Научная статья на тему 'Проблемы развития малого аграрного бизнеса в России'

Проблемы развития малого аграрного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емелина Т. А., Дурникина Ю. Е

В данной статье рассматриваются особенности развития малого аграрного бизнеса в современной действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого аграрного бизнеса в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 338

Т. А.Емелина

К.э.н , доцент кафедры экономики и права Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

Ю. Е Дурникина Студент 4 курса

Факультет математики, экономики и информатики Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО АГРАРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности развития малого аграрного бизнеса в современной действительности

Ключевые слова

Сельское хозяйство, малое предпринимательство, малый бизнес, импортозамещение,

страхование, кредитование

Международные санкции, установленные в отношении России, определяют необходимость организационно - экономических изменений во всех отраслях хозяйственной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы импортозамещения, стимулирования внутреннего спроса и создание конкурентоспособной экономики страны. Особая роль в обеспечении импортозамещения отводится малому предпринимательству в аграрном секторе экономики.

Малое предпринимательство - это свободная предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами и другими представительными организациями показателях, с целью удовлетворения потребностей конкретного потребителя и получения прибыли. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства [1].

В соответствии с законодательством РФ к малым формам аграрного предпринимательства относят:

• личные подсобные хозяйства (ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.03 №112-ФЗ);

• крестьянские фермерские хозяйства (ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ).

Государственная поддержка является важным рычагом развития малого предпринимательства. В современных условиях господдержка осуществляется в виде новых законов, льгот, кредитных программ и субсидий. Необходимость повышения уровня государственной поддержки предпринимательства в аграрной сфере РФ объясняется сокращением доходов производителей сельскохозяйственных продуктов, снижением объемов производства продуктов аграрного происхождения, ухудшением экономических показателей производственной деятельности хозяйств в отраслях растениеводства и животноводства [5,с. 149 - 153].

В настоящее время в целях обеспечения продовольственной независимости России и повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [3]. В рамках данной государственной программы представлен ряд подпрограмм: "Развитие подотрасли растениеводства,

47

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

переработки и реализации продукции растениеводства", "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", "Поддержка малых форм хозяйствования" и др.

Во всем мире в развитие сельского хозяйства велика доля вложений со стороны государства. В расчете на единицу произведенной продукции объем совокупной государственной поддержки в России составляет сегодня примерно 6,5%, тогда как в США - 37,2%. В расчете на 1 га сельскохозяйственных земель объем совокупной господдержки в России в 6 раз меньше, чем в США, в 14 раз меньше, чем в странах ЕС, в 45 раз меньше, чем в Норвегии и в 10 раз меньше, чем в Китае.

Страхование сельскохозяйственных рисков на условиях господдержки должно являться подспорьем для предприятий малого аграрного бизнеса. Однако, на сегодняшний день, страхование сельскохозяйственных рисков нельзя считать системным институтом АПК. Главной причиной выступают высокие затраты сельскохозяйственных производителей на страхование даже с учетом государственной поддержки. На основании закона от 22 декабря 2014 года № 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"" [2] были внесены дополнения в профильное законодательство. Нововведением являются: понижение планки гибели урожая с 30% до 25% от запланированного уровня; ограничение франшизы до 30% от страховой суммы (ранее допускалось до 40%); расширение перечня опасных объектов; возможность финансирования пересева погибших культур в счет будущего страхового возмещения, не дожидаясь документов об итогах сбора урожая. Данные изменения и данный вид страхования дадут положительный эффект в том случае, если в этом будут заинтересованы все стороны страхования - и страховщики, и органы власти на разных уровнях, и страхователи.

Кредитование имеет важное значение для развития предприятий малого аграрного бизнеса. Кредитные программы позволяют аграриям привлекать средства, как на инвестиционные цели, так и на проведение сезонно-полевых работ. По итогам второго квартала 2015 года Россельхозбанк занял 5 место в рейтинге российских банков по объемам кредитования малого и среднего бизнеса. По состоянию на июнь 2015 года банк выдал кредитов на сумму 1 223,02 млрд. руб., что на 20,05% больше показателя 2014 года [7].

Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в июле 2015г. в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 449,6 млрд. рублей, в январе-июле 2015г. - 1849,4 млрд. рублей.

В сфере животноводства на конец июля 2015г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 20,2 млн. голов (на 1,7% меньше по сравнению с соответствующей датой предыдущего года), из него коров - 8,6 млн. (на 2,0% меньше), свиней - 22,0 млн. (на 6,4% больше), овец и коз - 27,8 млн. (на 0,6% больше).

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 45,7% поголовья крупного рогатого скота, 18,7% свиней, 46,0% овец и коз (на конец июля 2014г. - соответственно 46,1%, 21,7%, 46,1%).

В январе-июле 2015г. в хозяйствах всех категорий, произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 6,9 млн. тонн, молока - 18,4 млн. тонн, яиц - 25,1 млрд. штук.

В сельскохозяйственных организациях на конец июля 2015 г. по сравнению с соответствующей датой 2014 г. сократилось поголовье крупного рогатого скота на 2,5%, коров - на 2,2%, овец и коз - на 2,4%, поголовье свиней выросло на 10,9%, птицы - на 4,5%.

Анализ объемов производства основных видов продукции показал:

1. В январе-июле 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла продажа сельскохозяйственными организациями основных продуктов сельского хозяйства;

2. В структуре производства скота и птицы на убой (в живом весе) в том же периоде отмечалось увеличение удельного веса производства птицы на убой по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года [6].

По данным таможенной статистики, в прошедшем году выросла доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, составив 3,1% против 2,4% в 2013-м. Доля импорта в 2014 году выросла на 0,3% до 13,2%. При этом по известным причинам сократились объемы закупок ряда товаров. В

48

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

результате принятого эмбарго российский сельскохозяйственный рынок потерял импортной продукции более чем на 10-15 млрд. долларов [8].

В развитии малого аграрного предпринимательства можно выделить ряд проблем:

1. Затрудненный доступ к финансовым ресурсам;

2. Ненадежная система гарантирования кредитов для малых форм хозяйствования;

3. Неустойчивость цен;

4. Недостаточная профессиональная подготовка владельцев малых форм хозяйствования для работы в условиях конкуренции;

5. Несоответствие ставок субсидирования страховым тарифам и др.

Развитие сельского хозяйства в Саратовской области является приоритетным направлением развития экономики Саратовской области. По объему производства валового располагаемого продукта агропромышленный комплекс Саратовской области занимает 9-е место среди субъектов РФ. На долю сельского хозяйства приходится около 20% валового регионального продукта.

В области функционируют около 500 сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, зарегистрировано 214 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, более 7,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и более 290 тыс. личных подсобных хозяйств [4].

В соответствии с утвержденным планом мероприятий о «Развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2014- 2016 годы» по состоянию на 15 июля 2014 года 1774 крестьянских (фермерских) хозяйств получили государственную поддержку в размере 732,3 млн. рублей, в том числе на поддержку 21 начинающего фермера было направлено 30,3 млн. рублей, на предоставление грантов на развитие 5 семейных животноводческих ферм направлено 32,608 млн. рублей.

Для успешного функционирования развитие малого аграрного бизнеса в Саратовской области должно включать в себя следующие основные мероприятия:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого аграрного предпринимательства;

2. Стимулирование финансовой поддержки приоритетных направлений развития малого аграрного бизнеса;

3. Освоение новых рынков сбыта готовой продукции;

4. Упрощение процедур создания малого бизнеса;

5. Снижение входных и выходных барьеров на рынок и др.

Таким образом, в условиях введения антироссийских санкций развитие малого аграрного предпринимательства способствует постоянному росту объемов производства сельскохозяйственной продукции, что сегодня является основной задачей в повышении конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300006.

2. Федеральный закон от 22.12.2014 N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"// Российская газета. - 26.12.2014. - № 6568.

3. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717

"О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"// Интернет-портал “Российской газеты”. - 7.08.2012 г.

4. Министерство сельского хозяйства Саратовской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minagro.saratov.gov.ru/ (дата обращения 22.09.2015).

5. Рязанцев И. И. Проблемы и противоречия оборота земель сельскохозяйственного назначения на региональном уровне// Предпринимательство. - М.: НП «ИБК», 2009. - № 4. - С. 149 - 153.

49

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 22.09.2015).

7. http://www.creditforbusiness. ru/banks/19489/

8. http: //www .zol. ru/z-news/showHnks.php?id=121435

© Т. А. Емелина, Ю.Е.Дурникина, 2015

УДК 338

Н.А. Зарипова

Старший преподаватель Инженерно-экономический институт Тюменский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Тюмень, Российская Федерация

ПРОЕКТ ПБУ 5 «УЧЕТ ЗАПАСОВ»: ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены возможные изменения в учете запасов при утверждении проекта ПБУ 5/2012 «Учет запасов»;

Ключевые слова

Запасы, ПБУ 5/2012, обесценение запасов, изменения в учетной политике организации

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Министерством финансов РФ разработано Положение по бухгалтерскому учету «Учет запасов» (ПБУ 5/2012). [3]

Как видно из названия, в проекте ПБУ 5 расширен перечень активов, признаваемых в качестве запасов. В соответствии с проектом, в составе запасов признаются не только активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг), а также незавершенное производство (НЗП). Об этом сказано в п. 2 проекта ПБУ 5 «затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, или затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку».[3]

Таблица 1

Сравнительная характеристика сфер применения ПБУ 5/01 и ПБУ 4/99

ПБУ 5/01 ПБУ 4/99

П. 4. Положение не применяется в отношении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, а также активов, характеризуемых как незавершенное производство. П. 20 Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели: По статье запасы: - Сырье, материалы и другие аналогичные ценности; - Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения); - Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные; - Расходы будущих периодов.

Таким образом, устранено несоответствие требований действующих в настоящее время ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Согласно п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством (п. 12 ПБУ 5/01). [2]

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.