Научная статья на тему 'Развитие малых форм хозяйствования и их роль в производстве сельскохозяйственной продукции Республики Хакасия'

Развитие малых форм хозяйствования и их роль в производстве сельскохозяйственной продукции Республики Хакасия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGRICULTURAL PRODUCTS / SMALL ECONOMY FORMS / ENTREPRENEURSHIP / PRIVATE FARMS / PEASANT FARMS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочеткова Е.Н.

В статье рассматривается значение малых форм хозяйствования в экономике Хакасии и их роль в общем плане размещения производительных сил: увеличении производства сельскохозяйственной продукции, ее реализации и переработки; ускорении процесса возвращения в оборот сельскохозяйственных угодий, занятости населения в территориально-производственной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL ECONOMY FORMS AND THEIR ROLE IN THE AGRICULTURAL PRODUCTION OF KHAKASSIA REPUBLIC

The significance of small economy forms in Khakassia economy and their role in the general plan of the productive force distribution: increasing the agricultural production, its distribution and processing, accelerating the process of agricultural land returning to the turnover, population employment in the territorialproduction system are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие малых форм хозяйствования и их роль в производстве сельскохозяйственной продукции Республики Хакасия»

5. Информационные бюллетени за 2010,2011,2012 годы «Банковский сектор Республики Хакасия».

6. Экономика Республики Хакасия в 2012 году: стат. сб.: в 2 ч. - Абакан: Хакасстат, 2013. - 474 с.

--V-

УДК 338.43 Е.Н. Кочеткова

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВОДСТВЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

В статье рассматривается значение малых форм хозяйствования в экономике Хакасии и их роль в общем плане размещения производительных сил: увеличении производства сельскохозяйственной продукции, ее реализации и переработки; ускорении процесса возвращения в оборот сельскохозяйственных угодий, занятости населения в территориально-производственной системе.

Ключевые слова: сельскохозяйственная продукция, малые формы хозяйствования, предпринимательство, личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства, государственная поддержка.

E.N. Kochetkova

DEVELOPMENT OF SMALL ECONOMY FORMS AND THEIR ROLE IN THE AGRICULTURAL PRODUCTION OF KHAKASSIA REPUBLIC

The significance of small economy forms in Khakassia economy and their role in the general plan of the productive force distribution: increasing the agricultural production, its distribution and processing, accelerating the process of agricultural land returning to the turnover, population employment in the territorial- production system are considered in the article.

Key words: agricultural products, small economy forms, entrepreneurship, private farms, peasant farms, state support.

О необходимости развития предпринимательства на селе на правительственном уровне начали говорить несколько лет назад. Именно малый агробизнес, считают специалисты, должен содействовать повышению уровня доходов и занятости сельского населения. К малым формам хозяйствования в АПК относятся крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Объективные экономические предпосылки существования малого бизнеса в хозяйствующей системе впервые были контурно обозначены А.Смитом. Указав на роль и значение рынка как инструмента увеличения богатства народов, он сделал важный шаг в объяснении связи между его размером, степенью разделения труда и масштабом производства.

Наращивание объемов сельского хозяйства при всей масштабности задач во многом зависит от выбора тактики преобразований на селе. Изменения в отрасли на протяжении последних лет только подтверждают это. Любой путь начинается с первого шага. Хороший старт развитию малых форм хозяйствования был дан программой самозанятости, которая оказалась востребованной среди сельского населения.

В целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции, ее реализации и переработки, ускорения процесса возвращения в оборот сельскохозяйственных угодий, занятости населения в территориально-производственной системе важная роль отводится формам малого предпринимательства.

Значение малых форм хозяйствования в экономике Хакасии и их роль в общем плане размещения производительных сил можно рассматривать с позиций:

- источника трудообеспеченности малых, средних и крупных предприятий;

- производства сельскохозяйственной продукции;

- переработки и реализации продукции.

Если придерживаться классификации хозяйств населения [1, с.31] как мелких крестьянских (МКХ) и личных подсобных (ЛПХ) или как товарных и потребительских, у которых товаром является продукция, то вторые, согласно обеим классификациям, являются источником свободной рабочей силы для предприятий. Основным доходом для них является заработная плата, а личное хозяйство имеет потребительский характер. На этом основываются и отношения между работником и работодателем. Последний обеспечивает работника не только работой с соответствующей зарплатой, но и создает условия ведения потребительского хозяйства. Такие условия включают обеспечение части потребности ЛПХ в кормах и помощи в их заготовке, обработке почвы, транспортировке и т.д. за соответствующую плату.

В целом же хозяйства населения пока являются доминирующей группой в производстве сельскохозяйственной продукции. Значителен их удельный вес и в производстве товарной продукции. Так, товарное молоко может достигнуть 7-8 тыс.т, большой удельный вес составит реализация картофеля, мяса, шкур животных и шерсти. С другой стороны, хозяйства населения, содержащие скот, создают для сельхозорганиза-ций значительный рынок фуражного зерна объемом (с учетом потребностей К(Ф)Х и хозяйств индивидуальных предпринимателей) 50-70 тыс. ц и грубых кормов.

Весьма важной проблемой в районе становится более интенсивное развитие сельскохозяйственного производства в западной его части. Здесь нет крупных сельхозорганизаций, удалены рынки сбыта и обслуживания. Развитие малого предпринимательства - фермерских хозяйств, закупочно-перерабатывающих предприятий - представляет одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на развитие экономики как в западной части, так и в целом районе. Дело в том, что проблема реализации сельскохозяйственной продукции, особенно животноводческой, а также картофеля и овощей, требует быстрейшего решения. Ибо не только малые формы, но и сельхозорганизации по большинству видов продукции, в т.ч. молока и мяса, не имеют устойчивых каналов реализации [4-7].

Можно предложить один из реальных сценариев развития заготовительно-перерабатывающих предприятий согласно законодательным актам Республики Хакасия.

На низовом уровне - создание сети малых предприятий по принципу «заготовка - первичная обработка (переработка) - магазин». Малое предприятие, с одной стороны, по отдельным продуктам (овощи, яйцо, куры, частично - мясо) ведет самостоятельные операции по заготовке и реализации. С другой стороны, кооперируется в своей деятельности со средним или крупным перерабатывающим предприятием. Кооперационные связи обеспечат устойчивость малого предприятия и необходимую помощь в приобретении оборудования и транспортировке продукции. В этом случае малое предприятие закупает у населения и К(Ф)Х и осуществляет первичную обработку продукции: охлаждение молока в малообъемных (одна-две тонны) танках, соление и складирование шкур животных, очистку шерсти и т.д. Средние и крупные предприятия получают крупные одноразовые партии сырья.

Создание средних и крупных предприятий в сфере обращения предполагает передачу в долгосрочную аренду бездействующего молокоперерабатывающего завода в райцентре, убойного цеха птицефабрики, а также организацию производств на базе заготовительно-перерабатывающих мощностей потребительской кооперации. Создание таких предприятий будет способствовать кардинальному решению реализации животноводческой продукции сельхозорганизациями. Кроме того, явится важным условием вовлечения в сырьевую зону СХО других районов. Существенной и вполне реальной становится кооперация создаваемых малых предприятий и сельхозорганизаций с крупными предприятиями за пределами района. Это направление может получить развитие по таким видам деятельности, которые либо требуют больших финансовых вложений, либо по экономическим соображениям (недостаточная концентрация), или если на доступном расстоянии успешно функционирует подобное предприятие, ощущающее ограниченность сырьевой базы. В Усть-Абаканском районе «возродилось» одно из старейших кожевенно-меховых предприятий, получившее в новых условиях название «Ласка». Переход на более современные технологии помог предприятию получить востребованный полуфабрикат и изготавливать из него современные, изящные изделия. Предприятие сосредотачивает свои усилия главным образом не на захвате рынков старых продуктов, а на выпуске новинок, порождающих ранее не существовавшие потребности.

В частности, из выделанных шкур коров и коней были созданы интересные и востребованные на рынке товаров ковры и автомобильные чехлы. Из меха овчины и ангорской козы шьют коврики и прекрасные накидки на диваны и покрывала для кроватей. Интересные новинки получились из меха шкур яка, тувинского варана. Предприятие занимается изготовлением сыромятной кожи, юфти, шорно-седельных комплектов.

Эффективное развитие сегмента малых предприятий предполагает использование мер государственной поддержки и адаптации опыта развития малого предпринимательства (других регионов, округов, краев).

Основные меры, направленные на развитие малого предпринимательства в республике, можно разделить на три группы: меры в области налогового регулирования, меры в области сокращения административных барьеров, меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий и от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов. В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора [2, с. 8]. Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля.

Важнейшим фактором, оказывающим неблагоприятное воздействие на развитие малого бизнеса, является ограниченность у предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для развития собственного дела. Поэтому сегодня стоит актуальнейшая проблема эффективного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.

Видя активность сельчан и четко понимая, что для укрепления их позиций нужна поддержка со стороны правительства, Минсельхоз России разработал ряд проектов по грантам. В данных программах активное участие принял Минсельхозпрод Хакасии. Так, в 2012 году республика выделила гранты 7 семейным фермерам в общей сложности порядка 25 млн рублей и 26 начинающим фермерам порядка 35 млн рублей.

Как фермерским, так и личным подсобным хозяйствам за счет бюджетных средств возмещают процентную ставку по краткосрочным и инвестиционным кредитам. С 1 января 2009 года поддержка сельскохозяйственного сектора Хакасии увеличена в 3 раза - с 360,1 млн до 1129,5 млн рублей в 2012 году.

Помощь начинающим фермерам осуществляется в рамках целевой Федеральной программы «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы» Минсельхоза РФ и долгосрочной Республиканской целевой программы «Развитие АПК РХ и соцсферы на селе на 2013-2020 годы».

В 2013 году грант в размере 1,5 миллионов рублей каждый получили 29 начинающих фермеров. По итогам конкурсного отбора многим из них предоставлена ещё и единовременная помощь на бытовое обустройство до 250 тысяч рублей.

Кроме того, ещё 7 человек получают гранты на создание семейных животноводческих ферм в размере 5 миллионов рублей каждый.

В Хакасии на 01.01.2013 г. зарегистрировано уже 1319 КФХ. Для сравнения: в 2009 г. численность малых форм хозяйствования достигала 209 КФХ.

В настоящее время фермерские хозяйства на равных условиях с крупными сельхозпредприятиями участвуют в программах субсидирования по закупу и содержанию поголовья, по приобретению техники и оборудования, семян и минеральных удобрений. Существуют особенности малого бизнеса, делающие его привлекательным для банковского кредитования. Одной из них является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов, зависимость малых предприятий от заемных средств, в том числе - от кредитов банка. Это объясняется многими факторами: объективной ограниченностью свободных финансовых ресурсов, ускоренной оборачиваемостью оборотных средств, меньшими возможностями для долгосрочного планирования движения денежных потоков [4].

Второй важной особенностью является то, что оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки. Однако взаимоотношения российских банков и субъектов малого предпринимательства носят парадоксальный характер. С одной стороны, банки должны быть заинтересованы в предоставлении кредитов субъектам малого предпринимательства, поскольку получают за них проценты, то есть прибыль, но тем не менее они кредитуют малые предприятия весьма неохотно. С другой стороны, малые предприятия очень нуждаются в кредитах, но избегают обращаться за ними в банк.

Проблемы существуют и у тех, кто кредиты выдает, и у тех, кто их хочет получить. Банки не заинтересованы в выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства по целому ряду причин.

Во-первых, для банков работа с малыми предприятиями, которые берут небольшие кредиты, неэффективна. Это связано с отсутствием отработанных технологий по инвестированию малых предприятий. Банку гораздо проще оформить один кредит или кредитную линию на сумму несколько миллиардов рублей или десятков миллионов долларов, чем возиться с маленькими кредитами.

Во-вторых, существует мнение о том, что кредитование малого бизнеса связано с большими рисками для банков. Данная проблема называется чуть ли не основной причиной отказа банков от кредитования субъектов малого предпринимательства. Между тем, по статистике, малые предприятия являются одними из самых дисциплинированных заемщиков.

В-третьих, обычно для получения кредита субъекту малого предпринимательства необходимо представить перспективный, выгодный инвестиционный проект или бизнес-план. Составление же качественного бизнес-плана требует обращения к определенным специалистам в консалтинговые фирмы, поскольку малые предприятия не имеют возможности содержать в своем штате высококвалифицированных специалистов в данной области.

В-четвертых, причиной отказа банков от работы с субъектами малого предпринимательства является залоговое обеспечение кредита. В настоящее время, согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах, вернуть залог достаточно сложно. На это уходит много времени и средств.

В-пятых, проблема микрокредитования с точки зрения банка заключается в необходимости организовать кредитование как «поточную» услугу.

В современных условиях высказываются различные мнения о том, каким путем можно улучшить положение в сфере банковского кредитования малого предпринимательства. Всю совокупность взглядов на эту проблему можно условно разделить на две группы. Одни предлагают создать специальные банки кредитования малого бизнеса. Другие считают, что необходимо стимулировать существующие банки на сотрудничество с малыми предприятиями.

Несмотря на все вышесказанное, кредитование малого бизнеса последние годы начинает стремительно набирать обороты. Жесткая конкуренция в сфере кредитования крупных заемщиков все чаще заставляет российские банки поворачиваться лицом к малому бизнесу. Оценив перспективы его развития, банки начали выделять малый бизнес как отдельное направление кредитной политики и кредитовать его из собственных средств. Отмечается также тенденция к снижению кредитных ставок, удешевлению кредитов. Если данные тенденции сохранятся, то кредитование субъектов малого предпринимательства может превратиться для банков в нормальный бизнес, а сами малые предприятия получат возможность развития. В последнее время банки положительно оценивают практику и перспективы работы с малым бизнесом.

Но в конце 2013 года в Государственную программу «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы» были внесены изменения, т.е они были сокращены.

Расходы на сельское хозяйство и рыболовство на 2014 год предусмотрены в объеме 535,5 млн рублей, на 2015 год - 508,2 млн рублей, на 2016 год - 507,9 млн рублей. Расходы на 2013 год составили 1 106,8 млн рублей. В период 2014-2016 годов расходы республиканского бюджета по данному подразделу ежегодно снижаются. Общее снижение по сравнению с 2013 годом составит 598,8 млн рублей, или в 2,2 раза [3].

Основное снижение бюджетных ассигнований на 2014 год по Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия обусловлено уменьшением программных средств на реализацию Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы» по шести подпрограммам: «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» -на 63,6 млн рублей, или на 36,7 %; «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» - на 142,5 млн рублей, или на 50,3 %; «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» - на 97,7 млн рублей, или на 55 %; «Развитие малых форм хозяйствования на селе» - на 23,5 млн рублей, или на 82,5 %; «Развитие товарного рыболовства» - на 14 млн рублей, или на 58,3 %, «Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» - на 21,5 млн рублей, или на 86 %.

Вот с чем столкнутся в 2014 году и без того небогатые аграрии Республики Хакасии.

Литература

1. Долгосрочная Республиканская целевая программа «Развитие АПК РХ и соцсферы на селе на 20132020 годы» (утв. 19.11.2012 № 781).

2. Копач Н.В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с предприятием агропромышленного комплекса. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. - 12 с.

3. Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий // Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.; под ред. В.В. Бутырина. - Саратов, 2012. - 198 с.

4. Антамошкина Е.Н. О содержании и актуальных направлениях аграрной политики // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. - 2012. - № 1 (20). - С.187-192.

5. Воробьев А.П. Опыт государственной поддержки малого предпринимательства в Хакасии с 2012-2013 гг. // Хакасия. - 2014. - № 2.

6. Тихонова А.В. Меры государственной поддержки сельского хозяйства: проблемы и перспективы / Фи-нан. ун-т при Правительстве РФ. - 2013. - URL: http://www.fa.ru.

7. Федоров С. Т. Риски, присущие бизнесу на селе // Хакасия. - 2013. - № 26. - С. 3.

УДК 338.2:338.012 А.В. Орлов

КЛАССИФИКАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ

ТОПЛИВОЁМКОСТИ

Рассмотрена группировка отраслей промышленности по показателям топливоёмкости. Для снижения размерности статистической совокупности выполнен корреляционный анализ, позволивший определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование топливоёмкости промышленности. С помощью метода регрессионного анализа рассмотрено влияние факторов на топливоёмкость отраслей промышленности.

Ключевые слова: топливоёмкость, многомерная классификация, корреляция, кластерный анализ, уравнение регрессии, моделирование, отрасль промышленности.

А.У. ОО

CLASSIFICATION AND MODELLING OF INDUSTRY BRANCHES ON THE FUEL CAPACITY INDICES

The grouping of industry branches on the fuel capacity indices is considered. In order to decrease the dimension of statistical set, the correlation analysis allowing to define the factors that make the greatest impact on the industry fuel capacity formation is conducted. By means of the regression analysis method the influence of factors on the industry fuel capacity is considered.

Keywords: fuel capacity, multidimensional classification, correlation, cluster analysis, regression equation, modelling, industry branch.

В структуре потребления энергии в России доминирует промышленность: в потреблении первичной энергии доля промышленности в 2011 г. составляла 26 %, а с учетом использования топлива на неэнергетические нужды - 32 %; в конечном потреблении энергии доля промышленности остается довольно значительной: 35,3 % в 2011 г. (43,6 % при учете неэнергетических нужд), но постепенно снижается (на 3 % в 2000-2011 гг.) [1].

В 2011 году на промышленное производство приходилась самая высокая доля конечного потребления природного топлива (37,7 % от всего конечного потребления, или 76,5 млн т.у.т.). Потребление природного газа промышленным производством в 2011 году составило 67,4 млн т.у.т., или 36,5 %, а потребление тепловой энергии - 83,5 млн т.у.т., или 45,4 %.

Высокая энергоемкость российской экономики дорого обходится стране с точки зрения обеспечения энергетической безопасности, доходной части государственного бюджета, конкурентоспособности промыш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.