РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
ФРОЛКО М.С.,
старший преподаватель, ГОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются понятие и критерии малых предприятий в агропромышленном комплексе. Анализируется проблема устойчивого жизнеобеспечения сельского населения на основе развития малого агробизнеса, обеспечивающего выполнение им народнохозяйственных функций.
Ключевые слова: аграрный сектор; предпринимательство; малый бизнес; регион.
The conseption and criterions of small enterprises in agricultural complex are considered.
In this the problem of stable life support of rural population on the base of small agricultural business development is analysed.
Key words: ecological norms of economy; agricultural sector; enterprise; small business; region.
Коды классификатора JEL: Q12, Q13.
Экономический потенциал страны, структура ее социального строя и качество жизни населения определялись на протяжении многих веков особенностями развития аграрного сектора, прежде всего, тяжелым положением сельского населения. Специфичность села в том, что, будучи на определенном этапе фундаментом жизнедеятельности общества, оно менее всего было предрасположено к массовому и тем более искусственному обобществлению структур как территориально-производственных, так и социальнопсихологических. В этом заключается определенный консерватизм села и в то же время его жизнестойкость.
По сравнению с промышленностью сельское хозяйство — экономически маловыгодная отрасль. Это обусловлено многими причинами. Например, на селе всегда имеет место скрытое перенаселение, сельскохозяйственное производство носит выраженный сезонный характер, во многом зависит от природных условий и т. д. Поэтому и доходы сельских жителей от этого намного ниже, чем у работников промышленности. В этой ситуации есть возможность получения доступных и реальных источников для стабилизации положения в аграрной сфере путем развития малого предпринимательства.
Предпринимательство как социально-экономическое явление возникло на ранних стадиях развития общества. Однако до сих пор среди ученых нет устоявшейся точки зрения о сущности предпринимательства. Что же касается проблемы развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, то этот вопрос все еще остается слабо изученным.
Конкурентные позиции малых предприятий (МП) на открытом кредитном рынке в целом можно охарактеризовать как неблагоприятные, что в значительной степени связано со спецификой организации хозяйственной деятельности в рамках малых фирм. В связи с этим возникает проблема ограниченного кредитного финансирования малого бизнеса, которая типична не только для условий переходной экономики, но и для экономически развитых стран. Преодоление данной проблемы возможно только путем реализации политики государственной поддержки малого бизнеса и формирования эффективных моделей и механизмов кредитования рассматриваемого сектора экономики на основе детального изучения особенностей малого предприятия как субъекта кредитных отношений.
Ориентация малого бизнеса на местный рынок дает основание видеть в нем экономическую основу местного самоуправления. В связи с этим, поддержка субъектов малого предпринимательства местными органами власти имеет особое значение для регионов.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что МБ в очерченных границах неоднороден: по отраслевой структуре, по перечню основных проблем, по результатам функционирования.
© М.С. Фролко, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
В настоящее время в странах ЕС, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых и средних предприятий (МСП). Появляются примеры таких исследований и в России, а также в других странах Восточной Европы [2]. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого и среднего предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого и/или среднего предприятия, а также разнообразия объективных условий макросреды функционирования МСП в различных странах и регионах всегда будут появляться вариации на эту тему. О практической неосуществимости такого рода задачи отмечается в экономической литературе, при этом подчеркнем, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное количественное определение, а для решения других — достаточно общих согласованных (неформальных качественных) подходов.
В Европейском Союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым предприятиям — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним — с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн евро либо общий баланс менее 27 млн евро [5]. Важным критерием является экономическая независимость предприятия. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым — с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) — с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) — с числом работающих от 200 до 499 человек.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
Как явствует из самого определения, малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. [5].
С точки зрения экономической теории, под малым предпринимательством — в противовес крупному — понимают обычно такую форму предпринимательства, которая отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец фирмы обычно не только вкладывает собственные средства, не только контролирует направления их использования, но и лично осуществляет руководство всеми основными процессами (маркетинг, привлечение средств и инвестирование). Он несет все риски и разоряется в случае неудачи [3].
Малое предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников, предприниматель — человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Под малым предпринимательством в агропромышленном комплексе, понимаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (коммерческие организации), которые удовлетворяют условиям отнесения к категории малых предприятий.
По поводу товарных хозяйств населения заметно, что законодательно личные подсобные хозяйства населения признаны как форма подсобной непредпринимательской деятельности [6].
Однако по оценкам Всероссийского института аграрных проблем и информатики среди указанной группы 20%, т. е. 2,5 млн хозяйств постоянно осуществляют рыночные продажи [4]. Соответственно, логично будет отнести товарные хозяйства населения к малым формам предпринимательства.
Таким образом, нет различия между крестьянским и фермерским хозяйством. И тот, и другой термин (а также хуторское, семейное, трудовое хозяйство) используется для определения однотипной организационной формы сельскохозяйственной деятельности, свободного предпринимательства, сущность которой наиболее полно раскрывает фермерское хозяйство. Множественность названий обусловлена скорее местными, национальными особенностями. Так, для Англии, Канады, США традиционно понятие «фермерское хозяйство». Для стран же с традициями общинного землепользования (Германия, Россия) более естественным является термин «крестьянское хозяйство».
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
113
В организационном устройстве и условиях деятельности крестьянского хозяйства у нас и фермерского хозяйства в зарубежных странах имеются определенные различия, например в характере специализации, материально-технического обеспечения и др. Но эти различия не затрагивают основ данной формы хозяйствования.
Для определения места малого предпринимательства в системе аграрных отношений важно указать, что, помимо существенной доли в общем объеме сельскохозяйственного производства, велико его значение в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Из коллективных сельхозпредприятий в 1990-е гг. уволилось более 5 млн человек. В этой ситуации малый семейный сектор сыграл роль социального амортизатора, позволив государству существенно сэкономить на программах борьбы с сельской безработицей и бедностью, хотя данная проблема еще далеко не решена. Общая численность безработных на селе составляет около 1,8 млн человек, из них зарегистрированы и получают пособия лишь 320 тысяч [4]. Остальные поддерживают свое существование в основном за счет незарегистрированного малого предпринимательства и ведения индивидуальных хозяйств, не обращаясь в службы занятости.
Анализ развития малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой, а также в аграрной сфере нашей страны позволяет сделать вывод, что для его становления требуется формирование определенной предпринимательской среды, под которой, подразумевается интегрированная совокупность организационно-экономических, правовых и других факторов (как объективных, так и субъективных), позволяющих предпринимателям успешно реализовать поставленные ими цели, предпринимательские идеи и получать доход от своей деятельности.
В экономической литературе вопрос о предпринимательской среде в целом обсуждается достаточно активно. Однако применительно к аграрной сфере, где деятельность предпринимателей связана с использованием земли в качестве главного средства производства, а также других живых организмов, где необходимо иметь особые формы организации и ведения производства, данный вопрос изучен еще недостаточно.
Формирование предпринимательской среды в аграрном секторе означает создание в стране благоприятной социально-экономической, политической ситуации, обеспечивающей экономическую свободу дееспособным гражданам для ведения предпринимательской деятельностью по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг, выполнению работ, направленных на удовлетворение запросов конечных потребителей и получение предпринимательского дохода на уровне, требуемом для расширенного воспроизводства.
Понятия «мелкое» и «крупное» аграрное производство в нашей стране и на Западе совершенно неоднозначны по масштабам сельхозугодий, поголовью скота и объемам производства. То, что в странах ЕС, Северной и Южной Америке называют «крупным фермерским хозяйством», в России является «мелким». Основная площадь сельхозугодий в Российской Федерации находится в пользовании крупных сельскохозяйственных предприятий. Они остаются крупноземельными и обособленными от целей и задач устойчивого развития сельских территорий, институтов гражданского общества и местного самоуправления. Государственные структуры управления, непосредственные исполнители трудовых процессов в хозяйствующих субъектах не участвуют в агробизнесе и не заинтересованы в результатах работы рынков. Органы управления на местах не несут никакой ответственности за состояние финансово-хозяйственной деятельности коллективных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских подворий.
В то же время руководители хозяйств не являются титульными собственниками, но практически без участия трудовых коллективов, самолично ведут коммерческие сделки, распоряжаются, вопреки законодательству, землей, основными фондами, активами и судьбами людей. Не существует в современных коллективных хозяйствах организационно-правовой формы апробированного корпоративного управления с менеджментом [1].
Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Малый бизнес аграрного сектора в силу ограниченности масштабов деятельности, относительно небольших рынков ресурсов и сбыта, а также иных специфических особенностей направлен в основном на удовлетворение местных потребностей в товарах и услугах.
2. В условиях рыночных отношений проблему устойчивого жизнеобеспечения сельчан можно успешно решить на основе развития малого агробизнеса, обеспечивающего выполнение им народнохозяйственных функций (производство сельхозсырья и продовольствия, несельскохозяйственных товаров и услуг, общественных благ, сохранение сельского образа жизни, социальный контроль над территорией, расширенное воспроизводство населения, рост качества его жизни, поддержание экологического равновесия в биосфере).
3. Выбор направлений и видов деятельности для малых фирм в значительной степени предопределяется экономическими, географическими и климатическими условиями районов их будущего функционирования.
4. Значительное усиление межрегиональных различий в доходах населения, являющееся отличительной чертой современного этапа экономического развития нашей страны, оказывает существенное влияние на формирования спроса на продукцию малых фирм.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Кеникстул В., Седнев В. Управление малым и средним агробизнесом // АПК: экономика, управление. 2007. № 2. С. 11-14.
2. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. № 7. С. 52.
3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
4. Петриков А. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития // АПК: экономика управление. 2003. № 1. С. 10.
5. Прохоров В.А. Большие проблемы малого предпринимательства // Предприниматель. 1997. № 3. С. 27.
6. Российская Федерация. Законы. О личном подсобном хозяйстве от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 28.