Научная статья на тему 'Развитие математического и логического образа мышления у детей на факультативе «Юный математик»'

Развитие математического и логического образа мышления у детей на факультативе «Юный математик» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическое мышление / логическое мышление / факультатив «Юный математик» / результаты / mathematical thin king / logical thinking / "Young mathe matician" elective course / results / математикалық ойлау / логикалық ойлау / "Жас математик" таңдау пәні / нәтижелер

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурмухамбетова А.Ж.

В данной статье рассматриваются возможности развития математического и логического образа мышления, расширения математического кругозора и эрудиции, усиления познавательной активности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students’ mathematical and logical way of thinking at the elective course «Young Mathematician»

Thе article considers the possibilities of development of mathematical and logical way of thinking, expansion of mathematical horizons and erudition, strengthening the cognitive activity of younger students.

Текст научной работы на тему «Развитие математического и логического образа мышления у детей на факультативе «Юный математик»»

Педагогическая наука и практика

31

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО

И ЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

НА ФАКУЛЬТАТИВЕ «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Аңдатпа

Бұл мақалада мүмкіндіктер қарастырылады математикалық және логикалық ойлау тәсілін дамыту, математикалық

Көкжиек пен эрудицияны кеңейту, бастауыш сынып оқушыларының танымдық белсенділігін арттыру.

Annotation

Thе article considers the possibilities of development

of mathematical and logical way of thinking, expansion of

mathematical horizons and erudition, strengthening the cognitive

activity of younger students.

Воспитание любознательного, активно познающего мир

школьника, обучение решению математических задач логического и поискового характера будет более успешным, если

занятия на уроке будут дополняться внеурочной работой.

Это может быть факультатив «Юный математик», который

расширяет математический кругозор и логическое мышление обучающихся, для формирования познавательных учебных действий.

Данный факультатив реализуется с целью развития математических способностей учащихся, для формирования логической и математической грамотности, коммуникативных

навыков младших школьников через использование современных средств обучения. На занятиях создаются ситуации

активного поиска, предоставляются возможности сделать

собственное открытие, узнать оригинальные пути рассуждений, овладеть элементарными навыками исследовательской

деятельности, что помогает обучающимся реализовать свои

возможности, обрести уверенность в собственных возможностях.

Задания факультатива «Юный математик» направлены

на развитие интереса к предмету, наблюдательности, мате4(42)/2023

Нурмухамбетова А.Ж.,

учитель математики,

ОСШ №13,

г. Костанай

Негізгі сөздер: математикалық ойлау, логикалық

ойлау, "Жас математик"

таңдау пәні, нәтижелер.

Ключевые слова: математическое мышление,

логическое мышление, факультатив «Юный математик», результаты.

Keywords: mathematical

thin­king, logical thinking,

"Young

mathe­matician"

elective course, results.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются возможности развития

математического и логического образа мышления, расширения математического кругозора и эрудиции, усиления познавательной активности младших школьников.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

32

Педагогическая наука и практика

матической зоркости, способности анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать свои гипотезы. На данных занятиях

могут быть использованы знания и умения,

которыми учащиеся овладевают на уроках

математики, учащиеся имеют возможность

применения базовых знаний и умений.

Факультатив «Юный математик» является

внеурочной деятельностью и направлен

на интеллектуальное развитие личности ребенка. В программу включены задачи и задания, сложность которых определяется не

только математическим содержанием, а его

новизной и необычностью математической

ситуации. Это побуждает желание отказаться от образца и выполнять задания самостоятельно, научиться работать в условиях

поиска, что развивает сообразительность и

любознательность.

В содержание и структуру учебного материала изучения математики по данной программе входит 4 раздела:

«В мире чисел».

«Развивающие задачи».

«Геометрия вокруг нас».

«Моделирование».

В ходе выполнения заданий дети учатся

замечать сходства и различия, видеть изменения, находить причины и характер этих

изменений, таким образом формулировать

выводы. Совместная работа с учителем от

вопроса к ответу даёт возможность научить

ученика рассуждать, задумываться, сомневаться, стараться и самому найти ответ.

Ценностными ориентирами содержания

факультативного курса «Юный математик»

являются:

• формирование способности рассуждать как составляющего компонента логической грамотности;

• освоение эвристических приемов рассуждений;

• формирование интеллектуальных умений с выбором стратегии решения, анализом

ситуации, сравнением данных;

• развитие самостоятельности и познава-

тельной активности учащихся;

• формирование способностей наблюдать, исследовать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, догадываться, ставить и проверять простейшие гипотезы;

• формирование

пространственных

представлений и воображений;

• обучение учащихся обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Личностными результатами изучения

данного факультативного курса являются:

• развитие любознательности, смекалки

при выполнении различных заданий проблемного и эвристического характера;

• развитие внимательности, усидчивости, настойчивости, целеустремленности,

умения преодолевать трудности – это важные качества в практической деятельности

любого человека;

• воспитание справедливости, ответст­

венности;

• развитие самостоятельности рассуждений, независимости и нестандартности

мышления.

Универсальные учебные действия детей

на факультативных занятиях:

• Сравнивать разные приемы действий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выбирать рациональные способы для выполнения определенного задания.

• Моделировать в ходе совместного обсуждения алгоритм решения числового

кроссворда; использовать его в процессе самостоятельной работы.

• Применять изученные способы и приёмы вычислений при работе с числовыми головоломками.

• Анализировать правила игры. Выполнять в соответствии с заданными правилами.

• Участвовать в групповой работе. Активизироваться в обсуждении проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение

и приводить аргументы.

• Выполнять пробные учебные задания,

фиксировать собственное затруднение в

пробном действии.

4(42)/2023

Педагогическая наука и практика

4(42)/2023

правление движения. Проведение линии по

алгоритму: движение точки (на листе в клетку). Построение рисунка и его описание.

Геометрические узоры и закономерности,

симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

К концу изучения данного факультатива

ожидаются следующие результаты: занятия

факультативного курса математики содействует развитию у детей математического

образа мышления, краткости речи, правильному применению математической терминологии и т.д. Формированию положительных

мотивов в учебной деятельности способствует работа, которая содержит элементы игры,

поисковой деятельности, которая повышает

активность и обеспечивает самостоятельность выполнения работ. Так дети смогут

овладеть способами исследовательской деятельности, открывать оригинальные способы действий, повышать качество обучения

по предмету математика.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Эрудит. Марафон учащихся. – Центр

развития молодежи. – 2009 г.

2. Беденко М.В. Сборник текстовых задач

по математике. – 2006 г.

3.Нефедова Е. А. 2000 задач и примеров

по математике. – 1999 г.

4. Ковалько В.И. Мастерская учителя. –

1984 г.

5.Берлянд И.Е. Загадки числа. – 1996 г.

6.Элконин Д.Б., Давыдов Ю.Б. Открытые

уроки в начальной школе. – 2004 г.

7.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя,

учимся математике. – 1993 г.

8.Сухин И.Г. Книга затей. – 2004 г.

9.Лысенкер Л.Ш., Лысенкер Э.М. Коммерческая математика. – 1997 г.

10.Научно-практический журнал «Завуч»

№ 5, 2011г.

11.Голубь В.Т. Графические диктанты. –

2006 г.

12.Пупешева О.Л. Олимпиадные задания.

– 2006 г.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

• Аргументировать личную позицию в

коммуникации, взять во внимание разные

мнения, использовать критерии для доказательства своего суждения.

• Сопоставлять полученный результат с

заданным условием.

• Контролировать свою деятельность:

находить и исправлять ошибки.

На факультативном занятии дети выполняют универсальные учебные действия при

решении различных задач:

• Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие, вопрос,

находить ключевые слова, данные и искомые

числа (величины).

• Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,

на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

• Моделировать ситуацию, данную в тексте задачи.

• Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

• Конструировать алгоритм решения задачи.

• Объяснять выполняемые и выполненные действия.

• Воспроизводить способ решения задачи.

• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

• Анализировать варианты решения задачи, выбирать из них правильные.

• Выбирать рациональный способ решения задачи.

• Оценивать представленное готовое решение задачи (верно, неверно).

• Участвовать в учебном диалоге, оценивать работу и результат решения задачи.

• Конструировать несложные задачи.

Выполняя геометрические задания учащиеся развивают пространственные представления, понятия: влево, вправо, вверх,

вниз. Маршрут передвижения. Точка начала

движения; число, стрелка, указывающие на-

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.