Научная статья на тему 'Роль малого бизнеса в развитии производства и решение социально-экономических проблем села (на примере Республики Казахстан)'

Роль малого бизнеса в развитии производства и решение социально-экономических проблем села (на примере Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ЗАНЯТОСТЬ / ДОЛЯ СЕКТОРА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ ОТРАСЛИ И ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЁМЕ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESS / INDIVIDUAL FARMS / EMPLOYMENT / SHARE OF THE SECTOR IN USE OF RESOURCES AND TERRITORY AND PRODUCTION VOLUME / GOVERNMENT SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Кендюх Евгений Иванович, Каскин Тлген Тулегенович

Определена роль крестьянских (фермерских) хозяйств как части малого предпринимательства в производстве всех видов продукции сельского хозяйства и решении проблем занятости населения Республики Казахстан. В процессе исследования проведен сравнительный анализ развития малого предпринимательства в различных странах мира, показана динамика формирования крестьянских (фермерских) хозяйств на постсоветском пространстве, в результате чего сделан вывод, что данный сектор экономики Республики Казахстан развивается быстрее, чем в других странах на постсоветском пространстве, но пока не достиг уровня экономически развитых стран. Показано также, что наиболее активно фермерские и другие малые предприятия формируются на территориях, прилегающих к крупным городам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Кендюх Евгений Иванович, Каскин Тлген Тулегенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль малого бизнеса в развитии производства и решение социально-экономических проблем села (на примере Республики Казахстан)»

Результаты и их обсуждение

Таким образом, анализ качественных характеристик видов отчетности показал, что в качестве основного источника информации для принятия объективных решений внешними и внутренними пользователями в отношении эффективности развития предприятий является бухгалтерская отчетность по двум причинам: во-первых, бухгалтерская отчетность является публичной и обязательной, а во-вторых, в бухгалтерской отчетности формируются сведения об имущественном, финансовом положении и финансовых результатах предприятия, необходимые для принятия обоснованных экономических решений. По-нашему мнению, улучшить понимание пользователями таких важных факторов, определяющих эффективность развития предприятий, как формирование человеческого капитала, корпоративное управление способна статистическая отчетность. А поскольку каждая группа пользователей преследует свои интересы, перечень инструментов и показателей, определяющих эффективность развития предприятий, необходимо рассматривать с учетом целей пользователя.

Заключение

Комплексное использование видов отчетности предприятий и других информационных систем с учетом теоретических подходов к определению эффективности и целей пользователей позволит решить проблему информационного обеспечения анализа эффективности развития предприятий.

Библиографический список

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2009. — 860 с.

2. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 720 с.

3. ПБУ 1-22. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»: методические указания. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007 — 235 с.

4. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» / / Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. — Версия 3000 — Электрон. дан. (34 кб.). — М.: ЗАО Консультант Плюс, 1996-2007.

+ + +

УДК 339.13-0.58.232.6:331.5 Г.М. Гриценко,

Е.И. Кендюх, Т.Т. Каскин

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СЕЛА (на примере Республики Казахстан)

Ключевые слова: малое предпринимательство, фермерские хозяйства, занятость, доля сектора в использовании ресурсов отрасли и территории и объёме производимой продукции, государственная поддержка малого предпринимательства.

Введение

Развитие малого бизнеса — один из индикаторов успешного реформирования экономики. Рост численности класса предпринимателей как самостоятельного субъекта экономических отношений является неотъемлемым атрибутом развития

рынка, т.к. данный сектор выполняет ряд важных социальных функций — решает проблемы занятости, смягчает социальную напряженность и демократизирует рыночные отношения, формирует средний класс. Однако место и роль этого сектора в каждой стране и на каждом этапе развития её экономики будет разным, что и обуславливает актуальность данной темы. Цель — показать место малого предпринимательства и, прежде всего, фермерства в развитии сельского хозяйства Республики Казахстан. Задачи, исходящие из данной цели:

- выявить динамику развития малого предпринимательства и фермерского сектора в Республике Казахстан, на постсоветском пространстве и в экономически развитых странах;

- дать характеристику ресурсам крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Казахстан;

- показать результативность деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по сравнению с крупным сектором сельского хозяйства.

Для решения этих задач использовались методы: монографический, сравнительного анализа, расчетно-конструктивный и др.

Результаты исследований

Объем валовой продукции сельского хозяйства Республики Казахстан постоянно возрастает: в 2005 г. по сравнению с 2004 г. — на 12%, в т. ч. продукции растениеводства — на 14%, продукции животноводства снизился на 1%; в 2010 г. по сравнению с 2009 г. — на 16,9%, в т.ч. растениеводства — на 28%, животноводства — на 3% (табл. 1) [1].

Несмотря на положительную динамику объемов производства в сельском хозяйстве всё острее встает проблема изменения основ и подходов к его развитию как с позиции интересов независимого государства, так и исходя из перспектив активного включения в Таможенный союз, ЕврАзЭС и в конечном итоге — в ВТО. Это требует освоения новых методов хозяйствования, широкого внедрения прогрессивных технологий в целях повышения продуктивности полей и ферм, увеличения объемов продукции и совершенствования способов ее переработки, хранения,

транспортировки и создания на этой основе развитой социальной инфраструктуры на селе.

Решать эти задачи только усилиями крупных коллективных хозяйств практически невозможно, т.к. они менее приспособлены к адаптации относительно меняющихся внешних условий и в то же время остаются основными поставщиками товарной продукции. Основным преимуществом малого предпринимательства является его быстрая окупаемость капитальных вложений, ориентация производителей преимущественно на региональный рынок, гибкое реагирование на изменение спроса, рост занятости. Поэтому одним из основных направлений проводимой в Республике Казахстан аграрной реформы стало развитие малых форм ведения аграрного производства.

Общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах ЕС и Японии этот показатель в 2010 г. достиг 45-50 предприятий, в США — 75, а в Казахстане — 15 (включая крестьянские (фермерские) хозяйства). На конец 2010 г. в республике действовало более 71 тыс. предприятий малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса созданы и функционируют во всех регионах и отраслях хозяйственного комплекса страны.

Численность занятых на малых предприятиях находится на уровне 70-80% населения: в Италии — 80%, Великобритании

— 76, Японии — 73, Бельгии — 72, Франции

— 69, Германии — 64, США — 53, в Казахстане — 9% (табл. 2) [2].

Производство основных видов продукции сельского хозяйства в Республике Казахстан по годам, тыс. т

Таблица 1

Продукция 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Продукция растениеводства: 12 374 13 781 16 512 20 138 15 576

пшеница 9937 11 198 13 460 16 467 12 538

кукуруза на зерно 458 432 414 421 420

ячмень 1388 1528 1953 2441 2059

картофель 2261 2521 2362 2415 2354

овощи 2726 2853 2757 2858 3150

бахчевые культуры 667 684 697 662 870

подсолнечник 266 267 268 206 186

сахарная свекла 398 311 339 309 130

хлопок-сырец 467 465 435 442 318

Продукция животноводства:

мясо 737,1 762,2 808,6 838,7 874,2

молоко 4556,8 4749,2 4926,0 5073,2 5198

яйца, млн шт. 2316,8 2514,0 2494,7 2664,2 2989,1

шерсть, т 28499 30444 32389 34172 35249

каракуль, тыс. шт. 145,6 191,9 129,3 90,6 115,0

Таблица 2

Доля малых и средних предприятий в ВВП в 2010 г.

Страна Число МСП1 Занято Доля МСП, %

тыс. ед. на 1000 жителей в МСП, млн чел. в общей численности занятых в ВВП

Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55

США 19300 74,2 70,2 54 50-52

Страны ЕС 25770 45 68 72 63-67

В том числе Германия 2290 37,0 18,5 46 50-54

Россия2 870,6 5,9 8,53 10,1 10-12

1 МСП — малые и средние предприятия.

2 Только малые предприятия. Статистика по средним предприятиям в России отсутствует.

3 С учетом работающих по договорам (1,3 млн чел.) и совместителей (0,8 млн чел.).

Малое предпринимательство как ключевой фактор экономической активности играет важную роль в экономике большинства развитых стран: доля малых и средних предприятий в объеме произведенного ВВП составляет более 50%.

В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве Республики Казахстан образовалось более 116 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, почти 9,5 тыс. — других хозяйствующих субъектов частной формы собственности, участвующих в сельскохозяйственном производстве, переработке, хранении и реализации продукции. Из бывших 2,1 тыс. совхозов остались в виде государственных сельхозпредприятий 82. Кроме того, сельскохозяйственной деятельностью занимаются около тысячи государственных (в основном малых) предприятий.

В конце 2010 г. в республике зарегистрировано более 193,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, что на 6% больше, чем в 2006 г. Этот процесс идет прежде всего в Алматинской области, где динамика составила 26,6%, количество действующих крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилось на 11,4% (табл. 3) [3, 4].

В Республике Казахстан к концу 2009 г. фермерских хозяйств функционировало наибольшее количество на постсоветском пространстве. В таких крупных странах, как Россия, Украина, Беларусь, где до сих пор сохраняются крупные государственные и кооперативные хозяйства, фермерских хозяйств по сравнению с малыми странами (Армения и Молдова) очень мало (табл. 4) [5].

Крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Казахстан и численность занятых в них (на 1 июля 2010 г.)

Таблица 3

Область Всего зарегистрировано хозяйств Из них действует Занято в действующих хозяйствах

ед. % ед. % чел. %

Республика Казахстан 193 855 100 169 481 100 423567 100

Акмолинская 4 726 2,4 3 609 2,1 10480 2,5

Актюбинская 4 857 2,5 3 701 2,2 10372 2,4

Алматинская 51 608 26,6 47 344 27,9 104383 24,6

Атырауская 2 041 1,1 1 630 0,9 2804 0,7

Восточно-Казахстанская 16 651 8,6 16 019 9,5 37654 8,9

Жамбылская 15 930 8,2 14 902 8,8 34205 8,1

Западно-Казахстанская 4 360 2,2 3 477 2,1 10422 2,5

Карагандинская 6 662 3,4 5 818 3,4 18944 4,5

Кызылординская 2 650 1,4 1 189 0,7 3100 0,7

Костанайская 6 260 3,2 4 961 2,9 10300 2,4

Мангистауская 1 200 0,6 641 0,4 760 0,2

Павлодарская 3 644 1,9 2 833 1,7 7500 1,8

Северо-Казахстанская 3 701 1,9 3 225 1,9 11562 2,7

Южно-Казахстанская 69 478 35,8 60 119 35,5 160998 38,0

Астана 16 0,0 3 0,0 7 0,0

Алматы 71 0,0 10 0,0 76 0,0

Таблица 4

Число крестьянских (фермерских) хозяйств в странах СНГ (на конец года), тыс. ед.

Страна 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Казахстан 76,4 95,5 114,4 121,7 148,0

Азербайджан 11,6 22,8 25,6 36,1

Армения 319,3 320,9 333,8 335,1

Беларусь 3,0 2,7 2,6 2,7

Кыргызстан 31,0 38,7 49,3 60,1

Молдова 41,2 65,8 80,2 131,6 201,5

Россия 278,6 274,3 270,2 261,1 261,7

Таджикистан 2,3 8,0 10,2

Туркмения 1,4 1,8

Украина 35,4 35,9 35,5 35,9

Узбекистан 18,8 22,4 23,0 31,1

Крестьянским хозяйствам в постоянное пользование и аренду за годы реформ передано 35,0 млн га сельскохозяйственных угодий (43,9% от всех сельхозугодий в республике), в том числе 8,8 млн га (40,1%) — пашни. Средний размер земельного надела крестьянского хозяйства в целом по республике составляет 369 га. При этом наблюдаются значительные зональные отклонения от 28-230 га в зоне орошаемого земледелия (южный регион) до 1100-2200 га в полупустынной зоне (центральный и западный регионы). В то же время следует отметить, что под видом крестьянских хозяйств зарегистрировано 456 хозяйств, вообще не имеющих сельскохозяйственных угодий, и 185 хозяйств, у которых площадь этих угодий превышает 10 тыс. га. Члены крупных крестьянских хозяйств на основе договора продают или безвозмездно передают главе такого хозяйства земельные и имущественные паи, а сами становятся наемными рабочими. Такой процесс получил массовый характер во всех регионах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отдельных крестьянских хозяйствах численность постоянных наемных рабочих достигает 500 человек. Создавшееся положение во многом не согласуется с действующим законодательством о крестьянском хозяйстве, так как под ним понимается прежде всего семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих производственную деятельность. Также объединение базируется преимущественно на личном трудовом участии членов этого хозяйства.

Посевная площадь у крестьянских (фермерских) хозяйств с 2005 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась многократно (в 786 раз). На севере страны в структуре посевов преобладают зерновые культуры — 77% всей посевной площади; под кор-

мовыми занято почти 15%, техническими культурами — 7, картофелем и овощебах-чевыми — немногим более 1% [4, 6].

В собственности фермеров по состоянию на 1 января 2010 г. находилось 209 тыс. гол. крупного рогатого скота (6% от его численности во всех категориях хозяйств), 840 тыс. гол. овец и коз (9%), 32 тыс. гол. лошадей (9%), 79 тыс. гол. свиней (3%), 8,7 тыс. гол. верблюдов (8%), 166 тыс. гол. птицы (1%). Однако в текущем году, несмотря на некоторые их сокращения (кроме свиней и верблюдов), поголовье крупного рогатого скота составило 208,4 тыс. гол., овец и коз — 835,1, свиней — 32,2, лошадей — 77,5, коров — 8,7, птицы — 161,3 тыс. гол. [6]. Рост поголовья объясняется прежде всего постоянным ростом числа крестьянских хозяйств (табл. 5) [3].

По состоянию на 1 января 2011 г. в среднем на одно действующее крестьянское хозяйство приходилось 3 гол. крупного рогатого скота (в том числе 1 корова); 11 овец и коз, 1 лошадь и 2 гол. птицы. При этом необходимо отметить, что более 4/5 фермеров вообще не имели никакого скота.

Продуктивность скота и птицы в крестьянских (фермерских) хозяйствах остается низкой, по отдельным показателям отмечается ее рост только за последние годы.

Слабая обеспеченность крестьянских хозяйств скотом и птицей, их низкая продуктивность являются основной причиной небольших объемов производства ими животноводческой продукции. В целом доля произведенной ими животноводческой продукции во всех категориях хозяйств все еще остается незначительной: мяса, молока, шерсти — от 4 до 8%, яиц — 1%.

Остается крайне низким уровень технической вооруженности крестьянских (фермерских) хозяйств. На начало 2006 г. в среднем на 100 крестьянских хозяйств приходилось только 48 тракторов всех марок, 31 тракторный прицеп, 17 грузовых автомобилей, 15 зерноуборочных комбайнов, 33 сеялки, 19 плугов, 15 косилок, 9 сеноуборочных машин. В отдельных крестьянских хозяйствах имеется оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции. На 1000 крестьянских хозяйств приходится 4 мельницы, по две единицы оборудования для переработки скота и маслосемян, по одной единице хлебобулочного оборудования.

Остается низкой также доля продукции животноводства фермерских хозяйств во всей валовой продукции сельского хозяйства — 13%. Плохое финансовое состояние этих хозяйств стало основной причиной ежегодной самоликвидации многих из них. Так, в 2009 г. отказались от земельных наделов и прекратили свое существование 3745 (4%) крестьянских хозяйств.

По результатам проведенного нами обследования крестьянских хозяйств северных территорий выявлено, что для 40% из них наиболее выгодным видом деятельности оказалось производство зерна, для 19% — мяса, 12% — овощей, 2% — молока.

Крестьянские хозяйства занимаются также выращиванием хлопка-сырца, подсолнечника на зерно, сахарной свеклы и бахчевых продовольственных культур, на долю которых приходится, соответственно, 79, 70, 56 и 48% от их валового сбора во всех категориях хозяйств.

Урожайность большинства сельхозкультур здесь превышает ее средний уровень в сельхозпредприятиях, хотя и остается низкой. Так, в 2005 г. с 1 га было собрано: зерновых — 11,5 против 8,4 ц в сельхозпредприятиях, картофеля — соответственно, 112 и 83, овощей — 154 и 89 ц. В то же время урожайность многих сель-

Численность скота и птицы в крестьянских

хозкультур в крестьянских хозяйствах остается несколько ниже, чем в подсобных хозяйствах населения [4].

Остается невысокой и товарность крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом она возросла по большинству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна — с 37 до 43%, картофеля — с 39 до 48, овощей — с 26 до 60, хлопка-сырца — с 41 до 79, сахарной свеклы — с 8 до 60% [6]. При этом продуктивность полей в крестьянских и домашних хозяйствах значительно выше, чем в сельхозпредприятиях. Так, самая высокая урожайность зерновых культур, подсолнечника на зерно и овощей получена в хозяйствах населения; сахарной свеклы, картофеля и хлопка-сырца — в крестьянских хозяйствах.

Сегодня объективной необходимостью дальнейшего развития фермерства становится участие крестьян в различных формах кооперации. В 2011 г. более 3 тыс. (4%) фермеров входили в различные производственные, сервисные, сбытовые кооперативы и ассоциации. При этом 535 объединившихся крестьянских хозяйств совместно приобретали материально-технические ресурсы, 32% осуществляли производство продукции, 1% — промышленную переработку [6].

Доля и вклад малого предпринимательства в развитие экономического комплекса республики год от года увеличиваются: если на начало 2000 г. их доля в ВВП составляла 7%, то в 2010 г. — 13,3%, в валовой добавленной стоимости (ВДС) — 7,4 и 14,1% соответственно (табл. 6) [3, 6].

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено продукции на 74 млрд тг, или 19% от объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, в том числе продукции растениеводства — на 64 млрд. тг (30% продукции растениеводства во всех категориях хозяйств), животноводства — 10 млрд тг (соответственно 5%).

Таблица 5

хозяйствах (на конец года), тыс. гол.*

Виды животных 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Крупный рогатый скот (коровы) 418,0 475,6 571,8 634,7 734,8

Овцы и козы 2 153,4 2 638,9 3 269,2 3 585,4 4 098,4

Свиньи 66,0 69,8 88,0 90,7 93,1

Лошади 154,6 184,1 226,3 255,3 305,9

Верблюды 18,5 21,4 26,4 29,4 32,6

Птица 302,2 375,4 345,5 348,1 278,3

Краткий статистический ежегодник Казахстана. Алматы, 2009.

Таблица 6

Основные показатели развития предприятий малого бизнеса

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2006 г., %

Количество малых предприятий, тыс. 57 63 67 71 124,6

Доля МП в общем числе всех предприятий, % 51 67 71 76

Занято на малых предприятиях, тыс. чел. 318,4 350 385,2 403 126,6

Доля занятых на МП в числе занятого населения, % 5,2 5,7 6,3 6,6

Выпуск продукции МП, млн тг 226 307,9 325,2 225 99,6

Одна из основных задач развития малого предпринимательства — обеспечение занятости населения. В малых предприятиях РК занято 44% населения, в крестьянских (фермерских) — 31, индивидуальных предприятиях — 25%. Среди занятых в экономике число работающих на малых предприятиях возросло с 1,7% в 1998 г. до 5,8% в 2007 г., в крестьянских (фермерских) хозяйствах — соответственно, с 1,1 до 3,1%, доля самостоятельно занятого населения — с 11,7 до 31,9%. Наблюдается неуклонный рост суммарной доли самостоятельно занятых и занятых на малых предприятиях и в крестьянских (фермерских) хозяйствах: в 2007 г. — 21%, 2008 г. — 29,9%, 2009 г. — 33,7%, 2010 г. — 40,8% [4].

Для современной западной экономики характерно наличие как минимум двух больших групп малых предприятий: одна выступает в роли субпоставщика гигантам индустрии, другая предпочитает самостоятельное функционирование. Соотношение этих групп в США — 50:50, Великобритании — 20:80, Японии — 70:30, Франции — 40:60 [2].

Структура фермерских хозяйств Республики Казахстан также неоднородна: семейные и несемейные частные с наёмными работниками, коллективные и индивидуальные, работающие самостоятельно и как вспомогательное производство крупных сельхозорганизаций или перерабатывающих предприятий.

Многолетний опыт развитых стран убедительно показывает: в условиях рыночной экономики жизнедеятельность фермерских хозяйств в значительной степени обусловлена мощной поддержкой со стороны государства, заключающейся в дотировании сельскохозяйственного производства. Например, в Японии более 70% доходов фермеров идет от дотаций государства, в странах ЕС — более 50, в Канаде — 40 и в США — 25% [4]. В Республике Казахстан развитие фермерства поддерживается государством крайне ограниченно. Так, в 2000 г. размер госу-

дарственной поддержки составил лишь 42,1 млн тг, или 551 тг в расчете на крестьянское хозяйство, в том числе прямые дотации из бюджета — соответственно, 6,1 млн тг и 80 тг, компенсация производственных затрат — 4 млн тг и 52 тг, льготы

— 21,6 млн тг и 283 тг. В то же время кредиты практически недоступны для многих сельхозпроизводителей — высокая процентная ставка, ограниченность и короткие сроки возвратности не заинтересовывают потенциальных получателей. В 2000 г. сумма привлеченных кредитных ресурсов составила 534,5 млн тг, или 7000 тг на одно крестьянское хозяйство, в том числе краткосрочных (до 1 года) кредитов - соответственно 210,8 млн тг и 2760 тг, долгосрочных (более 1 года) — 104,4 млн тг и 1367 тг, торговых кредитов

— 192,3 млн тг и 257 тг [6].

Это обуславливает необходимость существенной корректировки экономической политики государства в отношении фермерства, способной обеспечить ему значительную поддержку, без которой повышение эффективности крестьянских хозяйств в настоящее время невозможно. Большой удельный вес частной формы собственности среди хозяйствующих субъектов уже сложился в торговле и общественном питании (91%), жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (86%), строительстве (85%), материально-техническом снабжении заготовок (82%) [3].

В условиях перехода к рыночной экономике индивидуально-семейные крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства не заменяют, а дополняют крупное производство в целях более полного использования производственного потенциала. Разумное сочетание крупного, среднего и малого производства позволяет максимально использовать производственно-технический потенциал.

Выводы

1. Фермерский сектор Республики Казахстан развивается быстрее, чем в дру-

гих странах на постсоветском пространстве, но пока не достиг уровня экономически развитых стран.

2. Основными причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Казахстан, являются меньший, чем в крупных сельскохозяйственных формированиях, уровень ресурсообеспечения, низкий уровень технической оснащенности и товарности производства, нерентабельность производства продукции животноводства.

3. Несмотря на то, что эффективность производства продукции растениеводства (себестоимость, рентабельность) в отдельных крестьянских (фермерских) хозяйствах и их доля в производстве отдельных видов продукции выше, чем в крупных сельскохозяйственных формированиях, в целом этот результат достигается преимущественно за счет эффекта масштаба, т. е. числа фермерских хозяйств и объемов производства в их коллективных

УДК

Ключевые слова: амортизационная политика, воспроизводство основных фондов, амортизационные отчисления, собственные инвестиционные ресурсы.

Введение

В условиях рыночной экономики на основе проводимой в стране аграрной амортизационной политики каждое предприятие разрабатывает и реализует свою собственную амортизационную политику. Управление амортизационной политикой становится особо актуально для предприятий АПК, начавших активную реализацию реальных инвестиционных проектов.

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследуется экономическая категория «амортизационная политика» для предприятий агропромышленного комплекса и «амортизационные отчисления» как источник собственных инве-

формах. Самостоятельно, без поддержки государства или крупного бизнеса они не смогут стать основой экономики и продовольственного обеспечения страны. Их задача — решение социально-экономических проблем — занятости и самообеспечения на уровне поселения, района, реже — региона.

Библиографический список

1. Каирленов М. Современные тенденции в экономике Казахстана / / National Business. — 2008. — № 1. — С. 8

2. http://grutar.livejournal.com/86079.html.

3. Краткий статистический ежегодник Казахстана. — Алматы, 2010. — № 2.

4. Мониторинг развития аула (села) / / Статистический ежеквартальный справочник. — Июль-декабрь. — 2010.

5. Казахстан и страны СНГ // Ежеквартальный журнал. — Агентство РК по статистике. — 2005-2010.

6. Экономика и статистика / / Научно-информационный журнал. — 2010. — № 2.

стиционных ресурсов сельскохозяйственных предприятий. К методам исследования следует отнести монографический, абстрактно-логический, системный и сравнительный анализы.

Теоретическая часть

Амортизационная политика в АПК как экономическая категория является неотъемлемой частью аграрной политики государства. Однако обобщение различных точек зрения ученых-экономистов и практиков доказывает отсутствие единого подхода в понимании сущности амортизационной политики как целостной системы на макро- и на микроуровне.

Амортизационная политика на макроуровне должна способствовать решению следующих вопросов: развитию НТП; ускорению процесса обновления основного капитала и наращиванию национального богатства страны; оптимизации сроков по-

+ + +

631.15:330.142.211.4 Е.С. Кривова

УПРАВЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ В АПК В ЦЕЛЯХ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.