Научная статья на тему 'К проблеме подготовки магистров в системе российского высшего педагогического образования'

К проблеме подготовки магистров в системе российского высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МАГИСТРАТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MASTER’S DEGREE PROGRAM IN THE SYSTEM OF HIGHER TEACHER-TRAINING EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / THE SYSTEM OF HIGHER TEACHER-TRAINING EDUCATION / TWO-LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саломахина Людмила Александровна

Данная статья рассматривает вопрос подготовки магистров российского высшего педагогического образования. В статье рассказывается о магистратуре на современном этапе в целом и о магистратуре в области педагогического образования в частности. Автор выводит ряд рекомендаций по подготовке педагогических кадров на втором уровне высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саломахина Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MASTER TRAINING IN RUSSIAN HIGHER TEACHER TRAINING EDUCATION

The article deals with the problem of Master training in Russian higher teacher-training education. The article runs about the present state of Master’s degree program on the whole and in the area of teacher-training in particular. The author gives some recommendations in teachers training at the second level of professional education.

Текст научной работы на тему «К проблеме подготовки магистров в системе российского высшего педагогического образования»

Л.А. САЛОМАХИНА

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.А. САЛОМАХИНА

Данная статья рассматривает вопрос подготовки магистров российского высшего педагогического образования. В статье рассказывается о магистратуре на современном этапе в целом и о магистратуре в области педагогического образования в частности. Автор выводит ряд рекомендаций по подготовке педагогических кадров на втором уровне высшего профессионального образования.

Ключевые слова: Болонский процесс, система высшего педагогического образования, двухуровневая система высшего образования, магистратура в системе высшего педагогического образования.

THE PROBLEM OF MASTER TRAINING IN RUSSIAN HIGHER TEACHER TRAINING EDUCATION

L.A. SALOMAKHINA

The article deals with the problem of Master training in Russian higher teacher-training education. The article runs about the present state of Master's degree program on the whole and in the area of teacher-training in particular. The author gives some recommendations in teachers training at the second level of professional education.

Keywords: Bologna process, the system of higher teacher-training education, two-level system of higher education, Master's degree program in the system of higher teacher-training education.

На современном этапе российская высшая школа претерпевает значительные изменения в условиях интеграции в европейское пространство высшего образования. Эти преобразования вызваны обязательством воплощения в жизнь основных принципов Болонского процесса. Их реализация предполагает решение ряда важных задач, которые требуют значительных изменений и модернизации российского образования, в том числе обновления Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

На международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции» 29-30 октября 2003 года министр образования В.М. Филиппов обозначил, что первой из таких задач было создание многоуровневой системы высшего образования: «бакалавриат -магистратура» [4]. Ведя речь о бакалавриате, следует отметить, что это знакомая и уже довольно исследованная для нашей страны структура, в отличие от магистратуры, введение которой обуславливает возникновение определенного рода трудностей. Данную тему широко рассматривают В.И. Байденко, Б.А. Сазонов, В.С. Сена-шенко, В.А. Садовничий и др.

В настоящее время магистратура - второй уровень в двухуровневой системе высшего образования. Срок обучения в магистратуре - два года. Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, а также к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Однако это не относится к лечебным факультетам медицинских вузов и некоторым творческим специальностям. Современное положение о магистратуре в России определяется законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1; 2]. Необходимо отметить, что

Ix. проблемы педагогической лингвистики

в 1996 году бакалавриат и магистратура уже закреплялись как уровни подготовки в качестве двух ступеней единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Суть различий состоит в том, что в настоящее время они являют собой два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами. Такая двухуровневая система имеет ряд преимуществ. Отметим, что разделение на двухуровневую систему лучше всего отвечает потребностям рыночной экономики, в условиях которой рынок труда предъявляет особые требования к качеству рабочей силы, что открывает возможность гармоничного сближения процессов обучения и работы, повышения мобильности, гибких подходов к определению продолжительности времени обучения и его оптимального соотношения с рабочим временем, к выбору форм обучения и занятости. Задача второй магистерской ступени обучения сводится к подготовке высококвалифицированных кадров, которых много в каждой области, где нужна углубленная подготовка, а также к обеспечению потребностей общества в специалистах подобного уровня. Стоит также упомянуть об узнаваемости дипломов, степеней при их международных сопоставлениях, потребность в которых увеличивается вследствие растущего взаимодействия образовательных систем разных стран, возросшей интенсивности миграции обладателей различных дипломов, в более общем смысле - вследствие глобализации экономики и все более явной глобализации образования.

В контексте этого вопроса сложность особого рода являет собой специфика педагогического образования в России, так как данную проблему, несмотря на её актуальность, нельзя назвать широко исследованной. Речь идет о необходимости подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, профессионально ориентированных на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность в свете модернизации высшей школы. Магистратура и аспирантура являются как бы логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, предполагающего широкое фундаментальное образование в рамках бакалавриата [3: 92-93]. Разница между ними состоит в том, что магистратура имеет отношение к основным образовательно-профессиональным программам, тогда как аспирантура является формой послевузовского образования. Это порождает различие в подходах к формированию учебных программ. По мнению В.С. Сенашенко, Л.С. Казарина, В.А. Кузнецовой и Н.Р. Сенаторовой, одним из главных принципов подготовки преподавателя высшей школы является совместное решение двух задач: углубленное изучение набора дисциплин, являющееся одним из необходимых условий, обеспечивающих готовность к исследовательской работе в соответствующей области науки, и систематизация способов восприятия данной науки, трансформированной в учебные дисциплины [6: 52].

Круг проблем, которые затрагивает вопрос специфики магистерской подготовки в системе высшего педагогического образования, довольно широк. К ним можно отнести недостаточную практическую ориентированность магистратуры как ступени, формирующей квалификацию педагога. Многие ученые, такие как, например, Г.Н. Варковецкая, М.Г. Ермолаева, Л.С. Илюшин неоднократно высказывали пожелания о пересмотре структуры подготовки магистров по педагогическим специальностям в сторону увеличения весомости их реальной практической деятельности в системе образования, чтобы соотношение практики и «академической» подготовки было бы, по крайней мере, на уровне 40\60 [5].

л.а. саломахина

Таким образом, введение многоуровневой системы образования не только открывает новые перспективы в вопросах подготовки педагогических кадров, но и выявляет необходимость поиска новых путей развития с учетом современных тенденций, а также требует своевременного и точного мониторинга этого процесса. Для наиболее успешной его реализации можно вывести ряд рекомендаций:

- необходимо признать существенную индивидуальность и фундаментальность всей системы российского образования при осуществлении процесса её модернизации, а также при воплощении в жизнь одного их ключевых принципов Болонского процесса - введения многоуровневой системы высшего профессионального образования;

- принять во внимание наличие потенциальных трудностей, обусловленных внедрением новых университетских программ и стандартов образования, в связи с увеличением роли магистратуры в структуре высшего профессионального образования России и из-за отсутствия опыта подготовки специалистов в условиях двухуровневой структуры системы высшего образования;

- принять во внимание социальную ориентацию педагогического образования и его специфику в российской действительности, а также значимость языковых и культурных различий;

- решать практические задачи по осуществлению подготовки кадров, а именно: обеспечить материальную базу с возможностью проведения исследовательской работы в соответствующей области науки еще на этапе обучения в магистратуре.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (в ред. Федерального закона 20.04.2007 г. № 56ФЗ).

2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 25.08.1996 г. №125-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3. Сенашенко В.С. Магистратура: второе рождение / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. 1993. №3. - С. 92-93.

4. Материалы Международного семинара «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции». СПб. 29-30 октября 2003 г.

5. Резолюция круглого стола представителей педагогической общественности по обсуждению проектов стандартов педагогического образования. СПб, ИПО РАО, 13 февраля 2009 г.

6. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Сенаторова Н.Р., Казарин Л.С. Подготовка педагогов в классических университетах // Высшее образование в России. 1998. №3. - C. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.