Научная статья на тему 'АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕДИАТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕДИАТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАТЕКСТ / ВУЗ / АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Тоирова Ление Серановна

В статье рассматривается актуальное средство медиаобразования - аудиовизуальный медиатекст. Анализируются педагогические проблемы формирования медиакомпетентности студентов вуза как участников медиаобразовательного процесса. Аудиовизуальный медиатекст трактуется как набор изображений и звуков, представленных на различных медиаплатформах. Умения использовать основные понятия и термины в сфере медиаобразования понимаются как основные факторы для приобретения медиакомпетентности. В целях практического освоения аудиовизуального контента в настоящей работе предложены конкретные практические решения (практико-ориентированные задания) при подготовке студентов в вузе. Подчёркивается важность учёта правовых и этических сторон (в том числе с точки зрения государства) реализации медиаобразования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна, Тоирова Ление Серановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIOVISUAL MEDIA TEXT AS A MEANS OF FORMING THE MEDIA COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article considers an actual means of media education - audiovisual media text. The pedagogical problems of the formation of media competence of university students as participants in the media educational process are analyzed. An audiovisual media text is interpreted as a set of images and sounds presented on various media platforms. The ability to use basic concepts and terms in the field of media education is understood as the main factors for acquiring media competence. For the purpose of practical development of audiovisual content, this paper offers specific practical solutions (practice-oriented tasks) in the preparation of students at the university. The importance of taking into account the legal and ethical aspects (including from the point of view of the state) of the implementation of media education in Russia is emphasized.

Текст научной работы на тему «АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕДИАТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студент Тоирова Ление Серановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕДИАТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается актуальное средство медиаобразования - аудиовизуальный медиатекст. Анализируются педагогические проблемы формирования медиакомпетентности студентов вуза как участников медиаобразовательного процесса. Аудиовизуальный медиатекст трактуется как набор изображений и звуков, представленных на различных медиаплатформах. Умения использовать основные понятия и термины в сфере медиаобразования понимаются как основные факторы для приобретения медиакомпетентности. В целях практического освоения аудиовизуального контента в настоящей работе предложены конкретные практические решения (практико-ориентированные задания) при подготовке студентов в вузе. Подчёркивается важность учёта правовых и этических сторон (в том числе с точки зрения государства) реализации медиаобразования в России.

Ключевые слова: медиакомпетентность; медиатекст; вуз; аудиовизуальное пространство; студенты.

Annotation. The article considers an actual means of media education - audiovisual media text. The pedagogical problems of the formation of media competence of university students as participants in the media educational process are analyzed. An audiovisual media text is interpreted as a set of images and sounds presented on various media platforms. The ability to use basic concepts and terms in the field of media education is understood as the main factors for acquiring media competence. For the purpose of practical development of audiovisual content, this paper offers specific practical solutions (practice-oriented tasks) in the preparation of students at the university. The importance of taking into account the legal and ethical aspects (including from the point of view of the state) of the implementation of media education in Russia is emphasized.

Key words: media competence; media text; university; audiovisual space; students.

Введение. Проблема формирования и развития медиакомпетенции является одной из наиболее актуальных в современной науке. Медиаобразование и его компоненты становятся новыми направлениями современной педагогики. Различные средства формирования у студентов вузов профессиональной компетентности и, особенно, медиакомпетентности, сегодня выходят на первый план в процессе подготовки. Актуальность настоящего исследования определяется его предметом - аудиовизуальным медиатекстом, лежащим в основе современного медиаобразования и ставшим неотъемлемым компонентом контента цифрового общества в наши дни. В настоящее время в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий всё более актуальными становятся проблемы, связанные с подготовкой специалистов медиакоммуникации.

Медиаграмотность - это знание, понимание и использование возможностей медиа для достижения различных целей, в том числе - для получения информации. Однако, для того, чтобы получить информацию, недостаточно просто обладать знаниями о том, где ее искать и как правильно пользоваться. Аудиовизуальные медиатексты в настоящее время являются одним из наиболее распространенных видов медиатекстов. В условиях развития информационного общества одним из приоритетных направлений развития образования является формирование медиакомпетенции на основе различных видов медиатекстов.

Профессиональная цифровая педагогическая активность (социальные сети, персональные сайты, другой медиаконтент) способствует сближению с молодежью, нахождению кратчайшего пути к пониманию студентов. Системы электронных образовательных ресурсов стали неотъемлемой частью педагогического сообщества, позволяя работать с большими потоками информации.

Изложение основного материала статьи. Анализ состояния проблемы формирования медиаграмотности в научной литературе показывает, что рассматриваемая проблема находится в центре внимания многих исследователей. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования раскрывают «болевые точки» современного образования. Современные исследователи активно осмысляют вопросы формирования и развития медиакомптентности будущих педагогических работников [10], проблемы медиаобразования при подготовке современного специалиста, выделяя его педагогический потенциал [1], дидактические особенности применения [2], собственно развитие медиакультуры [13]. Е.Н. Ежова предлагает трактовать как ресурс медиаобразования российской молодежи такой жанр как студенческий фестиваль [3]. Большой вклад в развитие рассматриваемой проблемы вносят труды И.В. Жилавской, в частности выделим единство теории медиаобразования осмысленный через опыт научного прогнозирования [4]. Е.В. Касьянова и К.В. Сафонов рассматривают медиаобразовательные проекты как средство развития медиакомпетенций студентов [5]. Сама медиапедагогика рассматривается как отдельный предмет, освещаются процессы консолидации в работе А.П. Короченского [6]. И.А. Маринченко и Е.В. Васильева представляют оригинальный взгляд на конкурс кинорецензий как форму организации медиаобразования студентов педагогического вуза [7]. Критический анализ аудиовизуальных медиатекстов приводит Г.В. Михалева [8]. Диссертационное исследование Т.И. Мясниковой посвящено развитию медиакомпетентности студентов университета [9].

Интересный ракурс технологии развития критического мышления в анализе медиаконтента предлагает коллектив авторов - С.И. Проценко, Л.А. Сафонова, А.М. Милославская [11]. Р.В. Сальный раскрывает современные тенденции медиаобразования в России последних лет [12]. А.В. Федоровым была предложена программа учебного спецкурса «Основы медиакомпетентности» для вузов [14]. Медиаобразовательные возможности аудиовизуальных медиатекстов рассмотрены И.В. Челышевой и Л.И. Кобышевой [15; 16].

Сам аудиовизуальный медиатекст представляется средством формирования медиакомпетентности студентов вуза. Прежде всего, нужно определиться с основными понятиями: аудиовизуальный медиатекст представляет собой набор изображений и звуков, представленных на различных медиаплатформах, таких, как телевидение и другие типы СМИ,

интернет, мобильные телефоны и т.п. Медиакомпетентность студентов во многом определяется их знакомством и пониманием различных аудиовизуальных медиатекстов. Компетенции студенческой медиаграмотности сегодня являются значимыми и актуальными. Без цифрового учебного контента уже немыслимо современное обучение. Аудиовизуальная информация имеет свои многообразные специфические черты, что определяет ее интегративную сущность. Медиатекст, сформированный в результате воздействия различных форм аудиовизуальных средств, является сегодня адекватным средством педагогического аппарата.

Сегодня студенты должны понимать, как информация, представленная с помощью аудиовизуальных средств, влияет на их психическое и физическое здоровье. Благодаря этому пониманию они могут принимать обоснованные решения о том, каким источникам информации можно доверять. Подобное осознание помогает адекватно оценить цифровой контент и распознать возможность негативных эмоциональных или физических последствий при использовании информации. При этом, в зависимости от уровня медиакомпетентности, некоторые формы контента становятся более доступны студентам, чем другие. Для предупреждения получения неполной или каким-то образом искажённой информации важно овладевать как можно широким спектром цифровой культуры.

Аудиовизуальные средства массовой информации (телевидение, радио, интернет и т.п.), являются основными формами массовой коммуникации, которые во многом сформировали современный образ жизни. Эти средства массовой информации обычно доступны всем и присутствуют почти в каждом доме. Люди используют эти средства массовой информации для развлечения, образования, информации и маркетинга. Независимо от цели, для которой используются эти средства массовой информации, каждый использует их в той или иной степени - будь то в личных или деловых целях. Современные средства массовой информации и коммуникации способствуют формированию личности современного человека, а также являются важным и необходимым элементом цифрового общества. Важно понимать природу средств массовой информации и то, как они могут быть использованы, в том числе, для принятия обоснованных решений об этих формах общения.

В повседневной жизни средства массовой информации стали неотъемлемой частью. Они являются наиболее дружественной средой для современного человеческого взаимодействия. Поэтому необходимо развивать медиакомпетентность студентов вузов. Для того чтобы сформировать у студентов медиакомпетенцию, необходимо создать условия, которые позволят им самостоятельно осваивать медиатексты, принимать решения по поводу того, что им следует смотреть, слушать, читать и транслировать.

Количество людей, использующих средства массовой информации, увеличивается с каждым днем. Быстрое распространение средств массовой информации стало реальностью современного мира. Средства массовой информации становятся все более и более доступными. Развитие электроники привело к созданию более компактного и дешевого технического оборудования для коммуникации, создания и транслирования аудиовизуального контента, что сделало его еще более доступным.

Аудиовизуальные медиатексты могут являться частью воспитательной работы со студентами в вузе через следующие формы:

- повышение интереса через работу в знакомой цифровой среде с неуспевающими студентами;

- профилактические мероприятия со студентами;

- организация досуга студентов (в том числе удалённого);

- организация и проведение внеучебной работы со студентами;

- организация воспитательной работы по месту жительства студентов (в общежитии);

- организация работы с родителями;

- организация студенческого самоуправления;

- организация деятельности студенческих кружков.

Организованная подобным образом воспитательная работа со студентами вуза, будет способствовать формированию готовности к творческому труду в новом медиапространстве. Работа с аудиовизуальным медиатекстом в предложенных формах позволяет формировать у студентов творческие способности и способствует развитию творческого потенциала.

Социальные сети стали для обучающихся важным средством связи и обмена информацией, в том числе - учебной. Социальные сети сегодня становятся неотъемлемой частью образовательного пространства, хотя, очевидно, что задумывались они для других целей. Тем не менее, мессенджеры оказывают большую помощь, в том числе при формировании медиакомпетентности. Студенты могут использовать социальные сети, чтобы быть в курсе текущих событий, заводить новых друзей и находить необходимую им информацию. В связи с этими изменениями коммуникативные навыки приобретают все большее значение в современном обществе.

В процессе развития медиакомпетентности у студентов предполагается не только их визуальная работа с медиатекстами (просмотр и обсуждение), но и отработка проблемных вопросов и заданий, в том числе интерактивных, тренинговых, проектных (например, презентации медийных проектов), а также создание собственных (или в группе) аудиовизуальных контекстов:

- коллажи;

- плакаты;

- слайдфильмы;

- киносюжеты;

- радиопередачи (например, для внутривузовской сети);

- стенгазеты и т.п.

Студенты должны научиться использовать эту информацию для анализа и интерпретации медиатекстов. В настоящее время в связи с широким использованием информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе в образовательной сфере, возрастает потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности. Понятие «медиакомпетентность» (англ. media competence) означает владение всеми необходимыми средствами, приемами и технологиями для работы в медиасреде. До настоящего времени не существует единого определения понятия «медиатекст». В целом, это текст, который создается для трансляции в эфир, на бумагу, в электронном виде. Он может быть направлен на любое из трех основных средств массовой информации: телевидение, радио, печать. Медиатекст может быть создан при помощи различных медиаинструментов. Основные характеристики медиакомпетентности предложены в синтетической модели научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность» (под руководством профессора А.В. Федорова), среди которых следующие показатели компетентности [цит. по: 15, С. 73-74]:

- по мотивационному показателю медиакомпетентности;

- по контактному показателю;

- по информационному показателю;

- по перцептивному показателю;

- по интерпретационному/оценочному (аналитическому) показателю;

- по практико-деятельностному показателю;

- по креативному показателю.

Использование аудиовизуального медиатекста как средства обучения и воспитания становится все более популярным во всём мире. Все чаще вузовские образовательные программы включают ряд дисциплин, использующие аудиовизуальный медиатекст и цифровой контент. Цель этих программ - дать будущим педагогам необходимые навыки эффективного функционирования в образовательной среде и технологическом обществе.

В процессе реализации медиаобразования необходимо развивать методы формирования медиакомпетенций в процессе аудиторной и самостоятельной работы студентов, основанной на применении аудиовизуальной медиапродукции. Медиакомпетентность обычно рассматривается как способность человека к эффективному взаимодействию с медиатекстом в различных ситуациях, включающая такие компоненты как: целеполагание, планирование, выбор средств коммуникации, коммуникативные действия и др.

Интерактивные среды являются средством повышения уровня медиаинформационной грамотности студентов, которые должны практиковать свои навыки и повышать тем самым медиакомпетентность. Аудиовизуальный медиатекст предназначен для восприятия и интерпретации как со стороны автора, так и со стороны реципиента (читателя, слушателя). Особого внимания в условиях информационного общества требует исследование особенностей восприятия аудиовизуального медиатекста студентами вуза. Так, Е.В. Вовк отмечает, что использование технологий медиаобразования (в том числе авудивизуальных медиатекстов) в обучении обоснованно выполнением следующих основных функций [2, С. 100]:

- информатизация образовательного процесса (доступ к различным источникам);

- активизация учебно-познавательной деятельности молодежи;

- повышение мотивации студентов к обучению;

- интерактивное обучение;

- мониторинг образовательного процесса;

- повышение эффективности усвоения учебного материала;

- мотивация к творческой деятельности, подготовка презентаций.

Наряду с традиционными педагогическими технологиями, новая коммуникативная площадка профессионального сообщества адаптируется к современным запросам и предполагает развитие педагогического мастерства нового типа, которое подразумевает медиа- и интерактивность, обеспечивая открытость нового типа и актуальность труда педагога. Многими современными исследователями признаётся, что аудиовизуальные медиатексты развивают у студентов способность к осознанному восприятию и анализу такого типа контента, к пониманию его структуры, к освоению языка, к созданию собственных медиатекстов и их трансляции в социум.

Медиа- и интерактивность обеспечивают педагогу актуальность в педагогическом (в том числе цифровом) пространстве. Повышение общей культуры медиаинформационного контента и коммуникации нового типа, скорейшее включение в этот процесс педагогов представляется источником трансформации и оптимизации нового ценностноориентированного контента, который необходимо грамотно формировать. При этом важно учитывать правовые и этические проблемы (в том числе с точки зрения государства) реализации медиаобразования в России. Важно не отрицать реалии нашего времени и активно включаться в освоение современных цифровых технологий, адаптироваться под современные реалии, повышать уровень медиаинформационной культуры.

По мнению В.И. Сафонова подготовка студента к использованию медиатехнологий в профессиональной деятельности должна содержать следующие компоненты:

- изучение понятий, относящихся к сфере медиаобразования и медиакомпетентности;

- изучение способов и средств, используемых для осуществления информационного поиска;

- изучение средств информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для создания медиаконтента;

- освоение технологий развития критического мышления для последующего анализа медиаконтента;

- освоение средств и технологий создания медиапродукции для разработки основных и дополнительных образовательных программ и их элементов;

- освоение методик организации образовательных мероприятий с учетом нормативных требований в сфере образования и образовательных потребностей обучающихся [13, С. 142].

При подготовке студентов в вузе в целях практического освоения аудиовизуального контента можно предложить следующие практические решения (практико-ориентированные задания):

- анализ медиатекста (личная и внешняя интерпретация произведения);

- анализ авторского замысла; описание личного эмоционального отклика на контент;

- сбор информации по определенной проблеме с обобщениями и анализом;

- выражение личного отношения к проблеме;

- оценка перспектив и последствий проблемы;

- подготовка оценочных материалов по конкретной проблематике;

- подготовка в цифровой среде анкетирования, опросов по конкретной проблематике, предварительно определив их цель и задачи;

- практическая реализация анкетирования и/или опросов в цифровой среде;

- разработка медиапроекта (цели, задачи, этапы, сроки, мероприятия, участники, место проведения, методы проведения и др.);

- оформление презентативных материалов медиапроекта (визитка, афиша, превью, презентация, тизер, ремейки, иллюстративные материалы и др.);

- создание визиток с помощью онлайн-сервисов;

- подбор материалов для резюме и проведения самопрезентации;

- разработка плана самопрезентации, видеорезюме;

- определение средств реализации медиатекстов;

- разработка мероприятий с применением цифровых, аудиовизуальных технологий и материалов.

При выполнении практических заданий важно определить место и роль разрабатываемого мероприятия, его цели и задачи, описать и обосновать применяемые средства и технологии информационно-коммуникационной среды, продемонстрировав уровень медиакомпетентности при работе с аудиовизуальными медиатекстами. Выполнение описанных выше примерных практических заданий позволит получить студентам в вузе практические навыки по работе с медиаконтентом и будет способствовать развитию их медиакультуры.

Политика государства сегодня нацелена на поддержание информационной открытости образовательного пространства вуза. Постепенно формируются и утверждаются правила функционирования организации, в том числе и ее образовательного контента в цифровой среде. Так, например, медиакомпетентность, учитывается в рейтинге вузов и ректоров, проводится конкурс «Медиаактивность вузов РФ» (с 2013 г.).

Выводы. Таким образом, умение оперировать основными понятиями и терминами в области медиаобразования способствует формированию цифровых компетенции, что повышает уровень информационно-медийной грамотности, как самого педагога, так и обучающихся, позволяющей им использовать медиасредства в различных областях жизни. Сущность и содержание понятия «медиакомпетентность», ее основные компоненты, а также требования к процессу и результату ее формирования требуют тщательного анализа и научного осмысления. Так же, как и сам медиатекст как вид аудиовизуальной коммуникации и применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. Анализ коммуникативных и эстетических возможностей аудиовизуального медиатекста как средства формирования медиакомпетенции позволяет выработать грамотный подход к формированию информационно-медийной грамотности.

В дальнейшем необходимо четко определить виды аудиовизуальных материалов с точки зрения их влияния на формирование медиакомпетентность студента; важна разработка и апробация методики формирования медиакомпетенции на занятиях по различным дисциплинам, выработка основных подходов к пониманию медиаобразования. Важно выстроить концепцию аудиовизуального медиатекста как средства формирования медиакомпетентности. Необходимо раскрывать сущность и значение медиаобразования, уточнять его цели и задачи, вырабатывать адекватные способы и подходы к созданию аудиовизуального медиатекста, его апробации, адаптации к учебному процессу, критерии оценивания, выявлять особенности его использования, осмыслять педагогический потенциал, разрабатывать примеры использования аудиовизуальных медиатекстов и видеоряда в образовательном процессе.

Исследование особенностей формирования медиакультуры студентов в процессе их обучения в вузе позволяет грамотно направить процесс формирования информационно-коммуникативных умений и навыков, поскольку они являются основой для формирования у студентов способности осознанно использовать медиатексты в разных видах учебной и внеурочной деятельности. Аудиовизуальная медиатекстуальность представляется перспективной темой дальнейших исследований с точки зрения развития медиакомпетенции студентов вузов.

Литература:

1. Брусник, Т.А. Педагогический потенциал медиаобразования при подготовке современного специалиста / Т.А. Брусник, М.Г. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 74-77

2. Вовк, Е.В. Дидактические особенности применения медиатехнологий в гуманитарном образовании студентов вуза / Е.В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 99-102

3. Ежова, Е.Н. Студенческий фестиваль социальной рекламы как ресурс медиаобразования Российской молодежи / Е.Н. Ежова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 4 (34). - С. 37-44

4. Жилавская, И.В. Опыт научного прогнозирования на основе единства теории медиаобразования / И.В. Жилавская // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 4 (38). - С. 33-43

5. Касьянова, Е.В. Методика развития медиакомпетенций студентов посредством медиаобразовательных проектов / Е.В. Касьянова, К.В. Сафонов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2020. - № 2 (52). - С. 46-57

6. Короченский, А.П. Важный шаг к консолидации российской медиапедагогики / А.П. Короченский // Медиаобразование. - 2008. - №4. - С. 103-109

7. Маринченко, И.А. Конкурс кинорецензий как форма организации медиаобразования студентов педагогического вуза / И.А. Маринченко, Е.В. Васильева // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - № 3. - С. 419-426

8. Михалева, Г.В. В методическую копилку педагога: критический анализ аудиовизуальных медиатекстов / Г.В. Михалева // Медиаобразование. - 2009. - № 1. - С. 90-106

9. Мясникова, Т.И. Развитие медиакомпетентности студентов университета: дисс. ... канд. пед. наук по специальности 13.00.01 / Татьяна Ивановна Мясникова. - 2011. - Оренбург. - 200 с.

10. Приступа, Е.Н. Формирование и развитие медиакомптентности будущих педагогических работников / Е.Н. Приступа // Преподаватель XXl век. - 2022. - № 2-1. - С. 46-53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Проценко, С.И. Технология развития критического мышления в анализе медиаконтента / С.И. Проценко, Л.А. Сафонова, А.М. Милославская // МНИЖ. - 2021. -№ 9-3 (111). - С. 59-62

12. Сальный, Р.В. Медиаобразование в России: современные тенденции (2018-2020) / Р.В. Сальный // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2020. - № 2. - С.89-121

13. Сафонов, В.И. Развитие медиакультуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки / В.И. Сафонов // МНИЖ. - 2021. - № 6-4 (108). - С. 141-143

14. Федоров, А.В. Программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиакомпетентности» / А.В. Федоров // Медиаобразование. - 2008. - № 2. - С. 75-111

15. Челышева, И.В. Анализ визуального образного обобщения авторской концепции аудиовизуальных медиатекстов в студенческой аудитории / И.В. Челышева // Медиаобразование. - 2012. - № 2. - С. 72-78

16. Челышева, И.В. Медиаобразовательные возможности аудиовизуальных медиатекстов на школьную и студенческую тему / И.В. Челышева, Л.И. Кобышева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2019. -№ 2. - С. 72-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.