РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА НА ОСНОВЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УДК/UDC 796.034
Поступила в редакцию 21.01.2021 г.
Аспирант А.О. Карпова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1
1 Сургутский государственный университет, Сургут
SPÜRTS-PRiÜRiTiZiNG STUDENT SELF-MANAGEMENT MODEL FOR PROGRESS OF ACADEMiC MASS SPORTS
Postgraduate student A.O. Karpova1 PhD, Associate Professor N.V. Peshkova1
1 Surgut State University, Surgut
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель студенческого самоуправления спортивной направленности, содействующего развитию массового спорта в образовательном пространстве вуза. Результаты исследования и выводы. В настоящее время студенческие сообщества активно включаются в процессы управления, становясь полноправными участниками в принятии и реализации управленческих решений относительно важных вопросов жизнедеятельности обучающихся вуза. Разработанная модель студенческого самоуправления спортивной направленности представлена целевым, методологическим (основные подходы и принципы), содержательным (направления деятельности), инструментальным (формы проведения, формы реализации, организационно-педагогические условия) и результативным (количественные и качественные показатели развития массового спорта) компонентами.
Важно, что основополагающим организационно-педагогическим условием эффективности студенческого самоуправления спортивной направленности является интегративное взаимодействие студенческого спортивного клуба, кафедры физической культуры и спортивного клуба университета, благодаря которому в образовательном пространстве вуза создаются потенциальные возможности для поступательного развития массового спорта среди молодежи.
Ключевые слова: моделирование, студенческое самоуправление спортивной направленности, развитие массового спорта.
Annotation
Objective of the study was to theoretically substantiate and offer for practical application an sports-prioritizing student self-management model customizable for academic environments.
Results and conclusions. Presently the national government supports every constructive sports-prioritizing student self-management model, with the student communities actively involved in every management process to become responsible parties to the decision making on the key issues of university life and social activity. The developed sports-prioritizing student self-management model discussed herein includes objectives, methodologies (with the key approaches and principles), contents (service areas), toolkit (instruments and service provisions); and deliverables (i.e. mass sports progress rated by quantitative and qualitative criteria). It is important that the sports-prioritizing student self-management activity, to be efficient, shall be encouraged by every contributor in productive cooperation with the academic physical education department and sport clubs to explore and mobilize every progress opportunity for mass sports at university.
Keywords: modeling, sports-prioritizing student self-management model, progress of mass sports.
Введение. В настоящее время в условиях стойкой тенденции ухудшения здоровья студенческой молодежи привлечение молодых людей к здоровому и спортивному образу жизни является одной из актуальных задач, стоящих перед университетами.
При этом общепризнано, что использование устаревших подходов в физкультурно-спортивном образовании молодежи не позволяет достигать желаемых результатов. Важно всесторонне актуализировать самостоятельную деятельность обучающихся, максимально учитывая их интересы и потребности в физическом самосовершенствовании [5, 6]. В связи с вышесказанным встает вопрос о роли студенческого самоуправления в развитии массового спорта в вузе.
Обращаясь к понятию «студенческое самоуправление», следует отметить, что в настоящее время оно не имеет однозначного определения и рассматривается как: особая форма инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов; фактор формирования личности, развития его творческого потенциала, активизации его гражданской позиции; основа формирования и развития профессиональной принадлежности, понимания общественной ценности своего будущего труда, осуществления стратегии саморазвития, формирования гражданской зрелости; целенаправленная деятельность студентов, которая зарождается внутри студенчества и по его инициативе им же реализуется [4].
№3 • 2021 Март | March
http://www.teoriya.ru
Модель студенческого самоуправления спортивной направленности
Структурные элементы Содержание
Целевой компонент Цель - поступательное развитие массового спорта в образовательном пространстве вуза посредством студенческого самоуправления спортивной направленности
Методологический компонент Основные подходы: системный, деятельностный, личностно ориентированный. Принципы: интеграции, демократизации, социальной направленности, открытости и доступности, непрерывности и поступательного развития, многообразия форм и направлений реализации
Содержательный компонент Направления деятельности: тренировочная, соревновательная, волонтерская, судейская, образовательная, пропагандистская
Инструментальный компонент Формы проведения: физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия; мастер-классы от высококвалифицированных спортсменов; дискуссионные площадки, посвященные спортивному стилю жизни; и т.д. Формы реализации: очно, дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий. Организационно-педагогические условия: проектирование деятельности на основе запросов обучающихся; мотивация и стимулирование студентов к самостоятельной социальной практике; интегративное взаимодействие с другими субъектами физкультурно-спортивной деятельности в вузе
Результативный компонент Количественные показатели - увеличение количества: физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с привлечением большего числа участников; студентов, принимающих участие в судейской и волонтерской практике; разработанных и реализованных обучающимися проектов, направленных на продвижение здорового и спортивного образа жизни в молодежной среде. Качественные показатели - удовлетворенность обучающихся: деятельностью студенческого спортивного клуба; развитием массового спорта в университете; возможностью самореализации посредством участия в физкультурно-спортивной деятельности
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
В университетах страны на сегодняшний день активно развиваются различные формы студенческого самоуправления: институты старост, студенческие советы, студенческие правительства и парламенты, различные научные сообщества и т.д. Студенческое самоуправление спортивной направленности начало активно развиваться с 2013 г под эгидой Ассоциации студенческих спортивных клубов России (АССК России) и было всесторонне поддержано в рамках принятой Концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации до 2025 г, где среди основных приоритетных направлений было обозначено его развитие.
Однако в проведенном ранее исследовании было выявлено, что в вузах существует некоторая рассогласованность в понимании роли как студенческого самоуправления в развитии спорта в университете, так и выполняемых функций [6]. В связи с этим актуальным становится вопрос моделирования студенческого самоуправления спортивной направленности в образовательном пространстве вуза.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель студенческого самоуправления спортивной направленности, содействующего развитию массового спорта в образовательном пространстве вуза.
Результаты исследования и их обсуждение. Моделирование как метод научного познания рассматривается в научных трудах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Б.А. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.А. Пятницына, В.А. Штоффа, Н.О. Яковлевой и др. [1]. В.И. Загвязинский соотносит модель с более простым, удобным для изучения преобразованным аналогом исследуемого процесса или факта, события, который обозначается прототипом [3].
Авторы А.М. Новиков, Д.А. Новиков выделяют три основные функции моделирования: дескриптивная функция состоит в том, что за счет абстрагирования модели можно достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы; прогностическая функция проявляется в возможности с помощью модели предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем; нормативная функция позволяет не только описать существующую систему, но и построить ее нормативный образ, отвечающий ожиданиям субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями [2].
Основываясь на вышесказанном, нами была разработана модель студенческого самоуправления спортивной направленности в образовательном пространстве вуза (см.
таблицу). Следует отметить, что данный вид самоуправления рассматривается нами в первую очередь через организацию деятельности студенческого спортивного клуба, который в тесной интеграции с кафедрой физической культуры и спортивным клубом вуза участвует в принятии и реализации управленческих решений относительно развития массового спорта в университете.
Вывод. Актуализация студенческого самоуправления спортивной направленности посредством интегративного взаимодействия студенческого спортивного клуба, кафедры физической культуры и спортивного клуба университета создает в образовательном пространстве вуза потенциальные возможности для поступательного развития массового спорта среди молодежи.
Литература
1. Зданович О.С. Моделирование организации школьного спорта на основе спортивного клуба: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.С. Зданович. - М., 2011. - 21 с.
2. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 с.
3. Опытно-экспериментальное исследование в педагогике: логика, содержание, инструментарий: матер. науч.-метод. 19-го Всерос. семинара-практикума по методологии пед. исследования, 24 ноября 2012 г. / Под ред. А.Ф. Закировой. - Тюмень: ТОГИрРО, 2012. - 32 с.
4. Павлова С.М. К вопросу о сущности и социальных функциях института студенческого самоуправления / С.М. Павлова // Известия Саратовского ун-та. Сер. «Социология. Политология». -2016. - № 1. - С. 42-44.
References
1. Zdanovich O.S. Modelirovanie organizatsii shkolnogo sporta na osnove sportivnogo kluba [Modeling organization of school sports based on sports club]. PhD diss. abstract. Moscow, 2011. 21 p.
2. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Research methodology]. Moscow: Librokom publ., 2010. 280 p.
3. Opytno-eksperimentalnoe issledovanie v pedagogike: logika, soderzhanie, instrumentariy [Experimental research in pedagogy: logic, content, tools]. Proc. research-method. 19th national workshop on ped. research, November 24 2012 . A.F. Zakirova [ed.]. Tyumen: TOGIRRO publ., 2012. 32 p.
4. Pavlova S.M. K voprosu o suschnosti i sotsialnykh funktsiyakh instituta studencheskogo samo-upravleniya [On the essence and social functions of student self-management institute]. Izvestiya Saratovskogo un-ta. Ser. «Sotsiologiya. Politologiya». 2016. No.1. pp. 42-44.
5. Carlson, T.B. The Student Social System Within Sport Education / T.B. Carlson, P.A. Hastie // Journal of Teaching in Physical Education. - 1997. - Vol. 16. - № 2. - Р. 176-195
6. Peshkova N.V.Management of development of university sports / N. V. Peshkova, A.O. Karpova // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. - 2019. - №10. - P. 46.
98
http://www.teoriya.ru
№3^ 2021 Март | March