безопасности дорожного движения, обеспечивающую
фотовидеофиксацию нарушений правил дорожного движения на территории Республики Дагестан». Ориентировочная стоимость проекта - 900 млн. рублей. В настоящее время определен инвестор, проводятся конкурсные процедуры.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ.
2. Проект национального доклада о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации + Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства 2017 - 2018. -М.: Национальный центр государственно-частного партнерства, 2018. -80 с.
3. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 20162017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. -32 с.
4. http://minec-rd.ru/ - официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан.
5. http://investdag.ru/ru/ - инвестиционный портал Республики Дагестан -Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан.
УДК: 631 ББК 65
Оруджева З.С. - к.э.н., доцент кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Orujeva Z.S. - Pd.D., Associate Professor of the Department of Economics, Dagestan State University of National Economy
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REPUBLIC OF
DAGESTAN
Статья посвящена развитию малого предпринимательства в Республике Дагестан. В ней рассматриваются различные аспекты предпринимательской деятельности. Большое внимание уделено специфике развития субъектов малого предпринимательства и проблемам, возникающим в этой области. Выявлены резервы развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. Ключевые слова: экономические, социальные и территориальные аспекты развития малого предпринимательства, субъекты малого предпринимательства, промышленность, сельское хозяйство.
The article is devoted to the development of small business in the Republic of Dagestan. It examines various aspects of entrepreneurial activity. Much attention is paid to the specifics of the development of small business entities and problems arising in this area. The reserves of small business development in the Republic of Dagestan are revealed.
Key words: economic, social and territorial aspects of small business development, small business entities, industry, agriculture.
Малое предпринимательство имеет большое значение для развития экономики. Развитие малого предпринимательства имеет ряд позитивных аспектов, которые можно объединить в три группы: территориальные, социальные и экономические. К территориальным аспектам относятся: использование местных ресурсов, освоение инфраструктуры региона, развитие предпринимательства в сельской местности, поддержка и освоение депрессивных регионов. Среди социальных аспектов можно выделить увеличение занятости населения, снижение уровня безработицы, увеличение доли «среднего» класса в обществе. К числу экономических аспектов относятся: повышение конкурентоспособности, стимулирование экономического роста, освоение новых секторов рынка, преодоление монополизма, структурная перестройка сфер экономической деятельности.
Малое предпринимательство быстро реагирует на изменения конъюнктуры рынка. Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения. Большое значение имеют также низкие затраты в оборотный капитал.
Существенный вклад малый бизнес вносит в решение проблемы занятости, что особенно важно для такого трудоизбыточного региона, как Республика Дагестан. В государственных учреждениях службы занятости населения на конец 2017 года зарегистрировано в качестве безработных 24,8 тыс. человек (92,2% к 2016 году).
Развитие малого бизнеса способствует повышению жизненного уровня отдельных слоев населения, созданию новых рабочих мест, формированию конкуренции и насыщению рынка товарами и услугами, смягчению социальной напряженности в регионе.
В разрезе сфер экономики преобладающая часть предприятий функционирует в оптовой и розничной торговле, в обрабатывающем производстве и в строительстве.
Субъекты малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей, торгующих на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, формируют 98,5 % оборота розничной торговли.
В целом социально-экономическая ситуация в Дагестане к концу 2017 года демонстрировала положительную динамику темпов основных экономических показателей. Рост темпов промышленного производства составил 20,6%, продукции сельского хозяйства и строительства - по 4,7%, оборота розничной торговли - 3%, объема платных услуг населению - 2,7%, реальных располагаемых денежных доходов - 3,3%.
Ситуация в промышленности характеризовалась ростом объемов производства в целом на 20,6% при увеличении темпов в добыче полезных ископаемых на 0,5%, обрабатывающих производствах на 25,1% и наблюдающемся спаде объемов водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации
загрязнений на 0,7% и обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха на 11,6%.
По виду деятельности «обрабатывающие производства» высокий уровень роста индекса промышленного производства (125,1%) за 2017 год по сравнению с соответствующим периодом 2016 года является результатом опережающего роста промышленного производства по таким структурообразующим видам экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов - в 6,3 раза (ЗАО «Каспий 1»); производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - в 1,8 раза (ОАО «Дагдизель»); производство компьютеров, электронных и оптических изделий - в 1,5 раза (ОАО «Азимут»); производство прочих транспортных средств и оборудования - в 1,4 раза (ОАО «Концерн КЭМЗ»); производство напитков - в 1,3 раза. В то же время, наблюдается снижение объемов в производстве электрического оборудования - на 33,8% (ОАО «Кизлярский электроаппаратный завод»), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки - на 32,5% (ФЛ НПЦ конверсии «Завод сепараторов») и производстве, передаче и распределении электроэнергии - на 30,9% (ОАО «Филиал ПАО «Русгидро» -Дагестанский филиал).
В 2017 году введены в эксплуатацию производства на семи промышленных предприятиях Дагестана: напольной плитки и керамического гранита в ООО «Мараби»; современное лифтосборочное производство различной грузоподъемности на ОАО «Кизлярский электроаппаратный завод»; участок вакуумно-пленочного формования в АО «Завод им. Гаджиева»; модернизация механосборочного цеха в ОАО «Завод Дагдизель»; второй механообрабатывающий цех, термический, сварочный и сборочный участки на Авиамеханическом заводе ОАО «Концерн КЭМЗ» в г. Каспийске; возобновление производства стекловолокна и стеклоткани в ОАО «Махачкалинский завод стекловолокна».
Объем производства продукции сельского хозяйства всеми
категориями товаропроизводителей составил 110,4 млрд рублей и увеличился на 4,7% (в 2016 году -на 3,8%). Рост объемов продукции сельского хозяйства обеспечен, в первую очередь, за счет увеличения
валового сбора
продукции растениеводства.
Так, в Дагестане завершена уборка основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор овощей составил около 1,5 млн тонн (105,2% к аналогичному периоду 2016 года), картофеля -395 тыс. тонн (99,7%), плодов - 208,5 тыс. тонн (159,8%), риса - 85 тыс.
Сельское хозяйство
102,0 110,4
103,8% 104,7%
январь-ноябрь 2016 года
январь-ноябрь 2017 года
(млрд. руб.
»в % к пред. году
тонн (111,2%), винограда - 168,8 тыс. тонн (113,6%). Закладка садов составила почти 1,5 тысяч га, в том числе садов интенсивного типа -673,5 га, при предусмотренном на текущий год плановом показателе 1100 га и 200 га соответственно. Новые сады заложены на площади 1233,4 га, что составило 82,2% от программного показателя на 2017 год (1500 га).
Рост производства продукции за 2017 год наблюдается и по основным показателям продукции животноводства. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) за указанный период в хозяйствах всех категорий составило 208,4 тыс. тонн (105,6% к соответствующему периоду 2016 года), молока - 767,7 тыс. тонн (102,6%), яиц - 215,2 млн штук (103%).
В рамках реализации Плана мероприятий по импортозамещению в Дагестане ведется работа по вводу в эксплуатацию, реконструкции и модернизации ряда производств. Так, в с. Новокули Новолакского района (Новострой) введена в эксплуатацию первая очередь тепличного комплекса общей площадью 1,3 га. Кроме того, на ООО «Югагрохолдинг» запущена первая очередь тепличного комплекса на площади 5,5 га, что позволит дополнительно увеличить объем производства овощей в закрытом грунте в межсезонный период на 2,5 тыс. тонн. Для обеспечения тепличного комплекса резервным водоснабжением на ООО «Югагрохолдинг» построено резервное водохранилище объемом 14 тыс. кубометров. Запуск указанных производств должен был позволить увеличить объемы производства овощей защищенного грунта к концу 2017 года до 18 тыс. тонн, при 14 тыс. тонн в 2016 году.
В целях развития инфраструктуры и логистики продовольственного рынка в Дагестане на ООО «Югагрохолдинг» в июле 2017 года завершено строительство плодохранилища общей мощностью 4 тысячи тонн и овощехранилища мощностью 6 тысяч тонн.
В Республике Дагестан действуют специальные программы поддержки. В рамках реализации подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие СевероКавказского федерального округа» на период до 2025 года» в текущем году для финансирования были отобраны инвестиционные проекты по строительству тепличных комплексов ООО «АгроМир» и ООО «Югагрохолдинг», а также завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух. Предполагается, что после выхода проектов на запланированные мощности будет создано более 400 рабочих мест, обеспечены ежегодные поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней в размере 180 млн рублей. Только полная реализация всех республиканских программ развития малого и среднего предпринимательства позволит создать более комфортные условия для развития малого предпринимательства в республике. Без этого невозможно не только дальнейшее развитие рынка, но и решение острейших экономических и социальных проблем, стоящих перед республикой.
Несмотря на это, развитие малого предпринимательства в РД связано с наличием ряда существенных проблем, основными из которых являются: жесткий налоговый прессинг, трудность сбыта
продукции, недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов и др.
Одной из проблем является недостаток инвестиционных ресурсов, недоступность кредитов. Банки при выдаче кредитов должны быть уверены, что предприятие будет платежеспособным, им необходим продуманный бизнес-план, который будет во многом зависеть от того, какими знаниями обладает будущий предприниматель, насколько реально он оценивает свои возможности и т.д. У предпринимателя должны быть хорошая кредитная история, «качественный» залог. Поэтому банки практически не кредитуют стартовые бизнес-дела.
Еще одной проблемой для субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных образований Республики Дагестан является банковская система республики, характеризующаяся неравномерным распределением кредитных учреждений. В основном они сосредоточены на территории г. Махачкалы, их услуги труднодоступны предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сельской местности. Доступность банковских услуг для предпринимателей сельских районов республики должна обеспечиваться за счет расширения деятельности филиалов региональных кредитных организаций, дополнительных офисов и иных внутренних структурных подразделений кредитных организаций.
Административные барьеры и коррупция - одна из самых больших проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса. Под административными барьерами следует понимать наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между различными уровнями законодательства (федеральным, региональным и муниципальным), большой объем отчетности, большое количество контролирующих органов. Отдельно нужно отметить наличие в Республике Дагестан большого количества общественных организаций по защите прав потребителей (более 20), которые пользуясь неграмотностью большинства субъектов малого и среднего предпринимательства, зачастую занимаются вымогательством. Необходимо сделать законодательство более «прозрачным», открытым; устранить противоречия между федеральным, региональным и муниципальными уровнями законодательства; проверки, проводимые различными органами необходимо сократить, сделать их более согласованными; также необходимо предоставлять предпринимателям всю необходимую информацию касательно требований со стороны контролирующих органов.
Многие субъекты малого предпринимательства сталкиваются с проблемой некомпетентного руководства. Некомпетентность может выражаться в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, менеджмента, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. Поэтому обществу необходимо создавать благоприятную среду для «воспитания» людей «предпринимательского склада ума», творческих, инициативных, имеющих необходимые знания и навыки, адаптирующихся к меняющимся условиям, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера. Во многих муниципальных образованиях Республики Дагестан не разрабатываются муниципальные программы развития малого и
среднего предпринимательства, а там, где они разработаны, зачастую носят формальный характер. В целях создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальным образованиям Республики Дагестан необходимо принять муниципальные программы поддержки предпринимательства, предусмотрев в местных бюджетах финансовые средства на реализацию мероприятий данных программ.
Таким образом, решение вышеуказанных проблем поможет малому предпринимательству в Республике Дагестан развиваться более активно.
Список литературы:
1. Ананьич, Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства / Б.В. Ананьич. - М.: Наука, 2015. - 200 а
2. Государственное регулирование развития предпринимательства. Опыт, проблемы, инновации. - М.: Проспект, 2015. - 144 c
3. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е.П. Губин. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. -320 а
4. Долгополов, Ю.Б. Предпринимательство и безопасность / Ю.Б. Долгополов. - М.: Универсум, 2016. - 910 а
5. Кузьмичев, А.Д. Отечественное предпринимательство / А.Д. Кузьмичев. - М.: Прогресс-Академия, 2015. - 192 а
6. Малое и среднее предпринимательство в России. - М.: Росстат, 2017. -176 а
7. Малое и среднее предпринимательство в России. - М.: Статистика России, 2017. - 216 а