Бегимкулов М.Ш.1, Ешенова С.Е.2 ©
1,2Соискатель, кафедра «Менеджмента», Ошский технологический университет, Кыргызстан
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СРЕДИ ТРУДОВЫХ
МИГРАНТОВ
Аннотация
В статье рассмотрен актуальный вопрос влияния трудовой миграции на экономику, в частности на развитие малого и среднего бизнеса. Дана оценка вкладу трудовых мигрантов-предпринимателей в развитие различных отраслей экономики Кыргызстана.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, трудовые мигранты, трудовая миграция, предпринимательство, бизнес, кредитование, финансирование, налогообложение.
SMALL BUSINESS DEVELOPMENT AMONG MIGRANTS
Summary
The article deals with the topical issue of labor migration impact on the economy, in particular on the development of small and medium-sized businesses. The estimation of the contribution of migrant entrepreneurs in the development of various sectors of the Kyrgyz economy.
Keywords: Small and medium enterprises , migrant workers , labor migration , entrepreneurship, business, credit, financing, taxation.
В настоящий период в Кыргызстане процессы в сфере внешней трудовой миграции характеризуются как стихийное, нелегальное, неформальное явление. Во внешних миграционных процессах принимают участие сотни тысяч граждан республики. Современная трудовая миграция превратилась в крупномасштабный, неуправляемый, завуалированный процесс. За последние два десятилетия были созданы огромные сетевые формирования, которые осуществляют экспорт и импорт рабочей силы. В Кыргызстане бурно развивается нетрадиционная сфера экономики, в которой обращаются финансовые средства по величине равные примерно одной трети валового внутреннего продукта страны. Это сфера экономической деятельности слабо поддается управлению и мониторингу со стороны государственных органов.
В силу того, что внешние миграционные процессы в сфере трудовой миграции происходят в основном нелегально, неформально точное число внешних трудовых мигрантов определить невозможно. Статистические ведомства Кыргызстана и стран, принимающих миграционные потоки из республики не владеют точной картиной происходящих процессов. В значительной мере информация о масштабах, направлениях и других характеристиках внешней трудовой миграции основана на данных социологических исследований. Так, например, согласно информации Национального комитета по статистике КР в 2015 году количество внешних трудовых мигрантов составляло величину равную 520 тыс. человек, а по оценкам экспертов число граждан республики, участвующих в международной трудовой миграции достигает 1 миллиона человек. Данные государственных органов управления дает общую приблизительную характеристику параметров внешней трудовой миграции: Согласно этим данным, около 90% граждан Кыргызстана, выезжающих на работу за рубеж, направляются в Российскую Федерацию. [1. С. 71].
© Бегимкулов М.Ш., Ешенова С.Е., 2016 г.
В 2015 году Кыргызстан стал полноправным членом Таможенного союза и Евразийского экономического союза. По данным Статкомитет СНГ (согласно результатам исследования рабочей силы) в Кыргызстане число безработных в 2014 году достигло 206,5 тыс. человек, что составляло 8,4% от величины экономически активного населения. Этот уровень безработицы является одним из самых высоких в государствах Таможенного союза. В данной статье сделана попытка рассмотреть развитие малого предпринимательства среди трудовых мигрантов. По мнению большинства специалистов, значительная часть трудовых мигрантов является предпринимателями, которые осуществляют свою деятельность в России, Казахстане. После возвращения в республику многие мигранты открывают предприятия малого бизнеса.
По данным различных исследований почти половина трудовых мигрантов высылает в Кыргызстан до 45% заработных средств (суммы в среднем составляет 150-400 долларов США в месяц). Анализ показывает, что большая часть этих средств тратится на потребление, но значительная часть мигрантов - до 12%, инвестирует полученные средства в развитие предприятий малого бизнеса (ресторан, кафе, магазины, точки по ремонту автомашин и т.д.). [2. С. 168] Около 45% опрошенных трудовых мигрантов в Российской Федерации и около одной трети трудовых мигрантов в Казахстане планируют в долгосрочной перспективе работать за рубежом. Лишь незначительная часть трудовых мигрантов планирует остаться на постоянное место жительство в России и Казахстане. Согласно данным, полученным разными исследователями, среди причин возврата трудовых мигрантов в республику прежде всего указывается наличие семьи, детей на родине, а затем указывается желание организовать собственное дело, малое предприятие в Кыргызстане. Этот момент имеет очень важное значение для социально-экономического развития республики. Граждане Кыргызстана вкладывают заработанные в ходе трудовой миграции средства в развитие малого бизнеса. Также трудовые мигранты используют на родине полученные за рубежом умения, знания, технологии, средства. Вышеуказанные факты приобретают особое значение в современный период, когда экономика республики находится в острой фазе социально-экономического кризиса, вызванного действием внешних и внутренних факторов.
Как было отмечено выше, значительная часть трудовых мигрантов из Кыргызстана осуществляет предпринимательскую деятельность в России и Казахстане. По данным российских источников, в основном мигранты открывают малые предприятия в торгово-посреднической сфере и сфере услуг. Также мигранты- предприниматели заняты в строительной, жилищно-коммунальной отраслях. Основными проблемами граждан Кыргызстана при ведении предпринимательской деятельности являются недостаточный уровень владения русским языком, недостаток финансовых средств для открытия бизнеса. Подавляющее большинство трудовых мигрантов занято малоквалифицированным трудом в строительной, сельскохозяйственной, коммунальной сферах экономики. Они работают разнорабочими, дворниками, уборщиками, грузчиками, шоферами и т. д. Наряду с этим, среди трудовых мигрантов из Кыргызстана образовался слой предпринимателей, которые открыли свои частные предприятия строительной, торговой, аграрной сферах. [3.С. 66] Эти предприниматели обладают достаточно высоким уровнем образования, имеет богатый опыт и навыки работы. Они адаптированы к местным условиям жизни. имеют налаженные связи с партнерами, административными, правоохранительными органами. Трудовые мигранты, работающие за рубежом превратились в крупных организаторов, специалистов. На их предприятиях за рубежом создаются новые рабочие места, они платят налоги в местные и республиканский бюджеты. Это оказывает положительный эффект на экономическое развитие Кыргызстана, его миграционных партнеров. В последние десятилетия экономика Кыргызстана получала значительные финансовые доходы от крупномасштабного реэкспорта в Россию и Казахстан товаров из КНР. Эти финансовые поступления резко упали после вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Данный высокодоходный сектор внешнеэкономической деятельности, который давал занятность десяткам тысяч граждан республики, почти полностью прекратил свое существование. Правительство Кыргызстана
предпринимает усилия по возрождению производственных мощностей, реализует различные программы по поддержке малого и среднего бизнеса, по снижению уровня бедности населения. Все вышеуказанные меры не приносят заметных результатов. Это объясняется недоработками, несовершенством действующей нормативной, правовой базы. Кроме того, в деятельности госорганов управление нет единой координации, они в той или иной степени подвержены коррупции. Также сказывается низкий уровень квалификации местной рабочей силы. Все эти факторы приводят к экономической стагнации и деградации. Социально-экономическая нестабильность, отсутствие ясных перспектив экономического развития стимулирует внешнюю трудовую миграцию населения республики.
В настоящее время уровень развития малого и среднего предпринимательства в республике не отвечает современным в реалиям. В структуре валового внутреннего продукта доля предприятий малого и среднего бизнеса и достигает около 41%. При этом большинство малых и средних предприятий функционирует в торгово-посредническое сфере и сфере услуг. В производственно-промышленной сфере занято незначительное количество субъектов предпринимательства. Эта ситуация тормозит экономическое развитие страны, приводит к неэффективному применению природных, интеллектуально-трудовых и иных возможностей республики. Самыми актуальными являются проблемы поступательного развития сферы малого и среднего бизнеса. Остро стоят вопросы повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Большинство предпринимательских структур не обладает необходимым уровнем производственно-технического развития, не имеет необходимый научный, человеческий потенциал.
В современных условиях острого социально-экономического кризиса предприятия малого и среднего предпринимательства выступают важнейшей экономической сферой Кыргызстана, от функционирования которой во многом зависит экономическое развитие республики в целом. Позитивный экономический потенциал предприятий малого и среднего бизнеса является мощным фактором социально-экономического развития республики. Этот потенциал выражается в наполнении доходов бюджетов разных уровней, создании тысяч новых рабочих мест. Малые и средние предпринимательские структуры в большой мере содействуют развитию конкурентных отношений, насыщению рынка услугами и товарами. Необходимо чтобы политика государства базировалась на создании и поддержке благоприятной нормативно-правовой среды для развития предприятий малого и среднего предпринимательства. Нужно продолжить совершенствование правой основы функционирования предпринимательских структур, устранить недостатки в законодательных актах для улучшения регистрационных процедур, их оптимизации, а также рационализации контрольной системы. Стабильное развитие данной сферы экономики является основой формирования среднего класса, успешного социально-экономического развития страны. Важнейшим фактором, тормозящим развитие предприятий малого и среднего бизнеса, является давление со стороны различных кредитных финансовых структур, фискальных органов. Кроме этого, наблюдаются недоработки в антимонопольном регулировании, несовершенство законодательных актов, дефицит сервисно-информационных, и консалтинговых услуг.
Таким образом, совершенствование предпринимательской среды даст возможность увеличить устойчивость экономики Кыргызстана в условиях действия негативных внешних факторов и даст конкретные возможности для поступательного развития сферы малого и среднего предпринимательства в республике. Предпринимательский экономический сектор является действенным инструментом для решения проблемы роста безработицы, он предоставляет хороший потенциал для реализации процессов самозанятости населения, что имеет особую актуальность для Кыргызстана в свете современной крупномасштабной внешней трудовой миграции населения в трудоспособных возрастах.
Литература
1. Г.В. Кумсков, Н.Е. Бейшеналы - Последствия вступления Кыргызстана в Таможенный союз и ЕЭП для рынка труда и человеческого капитала страны. - Санкт-Петербург, 2013. - 122 с.
2. У.Ж. Эргешбаев У. Ж. - Проблемы внешней трудовой миграции населения Кыргызстана // Проблемы социально-демографического развития государств Таможенного Союза: материалы международной научной конференции. — М.: ИСПИ РАН, 2015. - С. 166-171.
3. М.Ш. Бегимкулов М.Ш. - Особенности развития предпринимательства в Кыргызстане // Экономика. Бишкек.- 2014. - №4(22). - С. 65-71.