Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ'

РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕМАТИКА / ПРОЕКТ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

В системе высшего образования требования к подготовке будущих специалистов постоянно обновляются. Периодически добавляются новые дисциплины для изучения, даже появляются новые специальности, фундаментальная математическая подготовка студентов тоже претерпевает изменения, но ее наличие остается обязательным. Математика формирует стиль мышления человека, приучает его дедуктивно, логично и последовательно излагать материал. Для того чтобы современная математическая подготовка в вузе отвечала требованиям времени, необходимо на занятиях делать акцент на умении самостоятельно работать с источниками информации, на развитии медиакомпетентности будущих специалистов технических профилей. Мы считаем необходимым интеграцию медиаобразования и учебной дисциплины «Математика» в рамках технического вуза. Интеграция медиаобразования и дисциплины «Математика» предполагает использование на занятиях различных медиасредств, применение проблемных, исследовательских, эвристических, дискуссионных форм обучения. Акцент в математической подготовке студентов в вузе делается на создании студентами разнообразных проектов, при этом у студентов развивается самостоятельность мышления, они вовлекаются в творческую проектную деятельность, учатся работать с медиасредствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE OF STUDENTS IN MATH LESSONS

In the higher education system, the requirements for the training of future specialists are constantly updated. Periodically, new disciplines are added to the educational process, even new specialties appear, the fundamental mathematical training of students also undergoes changes, but its presence remains mandatory. Mathematics forms the style of human thinking, teaches him deductively, logically and consistently present the material. In order for modern mathematical training at the University to meet the requirements of the time, it is necessary to focus on the ability to work independently with sources of information, on the development of media competence of future specialists of technical profiles. We consider necessary the integration of media education and of the discipline "Mathematics" in the framework of a technical College. Integration of media education and discipline "Mathematics" involves the use of various media in the classroom, the use of problem, research, heuristic, discussion forms of education. The emphasis in the mathematical training of students at the University is on creating a variety of projects by students, while students develop independent thinking, they are involved in creative project activities, learn to work with media.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В системе высшего образования требования к подготовке будущих специалистов постоянно обновляются. Периодически добавляются новые дисциплины для изучения, даже появляются новые специальности, фундаментальная математическая подготовка студентов тоже претерпевает изменения, но ее наличие остается обязательным. Математика формирует стиль мышления человека, приучает его дедуктивно, логично и последовательно излагать материал. Для того чтобы современная математическая подготовка в вузе отвечала требованиям времени, необходимо на занятиях делать акцент на умении самостоятельно работать с источниками информации, на развитии медиакомпетентности будущих специалистов технических профилей. Мы считаем необходимым интеграцию медиаобразования и учебной дисциплины «Математика» в рамках технического вуза. Интеграция медиаобразования и дисциплины «Математика» предполагает использование на занятиях различных медиасредств, применение проблемных, исследовательских, эвристических, дискуссионных форм обучения. Акцент в математической подготовке студентов в вузе делается на создании студентами разнообразных проектов, при этом у студентов развивается самостоятельность мышления, они вовлекаются в творческую проектную деятельность, учатся работать с медиасредствами.

Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, математика, проект, технический вуз, развитие медиакомпетентности студента.

Annotation. In the higher education system, the requirements for the training of future specialists are constantly updated. Periodically, new disciplines are added to the educational process, even new specialties appear, the fundamental mathematical training of students also undergoes changes, but its presence remains mandatory. Mathematics forms the style of human thinking, teaches him deductively, logically and consistently present the material. In order for modern mathematical training at the University to meet the requirements of the time, it is necessary to focus on the ability to work independently with sources of information, on the development of media competence of future specialists of technical profiles. We consider necessary the integration of media education and of the discipline "Mathematics" in the framework of a technical College. Integration of media education and discipline "Mathematics" involves the use of various media in the classroom, the use of problem, research, heuristic, discussion forms of education. The emphasis in the mathematical training of students at the University is on creating a variety of projects by students, while students develop independent thinking, they are involved in creative project activities, learn to work with media.

Key words: media competence, media education, mathematics, project, technical university, development of students ' media competence.

Введение. Образование, особенно техническое, требует от человека обучения всю жизнь, т.к. прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии, совершенствуются старые, и специалист своего дела должен шагать в ногу со временем. Как нельзя лучше здесь подходит русская пословица: «Век живи - век учись». Человек всю свою сознательную жизнь учится чему-то новому, находится в постоянном поиске информации, и в этом ему помогают различные средства медиа. Значит и школьникам, и студентам нужно прививать навыки самообучения. Для того чтобы выпускник вуза хорошо ориентировался в мире информации, умел «добывать» из медиасредств нужное «знание», необходимо чтобы медиаобразование было интегрировано практически во все учебные предметы на всех уровнях обучения. Мы попробуем рассмотреть интеграцию медиаобразования в математику в техническом вузе.

Медиаобразование - направление в педагогике, рассматривающее закономерности массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В системе высшего образования требования к подготовке будущих технических специалистов постоянно обновляются. Периодически добавляются новые дисциплины для изучения, даже появляются новые специальности, фундаментальная математическая подготовка студентов всех технических профилей вуза тоже претерпевает изменения, но ее наличие остается обязательным. Математика формирует стиль мышления человека, приучает его дедуктивно, логично и последовательно излагать материал. Для того чтобы современная математическая подготовка в вузе отвечала требованиям времени, необходимо на занятиях делать акцент на умении самостоятельно работать с источниками информации, на развитии медиакомпетентности будущих специалистов технических профилей. Мы считаем необходимым интеграцию медиаобразования и учебной дисциплины «Математика» в рамках технического вуза. Язык математики является универсальным языком для описания и изучения различных областей человеческой деятельности. Математика является очень благодатной почвой для становления медиакомпетентности специалиста технического профиля, и задача преподавателя в том, чтобы медиакомпетентность каждого студента была развита на достаточно высоком уровне.

Интеграция медиаобразования и дисциплины «Математика» предполагает использование на занятиях различных медиасредств, применение проблемных, исследовательских, эвристических, дискуссионных форм обучения. Акцент в математической подготовке студентов в вузе делается на создании студентами разнообразных проектов, при этом у студентов развивается самостоятельность мышления, они вовлекаются в творческую проектную деятельность, учатся работать с медиасредствами.

Изложение основного материала статьи. В современной научной педагогической литературе применение проектного подхода к развитию медиакомпетентности студентов вуза находится на стадии становления и является пока еще достаточно новой образовательной технологией.

В своей работе мы опирались на исследования в области компетентности, проектной деятельности и проектного подхода в образовании, отраженные в трудах И.А. Зимней [1], Н.А. Крали [2], А.В. Крылова [3], Е.С. Полат [5], А.С. Сиденко [6]. Мы изучили и «взяли на вооружение» работы соотечественников в области медиаобразования, медиакультуры: О.Л. Подлиняева и С.В. Миндеевой [4], А.В. Федорова [10].

Медиа (лат. «media» - средство) - это термин 20 века, он возник для обозначения явления «массовой культуры» («mass media»). В современную культурологическую теорию вводится термин «медиакультура», означающий особый тип культуры информационного общества, который является посредником между обществом и государством. Медиакультура отражает уровень развития личности, показывает способность личности «добывать», оценивать, анализировать медиатекст, получать

новые знания путем медиа, заниматься медиатворчеством. В нашем современном мире без информации не прожить, чтобы быть компетентным специалистом в любой области необходимо иметь высокий уровень медиакультуры, медиакомпетентности.

Медиакомпетентность отражает навыки информационной грамотности, медиа грамотности, включает в себя также навыки обучения посредствам медиа, аналитическое мышление и анализ получаемой информации. При высоком уровне развития медиакомпетентности человек постоянно в течение всей своей профессиональной деятельности будет повышать уровень профессиональной компетентности, самосовершенствоваться, развиваться в области медиа профессиональности.

Мы проанализировали понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «медиакомпетентность», выступающие базовыми для ключевого понятия - медиакомпетентность студентов технических профилей вуза. По нашему мнению, медиакомпетентность студентов технических профилей вуза является целостным личностным образованием специалиста. Оно имеет ряд признаков: а) оперативность и мобильность профессиональных знаний, полученных посредством медиа, б) умение самостоятельно добывать необходимую информацию в) способность применять полученные медиа-знания в повседневной жизни, специальных дисциплинах и будущей профессиональной деятельности, г) готовность творчески решать профессиональные задачи различного уровня сложности, используя медиазнания, д) стремление изучать новые способы действий, развивать свой творческий потенциал.

Зарубежные исследователи трактуют медиакомпетентность как способность проанализировать, оценить и самостоятельно творчески использовать в сообщениях в различных формах.

По мнению А. В. Федорова, например, медиакомпетентность определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме [10, С. 22].

Мы рассмотрели различные мнения по понятию «медиакомпетентности» и определили медиакомпетентность студентов технических профилей вуза, как интегральное качество специалиста, определяющее его способность и готовность использовать различные медиасредства в жизни и будущей профессиональной деятельности, проявляющееся в способности самостоятельно творчески решать различные профессиональные и жизненные задачи».

Развитие медиакомпетентности при изучении дисциплины «Математика» в техническом вузе широко пока не изучено. Есть исследования в этой области у О.Л. Подлиняева и С.В. Миндеевой, но их не достаточно для рассмотрения всей темы целиком [4].

Медиакомпетентность предполагает умение работать с информацией (поиск, анализ, обработка информации, и т.д.), а будущим техническим специалистам это особенно важно, т.к. придется всю трудовую деятельность иметь дело с меняющейся нормативной информацией. Потребность развития медиакомпетентности студентов предполагает переосмысления преподавания всех дисциплин в вузе, в том числе и математики. Не целесообразно использоваться только традиционные формы обучения, когда студент получает готовую информацию на лекциях, а затем закрепляет полученные знания на практике, нужно учить студента учиться самостоятельно, учиться всю жизнь. При изучении математики нужно учить студента самостоятельно находить нужную информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее и критически оценивать. Студент должен уметь работать с текстом, формулами, рисунком, графиком, уметь переводить любую профессиональную задачу на математический язык. Это и является задачами медиаобразования.

Давно подтверждена гипотеза о том, что развитие личности происходит только в деятельности. По мнению ученых, о наличии компетентности у специалиста вне деятельности можно судить лишь по косвенным признакам, а проявляется компетентность только в деятельности. Необходимо так организовывать учебно-познавательную деятельность студентов, чтобы они не пассивно получали информацию, а активно участвовали в ее «добывании» [9].

Мы предлагаем, для развития медиакомпетентности студентов не выдавать им стандартно на всех лекциях готовую информацию. Часть лекций преподаватель выкладывает на образовательный портал студентам в печатном виде или виде видеофильма, для самостоятельной работы. Там же на образовательном портале студенты получают задания по выложенному материалу. Студентам необходимо самостоятельно найти, вычленить нужную информацию из выложенного материала, какую-то информацию найти дополнительно из посторонних источников (Интернет, телевидение, учебники и т.д.), обработать полученную информацию и применить при выполнении заданий. Лекционные занятия по этим темам пройдут в виде «круглого стола», дискуссии, где преподаватель со студентами, разберет, обсудит выполненные задания [11].

Также, для развития медиакомпетентности студентов, мы предлагаем не все семинары проводить в традиционной форме решения задач. По каждой крупной изученной теме студенты выполняют проект.

Существуют различные определения понятия «проект», мы под проектом понимаем творческую работу студентов, выполненную по заданной теме самостоятельно, но под контролем педагога. Таким образом, это всевозможные студенческие проекты (индивидуальные и групповые) [7, С. 267].

В процессе работы над проектом студент самостоятельно разрабатывает тему, подбирает материал из разных источников, из различных областей науки, техники. Он прорабатывает форму подачи материала в проекте.

Создание любого проекта предполагает некое творчество. Все проекты нацелены на развитие у студентов умений творческой проектной деятельности, на формирование у них познавательной активности, самостоятельности, ответственности, т.е. на развитие их до уровня самостоятельной творческой личности. Выпускники технического вуза, имеющие опыт творческой деятельности, будут обладать более высоким уровнем медиакомпетентности, они легче адаптируются в современных экономических условиях, они конкурентоспособнее на рынке труда, так как умеют эффективно получать из СМИ новые необходимые знания и использовать их, могут самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, предвидят результат.

Выполняя любое проектное задание каждый студент самостоятельно последовательно проходит все этапы проектирования, проявляет и развивает свои проектные умения, что однозначно поможет ему в будущей профессиональной деятельности, если студент трудится над групповым проектом, значит он еще приобретает навыки работы в команде. Творческие проектные задания повышают у студентов мотивацию к проектной деятельности через включение их в сам процесс деятельности, удовлетворение их познавательных, творческих потребностей, развитие их рефлексивных способностей, умений получать информацию из медиаисточников, навыков математического моделирования, закономерным результатом чего становится приумножение знаний студентов в области математики и развитие их медиакомпетентности [7, С. 320].

Мы предлагали студентам выполнять проекты по крупным темам, изучаемым на математике, например: «Матрицы. СЛАУ», «Производные», «Дифференциальные уравнения» и т.д. Также студенты разрабатывали межпредметные проекты, в которых с математикой объединялись еще два-три предмета, подлежащих изучению в вузе, общеобразовательные, например, физика, или профессиональные дисциплины [8, С. 267].

Конечно, нельзя все лекционные занятия выкладывать на образовательный портал студентам для самостоятельного изучения и осмысления, так же как и чрезмерно увлекаться выполнением проектов на практических занятиях, во всем должна быть мера. Нужно уметь найти верный путь к развитию у студентов медиакомпетентности.

Выводы. Рассмотренные нами теоретические и практические вопросы развития медиакомпетентности студентов технического вуза в процессе обучения определяют направление дальнейшего исследования в данном направлении.

Задачей дальнейших исследований мы для себя видим разработку ключевых положений, широко отображающих сущность, содержание и особенности развития медиакомпетентности студентов.

Необходимо рассмотреть вопрос формирования в процессе обучения в вузе готовности студента к саморазвитию, самообучению на протяжении всей жизни посредством использования медиасредств.

Ведущей идеей развития медиакомпетентности студентов является погружение их в проектную деятельность, самостоятельную работу на образовательном портале. У студента во время обучения в вузе должна формироваться готовность к самообучению, саморазвитию путем актуализации его познавательных потребностей в рамках проектно-продуктивной образовательной деятельности как в формальной, так и в неформальной формах. Это возможно за счет расширения информационно-образовательной среды вуза, внешней образовательной среды средствами массовой информации.

Для того, чтобы соответствовать требованиям времени обучение математике в техническом вузе должно быть построено таким образом, чтобы формирование умений работать с информацией, медиасредствами пронизывало весь учебный процесс. Необходимо все разделы высшей математики интегрировать с медиаобразованием, показывать студентам прикладное, культурное значение математики, что мы и попытались сделать.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42

2. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Н.А. Краля. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

3. Крылов, А.В. Проектирование в технологии / А.В. Крылов // Школа и производство. - 2002. - №1. - С. 5-7

4. Подлиняев, О.Л. Интегрированное медиаобразование как условие становления медиакомпетентности на примере дисциплины «математика» / О.Л. Подлиняев, С.В. Миндеева // Медиаобразование. - 2016. - № 3. - С. 7-15

5. Полат, Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 368 с.

6. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. - 2003. - № 6. - С. 96-111

7. Сергеева, Е.В. Дистанционный формат обучения в вузе. Критерии его оценивания / Е.В. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 318-321

8. Сергеева, Е.В. Дистанционное обучение при изучении математики / Е.В. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 266-268

9. Сергеева, Е.В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. -[Электронный ресурс] / Е.В. Сергеева // Мир науки: Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf

10. Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Монография / А.В. Федоров. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.

11. Sergeeva, E.V. The Importance of Mathematics for Future Architects and Civil Engineers / E.V. Sergeeva // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: International Science and Technology Conference "FarEastCon 2019", Vladivostok, Russky Island, 01-04 октября 2019 года. - Vladivostok, Russky Island: Institute of Physics Publishing, 2020. - P. 052024. - DOI 10.1088/1757-899X/753/5/052024

Педагогика

УДК 372.881.111.1

старший преподаватель Смирнова Наталья Батыржановна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Шарова Светлана Николаевна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ТРУДНОСТИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы обучения английскому языку в режиме онлайн студентов неязыковых специальностей. На основе анализа накопленного практического опыта в условиях пандемии коронавируса проводится осмысление наиболее часто возникающих трудностей как со стороны студентов, так и со стороны преподавателя. Также оцениваются положительные стороны такого обучения и риски, которые необходимо учитывать. Обучение с применением электронных технологий для изучения английского языка в неязыковом вузе является современным трендом. Данный образовательный тренд несет с собой определенные вызовы, необходимость осваивать новые формы взаимодействия со студентами. Кроме того, эта тенденция позволяет выводить занятия на иной уровень, востребованный современными молодыми людьми. В период пандемийных ограничений дистанционное обучение получило широкое распространение и как следствие, стало одним из основных современных трендов в преподавании, в частности в преподавании иностранных языков. В то же время авторы обосновывают эффективность использования онлайн технологий в работе над формированием профессиональных компетенций студентов, родившихся в 2000-х годах, их вовлечения в активную учебную и профессиональную деятельность на иностранном языке. В статье подробно рассматриваются часто встречающиеся трудности при проведении онлайн занятий, и предлагаются варианты их решения, исходя из практического опыта авторов. Проблемы, часто возникающие при работе со студентами онлайн, могут быть технического плана или носить психологический характер. Уделяется внимание актуальной проблеме создания образовательных материалов, адаптированных к дистанционной работе со студентами, приводятся примеры популярных платформ для проведения онлайн занятий, мобильных приложений, интерактивных сайтов и видеоресурсов. Интерактивные задания, которые можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.