Научная статья на тему 'ФАКУЛЬТАТИВ "ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ'

ФАКУЛЬТАТИВ "ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / АЛГЕБРА / ГЕОМЕТРИЯ / ФАКУЛЬТАТИВ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ / ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грызулева Елена Леонидовна, Лобчук Ольга Ивановна

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКУЛЬТАТИВ "ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

ФАКУЛЬТАТИВ "ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ.

Грызулева Елена Леонидовна, Лобчук Ольга Ивановна

Студентки второго курса магистратуры по специальности

«Математика» 236000, г. Калининград, ул. Невского 14 Балтийский Федеральный Университет им. И. Канта

АННОТАЦИЯ.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Ключевые слова: математика, алгебра, геометрия, факультатив, повышение мотивации, подготовка к экзамену.

Основная цель факультатива - это решение задач повышенной сложности. Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач [1, 2]. Содержание данного факультативного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

В ходе изучения алгебраического компонента школьного курса математики 9 класса создаются предпосылки для развития мышления учащихся, формирования у них умения подмечать закономерности, выдвигать гипотезы и обосновывать их, делать выводы, проводить правдоподобные и доказательные рассуждения. Однако реализация этих возможностей в практике проведения факультативных занятий в значительной степени зависит от того, насколько основная педагогическая задача данного факультатива находится в поле зрения учителя на всех этапах занятия - при изучении теоретического материала, при проверке домашнего задания, в ходе решения математических задач.

Специфика факультативных занятий выражается в том, что в нем основное время и значительное место отводятся задачам самого разнообразного плана, начиная с элементарных упражнений репродуктивного характера и кончая задачами, требующими нестандартных подходов к решению.

В связи с этим важнейшая цель учителя состоит в том, чтобы учащиеся овладели технологией решения основных типов алгебраических задач, к которым относятся задания на вычисления, тождественные преобразования выражений, решение уравнений, неравенств, систем, решение текстовых задач с помощью уравнений и систем, построение и чтение графиков функций и т.п.

В процессе проведения факультативных занятий в 9 классе следует продолжать работу, направленную на формирование таких специальных умений и навыков по данному предмету, которые отвечают таким требованиям, как правильность, осознанность, автоматизм, рациональность, обобщенность и прочность.

Важно в процессе работы данного факультатива продолжать работу по формированию у учащихся способности к использованию основных эвристических приемов по поиску решений нестандартных задач.

Учащиеся, выбравшие данный факультатив, во время уроков работают по учебнику «Алгебра. 9 класс». Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. 2015 г, «Геометрия. 9 класс. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, 2016 г. Учащиеся изучают алгебру и геометрию по программе для общеобразовательных учреждений 4 часа в неделю [3].

Цели факультативного курса: формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.

Структура курса: курс рассчитан на 34 занятий в год, в неделю 1 час. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление разделов алгебры и геометрии [5]. Задания будут представлены из различных сборников и пособий [4, 6]

Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости». Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип

занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ГИА). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Вывод. В современных условиях учитель может развивать и совершенствовать систему обучения. Он может определять уровень развития учащихся, видоизменять формы проведения уроков с учетом специально выбранных задач, творчески применять современные технологии, включая в учебный процесс элементы самообразования. Педагогические технологии позволяют оценивать результаты обучения не только по шкале знаний, но и с точки зрения развития познавательных возможностей. Деятельность математических факультативов позволяет у учащихся выявить интерес к математическим наукам, показывает многогранность математики и позволяет добиться успехов на экзамене.

Литература:

1. www.edu.ru (сайт МОиН РФ).

2. www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)

3. www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).

4. Математика. Повторение курса в форме ЕГЭ. Рабочая программа: учебно - методическое пособие/под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С,Ю, Кола-бухова - Ростов -на -Дону: Легион-М, 2014.

5. Перельман, Я.И. Занимательная геометрия/ Я.И. Перельман -М.:ВАП, 1994.

6. Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики. 5-11 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2018. - 246 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАЧАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ХИМИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА

Пустовит Светлана Олеговна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры химии

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского», Калуга Тишкина Ирина Викторовна,

магистрант

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского», Калуга, учитель химии, биологии и географии Муниципального казённого образовательного учреждения « Чернышенская средняя общеобразовательная школа»,

с. Чернышего Думиничского района

АННОТАЦИЯ

Раскрываются особенности химических методов экспресс-анализа как инструмента в обеспечении качества реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта для средней школы. Рассматриваются возможности применения обозначенных методов для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

ABSTRACT

The features of chemical methods of express analysis as a tool in ensuring the quality of implementation of the requirements of the Federal state educational standard for secondary schools are revealed. Possibilities of application of the specified methods for the organization of educational research and project activity of school students are considered.

Ключевые слова: методы химического экспресс-анализа, тест-системы, учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников.

Keywords: methods of chemical Express analysis, test systems, educational research and project activities of schoolchildren.

Методы экспресс-анализа представляют собой результат адаптации лабораторных методов химического анализа в направлении возможности их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.