Научная статья на тему 'Классификационные параметры размеров агробизнеса: теория и измерение'

Классификационные параметры размеров агробизнеса: теория и измерение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПО РАЗМЕРУ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЙ АГРАРНЫЙ БИЗНЕС / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / CLASSIFICATION OF ECONOMIC ENTITIES BY SIZE / SMALL BUSINESSES / SMALL AGRICULTURAL BUSINESS / COUNTRY (FARMER) ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридов Д. О., Дубовицкий А. А., Климентова Э. А.

Рассмотрены различные теоретические подходы к классификации форм агробизнеса мировой опыт и опыт Российской Федерации. Проведено измерение масштабов развития различных форм агробизнеса на основе группировки сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей Тамбовской области по размеру на основе действующего законодательства РФ. Предложена методика классификации субъектов агробизнеса с учетом площади сельскохозяйственных угодий, позволяющая более четко разграничить хозяйствующие субъекты по размерам. Совершенствование классификации форм агробизнеса необходимо с целью дальнейшей конкретизации параметров господдержки именно малого бизнеса, который можно определить как бизнес, осуществляемый при условии совмещения права собственности и управления в одном лице и обладающий относительно небольшой земельной площадью. Классической формой малого бизнеса в сельском хозяйстве можно считать крестьянские (фермерские) хозяйства, в большинстве которых собственник и менеджер совмещены в одном лице. Малый агробизнес изначально находится в проигрышной ситуации с прочими субъектами малого и среднего предпринимательства. В сельскохозяйственных организациях, как правило, сформирована профессиональная система менеджмента, отработаны технологии взаимодействия с кредитными организациями и может быть обеспечена большая стабильность функционирования и меньшие риски. Фермерские же хозяйства в большинстве своем не имеют возможности содержания развитого аппарата управления. Наряду с этим малый бизнес способствует обеспечению продовольствием населения, созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы, созданию здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг. Малый бизнес специфичная и важная форма реализации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, выполняющая множество социально-экономических функций и в то же время требующая внимания со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification dimensions options agribusiness: theory and measurement

The article considers various theoretical approaches to classifying forms of agribusiness -world experience and the experience of the Russian Federation. The measurement of the extent of development of various forms of agribusiness on the basis of the grouping of agricultural organizations and individual entrepreneurs of Tambov region size based on current legislation and the proposed method of classification of subjects of agribusiness, taking into account the area of agricultural land, allowing more clearly distinguish between entities in size. Development of the classification of forms of agribusiness is necessary for further specification of the parameters of state support of small business, which can be defined as business carried out upon the condition of reconciling the right of ownership and management in one person, and possessing a relatively small land area. The classic form of small business in agriculture can be considered a peasant (farmer's) economy, in most of which the owner and Manager combined in one person. Small agribusiness is initially in a losing situation with the other subjects of small and average business. In agricultural organizations, as a rule, formed a professional management system, worked out technologies of interaction with credit organizations and can be made more operational stability and lower risk. Farm economy, most of them do not have the content capabilities of the developed management apparatus. Along with this, small business contributes to the food security of the population, creation of new RA job, reducing the level of unemployment and the creation of healthy competition in the market of goods and services. Small business specific and important form of implementation of entrepreneurial activity in agriculture, performs a variety of socio-economic functions and at the same time demanding attention from the state.

Текст научной работы на тему «Классификационные параметры размеров агробизнеса: теория и измерение»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 334.722.1:631.115.1

Классификационные параметры размеров агробизнеса:

теория и измерение

Classification dimensions options agribusiness: theory and measurement

Начальник отдела реализации волонтерских программ Д.О. Свиридов, (Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи) тел. 8-977-661-15-71 E-mail: [email protected]

доцент А.А. Дубовицкий, доцент Э.А. Климентова (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра экономики, тел. 8-910-652-56-50 E-mail: [email protected]

Head of Department of implementation of volunteer programs D.O. Sviridov, (Russian center of civil and Patriotic education of children and youth) tel. 8-977-661-15-71 E-mail: [email protected]

Associate Professor A.A. Dubovitski, Associate Professor E.A. Klimentova (Michurinsk State Agrarian University) chair of economics, tel. 8-910-652-56-50 E-mail: [email protected]

Реферат. Рассмотрены различные теоретические подходы к классификации форм агробизнеса - мировой опыт и опыт Российской Федерации. Проведено измерение масштабов развития различных форм агробизнеса на основе группировки сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей Тамбовской области по размеру на основе действующего законодательства рф. Предложена методика классификации субъектов агробизнеса с учетом площади сельскохозяйственных угодий, позволяющая более четко разграничить хозяйствующие субъекты по размерам. Совершенствование классификации форм агробизнеса необходимо с целью дальнейшей конкретизации параметров господдержки именно малого бизнеса, который можно определить как бизнес, осуществляемый при условшх совмещения права собственности и управления в одном лице и обладающий относительно небольшой земельной площадью. Классической формой малого бизнеса в сельском хозяйстве можно считать крестьянские (фермерские) хозяйства, в большинстве которых собственник и менеджер совмещены в одном лице. Малый агробизнес изначально находится в проигрышной ситуации с прочими субъектами малого и среднего предпринимательства. В сельскохозяйственных организациях, как правило, сформирована профессиональная система менеджмента, отработаны технологии взаимодействия с кредитными организациями и может быть обеспечена большая стабильность функционирования и меньшие риски. Фермерские же хозяйства в большинстве своем не имеют возможности содержания развитого аппарата управления. Наряду с этим малый бизнес способствует обеспечению продовольствием населения, созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы, созданию здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг. Малый бизнес - специфичная и важная форма реализации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, выполняющая множество социально-экономических функций и в то же время требующая внимания со стороны государства.

Summary. The article considers various theoretical approaches to classifying forms of agribusiness -world experience and the experience of the Russian Federation. The measurement of the extent of development of various forms of agribusiness on the basis of the grouping of agricultural organizations and individual entrepreneurs of Tambov region size based on current legislation and the proposed method of classification of subjects of agribusiness, taking into account the area of agricultural land, allowing more clearly distinguish between entities in size. Development of the classification of forms of agribusiness is necessary for further specification of the parameters of state support of small business, which can be defined as business carried out upon the condition of reconciling the right of ownership and management in one person, and possessing a relatively small land area. The classic form of small business in agriculture can be considered a peasant (farmer's) economy, in most of which the owner and Manager combined in one person. Small agribusiness is initially in a losing situation with the other subjects of small and average

С1 Свиридов Д.О., Дубовицкий А.А., Климентова Э.А., 2017

business. In agricultural organizations, as a rule, formed a professional management system, worked out technologies of interaction with credit organizations and can be made more operational stability and lower risk. Farm economy, most of them do not have the content capabilities of the developed management apparatus. Along with this, small business contributes to the food security of the population, creation of new RA job, reducing the level of unemployment and the creation of healthy competition in the market of goods and services. Small business - specific and important form of implementation of entrepreneurial activity in agriculture, performs a variety of socio-economic functions and at the same time demanding attention from the state.

Ключевые слова-, классификация хозяйствующих субъектов по размеру, малый бизнес, малый аграрный бизнес, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Keywords: classification of economic entities by size, small businesses, small agricultural business, country (farmer) economy.

Несмотря на продолжительный период развития бизнеса и его глобальной интеграции, единого общемирового методологически и методически выверенного критерия классификации до сих пор нет. Исходя из задач и целей разные страны регламентируют параметры фирм по-своему. Наиболее распространенными являются критерии количественного подхода: численность занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Однако, при всей простоте и распространенности принятых критериев разброс мнений об их количественной величине остается чрезвычайно широким даже в пределах одной страны, не говоря уже о разных странах. Так, например, согласно принятой в странах Европейского союза (ЕС) методологии (рекомендации ЕС 2003/361) основными факторами, определяющими размер бизнеса, являются персонал (численность персонала) и оборот либо общий баланс (табл.1).

Таблица 1

Классификационные параметры предприятии в странах БС [10]

Категория компании Численность персонала Оборот Или Балансовый итог

Средний размер < 250 < € 50 млн S € 43 млн

Малый < 50 < € 10 млн S € 10 млн

Микро < 10 < € 2 млн s € 2 млн

В отличие от Европы в США к категории малого бизнеса относятся хозяйствующие субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 249 включительно.

Классификация хозяйствующих субъектов в Российской Федерации основана на соответствии критериев статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где установлена максимальная среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Сейчас для средних предприятий она составляет от 101 до 250 человек, а для малых - до 100 человек. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек [3].

Согласно постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», в соответствии с которым предельные значения выручки будут составлять: микропредприятия - 120 млн р., малые предприятия - 800 млн р., средние предприятия - 2 млрд р. [4] (табл. 2).

Таблица 2

Классификационные параметры предприятий в Российской Федерации

Критерий Предельное значение

Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие

Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных, общественных, религиозных организаций, фондов 25 %

Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций 49 %

Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства 49 %

Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 человек включительно До 100 человек включительно От 101 до 250 человек включительно

Предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн р. 800 млн р. 2 млрд р.

Важно то, что в законодательстве при определении субъектов малого и среднего предпринимательства используется термин «предприятие», в том числе и по отношению к индивидуальным предпринимателям. Данное понятие использовалось в хозяйственной практике и законодательстве социалистического периода. В современном экономическом законодательстве, с момента принятия Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) для обозначения субъектов предпринимательства оно не применяется. ГК РФ использует данный термин для обозначения предприятия применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ст. 132 ГК РФ). При том, что согласно закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут быть отнесены к категориям малого и среднего предпринимательства. Следовательно, налицо противоречие норм закона положениям ГК РФ.

Нами проведено исследование по группировке сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей по размеру с учетом законодательно установленных критериев на примере Тамбовской области (табл. 3, рис. 1). Количество организаций, зарегистрированных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Росстата по Тамбовской области, по состоянию на 01.01.2016 составляет 1004 предприятия, 2164 крестьянских фермерских хозяйства и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность. Отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей я грот громки плен нот комплекса области за 2015 г. представили только 1211 субъектов индивидуальной предпринимательской деятельности (крестьянских (фермерских) хозяйств) и 275 сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, для анализа размера предприятий в сельском хозяйстве Тамбовской области нами рассмотрены 1483 организации: 36 акционерных обществ, 202 общества с ограниченной ответственностью, 1211 крестьянских (фермерских) хозяйств, 34 производственных кооператива (3 государственных унитарных предприятия исключены из состава группировки на основании п. 1.1 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»),

К микробизнесу согласно группировке относится 87 организаций и 1185 крестьянских (фермерских) хозяйств, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 428 га, средняя численность - 3 человека, выручка -7 256 тыс. р. Малый бизнес составляет группа из 147 организаций и 25 крестьянских (фермерских) хозяйств, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 4 459 га, средняя численность - 44 человека, выручка -102 413 тыс. р. К среднему бизнесу относятся 28 организаций и 1 крестьянское (фермерское) хозяйство, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 11 669 га, средняя численность - 157 человек, выручка - 407 212 тыс. р. Крупным бизнесом являются 10 организаций, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 62 429 га, средняя численность - 923 человека, выручка - 3 702,5 млн р.

85.8%

□ Крупный бизнес ■ Средний зизнес

□ Малый бизнес

□ Микробизнес

2,0% о 7о/о

Рис. 1. Структура агробизнеса Тамбовской области по размеру (группировка по численности работников и объему выручки), 2015 г.

Таким образом, микробизнес составляет 85,8 % от общего количества хозяйствующих субъектов области в 2015 г., малый бизнес - 11,5 %, средний и крупный - 2,0 и 0,7 %.

00 о

Таблица 3

Группировка сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей по численности работников и объему выручки

Группа Критерий Организационно-правовая форма Количество, ед. Приходится в среднем на 1 хозяйство

Площадь сель-скохозяйственн ых угодий, га Численность работников, чел. Выручка от реализации, тыс. р.

Крупный бизнес Численность свыше 250 чел. Выручка свыше 2 млрд р. Акционерные общества 3 24273 1311 3350393

Общества с ограниченной ответственностью 7 75147 756 3853455

В среднем по группе - 62429 923 3702536

Средн и й бизнес Численность 101-250 чел. Выручка до 2,5 млрд р. Акционерные общества 9 7855 141 275374

Общества с ограниченной ответственностью 16 15567 164 560436

Производственные кооперативы 3 6230 149 164772

Крестьянские (фермерские) хозяйства 1 9594 138 343845

В среднем по группе - 11669 157 407212

М а - лый бизнес Численность 16-100 чел. Выручка до 800 млн р. Акционерные общества 23 4784 59 101452

Общества с ограниченной ответственностью 97 4969 43 116277

Производственные кооперативы 27 3467 51 69810

Крестьянские (фермерские) хозяйства 25 3252 26 84718

В среднем по группе - 4459 44 102413

М и к -робиз нес Численность до 15 чел. Выручка до 120 млн р. Акционерные общества 1 20 2 670

Общества с ограниченной ответственностью 82 1457 7 22086

Производственные кооперативы 4 1336 5 11107

Крестьянские (фермерские) хозяйства 1185 351 2 6202

В среднем по группе - 428 3 7256

В настоящий момент, можно сказать, среднего и крупного бизнеса в сельском хозяйстве Тамбовской области практически нет. Проанализировав критерии, установленные в законодательстве, приходим к выводу, что в данный момент разграничение малого и среднего бизнеса происходит не по существенным признакам, а только по количественным показателям. Мы согласны с мнением тех авторов, кто считает, что малый и средний бизнес являются различными формами предпринимательской деятельности, различающиеся не только размерами, но и источниками собственности, способами управления, системой финансирования. При дифференциации малого и среднего бизнеса следует учитывать принадлежность отраслям, в которых такие организации осуществляют хозяйственную деятельность.

В сельском хозяйстве земля выступает как главное средство производства, важнейшая часть его материально-технической базы. Земля непосредственно влияет на конечные результаты, имеет особое значение не только в сельском хозяйстве, но и рыболовстве и лесном хозяйстве. Поэтому для определения размера предприятий непосредственно в сельском хозяйстве предлагаем использовать ограничивающий критерий площади сельскохозяйственных угодий.

Необходимость учета сельскохозяйственных угодий при определении размера бизнеса обусловлена ограниченностью ресурса у конкретного производителя, следовательно, и возможности производства ограниченного объема продукции. В результате группировки сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей по площади сельскохозяйственных угодий получены 4 группы: микробизнес - площадь сельскохозяйственных угодий до 50 га, малый бизнес - площадь от 51 до 1 ООО га, средний бизнес - площадь от 1 001 до 20 ООО га, крупный бизнес - площадь свыше 20 000 га (табл. 4 , рис. 2).

К микробизнесу согласно предложенной группировке относятся 7 организаций и 239 крестьянских (фермерских) хозяйств, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 27 га, средняя численность - 2 человека, выручка - 1 402 тыс. р. К малому бизнесу относится 42 организации и 865 крестьянских (фермерских) хозяйств, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 299 га, средняя численность - 3 человека, выручка -5 840 тыс. р. Средним бизнесом являются 209 организаций и 107 крестьянских (фермерских) хозяйств, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 3 810 га, средняя численность - 39 человек, выручка - 96 031 тыс. р. Крупным бизнесом являются 14 организаций, средняя площадь сельскохозяйственных угодий по группе составила 54 771 га, средняя численность - 683 человек, выручка - 2868,1 млн р.

Следует отметить, ограничение групп размера предприятий по площади сельскохозяйственных угодий соответствует группировке по численности работников и объему выручки по критерию размера выручки от реализации продукции (не противоречит лимитирующему показателю до 120 млн р., до 800 млн р., до 2 000 млн р., свыше 2 000 млн р.).

□ Крупный бизнес ■ Средний бизнес

□ Малый бизнес

□ Микробизнес

Рис. 2. Структура агробизнеса Тамбовской области по размеру (группировка по площади), 2015 г.

0,9%

Таблица 4

Группировка сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей по площади сельскохозяйственны: угодий

00 ю

Труп па Критерий Организационно-правовая форма Количество, ед. Приходится в среднем на 1 хозяйство

Площадь сельскохозяйственны х угодий, га Численность работников, чел. Выручка от реализации, тыс. руб.

Кру пны й бизнес Площадь свыше 20 000 га Акционерные общества 3 35351 1269 3465436

Общества с ограниченной ответственностью 11 58655 523 2705205

В среднем по группе - 54771 683 2868111

Сред н и й бизнес Площадь от 1 001 до 20 000 га Акционерные общества 29 5416 79 123661

Общества с ограниченной ответственностью 150 4617 44 123661

Производственные кооперативы 30 3865 60 79520

Крестьянские (фермерские) хозяйства 107 2221 13 50862

В среднем по группе - 3810 39 96031

М а -лый бизнес Площадь от 51 до 1 000 га Акционерные общества 3 504 150 158611

Общества с ограниченной ответственностью 35 551 10 20334

Производственные кооперативы 4 419 10 9501

Крестьянские (фермерские) хозяйства 865 287 2 4701

В среднем по группе - 299 3 5840

Мик роби знес Площадь до 50 га Акционерные общества 1 20 2 670

Общества с ограниченной ответственностью 6 31 4 2163

Крестьянские (фермерские) хозяйства 239 27 1 1385

В среднем по группе - 27 2 1402

£

8 Ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

О

оо

С

2 о

О/ rv сс;

* е

Чз о

о о»

0> о

о з

00 г->

О £

3 ®

й О

3 § а &

toi

(D NS X О о

Показатель численности работников применим, например, для определения размера промышленных предприятий наряду с основными производственными фондами, а в сельском хозяйстве актуален в основном, для отрасли животноводства, как самой трудоемкой. Наиболее значимым для сельского хозяйства ограничивающим фактором считаем площадь имеющихся земель, что позволяет применять предложенную группировку предприятий по площади сельскохозяйственных угодий в современных условиях.

Таким образом, по результатам группировки с учетом площади в качестве критерия, малый бизнес составляет 61,2 % от общего количества сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей области в 2015 г., микробизнес - 16,6 %, средний бизнес - 21,3 %, крупный бизнес - 0,9 %.

Группировка сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей по площади сельскохозяйственных угодий позволяет более четко разграничить хозяйствующие субъекты по размерам. Малый бизнес с учетом микробизнеса составляет 77,8 против 97,3 % при группировке по численности работников и объему выручки. Удельный вес группы среднего бизнеса в сельском хозяйстве Тамбовской области составляет 21,3 против 2,0 %. Наибольшую часть малого бизнеса (с учетом микробизнеса) составляют крестьянские фермерские хозяйства, в группе среднего и крупного бизнеса наибольшую долю занимают общества с ограниченной ответственностью (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительная структура сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей но размеру

Группа Организационно-правовая форма Группировка по численности работников и объему выручки Группировка по площади сельскохозяйственных угодий

Количество, ед. Удельный вес, % Количество, ед. Удельный вес, %

Крупный бизнес Акционерные общества 3 0,2 3 0,2

Общества с ограниченной ответственностью 7 0,5 11 0,7

Всего 10 0,7 14 0,9

Средний бизнес Акционерные общества 9 0,6 29 2,0

Общества с ограниченной ответственностью 16 1,1 150 10,1

Производственные кооперативы 3 0,2 30 2,0

Крестьянские (фермерские) хозяйства 1 0,1 107 7,2

Всего 29 2,0 316 21,3

Малый бизнес Акционерные общества 23 1,5 3 0,2

Общества с ограниченной ответственностью 97 6,5 35 2,4

Производственные кооперативы 27 1,8 4 0,3

Крестьянские (фермерские) хозяйства 25 1,7 865 58,3

Всего 172 11,5 907 61,2

М и к -р о б и з -нес Акционерные общества 1 0,1 1 0,1

Общества с ограниченной ответственностью 82 5,5 6 0,4

Производственные кооперативы 4 0,3

Крестьянские (фермерские) хозяйства 1185 79,9 239 16,1

Всего 1272 85,8 246 16,6

Итого 1483 100 1483 100

В России сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей [5, 6].

Вместе с тем вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в РФ существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран, что требует дальнейшей поддержки его развития со стороны государства. Совершенствование классификации форм агробизнеса необходимо с целью существенной конкретизации параметров господдержки именно малого бизнеса, многие из которых рассмотрены нами ранее [7, 8].

Мы придерживаемся точки зрения авторов, которые считают значимым признаком классификации размеров бизнеса режим собственности и систему управления. Для отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу, кроме площади сельскохозяйственных угодий, необходимо включить как обязательное условие единство права собственности и управления.

В соответствии с этим малый аграрный бизнес можно определить как бизнес, осуществляемый при условии совмещения права собственности и управления в одном лице и обладающий относительно небольшой земельной площадью. Классической формой малого бизнеса в сельском хозяйстве можно считать крестьянские (фермерские) хозяйства, функционирование которых регулируется Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [2].

Крестьянские (фермерские) хозяйства в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом в настоящее время могут быть созданы в двух формах. В форме предпринимателя без образования юридического лица, возглавляющего граждан, занимающихся производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства на основе соглашения о создании, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и в форме юридического лица, созданного в соответствии со ст. 86.1 ГК [1].

В соответствии с положениями данной статьи крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении имущественных вкладов.

На наш взгляд, необходима дальнейшая детализация принципов государственной поддержки малого аграрного бизнеса - крестьянских (фермерских) хозяйств, в большинстве которых собственник и менеджер совмещены в одном лице.

Малый агробизнес изначально находится в проигрышной ситуации с прочими субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В сельскохозяйственных организациях, как правило, сформирована профессиональная система менеджмента, отработаны технологии взаимодействия с кредитными организациями и может быть обеспечена большая стабильность функционирования и меньшие риски. Фермерские же хозяйства в большинстве своем, не имеют возможности содержания развитого аппарата управления. Наряду с этим малый бизнес способствует развитию конкурентной среды на отдельных отраслевых рынках [9], формированию здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг в целом, обеспечению продовольствием населения, созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы.

В целом можно сказать, что малый бизнес - специфичная и важная форма реализации предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, выполняющая множество социально-экономических функций и требующая внимания со стороны государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/

4. Постановление Правительства РФ от 4.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/

5. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.12.2016 № 2623-р) [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/

6. Постановление администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. Nq 1443 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы»

7. Бабушкин, В.А. Особенности и эффективность господдержки развития региональных оптово-распределительных центров [Текст]/ В.А. Бабушкин, Э.А. Климе нтова, Д.О. Свиридов / / Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2016. - № 4. - С. 81-85.

8. Бабушкин, В.А. Особенности и эффективность господдержки регионального овощеводства [Текст]/ В.А. Бабушкин, А.А. Дубовицкий, Д.О. Свиридов // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета.- 2016.- № 4.- С. 7580.

9. Неуймин, Д.С. Инновационная активность как фактор развития конкурентной среды в садоводстве Тамбовской области [Текст]/ Д.С. Неуймин // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета.- 2010. № 2. -С. 161165.

10. Неуймин, С.К. Сельскохозяйственная освоенность как фактор устойчивого развития сельских территорий [Текст] / С.К. Неуймин, Д.С. Неуймин // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета.- 2014. -№ 1,- С. 121-126.

REFERENCE

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm/i dop., vstup. v silu s 01.09.2016) [Elektronnyy resurs], - http://www.consultant.ru/(Russian).

2. Federal'nyy zakon ot 11.06.2003 N 74-FZ «O krest'yanskom (fermerskom) kho-zyay-stve» [Elektronnyy resurs], - http://www.consultant.ru/(Russian).

3. Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 03.07.2016) "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2016) [Elektronnyy resurs], - http://www.consultant.ru/(Russian).

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4.04.2016 g. N 265 "О predel'nykh znacheni-yakh dokhoda, poluchennogo ot osushchestvleniya predprinimatel'skoy deyatel'nosti, dlya kazhdoy ka-tegorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva" [Elektroiinyy resurs], - http://www.consultant.ru/(Russian).

5. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federa-tsii na period do 2030 goda (v red. rasporyazheniya Pravitel'stva RF ot 08.12.2016 N 2623-r) [Elektronnyy resurs], - http://www.consultant.ru/(Russian).

6. Postanovlenie administratsii Tambovskoy oblasti ot 21 noyabrya 2012 g. n 1443 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya Tambovskoy oblasti na 2013 - 2020 gody» (Russian).

7. Babushkin V.A. Osobennosti i effektivnost' gospodderzhki razvitiya region-al'nykh optovo-raspredelitel'nykh tsentrov [Features and efficiency of state support of development of regional wholesale distribution centers] Vestnik Michurinskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta, 2016, No 4, pp. 81-85 (Russian).

8. Babushkin V.A. Osobennosti i effektivnost' gospodderzhki regional'nogo ovoshche-vodstva [Features and efficiency of state support of regional vegetable growing] Vestnik Michurinskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta, 2016, No 4, pp. 75-80 (Russian).

9. Neuymin D.S. Innovatsionnaya aktivnost' как faktor razvitiya konkurentnoy sredy v sadovodstve Tambovskoy oblasti []Innovative activity as a factor of development of the competitive environment in gardening of the Tambov region] Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2010, No 2, pp. 161-165 (Russian).

10. Neuymin S.K. Sel'skokhozyaystvennaya osvoennost' как faktor ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy [Agricultural familiarity as factor of sustainable development of rural territories] Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2014, No 1, pp. 121-126 (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.