УДК 631.115.1(470.12)
Состояние и развитие малых форм хозяйствования в Вологодской области
Миронова Нина Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики и организации
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина»
Харламова Капиталина Клавдиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина»
Пластинина Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации
e-mail: [email protected]
ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина»
Аннотация. В статье рассмотрен вклад предприятий малых форм хозяйствования в развитие сельского хозяйства Российской Федерации и Вологодской области, обеспеченности населения продуктами питания, обозначены проблемы создания крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных животноводческих ферм, рассмотрены перспективы их развития.
Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства; семейные животноводческие фермы; малые предприятия; развитие; объемы производства продукции; показатели деятельности; целевые программы развития.
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в нашей стране, привели к падению потребительского спроса на продукцию отечественного производства. Отказ от государственного регулирования и снижения уровня поддержки, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности привел к разрушению крупных предприятий и социальной сферы села, снижению производительности труда, разрыву экономических связей, ослаблению материально-технической базы, а также безработице и оттоку сельского населения в другие сферы деятельности, что отразилось на продовольственной безопасности страны. Однако потенциал фермерского уклада в РФ до сих пор недооценен. Его развитие идет сложно и противоречиво. Зачастую - вопреки проводимой аграрной политике. Он развивается исключительно благодаря собственным силам и внутренней мотивации, нередко балансируя на грани выживания [1].
Малые предприятия агропромышленного комплекса вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение страны, производят около 50 % объема всей сельхозпродукции, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях.
Их развитие является важнейшим условием обеспечения устойчивости развития страны. Малые формы хозяйствования обеспечивают работой основную часть занятого в сельском хозяйстве населения. Доля доходов сельского населения, получаемая от малых форм хозяйствования, значительно повышает долю от крупного бизнеса. Фермерский сектор является самым динамичным и перспективным сектором отечественного АПК, а семейные фермы, в силу своей непревзойденной мотивации к труду, с самого начала проявили себя как высокопроизводительные, эффективные хозяйства.
Современные крестьянские (фермерские) хозяйства, основанные на личной заинтересованности в результатах своего труда, отражают суть и направленность
V/ | и V V/ ^
аграрной реформы на разрешение сложнейшей экономической проблемы - продовольственного обеспечения территории. Крестьянские хозяйства как одна из форм малого предпринимательства имеют ряд достоинств по сравнению с крупным производством: вхождение в рынок и уход с него для них не представляет серьезных проблем, гибкость в хозяйственной деятельности дает возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка, экономия на внутрихозяйственных перевозках в сравнении с крупными хозяйствами, наличие большого числа факторов стимулирования эффективного труда. Фермерство с теоретических позиций - одна из наиболее перспективных форм ведения сельского хозяйства, более совершенный шаг на пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства, экономической заинтересованности товаропроизводителя в конечных результатах труда.
Несмотря на определенные трудности и проблемы развития, в целом малые формы хозяйствования нашли свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве. В настоящее время они имеют большое значение в формировании ВВП страны. В таблице 1 представлена доля предприятия малых форм хозяйствования в создании продукции сельского хозяйства.
Таблица 1. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
Категории хозяйств Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013
% % % % % %
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100
Сельскохозяйственные организации 48,1 45,4 44,5 47,7 47.9 49
Предприятия малых форм хозяйствования 51,9 54,6 55,4 52,3 52.1 51
в т. ч. хозяйства населения 43,4 47,1 48,4 43,4 43.2 41
крестьянские (фермерские) хозяйства 8,5 7,5 7,1 8,9 8.9 10
Наука и практика доказали, что отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия эффективно производить в крупно-товарном, а другие - в мелкотоварном секторе аграрной экономики.
Наибольшее значение этого сектора для экономики страны проявляется в трех направлениях:
- экономическое: хотя фермерские хозяйства производят 10 % валовой продукции сельского хозяйства, их роль в производстве продукции трудно переоценить. Они дают каждую пятую тонну зерна и каждую четвертую - подсолнечника. Темпы их роста за последние 12 лет составили более 13 % по сравнению с примерно 3 % в целом по сельскохозяйственной отрасли. А в перспективе, возможно, именно они могут заместить сокращающееся производство растениеводческой и животноводческой продукции личных подсобных хозяйств;
- социально-территориальное: это рабочие места, сохранение сельских поселений и крестьянского генофонда, народной культуры, вовлечение наиболее активной части сельского населения в развитие предпринимательства.
- экологическое: у фермерских хозяйств имеется наибольший потенциал развития производства экологически чистой продукции и органического земледелия.
К настоящему времени накопилось немало проблем, сдерживающих развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Среди них, прежде всего, несовершенство и незавершенность нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность; ориентация экономической политики государства и ряда местных органов управления на обеспечение интересов крупных хозяйственных структур; дефицит денежных средств при неэффективности форм бюджетной поддержки и кредитования; отсутствие обоснованных механизмов распределения средств государственной поддержки малого сельского предпринимательства, в связи с чем, преобладающая часть выделяемых средств достается посредникам и крупным хозяйственным и финансовым структурам; недостаточная ориентация на развитие рыночной интеграции и кооперации малого и крупного сельского предпринимательства; практическое отсутствие рыночной инфраструктуры для обслуживания деятельности предприятий и организаций малого предпринимательства; слабое информационное и консультационное обеспечение мелких сельских предпринимателей; низкие покупательная способность населения и уровень спроса на продукцию фермеров; растущий уровень неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью; заметная экспансия продовольственного импорта, конкурентоспособность которого в наибольшей степени объясняется значительными мерами государственной поддержки стран-экспортеров и очевидной либеральностью нашей
торговой политики и др. Небольшая в связи с этим доходность усугубляется малыми размерами производства, недостаточной фондо- и энерговооруженностью, отсутствием в основной массе хозяйств современных технологий, высокими рисками.
Наиболее приоритетным для государства является поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью субсидирования процентных ставок, субсидий на минеральные удобрения, племенное животноводство, семена, развитие страхования. Государственная поддержка должна быть направлена на развитие информационно-консультационного обеспечения, развитие страхования, доступности кредитов, развитие агролизинга.
В силу своих отраслевых особенностей фермерские хозяйства не могут эффективно функционировать, не прибегая к использованию заемных средств. Получение кредита даст фермерам возможность преодолеть сезонную нехватку денежных средств, ускорить производство товаров, накопление и развитие материально-технической базы.
Несмотря на необходимое развитие кредитования фермерских хозяйств, коммерческие банки не стремятся активно работать с сельским хозяйством, из-за сложности оценки источников погашения заемных средств.
Малые формы хозяйствования результатами своей работы в течение многих лет доказывают свою эффективность. Они являются той силой, которая способна удержать село от фатального разрушения и обеспечить выполнение им стратегически важных функций. Однако для этого нужно создать такие условия, чтобы крестьяне были вооружены и современной ресурсосберегающей многооперационной техникой и оборудованием.
В настоящее время (2013 год) крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ, в основном, занимаются производством продукции растениеводства. В структуре производства основных продуктов, которого на долю крестьянских (фермерских) хозяйств, приходится зерновых и зернобобовых - 25 %, овощей - 14 %, около 29 % подсолнечника, более 7 % картофеля. В производство продукции животноводства вклад КФХ несколько ниже: молока около - 6 %, мяса скота и птицы - 3 %. Таким образом, вышеприведенные данные доказывают значительное влияние КФХ на развитие сельского хозяйства, и в частности, на создание валовой продукции в стране [2].
В целом по РФ в 2013 году поголовье КРС в крестьянских (фермерских) хозяйствах составило 5000 тыс. гол, в том числе коров - 4100 тыс. гол., поголовье свиней - 8000 тыс. гол., овец и коз - 8255,7 тыс. гол. При этом поголовье коров, овец и коз выше, чем сельскохозяйственных организациях.
В 2013 году произведено продукции семейными животноводческими фермами на 1773,84 млн руб., начинающими фермерами на 1289,26 млн руб., в том числе продукции животноводства на 650 млн руб., растениеводства - 628 млн руб.
Развитие малых форм хозяйствования по регионам различается. В Вологодской области в структуре продукции сельского хозяйства продукция сельскохозяйственных организаций в 2013 году составила 72,3 %, населения - 24,6, крестьянских (фермерских) хозяйств - 3,1 % (рис. 1).
Крестьянские (фермерские) хозяйства- - 3,1
Хозяйства населения- 24,6
Сельскохозяйс
твенные организации -72,3
Рисунок 1. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Вологодской области в 2013 г.,%
Становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения имеет свои особенности, которые зависят от сложившейся в области структуры экономики, территориальной организации производства, темпов структурных преобразований, природно-климатических условий [3].
По состоянию на 1 января 2011 года в Вологодской области зарегистрировано 2363 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, в 2012 - а на 01.01.2013 года количество их увеличилось на 7,4 % (175 хозяйств) и составило - 2538.
В таблице 2 представлена динамика посевных площадей и валового сбора продукции растениеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в Вологодской области за 2005-2013 гг.
Таблица 2. Динамика посевных площадей и валового сбора продукции растениеводства в крестьянских
(фермерских) хозяйствах
Показатели 2005 2010 2011 2012 2013 2013 % к 2005 2013 % к 2010 2013% к 2012
| Посевная площ ,адь, тыс. га |
Площадь посева всего 16,4 26,6 29,7 29,3 28,8 175,6 108,3 98,3
в т ч. зерновые и зернобобовые 3,6 7,4 7,7 6,9 6,8 188,9 91,9 98,6
Лен 0,5 1,7 2,0 1,3 0,9 180,0 52,9 69,2
Картофель 0,7 1,0 1,3 1,2 1,0 142,8 100,0 85,0
Кормовые культуры 7,9 16,5 18,7 19,8 20,1 254,4 121,8 101,5
1 ( Заловой сбор тыс. т |
Зерно после доработки 4,6 5,1 9,9 11,2 10,3 223,9 202,0 92,0
Льноволокно 0,5 0,8 0,7 0,4 0,5 100 62,5 125,0
Картофель 12,7 11,8 25,3 23,4 20,5 161,4 171,7 87,6
Овощи 0,1 0,1 0,3 0,2 0,1 100 100 50
С 2005 года по 2013 год в крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается увеличение посевных площадей на 75,6 %, валовой сбор зерна увеличился более чем в 2 раза, производство картофеля увеличилось на 61,4 %, а объемы
производства овощей и льноволокна не изменились. Если рассматривать данные показатели за последние два года, то большинство показателей снижается.
В 2013 году крестьянские фермерские хозяйства произвели 6 % зерна, 9 % картофеля, 23 % льно-волокна от всего производства продукции растениеводства в Вологодской области [ 3 ].
Аналогичная тенденция наблюдается и в отрасли животноводства (табл. 3, рис. 2).
Таблица 3. Динамика поголовья животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах в Вологодской области, гол.
Показатели 2005 2010 2011 2012 2013 % к 2005 % к 2010 % к 2012
Поголовье КРС 3769 7545 7576 7448 7707 204,5 102,1 103,5
в т. ч. коров 1803 3592 3519 3278 3157 175,1 87,9 96,3
Свиньи 1085 1354 1614 996 810 74,7 59,8 81,3
Овцы и козы 369 1774 1111 1865 1733 496,6 97,7 92,9
Птица 23520 32238 33775 36063 38732 164,7 120,1 107,4
2005 2010 2011 2012
Рисунок 2 Производство продукции животноводства в крестьянских (фермерских)
хозяйствах Вологодской области
Крестьянские (фермерские) хозяйства Вологодской области в 2013 году произвели 3 % молока, 2 % прироста живой массы крупного рогатого скота, 1 % мяса свиней, 1 % яиц в общей структуре продукции животноводства [3].
Однако, несмотря на высокую значимость малых форм хозяйствования в обеспечении страны продовольствием, до конца не решены вопросы эффективного использования их производственного и социального потенциала.
Развитие фермерских хозяйств, как одной из малых форм хозяйствования, позволит обеспечить: освоение неиспользуемых в регионах земель; развитие «неперспективных деревень»; повышение производства сельскохозяйственной продукции; увеличение производства продукции растениеводства и животноводства, насыщение рынка продовольственными товарами; формирование молодого поколения сельских предпринимателей - фермеров; снижение безработицы и умень-
шение оттока сельского населения в города.
Особым направлением аграрной политики является стимулирование перехода высокотоварных личных подсобных хозяйств в разряд крестьянских (фермерских) хозяйств. На это направлены программы по поддержке начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, компенсации части затрат по оформлению земельных участков в собственность.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств позволит им выйти на безубыточный уровень производства, повысить финансовую устойчивость, платежеспособность, инвестиционную привлекательность, с помощью внедрения инноваций повысить уровень интенсификации производства.
В 2012 году принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в рамках которой предусмотрено создание к 2020 году дополнительно 14000 крестьянских (фермерских) хозяйств которые обеспечат рабочими местами 12000 работников, увеличить производство молока на 675 тыс. т, прирост сельскохозяйственной продукции на 7,4 % [4].
По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации количество участников программ поддержки начинающих фермеров в 2012 году составило 3013, в 2013 - 2870, средний размер гранта составил 1,04 млн руб. По программе развития семейных животноводческих ферм гранты выделены в 2012 году 788 фермам, в 2013 - 361, средний размер гранта составил 3,8 млн руб. Эти данные свидетельствуют о снижении количества фермеров, желающих заниматься производством сельскохозяйственной продукции. Основными причинами являются сложность в оформлении земельных угодий, подготовке большого пакета документов, дающих право участвовать в программах поддержки, слабой юридической и профессиональной подготовке фермеров [3].
В рамках поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм уже создано 8000 новых постоянных мест в сельской местности. Уровень образования участников региональных программ: неполное среднее образование имеют - 3 %, среднее - 40, среднее специальное - 39, неполное высшее - 10, высшее - 8 %. Средний возраст глав КФХ, получивших грантовую поддержку как начинающий фермер - 38 лет, по развитию семейных ферм - 52 года. Среди глав КФХ получивших грант на развитие семейной фермы 77 % мужчин, 23% женщин, начинающих фермеров - мужчин - 68 %, женщин - 32 %.
Финансирование из федерального бюджета по поддержке малых форм хозяйствования в рамках государственной программы на 2013-2020 годы планируется увеличить с 8,8 до 12,75 млн руб., наиболее значительные суммы будут выделены поддержку начинающих фермеров и кредитование малых форм хозяйствования.
В целях стимулирования развития малых форм хозяйствования на селе, сохранения сельских территорий и обеспечения занятости сельского населения реализуются 2 подпрограммы Государственной программы :
- «Поддержка начинающих фермеров в Вологодской области на 2013-2020 годы»;
- «Развитие семейных животноводческих ферм в Вологодской области на 2013-2020 годы».
Программы разработаны в рамках Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы». Программа реализуется как часть Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Данными программами предусмотрено:
- создание 220 крестьянских (фермерских) хозяйств;
-строительство, реконструкция и комплектация оборудованием 198 семейных животноводческих ферм;
- создание 16-ти сельскохозяйственных перерабатывающих и заготовительных потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств для переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
- создание и укомплектование современной техникой 8 машинно-технологических станций;
- создание 1326 дополнительных рабочих мест;
Общий объем финансирования составит - 1537143 тыс. руб.
В рамках этих подпрограмм в 2013 году была предусмотрена грантовая поддержка, наиболее востребованная в «депрессивных» районах области (Бабаевский, Бабушкинский, Вытегорский, Сямженский), где практически не осталось общественного производства.
В число участников «Программы развития семейных животноводческих ферм» в 2013 году включены 8 крестьянских (фермерских) хозяйств Сямженского, Бабаевского, Грязовецкого, Череповецкого, Великоустюгского и Никольского муниципальных районов. Гранты предоставлены на развитие семейных животноводческих ферм по следующим направлениям: молочное и мясное скотоводство, овцеводство, кролиководство.
На выделенные средства приобретено 22 единицы техники и оборудования, 370 голов КРС, 96 голов овец, 128 кроликов, ведутся работы по строительству и реконструкцию 7 животноводческих ферм.
Минимальный размер гранта составил 1161,9 тыс. руб., максимальный - 1500 тыс. руб. [5, 6].
В число участников программы «Поддержка начинающих фермеров» в 2013 году включены 14 крестьянских (фермерских) хозяйств из 9 муниципальных районов области. Гранты предоставлены по следующим направлениям: молочное и мясное скотоводство, овцеводство, кролиководство, пчеловодство, выращивание картофеля. На выделенные средства планируется провести строительство и реконструкцию 4 животноводческих объектов, 1 картофелехранилища, приобрести 2 земельных участка, 21 единицу техники и оборудования, 5 грузовых автомашин, 359 гол. КРС, 76 гол овец, 66 кроликов, 50 гол. птицы, 25 пчелосемей, 25 тонн семян картофеля [6].
Реализация основных отраслевых программ поможет на территории Вологодской области увеличить производство сельскохозяйственной продукции и повысить продовольственную безопасность области, получить прирост производства продукции животноводства на 3 %.
Список литературных источников:
1. Кузнецов, А. Г. Становление и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в России / А. Г. Кузнецов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №45, том 19. - С. 116-119.
2. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федер. закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ [Принят Гос. Думой 23 мая 2003 года
Одобр. Советом Федерации 28 мая 2003 года, по состоянию на 30 октября 2009 г.]. - 4-е изд. - М., 2009.
3. Вологдастат [Электронный ресурс]. Режим доступа http://vologdastat.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/ statistics/db/.
4. Государственная программа на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
5. Сельское хозяйство Вологодской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://farmer35.ru/blogs/selskoe-hozjaistvo-vologodskoi-oblasti/cat-37.
6. Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств / Сост. В. Н. Плотников, В. В. Телегин, В. Ф. Башмачников, А. В. Ли-нецкий, С. В. Максимова, Т. А. Агапова, О. В. Башмачникова. — М. : Брейн Принт, 2014. - 256 с.
Enterprises of Small Forms of Management Condition and
Developing in the Vologda Region
Mironova Nina Aleksandrovna, Can. of Science (Agriculture), Associate Professor of the Economics and Organization Chair
e-mail: [email protected]
FSBEI HPE the N.V. Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy
Kharlamova Kapitalina Klavdievna, Can. of Science (Economics), Associate Professor of the Economics and Organization Chair
e-mail: [email protected]
FSBEI HPE the N.V. Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy
Plastinina Olga Aleksandrovna, Can. of Science (Economics), Associate Professor of the Economics and Organization Chair
e-mail: [email protected]
FSBEI HPE the N.V. Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy
Abstract: The contribution of small enterprises into agriculture of the Russian Federation and the Vologda Region has been studied in the article. The providing population with food and problems of family farms creation and aspects of developing has been viewed as well.
Keywords: farm, small enterprise, specialization volumes of production, indicators of activity, special purpose program