профессионального образования, которая становится все более значимой в новых условиях, когда конкурентоспособность специалиста определяет не только статус выпускника в пространстве профессиональной деятельности, но и место учебного заведения, осуществляющего подготовку специалистов, в образовательной системе государства.

Исходя из вышеупомянутого тезиса о том, что «модернизация системы здравоохранения страны основывается на модернизации системы медицинского образования», нужно подчеркнуть, что преобразование всех педагогических и обеспечивающих процессов в вузе сегодня становится необходимым условием ее развития. Проблема же заключается не столько в том, насколько сформирована у членов педагогического коллектива медицинских вузов установка на организационные и педагогические преобразования, сколько в недостаточности опыта осуществления инновационной деятельности в рамках довольно консервативной образовательной среды. В целях изучения взглядов педагогов на фактическое состояние инновационной деятельности вуза нами в ходе очередного цикла повышения педагогической квалификации был проведен опрос преподавателей Башкирского государственного медицинского университета, который показал следующее.

1. Инновационная деятельность в вузе и исследования в этой области являются необходимыми. Это отметили 96% опрошенных.

2. В рамкахдеятельности внутривузов-ских структур повышения педагогического мастерства, методологических семинаров и систематически проводимых тематических занятий для профессорско-преподавательского состава по проблемам педагогической инноватики преобладает информационный подход, а методико-технологи-ческая подготовка выражена в значительно меньшей степени.

3. Педагогическими коллективами кафедр недостаточно анализируются промежуточные результаты и корректируются методы и способы реализации инноваций.

4. В образовательный процесс практически не экстраполируется аналогичный опыт других образовательных систем, что неизбежно сказывается на отставании темпов модернизации вуза в потоке стремительных изменений в обществе.

5. Недостаточен уровень ресурсного, методического обеспечения инновационного процесса, что обусловливает слабую эффективность действующих в вузе механизмов реализации новшеств.

Вместе с тем практически все опрошенные отмечают активизацию инновационной деятельности в масштабах университета, что особенно стало зримым в связи с созданием в БГМУ организационных структур, обеспечивающих функционирование системы управления качеством образования. О качестве образования современного специалиста медицинского профиля свидетельствуют следующие показатели:

■ результаты образования, то есть те изменения, которые произошли (или не произошли) в человеке, получающем образование, их соответствие заданным государственными стандартами целям образования; построение квалиметрической системы вуза, создание нормативно-методической базы для оценки качества процесса обучения;

■ процесс образования и его обеспечение: технологическое (организация и осуществление учебного процесса, его направленность на достижение поставленных об-

разовательных целей), ресурсное (кадровое обеспечение, учебно-материальная база, социально-бытовые условия);

■ цели образования, их соответствие потребностям государства, общества и личности, а также мировым и европейским требованиям;

■ инновационная направленность образования, формирование инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с конкурентоспособным качеством.

Болонская декларация предполагает, что контроль за качеством обучения будет осуществляться не только в рамках самих вузов, но и в государственном масштабе. В связи с этим национальные системы обеспечения качества образования должны включать в себя аккредитацию и сертификацию, внутреннюю и внешнюю оценку программ вузов, рейтинг учебных заведений, в том числе и со стороны студентов.

Расширяющаяся сегодня самостоятельность медицинских учебных заведений в разработке собственных инновационных траекторий развития, предоставление преподавателям права самостоятельно выбирать формы, методы, средства обучения и технологию учебного процесса одновременно повышают ответственность учебных заведений за качество образования. Исходя из этих позиций, важным условием становится четкое понимание как отдельными педагогами, так и педагогическим коллективом в целом взаимосвязи между конечными целями подготовки, содержанием обучения и технологизацией учебного процесса, что в свою очередь становится условием успешности решения образователь-

ных задач, обозначенных в государственных образовательных стандартах.

Таким образом, анализируя тенденции, предпосылки, факторы и условия, а также ведущие теоретические направления, определяющие развитие медицинского образования в стране и ее регионах, можно выделить то общее, что сегодня имеет значимость и для перспектив отечественного образования в целом. Связано это прежде всего с такой важной особенностью образовательных систем, как высокая степень их интегрированности в мировое сообщество. В медицинском образовании именно такая интеграция позволит консолидировать профессионально-педагогическую общественность на разработку более совершенных стандартов и условий образовательной деятельности, основным результатом которой явится формирование компетентной, профессионально и социально мобильной личности выпускника медицинского вуза, способного к непрерывному профессиональному развитию в пространстве своей врачебной деятельности.

Литература

1. Багишаев З.А. Стратегии развития россий-

ского образования. - М., 2003; Амиров А.Ф., Серегин С.М. Профессиональная социализация и воспитание студентов медицинского вуза. - Уфа, 2003.

2. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П.

Высшая медицинская школа России: настоящее и будущее. - М., 2000.

3. Сластенин В.А. Стратегия модернизации

высшего профессионального образования // Сибирский педагогический журнал.- 2005. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.