2. Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3. Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Для этого будут использоваться два средства:
- обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
- ведение электронного журнала.
4. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
5. Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию: на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний, т. е. при проведении диагностической работы ученик выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Таким образом, личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом.
Т.В. Парфёнова
Развитие информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа
С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебнопрофилактической помощи населению растет роль и значение деятельности среднего медицинского работника в системе здравоохранения. От их знаний и умений, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть качественное оказание медицинских услуг. Процессы, происходящие на современном этапе во всех сферах жизни общества, предъявляют новые требования к профессиональным качествам специалистов, в том числе специалистов-медиков. Профессиональная компетентность специалиста складывается главным образом в процессе его профессиональной дея-
181
тельности, но формируется она в процессе обучения, причем средствами не только общепрофессиональных, но и естественнонаучных дисциплин. При этом математика и информатика как фундаментальные естественные науки, служат системообразующим фактором формирования компонентов профессиональной компетентности за счет реализации межпредметных связей.
В настоящее время в ФГОС СПО по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело» в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы сказано, что медицинская сестра/брат (акушер-ка/акушер, фельдшер) должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5). Показателями сформированности этих компетенций на занятиях по математике являются: понимание роли математики в своей будущей профессии, знание основных математических методов решения прикладных задач в области профессиональной деятельности, основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики, основы дифференциального и интегрального исчисления; по информатике - использование персонального компьютера (ПК) в профессиональной и повседневной деятельности, внедрение современных программных средств, осуществление поиска медицинской информации в сети Интернет, использование электронной почты.
Таким образом, на сегодняшний день к одним из основных компетенций при подготовке будущих специалистов можно отнести информационную компетентность. Информационная компетентность проявляется прежде всего в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением ПК и средств компьютерной обработки информации.
На современном этапе развития научно-педагогической мысли до сих пор не сложилось общепринятого толкования понятия «информационная компетентность», которое является ключевым термином образовательных стандартов третьего поколения.
В результате многообразия существующих подходов к определению сущности понятия «информационная компетентность» разные исследователи раскрывают его содержание неоднозначно.
Исследованиям в области информационной компетентности посвящены работы О.Б. Зайцевой, С.В. Тришиной, С.Д. Каракозова, А.Н. Завьялова, Н.Х. Насыровой, А.В. Хуторского, О.А. Кизика и др.
182
Так, в исследованиях О.Б. Зайцевой понятие «информационная компетентность» трактуется как сложное индивидуальнопсихологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств.
По мнению А.Н. Завьялова, информационная компетентность - обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социальнопрофессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.
В трактовке А.Л. Семенова информационная компетентность представляет собой новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных и нестандартных ситуациях с использованием технологических средств.
Информационная компетентность, по С.В. Тришиной, представляет собой интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
А.В. Хуторской понимает информационную компетентность так: при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
А.В. Хуторской и С.В. Тришина рассматривают информационную компетентность как одну из ключевых компетентностей, имеющую объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста.
Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов от-
183
бора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
Опираясь на исследования ученых, можно сказать, что информационная компетентность представляет собой некую интегративную составляющую знаний, умений и способностей человека по поиску, анализу, отбору, обработке, передаче и хранению необходимой информации при помощи каких-либо информационных средств. Общим для этих определений является следующее: информационная компетентность неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами новых информационных технологий.
Мотивация в профессиональной области осуществляется на конкретных примерах использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности путем введения в учебный процесс задач профессиональной ориентации.
Так, работа в программе MS Publihcer по созданию буклетов, каталогов, бюллетеней способствует тому, что в дальнейшем медицинский работник сможет представить своим пациентам памятки по профилактике заболеваний, памятки для родственников больных по уходу за ними. Программа MS Power Point по созданию компьютерных презентаций помогает сделать выступление на лекциях, конференциях, при защите дипломных проектов более ярким, запоминающимся, последовательным. Рефераты и доклады по всем медицинским предметам выполняются в программе MS Word. Поэтому для студентов важно знать информационные технологии создания и форматирования документов в данной программе. Среднему медицинскому персоналу (особенно отделу медицинской статистики) приходится строить диаграммы, графики для всевозможных отчетов, докладов, например по медицинской демографии (естественный прирост населения, смертности), поэтому не обойтись без изучения программы MS Excel. Умения работать с электронными таблицами позволяют выполнять расчеты в таблицах, представить данные в виде диаграмм, организовать расчеты с использованием встроенных функций в таблицах, организовать отбор и сортировку данных в таблицах. Хочется также отметить, что в настоящее время без работы в Интернете не обойтись ни одному специалисту. Это поиск медицинской информации в сети Интернет, информации о лечебных и обучающих курсах, медицинские конференции в online, пользование электронной почтой.
184
Изучение вышеперечисленных программ включены в курс изучения дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», их применение - необходимый компонент формирования информационной культуры будущего специалиста.
Проблема математической компетентности студентов отражена в диссертациях И.И. Бондаренко, Д.А. Картежникова, Г. Ходыревой и др.
В работе Н.Г. Ходыревой математическая компетентность определяется как системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, открытого к динамическому обогащению, способного достигать значимых результатов и качества в математической деятельности.
Е.М. Петрова под математической компетентностью понимает целостное образование личности, отражающее готовность к изучению дисциплин, требующих математической подготовки, а также способность использовать свои математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в профессиональной деятельности.
Н.А. Казачек понимает математическую компетентность как интегральное свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний по математике, в умении применять имеющиеся знания в новой ситуации, способности достигать значимых результатов и качества деятельности. Иначе говоря, математическая компетентность предполагает наличие высокого уровня знаний и опыта самостоятельной деятельности на основе этих знаний.
В практической деятельности медицинский работник применяет математические методы при растворении веществ, разбавлении растворов, разведении лекарственных препаратов. Необходимо отметить, что в профессиональной деятельности медицинского работника вычислительные навыки, способность проводить расчеты относятся к наиболее существенным. В связи с этим в курс изучения дисциплины «Математика» стоит включать задачи по анатомии, фармакологии, педиатрии, терапии, гигиене питания. Таким образом, в процессе обучения математике у студентов сформируется такое профессиональное качество, как умение анализировать клинические ситуации.
Математические методы в медицине - совокупность приёмов изучения процессов, происходящих в живых организмах, их популяциях, в сфере охраны здоровья, с использованием количественных способов описания явлений и объектов биомедицинской природы, а также связей между ними.
185
Решение задач медико-биологического характера дает значительный мотивационный эффект, что обеспечивает высокое качество обучения. Существенную роль играет статистика, умение правильно обработать информацию, сделать достоверный вывод или прогноз на основании имеющегося статистического материала. Решение задач по медицинской статистике нацелено на решение наиболее выраженных современных проблем о здоровье населения.
Таким образом, мотивирующим фактором изучения математики является ценностное представление о ее профессиональной значимости.
Задача формирования информационно-математической компетентности студентов в различных аспектах излагается в работах О.А. Валихановой, А.В. Кузьминой, М.В. Носкова, М.Л. Палевой, К.В. Сафонова, В.А. Шершневой и др.
1- й уровень - базовые ЗУНы по математике, умение анализировать условия прикладных задач, знания основных приемов построения математических моделей;
2- й уровень - умение строить типовые математические модели, навыки их исследования;
3- й уровень - опыт математического моделирования в квазипрофессиональной деятельности;
4- й уровень - дополнительные знания некоторых информационных компьютерных технологий (ИКТ), применяемых для исследования учебных математических моделей; умение выбирать ИКТ для исследования учебных математических моделей; навыки использования ИКТ в будущей работе; готовность изучать новые ИКТ, нужные для решения математическими методами задач профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование информационноматематической компетентности будущих медицинских работников среднего звена обусловлено значимостью в профессиональной и учебной деятельности, социальной потребностью в кадрах с высоким уровнем информационно-математической компетентности.
186