Научная статья на тему 'Организация деятельности малых инновационных предприятий: особенности налогового планирования'

Организация деятельности малых инновационных предприятий: особенности налогового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисоглебская Лариса Николаевна, Молчанова Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности малых инновационных предприятий: особенности налогового планирования»

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (формулы 8, 9) представляет собой отношение расчетного (прогнозного) коэффициента текущей ликвидности к его критериальному значению. Исходя из этого можно сделать вывод, что согласно данной методике уровень коэффициента текущей ликвидности напрямую характеризует платежеспособность предприятия [4].

Таким образом, холистическая эффективность деятельности социально ориентированного инновационного предприятия будет определяться интеграцией всех квалиметриче-ских показателей холистической эффективности отдельных областей его функционирования.

Библиографический список

1. Воронцова О.Г. Роль и значение имиджа в формировании конкурентоспособности современной организации // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - № 9. - 2008.

2. Иваненко Ю.А. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности // Вестник Саратовского государственного технического университета. - № 1(4). - 2006. -С.100-106.

3. Калюгина С.Н. Управление промышленной компанией на основе формирования социальных стратегий: теория, методология, технологии реализации: дисс. ... д-ра экон. наук. - Ставрополь, 2011. - 380 с.

4. Мочалова Л. А., Сабельфельд Т.В. Несостоятельность, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. - № 1. - 2010. -С.97-102.

5. Официальный интернет-сайт компании «Константа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finanalis.ru/litra/395/2995.html

6. Парахина О.А. Социальные цели и факторы управления стратегическими изменениями в организации: дисс. ... канд. экон. наук. - Ставрополь, 2008. - 160 с.

7. Сушкова Т.В. Методология оценки имиджа организации // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - № 15. - 2006.

8. Утлик Э.П. Практическая психология имиджа // Вестник МГУ. - 1999. - № 2. - С. 5-10. (Серия «Управление».)

Л.Н. Борисоглебская А.А. Молчанова

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, законодательство, управление, страховые взносы, налогообложение.

Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малый бизнес, являясь рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства. Вклад малых предприятий в валовой внут-

© Борисоглебская Л.Н., Молчанова А.А., 2013

ренний продукт в ряде развитых государств превышает 50 %. Воздействие факторов, связанных с малым бизнесом, создает благоприятные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда, идет насыщение рынка товарами и услугами, создаются дополнительные рабочие места и условия, при которых уровень заработной платы напрямую связан с результатами труда, динамично развивается потребительский сектор и др.

По данным Минэкономразвития вклад малого бизнеса в ВВП России в первом полугодии 2011 г. составил 20-25 %. По имеющимся данным в 2011 г. в России насчитывалось 5,8 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 4,1 млн индивидуальных предпринимателей. В данной сфере было занято 16,9 млн человек, в том числе 12,8 млн работников юридических лиц, и 4,1 млн индивидуальных предпринимателей. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового внутреннего продукта в 2011 г. составила 21,2 %, в перспективе, в 2014 г., ожидается 22,1 %.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от системы налогообложения, которая характеризуется с одной стороны обширным нормативным материалом, с другой нестабильностью, обусловленной частым внесением всевозможных изменений и дополнений.

Особое место в системе инновационной экономики принадлежит малым предприятиям. Малый наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов. Поэтому поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особый интерес.

Общая характеристика малых инновационных предприятий России

В качестве информационной базы для анализа сектора малых инновационных предприятий авторами использовалась информационно-аналитическая база данных РША-РЯО. В результате анализа выявлено, что с сентября 2009 г. с участием вузов России создано примерно 1900 предприятий, в т.ч. 37 в форме АО. Однако после отсева фирм, относящихся к ненаукоемким сферам (ресторанный бизнес, оптовая и розничная торговля, аренда и др.), т.е. компаний, которые не имеют отношение к 217-ФЗ, сформировалась выборка из 1710 компаний. При этом проявляется тенденция уменьшения числа создаваемых МИП с начала 2012 г. (см. рис.), что обусловлено не только снижением количества потенциальных предпринимателей, уменьшением количества инновационных идей, но и, прежде всего, проблемами, связанными с предоставлениями налоговых преференций в регионах.

Резкие всплески создания инновационных предприятий в отдельные периоды времени обусловлены во многом предоставлением налоговых льгот (разрешение применять упрощенную систему налогообложения (УСН), снижением взносов в социальные фонды до 14 %), а также выделением субсидий по линии федеральных и региональных фондов поддержки предпринимательства. В 2009 г. российские вузы и НИИ получили право вносить интеллектуальную собственность в уставный капитал компаний без согласия учредителя и, соответственно, создавать малые инновационные предприятия в результате принятия Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) ре-

зультатов интеллектуальной деятельности» [2]. Таким образом, малые инновационные предприятия получили ряд льгот и, прежде всего, возможность применять упрощенную систему налогообложения.

Рис. Динамика создания малых инновационных предприятий с участием российских вузов

Упрощенная система налогообложений в малых инновационных предприятиях: налоговые льготы

С января 2011 г. малым инновационным предприятиям (МИП) разрешено применять упрощенную систему налогообложения после внесения поправок в статью 346.12 Налогового кодекса РФ. Упрощена процедура аренды имущества МИП у вузов-учредителей после поправок в Федеральные законы № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Следовательно, малые инновационные предприятия могут арендовать имущество без конкурсов и аукционов на льготных условиях. Поправки в Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обеспечили МИП льготы по страховым взносам. По сравнению с общеустановленным совокупным тарифом отчислений в социальные фонды в размере 30 % указанная категория плательщиков применяет пониженные тарифы (см. табл. 1) [1].

Таблица 1

Тарифы страховых взносов для хозяйственных обществ при вузах

Название фонда 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.

Пенсионный фонд РФ 8 % 13 % 20 %

Фонд социального страхования РФ 2 % 2,9 % 2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 4 % 5,1 % 5,1 %

Совокупный тариф 14 % 21 % 28 %

Особый характер обложения страховыми взносами связан с выполнением МИП двух обязательных условий:

1) осуществление НИОКР и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности;

2) применение упрощенной системы налогообложения.

Следует отметить, что в федеральном законодательстве определена государственная поддержка МИП через налоговые механизмы и обложение страховыми взносами. В то же время на региональном уровне имеет место проблема выделения особого налогового статуса хозяйственных обществ при вузах в рамках установления пониженных ставок единого налога для лиц, применяющих УСН с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (см. табл. 2).

Таблица 2

Ставки единого налога по УСН для малых инновационных предприятий при вузах в 2013 г. (на примере отдельных регионов)

Субъект РФ Ставка, в %

Объект «Доходы» Объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов»

Калужская обл. 15

Санкт-Петербург 10

Республика Татарстан 6 10

Самарская обл. 10

Тюменская обл. 5

Республика Мордовия 5

На основе анализа данных следует отметить, что в некоторых случаях пониженная ставка универсальна и не зависит от вида деятельности (г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область). Адресное льготирование МИП при вузах в отношении основного вида деятельности «Практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)» предусмотрено только в Республике Мордовия. В этом случае ставка составляет 5 %. В Самарской области ставка 10 % применяется по виду деятельности «Научные исследования и разработки» [3].

Оптимизация налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения

Уплата единого налога вместо налога на прибыль организаций, налога на имущество и НДС предопределяет оптимизационный характер применения налогоплательщиком УСН. Наряду с этим обстоятельством существуют и иные возможности налогового планирования в рамках указанного специального режима. Важным элементом, позволяющим снизить налоговую нагрузку малого инновационного предприятия в рамках УСН, является выбор налогоплательщиком объекта единого налога: «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Существуют разные подходы к решению этого вопроса:

- если доля расходов составляет менее 60 % общей выручки, то целесообразно применять объект «Доходы», в противном случае - объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов»;

- если организация планирует рентабельность бизнеса (отношение прибыли к величине выручки) выше 40 %, следует применять уплату единого налога с дохода. При плановой рентабельности ниже 40 % принятие решения зависит от результатов моделирования разных ситуаций - отсутствие выплат по временной нетрудоспособности, доля в доходе фонда оплаты труда, объем выплат по больничным листам.

Выбирая объект единого налога, налогоплательщику также следует учитывать размеры применяемых ставок (см. табл. 2). Так, если в отношение объекта «Доходы» ставка налога однозначна (6 %), то по объекту «Доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка устанавливается на уровне субъекта РФ в пределах от 5 до 15 %.

Малые инновационные предприятия, выбравшие в качестве объекта обложения «Доходы», могут значительно уменьшить сумму налога. Это обусловлено тем, что по действующему законодательству сумма единого налога (авансовых платежей), исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (но не более 50 % от суммы налога).

Минимизация единого налога с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов» наряду с возможностью применения налогоплательщиком льготной налоговой ставки базируется на следующих правилах:

- сокращение налогооблагаемой базы - опирается на аналогичные подходы, что и по налогу на прибыль организаций, при этом отличием является порядок принятия расходов для целей налогообложения;

- уплата минимального налога - если по итогам налогового периода сумма единого налога окажется меньше 1 % доходов, то платится минимальный налог.

Вышеперечисленные особенности выбора объекта единого налога и его исчисления следует учитывать как на стадии формирования малых инновационных предприятий, так и в рамках текущего и среднесрочного планирования. Поскольку законодательство о налогах и сборах очень подвижно, то долгосрочные планы носят субъективный характер. Для принятия управленческого решения по определению оптимального объекта единого налога целесообразно использовать метод имитационного моделирования. Построение налоговой модели будет осуществляться с учетом влияние на величину единого налога различных факторов, что позволит оценить ситуацию и сделать правильный выбор.

В рамках налогового менеджмента и налогового планирования также важно оценивать льготный статус малых инновационных предприятий, как плательщиков страховых взносов. Так, в отношении организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых являются научные исследования и разработки, а также деятель-

ность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, на 2012-2013 гг. установлен только тариф отчислений в ПФР - 20 %.

Применение малыми инновационными предприятиями УСН не всегда целесообразно, что следует учитывать в управления бизнесом. Это связано, во-первых, с возможными трудностями в подборе покупателей: они могут быть не заинтересованы в продавце, освобожденном от уплаты НДС. Во-вторых, при расширении малыми инновационными предприятиями своей деятельности вероятно превышение ограничений на применение УСН - по объему доходов (не более 60 млн руб. за налоговый период), по стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу (не более 100 млн руб.) [4].

В заключение следует отметить актуальность решения проблем малых инновационных предприятий, обусловленных спецификой ранних стадий жизненного цикла инновационного бизнеса, когда начальные финансовые ресурсы учредителей расходуются на финансирование НИОКР, создание прототипа, маркетинговые исследования, управленческие нужды и др. Такие вложения в среднем окупятся не ранее чем через полтора года работы МИП. В связи с этим необходим правовой инструмент, позволяющий снизить налоговую нагрузку на малые инновационные предприятия, для того чтобы начальные стадии жизненного цикла более привлекательными для инвестирования.

В российской практике в целях стимулирования инновационно-инвестиционной активности предприятий используется инвестиционный налоговый кредит, позволяющий изменить сроки уплаты налогов. Для малых инновационных предприятий актуальность инвестиционного налогового кредита снижается, прежде всего, потому, что на первых этапах деятельности эти предприятия в основном выбирают в качестве налогового режима упрощенную систему налогообложения. В то время как для инновационных компаний, использующих общую систему налогообложения, инвестиционный налоговый кредит позволяет снизить налоговую нагрузку. Но при этом следует отметить, что по общей системе налогообложения работает значительно меньшее число малых инновационных предприятий — только те, что не попали под критерии упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, целесообразно для малых инновационных предприятий законодательное закрепление возможности получения на начальных стадиях жизненного цикла полного освобождения от уплаты налогов на определенный период времени независимо от используемой системы налогообложения. Это даст определенный импульс развития инновационной деятельности в научных и образовательных учреждениях по созданию новых перспективных проектов на основе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Также развитие сектора малых инновационных предприятий будет определяться такими основными факторами, как состояние предпринимательского климата в регионе и уровень эффективности инновационной инфраструктуры в вузах.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ часть 2: Федеральный закон от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями

хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 №217-ФЗ (принят ГД 24 июля 2009 г.) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».

3. Борисоглебская Л.Н., Викторова Н.Г., Миронова В.И. Проблемы правового регулирования деятельности технопарков: управленческий и налоговый аспект // Инновации № 7 (177), 2013. - С. 48-53.

4. Викторова Н.Г. Управление налогообложением и налоговыми рисками резидентов технопарков в сфере высоких технологий: монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. 167 с. (Научная мысль).

А.А. Кузнецов

ПРОГНОЗ ОБЪЕМОВ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО (ИННОВАЦИОННОГО) ПРОДУКТА КАК ГЛАВНОГО ФАКТОРА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ ОЦЕНКЕ РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Ключевые слова: количественный анализ рисков, риски инвестиционных проектов, оценка рисков, прогноз объемов продаж, поведение потребителей, поведение покупателей, целевая аудитория, модель прогноза продаж, риск недооценки объемов реализации, долгосрочный прогноз объемов продаж.

Существует много критериев успешности ИП как в абсолютном, так и в относительном (по отношению к другим ИП) выражении. Но, пожалуй, главный критерий успеха ИП, с точки зрения инвестора, - это его окупаемость и чистый денежный поток, создаваемый проектом на каждом этапе развития. Важнейшим параметром денежного потока является выручка от реализации и связанные с ней денежные или другие материальные и нематериальные поступления. Выручка от реализации, в свою очередь, определяется количеством продаж продукта, выводимого на рынок благодаря ИП. Оценка и прогноз количества продаж является исключительно сложной задачей в ситуации неопределенного и негарантированного спроса, что особенно очевидно и характерно для инновационного продукта и индустрий. Ошибочный прогноз продаж незамедлительно приводит к искажению плановых финансово-экономических показателей и нередко к прекращению деятельности в рамках данного ИП. Заведомо консервативный прогноз продаж позволяет в некоторой степени снизить риск неудачи ИП, но в то же время не позволяет дать оценку полного потенциала реализации ИП. Не существует простого и надежного способа оценить ожидаемый объем продаж на большинстве рынков, зато точность прогноза можно увеличить за счет анализа поведения покупателей и потребителей продукта. Для этого задача прогноза объема реализации разделяется на составные части, включающие момент первой покупки и последующих покупок членами целевой аудитории для данного продукта. Таким образом, имея информацию о размере целевой аудитории (база данных потенциальных покупателей) о распределении времени первой и последующих покупок, количестве покупаемого товара впервые и впоследствии, можно сделать более достоверный прогноз количества реализованного товара за каждый период времени. В данной статье будет представлена модель прогнозирования объема реализации товара на основе информации о поведении среднего покупателя на рынке продукта, включая более сложный и хуже предсказуемый рынок инновационных продуктов.

© Кузнецов А. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.