Научная статья на тему 'Развитие математической компетентности будущих медицинских работников среднего звена'

Развитие математической компетентности будущих медицинских работников среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1535
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В МЕДИЦИНЕ / В ОБУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / MATHEMATICAL COMPETENCE / APPLICATION OF MATHEMATICAL METHODS IN MEDICINE / TRAINING OF MEDICAL WORKERS OF MIDDLE LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфёнова Татьяна Васильевна

В статье исследуются проблемы изучения и применения математики в разных отраслях деятельности, в том числе в подготовке будущих медицинских работников среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mathematical competence of future medical workers of middle level

The article deals with the study and application of mathematics in different spheres, including in the training of future medical workers of middle level.

Текст научной работы на тему «Развитие математической компетентности будущих медицинских работников среднего звена»

УДК 377.5

Т. В. Парфёнова

Развитие математической компетентности будущих медицинских работников среднего звена

В статье исследуются проблемы изучения и применения математики в разных отраслях деятельности, в том числе в подготовке будущих медицинских работников среднего звена.

The article deals with the study and application of mathematics in different spheres, including in the training of future medical workers of middle level.

Ключевые слова: математическая компетентность, применение математических методов в медицине, в обучении медицинских работников среднего звена.

Key words: mathematical competence, application of mathematical methods in medicine, training of medical workers of middle level

Математика - путь к пониманию научной картины мира. Она способствует развитию навыков рационального мышления, способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность), интуиции - способности предугадать и результат, и решение. В процессе решения задач человек учится самостоятельно размышлять, логически мыслить.

Поэтому развитие общественных и гуманитарных наук без математического моделирования и точных математических расчетов представляется затруднительным. В связи с этим включена в программу средних и высших учебных заведений дисциплина математика, в том числе и в программу для студентов медицинских колледжей.

Многие из нас, наверняка, задумывались над таким вопросом: «Зачем математика медицинскому работнику?»

Современный этап развития общества характеризуется качественным изменением деятельности медицинского работника, которое связано с широким внедрением в эту деятельность процедур математического моделирования, явлений, имеющих место в медицинской практике.

Так, В. В. Алпатов, профессор, зоолог в статье «О роли математики в медицине» писал: «Чрезвычайно важна математическая оценка терапевтических воздействий на человека. Новые лечебные мероприятия имеют право заменить собою старые лишь после обоснованных статистических испытаний сравнительного характера» [2]. Математическая

© Парфенова Т.В., 2013

компетентность играет в образовании студентов-медиков, их будущей профессиональной деятельности все более важную роль.

Проблема развития математической компетентности студентов отражена в исследованиях И. И. Бондаренко, Д.А. Картёжникова, С.А. Севастьяновой, С.А. Шунайловой, М.С. Анисимовой,

Т.И. Федотовой, Г.И. Илларионовой, Н.Г. Ходыревой, О.А. Валихановой и др. Авторы обосновывают возможность повышения качества математической подготовки посредством реализации профессиональной направленности обучения математике.

Существуют различные точки зрения в определении математической компетентности. Б.В. Гнеденко [3] в определении математической компетентности, по сути, описывает результат математической подготовки, цель которой заключается в формировании умений видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентирами, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.

Л.Д. Кудрявцев [4] утверждает, что математическая компетентность представляет собой интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных математических знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности студента осуществлять профессиональную деятельность.

В трудах Н.Г. Ходыревой математическая компетентность представляет собой системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, открытого к динамичному обогащению, способного достигать значимых результатов и качества в математической деятельности [8].

Е.М. Петрова под математической компетентностью понимает целостное образование личности, отражающее готовность к изучению дисциплин, требующих математической подготовки, а также способность использовать свои математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в профессиональной деятельности [7].

В результате изучения психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что в отечественной теории и практике нет определения математической компетентности специалистов-медиков.

Обобщая вышеизложенное, дадим свое определение математической компетентности. Математическая компетентность медицинского работника - это интегральное свойство личности субъекта, готового решать методами математики типовые профессиональные задачи и повышать свою профессиональную квалификацию.

Профессиональная направленность математической подготовки в средних медицинских образовательных учреждениях должна обеспечивать повышение уровня математической компетентности студентов-медиков, осознание ценности математики для будущей профессиональ-

ной деятельности, поэтому студенты должны видеть необходимость моделировать, анализировать, решать математические задачи медицинского содержания.

В современной медицине математические методы применяются для решения самых различных задач.

Необходимо отметить, что в профессиональной деятельности медицинского работника вычислительные навыки, способность производить расчеты относятся к наиболее значимым умениям. Так, первый вопрос, который задают счастливой паре после рождения малыша, касается веса и роста новорожденного. Чем обусловлен интерес к этим данным, и на какие показатели следует ориентироваться родителям, озабоченным нормальным развитием долгожданного крохи? Для решения данного вопроса будущие медицинские работники решают задачи с медицинским содержанием в педиатрии, применяют математические формулы - расчёт массы тела, определение степени гипотрофии, длины тела, расчёт питания (формула Шкарина).

Многие величины выражаются в процентах. Например, количество и состав какого-либо вещества в растворе может выражаться в процентах. Кроме того, понятие процента используется при расчете калорийности, в антропометрии (при расчетах прибавки роста/веса), при определении жизненной емкости лёгких и т.д. - отражение изменений тех или иных физиологических показателей в процентах позволяет наглядно представить себе происходящие в организме изменения.

По курсу «Гигиена» важно уметь составлять пропорции и находить неизвестный член пропорции, для того чтобы установить соотношение пищевых веществ в рационе питания, рассчитать калорийность, определить коэффициент естественного освещения и искусственной освещенности кабинета, оценить экологическое неблагополучие воды, рассчитать рождаемости и смертности.

Так, чтобы решить задачи по фармакологии типа «По назначению врача пациенту прописан препарат 10 мг по 3 таблетки в день. В наличии препарат по 20 мг. Сколько таблеток должен выпить пациент, не нарушая указания врача?», студент должен в совершенстве уметь выполнять вычислительную работу.

А что если зададут такой медицинский вопрос: «Настойку трилистника принимать строго по схеме: 3 раза в день за 30 минут до еды. На столовую ложку воды следующее количество капель: первый день - по 1 капле настойки; второй - по две капли; третий - по три капли и т.д. Довести приём до 52 капель. И с этого момента принимать по 52 капли, пока не закончится вся настойка. На курс лечения требуется 150-200 мл настойки. Превышение норм дозировки опасно. Отделениям выдаются

и и и ■ V

пузырьки с настойкой и пипеткой. Требуется выяснить, на сколько дней хватит этого препарата» [3]. Здесь и понадобится знание математики по темам «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Решение

квадратных уравнений». И таких задач медицинского содержания множество.

Тема «Производная» также применима в медицине. Так, решение задач на скорость роста популяций, на скорость растворения без нахождения производной невозможны. В медицинских приложениях «Дифференциальные уравнения» используются для определения скорости кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца, определения вязкости крови и других параметров гемодинамики; для описания медикобиологических приложений ультразвука (УЗИ, эхоэнцефалограмма, ультразвуковая физиотерапия); описания процессов физиологической акустики; определения изменения численности популяций микроорганизмов в зависимости от времени. Стоит заметить, что дифференциальные уравнения использовались при создании аппарата «искусственная почка», поскольку процесс гемодиализа (т. е. очищения крови при помощи искусственной почки) описывается системой дифференциальных уравнений. А ведь этот аппарат спасает жизнь многих людей [6].

Прошли те времена, когда применение статистических методов в медицине ставилось под сомнение. Статистические подходы лежат в основе современного научного поиска, без которого познание во многих областях науки и техники невозможно. Невозможно оно и в области медицины.

Медицинская статистика - отрасль социальной статистики, которая изучает количественные характеристики состояния здоровья населения, развития системы здравоохранения, определяет степень интенсивности влияния на них социально-экономических факторов, а также занимается приложением статистических методов к обработке и анализу результатов клинических и лабораторных исследований [8].

Медицинская статистика оценивает показатели здоровья населения, здравоохранения, состояние окружающей среды для определения её безопасности и влияния на здоровье человека. Медицинская статистика использует методы математической статистики, связанные с обработкой выборочных данных. В основе сбора медико-биологических данных лежит закон больших чисел, позволяющий при массовых обследованиях выявить наличие объективных закономерностей, лежащих в основе эпидемиологических, социальных, медицинских процессов.

Таким образом, мотивирующим фактором изучения математики в медицинском колледже и актуальностью формирования математической компетентности будущих медицинских работников является ценностное представление о ее профессиональной значимости, социальной потребности в кадрах с высоким уровнем математической компетентности. А дисциплина «Математика» выступает фундаментом для формирования математической компетентности студентов-медиков.

1. иКЬ: http://www.allbest.ru

2. иРЬ: http://www.webkursovik.ru

3. Гнеденко Б. В. Математическое образование в вузах. - М., 1981. - С. 6.

4. Кудрявцев Л. Д. Мысли о современной математике и ее изучении. - М.: Наука, 1977. - 65 с.

5. Лукичева Е.Ю. Элективные курсы. Математика: Пособие для учителя / под ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2007. -157 с.

6. Омельченко В. П., Демидова А. А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учеб. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 588 с.

7. Петрова Е.М. Понятие «математическая компетентность будущего специалиста технического профиля» в контексте компетентностного подхода // Совр. пробл. науки и образования. - 2012. - №1.

8. Ходырева Н.Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004. - 179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.