Научная статья на тему 'Развитие малых инновационных предприятий на ранних стадиях жизненного цикла'

Развитие малых инновационных предприятий на ранних стадиях жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанова А. А.

В статье исследованы вопросы развития малых инновационных предприятий, созданных при вузах. Выявлена специфика ранних стадий жизненного цикла инновационного бизнеса. Показаны особенности применения упрощенной системы налогообложения малым инновационным бизнесом для оптимизации их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малых инновационных предприятий на ранних стадиях жизненного цикла»

инвестирования. К тому же венчурное инвестирование имеет большой потенциал для дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Александрин Ю., Тюткалова А. Зарубежный опыт развития индустрии венчурного финансирования // Общество: политика, экономика, право. -2012. - № 2. - С. 88-95.

2. Гарнер Даниел Роберт Оуэн Конвей. Привлечение капитала / пер. с англ. - М.: «Джон Уайли энд Санэ», 1995. - 464 с.

3. Черненко В. История развития и особенности венчурного инвестирования в России // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2012. - № 1. -С. 556-558.

4. Министерство экономического развития Российской Феделации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec.

5. Обзор рынка венчурных инвестиций РАВИ за 2012 год [Электронный ресурс] / Российская академия венчурного инвестирования. - Режим доступа: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/RVCA_yearbook_2013_Russian_PE_and_VC_ market_review_2012_ru.pdf.

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РАННИХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

© Молчанова А.А.*

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье исследованы вопросы развития малых инновационных предприятий, созданных при вузах. Выявлена специфика ранних стадий жизненного цикла инновационного бизнеса. Показаны особенности применения упрощенной системы налогообложения малым инновационным бизнесом для оптимизации их деятельности.

Ключевые слова малые инновационные предприятия, законодательство, управление, страховые взносы, налогообложение.

Введение

Особое место в системе инновационной экономики принадлежит малым предприятиям. Малый наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и па-

* Аспирант.

тентов. Поэтому поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особый интерес.

Малый бизнес, являясь рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт в ряде развитых государств превышает 50 %.

Воздействие факторов, связанных с малым бизнесом, создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда; динамично развивается потребительский сектор и др.

Состояние сектора малых инновационных предприятий будет определяться, такими основными факторами как состояние предпринимательского климата в регионе и уровнем эффективности инновационной инфраструктуры в вузах.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от системы налогообложения, которая характеризуется с одной стороны обширным нормативным материалом, с другой нестабильностью, обусловленной частым внесением всевозможных изменений и дополнений.

Общая характеристика малых инновационных предприятий

Для анализа сектора малых инновационных предприятий авторами использовалась информационно-аналитическая база данных FIRA-PRO. В результате анализа выявлено, что с сентября 2009 г. с участием вузов России создано примерно 1900 предприятий, в т.ч. 37 - в форме АО.

Однако после отсева фирм, относящихся к ненаукоёмким сферам (ресторанный бизнес, оптовая и розничная торговля, аренда и др.), т.е. компаний, которые не имеют отношение к 217-ФЗ, сформировалась выборка из 1710 компаний. При этом проявляется тенденция уменьшения числа создаваемых МИП с начала 2012 г. (рис. 1).

Тенденция уменьшения числа создаваемых МИП обуславливается не только снижением количества потенциальных предпринимателей, уменьшением количества инновационных идей, но, и, прежде всего, проблемами, связанными с предоставлениями налоговых преференций в регионах.

Резкие всплески создания инновационных предприятий в отдельные периоды времени обусловлены во многом предоставлением налоговых льгот (разрешение применять упрощённую систему налогообложения, снижением взносов в социальные фонды до 14 %), а также выделением субсидий по линии федеральных и региональных фондов поддержки предпринимательства.

В 2009 г. российские вузы и НИИ получили право вносить интеллектуальную собственность в уставный капитал компаний без согласия учреди-

теля и, соответственно, создавать малые инновационные предприятия в результате принятия Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [2].

140

120

о^-ооооо^ооооо^-ооооо

ГО ГО ГО ГО ГО ГО ГО ГО ГО ГО ГО ГО го ГО ГО ГО ГО ГО ГО

ооооооооооооооаоооо

Рис. 1. Динамика создания малых инновационных предприятий с участием российских вузов

Источник: информационно-аналитическая база данных FIRA-PRO.

Таким образом, малые инновационные предприятия получили ряд льгот и, прежде всего, возможность применять упрощённую систему налогообложения.

Анализ фаз жизненного цикла малых инновационных предприятий

Актуальность решения проблем развития малых инновационных предприятий, обусловленных спецификой ранних стадий жизненного цикла инновационного бизнеса. Когда начальные финансовые ресурсы учредителей расходуются на финансирование НИОКР, создание прототипа, маркетинговые исследования, управленческие нужды и др.

Такие вложения в среднем окупятся не ранее чем через полтора года работы МИП. В связи с этим необходим правовой инструмент, позволяющий снизить налоговую нагрузку на малые инновационные предприятия для того, чтобы начальные стадии жизненного цикла более привлекательными для инвестирования.

Отметим, что функционирование МИП характеризуется прохождением различных стадий инновационной и хозяйственной деятельности. Под «жиз-

ненным циклом» следует понимать определенный промежуток времени, граничными точками которого является возникновение и прекращение деятельности МИП.

Основными характеристиками МИП является циклическое повторение определенных фаз, связанных с инновационным развитием предприятия. При этом, каждой фазе МИП свойственны организационно-экономические условия: формы финансирования, ценовая политика, характеристика области функционирования, глубина специализации, организационная структура и т.д.

Представим фазы жизненного цикла МИП на рис. 2.

Проведя анализ, отметим, что первая стадия жизненного цикла характеризуется созданием предприятия, процедура которого может базироваться на системном или спонтанном подходах. Системный подход характеризуется первоначальным анализом рынка, рыночной конкуренции, анализом определенных рисков и связан с подготовкой инвестиционного планирования и подготовкой финансового плана развития предприятия. Целью спонтанного подхода является быстрое ведение хозяйственной деятельности.

Рис. 2. Фазы жизненного цикла предприятий МИП

Вторая фаза жизненного цикла предприятия базируется на защите интеллектуальной собственности и проведении лабораторных испытаний и исследований. Инвестиционное поведение предприятия напрямую связано с успешностью реализацией данного этапа.

Расширение объемов выпускаемой продукции характеризует этап роста МИП. Наиболее существенной особенностью данной фазы является выход предприятия на зарубежные рынки и глобальный характер деятельности.

Стабильность функционирования малого инновационного предприятия наблюдается на стадии зрелости, характеризующейся замедлением объемов производства, продаж и маркетинговыми технологиями.

Последней этап МИП характеризуется обновлением и реструктуризацией, а также сокращением объемов производства. Объектами обновления МИП являются такие компоненты, как: основные средства, модель сбыта, структура управления и др.

Отметим, что среди наиболее распространенных причин закрытия МИП выделяются такие как: недостоверная коммерческая оценка инновационной цели, неточная оценка рынка, недостаточная компетенция команды и др.

В связи с этим, для успешного преодоления проблемных аспектов функционирования МИП, следует отметить в каждой фазе последовательный перечень мероприятий.

Возникновение: формирование инновационной цели, патентная литературная оценка идеи, оценка инвестиционных потребностей и финансовых возможностей, маркетинговое исследование и подготовка к учреждению МИП, формальное учреждение МИП, определение цели деятельности и разработка предпринимательской концепции.

Развитие: проведение и исследование разработок, патентование нововведение, защита авторских прав, маркетинговые исследования и подготовка рынков, технологическая подготовка производства продукта, организационно-правовая подготовка производства, начальное производство инновационного продукта.

Рост: наращивание производственной мощности, увеличение объема продаж, освоение новых рынков, формирование устойчивой сети поставщиков, совершенствование технологии, организации производства и менеджмента, увеличение численности работающих и повышение специализации рабочих мест.

Зрелость: стабилизации поставщиков, модернизация и индивидуализация инновационного продукта, поиск новых рынков, проведение исследований и разработок, поиск новых сфер приложения инновационной идеи, модернизация предпринимательской концепции.

Затухание: модернизация производственной базы, сокращение производственной инфраструктуры, сокращение численности работающих, ликвидация запасов, продажа собственных ноу-хау, лицензии, патента, приобретение чужих производств, лицензии, патента.

На сегодняшний день те предприятия, которые созданы в рамках закона № 217-ФЗ, для инвестора не представляют интерес. Пройдёт 3-5 лет и небольшая их часть (5-7 % от общего количества данных компаний) при активной финансовой поддержке со стороны государства и технической, кадровой и имущественной поддержке со стороны Вуза докажут свою жизнеспособность и начнут зарабатывать на инновациях. Именно тогда они и станут представлять интерес для потенциального венчурного инвестора. Возможна ситуация, когда инвестор будет стремиться выкупить весь пакет акций (долей), принадлежащий Вузу в наиболее, с его точки зрения, перспективных предприятиях.

В рассмотренной ситуации Вуз, при активной поддержке государства, превращается сам в венчурного инвестора, поддерживающего инновационные проекты, находящиеся на ранней стадии своего существования.

Большинство МИП, созданных при участии Вуза, так или иначе не оправдают возложенные на них обязательства. Поэтому законодателю нужно предусмотреть упрощённую схему по «переориентации» таких компаний на коммерциализацию других ОИС, имеющихся в распоряжении Вуза, например, посредством внесения изменений в соответствующие разделы Устава организации, в которых говорится о целях и задачах компании.

МИП отличает от других коммерческих организаций определённая ограниченная правоспособность. Их коммерческая деятельность заключается «в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)» (ст. 1 закона № 217-ФЗ) [5].

Наличие статуса малого предприятия позволяет им пользоваться гарантиями и льготами, предоставляемыми государством, а также принимать участие в программах, ориентированных на субъекты малого бизнеса, например, в программе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Упрощенная система налогообложений в малых инновационных предприятиях: налоговые льготы

С января 2011 г. малым инновационным предприятиям разрешено применять упрощенную систему налогообложения после внесения поправок в статью 346.12 Налогового кодекса РФ. Упрощена процедура аренды имущества МИП у вузов-учредителей после поправок в Федеральные законы № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Следовательно, малые инновационные предприятия могут арендовать имущество без конкурсов и аукционов на льготных условиях. Поправки в Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обеспечили МИП льготы по страховым взносам. По сравнению с общеустановленным совокупным тарифом отчислений в социальные фонды в размере 30 %, указанная категория плательщиков применяет пониженные тарифы (табл. 1) [1].

Таблица 1

Тарифы страховых взносов для хозяйственных обществ при вузах

Название фонда 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.

Пенсионный фонд РФ 8 % 13 % 20 %

Фонд социального страхования РФ 2 % 2,9 % 2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 4 % 5,1 % 5,1 %

Совокупный тариф 14 % 21 % 28 %

Особый характер обложения страховыми взносами связан с выполнением МИП двух обязательных условий:

1. осуществление НИОКР и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности;

2. применение упрощенной системы налогообложения.

Следует отметить, что в федеральном законодательстве определена государственная поддержка МИП через налоговые механизмы и обложение

страховыми взносами. В то же время на региональном уровне имеет место проблема выделения особого налогового статуса хозяйственных обществ при вузах в рамках установления пониженных ставок единого налога для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» (табл. 2).

Таблица 2

Ставки единого налога по УСН для малых инновационных предприятий при Вузах в 2013 г. (на примере отдельных регионов)

Ставка, в %

Субъект РФ Объект «доходы» Объект «доходы, уменьшенные на величину расходов»

Калужская обл. 15

Санкт-Петербург 10

Республика Татарстан 6 10

Самарская обл. 10

Тюменская обл. 5

Республика Мордовия 5

На основе анализа данных следует отметить, что в некоторых случаях пониженная ставка универсальна и не зависит от вида деятельности (г Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область). Адресное льготирование МИП при Вузах в отношении основного вида деятельности «практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)» предусмотрено только в Республике Мордовия. В этом случае ставка составляет 5 %. В Самарской области ставка 10 % применяется по виду деятельности «научные исследования и разработки» [3].

Оптимизация налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения

Уплата единого налога вместо налога на прибыль организаций, налога на имущество и НДС предопределяет оптимизационный характер применения налогоплательщиком УСН. Наряду с этим обстоятельством существуют и иные возможности налогового планирования в рамках указанного специального режима.

Важным элементом, позволяющим снизить налоговую нагрузку малого инновационного предприятия в рамках УСН, является выбор налогоплательщиком объекта единого налога: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов». Существуют разные подходы к решению этого вопроса:

Выбирая объект единого налога, налогоплательщику также следует учитывать размеры применяемых ставок (табл. 2). Так, если в отношение объ-

екта «доходы» ставка налога однозначна (6 %), то по объекту «доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка устанавливается на уровне субъекта РФ в пределах от 5 до 15 %.

Малые инновационные предприятия, выбравшие в качестве объекта обложения «доходы», может значительно уменьшить сумму налога. Это обусловлено тем, что по действующему законодательству сумма единого налога (авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное страхование.

Минимизация единого налога с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» наряду с возможностью применения налогоплательщиком льготной налоговой ставки базируется на следующих правилах:

- сокращение налогооблагаемой базы - опирается на аналогичные подходы, что и по налогу на прибыль организаций, при этом отличием является порядок принятия расходов для целей налогообложения;

- уплата минимального налога - если по итогам налогового периода сумма единого налога окажется меньше 1 % доходов, то платится минимальный налог.

Вышеперечисленные особенности выбора объекта единого налога и его исчисления следует учитывать как на стадии формирования малых инновационных предприятий, так и в рамках текущего и среднесрочного планирования. Поскольку законодательство о налогах и сборах очень подвижно, то долгосрочные планы носят субъективный характер [4].

Заключение

В российской практике в целях стимулирования инновационно-инвестиционной активности предприятий используется инвестиционный налоговый кредит, позволяющий изменить сроки уплаты налогов.

Для малых инновационных предприятий актуальность инвестиционного налогового кредита снижается, прежде всего, потому, что на первых этапах деятельности эти предприятия в основном выбирают в качестве налогового режима упрощенную систему налогообложения. В то время как для инновационных компаний, использующих общую систему налогообложения, инвестиционный налоговый кредит позволяет снизить налоговую нагрузку. Но при этом следует отметить, что по общей системе налогообложения работает значительно меньшее число малых инновационных предприятий - только те, что не попали под критерии упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, целесообразно для малых инновационных предприятий законодательное закрепление возможности получения на начальных стадиях жизненного цикла полного освобождения от уплаты налогов на определенный период времени, независимо от используемой системы налогообложения. Это даст определенный импульс развития инновационной деятельности в научных и образовательных учреждениях по созданию новых пер-

спективных проектов на основе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ (принят ГД 24 июля 2009 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».

3. Борисоглебская Л.Н., Викторова Н.Г., Миронова В.И. Проблемы правового регулирования деятельности технопарков: управленческий и налоговый аспект // Инновации. - 2013. - № 7 (177). - С. 48-53.

4. Викторова Н.Г. Управление налогообложением и налоговыми рисками резидентов технопарков в сфере высоких технологий: монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 167 с. - (Научная мысль).

5. Суконкина М. Международный и российский учет внеоборотных активов - сходства и различия [Электронный ресурс] / М. Суконкина // «Главбух». - 12.10.2007. - Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/art/12485.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.