Научная статья на тему 'Трудовые мигранты в малом и среднем бизнесе в России'

Трудовые мигранты в малом и среднем бизнесе в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR MIGRATION / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / FOREIGN LABOR / NATIONAL LABOR FORCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безбородова Татьяна Михайловна

Рассматривается актуальный вопрос роли трудовой миграции в экономике России, в частности в малом и среднем бизнесе, потребности предприятий этого сегмента в заемных трудовых ресурсах. Приводятся данные социологических исследований разных уровней об отношении предпринимателей к иностранной рабочей силе и возможности ее замены на национальные трудовые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migrant workers in small and medium business in Russia

The article draws attention to urgent issue as participation of labor migration in the Russian economy, particularly in the small and medium business. The article reviews companies' needs in borrowed manpower in this segments. The author present the results of sociological research on the different levels of the attitude of entrepreneurs to foreign labor and the possibility of replacing it with the national labor force.

Текст научной работы на тему «Трудовые мигранты в малом и среднем бизнесе в России»

УДК 331.556

ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ В РОССИИ MIGRANT WORKERS IN SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

Т.М. Безбородова T.M. Bezborodova

Омский институт (филиал) РГТЭУ

Рассматривается актуальный вопрос роли трудовой миграции в экономике России, в частности в малом и среднем бизнесе, потребности предприятий этого сегмента в заемных трудовых ресурсах. Приводятся данные социологических исследований разных уровней об отношении предпринимателей к иностранной рабочей силе и возможности ее замены на национальные трудовые ресурсы.

The article draws attention to urgent issue as participation of labor migration in the Russian economy, particu-

larly in the small and medium business. The article reviews companies' needs in borrowed manpower in this segments. The author present the results of sociological research on the different levels of the attitude of entrepreneurs to foreign labor and the possibility of replacing it with the national labor force.

Ключевые слова: трудовая миграция, малый бизнес, средний бизнес, иностранная рабочая сила, на-

циональные трудовые ресурсы.

Key words: labor migration, small business, medium business, foreign labor, national labor force.

Масштабы трудовой миграции в России в последнее время стабильно возрастали. Если в 2002 г. число официально работающих в России мигрантов составляло 360 тыс. человек, то в первом полугодии 2012 г. - 1298 тыс. человек. Пик трудовой миграции за этот период пришелся на 2008 г., когда численность легальных трудовых мигрантов приблизилась к 2,5 млн иностранцев. Однако это лишь официальные данные. Общий же масштаб ежегодной трудовой миграции, по разным данным, оценивается от 5-6 до 11 млн человек.

Спад трудовой миграции с 2009 г., фиксируемый официальной статистикой, отразил как общее кризисное состояние спроса на рабочую силу, так и ужесточение приема трудовых мигрантов, продиктованное желанием, с одной стороны, дифференцировать потоки мигрантов на российский рынок труда, с другой стороны - защитить национальных работников от негативного влияния кризиса. В целом же кризис не принес обвала миграции - по оценкам экспертов, потоки мигрантов сократились примерно на 15-20 %. Многие же мигранты предпочли остаться в России и занять «выжидательную» позицию.

Трудовых мигрантов в торговом бизнесе целесообразно рассматривать не только в качестве дополнительной наемной рабочей силы,

но и как организаторов бизнеса, создающих новые рабочие места, пусть и преимущественно для своих соотечественников. В данной статье автор рассмотрит оба аспекта трудовой миграции применительно к сфере малого и среднего бизнеса.

Рассмотрим участие трудовых мигрантов в качестве предпринимателей. Для анализа воспользуемся традиционными отраслевыми предпочтениями иностранных граждан - сельское хозяйство, переработка, строительство, сфера торговли и услуг. Для начала заметим, что по итогам 2011 г., согласно данным Единого государственного регистра предприятий и организаций, общая численность предприятий малого и среднего бизнеса, организованных в России иностранцами, увеличилась на 21 % и этот рост продолжается.

Объясняется данный феномен просто -Россия на фоне европейского и американского спада выглядит более привлекательной страной для бизнеса. Там наблюдается падение производства на 2 %, а в России - пусть не такой большой, как в Китае, но все-таки рост. Немаловажным фактором, привлекающим иностранных инвесторов в Россию, является и то, что у России одна из самых низких долговых нагрузок в мире, а бюджетный дефицит - меньше одного процента ВВП.

© Т.М. Безбородова, 2013

Оптимистичный настрой у новых бизнес-инвесторов подтверждают опросы - 75 % из иностранных предпринимателей, которые собираются вести бизнес в России, надеются на рост среднего класса как категории потребителей. 69 % опрошенных привлекает относительно недорогая рабочая сила (средняя зарплата в России в четыре раза ниже, чем в Европе). 67 % видят возможности для повышения производительности предприятий [1].

Приход новых игроков рынка обещает обернуться усилением конкуренции, в том числе и в сфере услуг. Сегодняшняя статистика такова: всего в стране около полумиллиона малых и средних компаний, каждое пятое принадлежит иностранцам, большинство из которых зарегистрированы в офшорах. Другая особенность европейских бизнесменов заключается в том, что они стремятся занять ниши, хорошо знакомые им по опыту работы на западном рынке, но еще свободные в России.

Пожалуй, самыми доступными нишами с точки зрения легализации и развития бизнеса иностранными предпринимателями в России являются сферы торговли, прежде всего розничной, и сфера услуг. Рыночная оптово-розничная торговля является одной из наиболее традиционных сфер деятельности этнических предпринимателей. Торговля на российских рынках иностранными купцами велась еще несколько столетий назад, в Москве и других городах существовали целые слободы, населенные иностранными купцами, которые, проживая постоянно на территории России, поддерживали связи с родиной и регулярно поставляли оттуда товары на российский рынок. Наиболее активны в оптово-розничной торговле в современной России выходцы из Закавказья, а также китайские и вьетнамские предприниматели.

Рыночная торговля во многих регионах России и сейчас находится под контролем выходцев из Азербайджана, среди которых не только азербайджанцы, но и представители других этнических групп, проживающих в республике, - талыши, курды и в особенности горские евреи. Последние занимают высшие уровни в иерархии азербайджанского бизнеса в России, поскольку являются владельцами крупной недвижимости, используемой в качестве торговых площадей, и имеют тесные связи с властными структурами.

В настоящее время во всех сферах бизнеса по всему миру наблюдаются процессы глобализации. На рынке торговли эти процессы наблюдаются особенно ярко. Примером может служить переход от традиционно небольших част-

ных лавочек, магазинов, павильонов, киосков к крупным супермаркетам и созданию международных розничных сетей по всему миру за последнее десятилетие.

Российский рынок не стал исключением -различные международные розничные сети уже функционируют в Российской Федерации либо же объявили о своем намерении это сделать. В этой связи следует ожидать появление новых иностранных брендов на российском рынке. На данный момент в России работает целый ряд иностранных брендов в самых разных сферах бизнеса: «Баскин-Роббинс», «Ксерокс», «Кодак», «Бенеттон», «Пицца Хат», «Сбарро», «Сабвей», «Росинтер Ресторантс» («Т.Ж.И. Фрайдис» и «Бенихана»), «Альфаграфикс», Metro Cash & Carry и др. [1]

Использование наемной рабочей силы из числа трудовых мигрантов в торговле, с одной стороны, имеет формальные законодательные ограничения. Первоначально «косвенные» ограничения труда иностранных граждан появились в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» [2] и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Текст Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был дополнен новой статьей 18.1 «Особенности регулирования рынка труда иностранных работников», пункт 5 которой предусматривает право (!) Правительства РФ ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

С конца 2006 г. во исполнение п. 5 ст. 18.1 Федерального закона Правительство РФ ежегодно - Постановлениями от 15.11.2006 г. № 683 [3], от 29.12.2007 г. № 1003, от 31.12.2008 г. № 1099, от 16.12.2009 г. № 1031 и от 27.11.2010 г. № 947 - устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации, в размере нуля.

По данным ФМС России, в 2006 г., до начала действия нового миграционного законодательства, в России на законной основе в отрасли «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий» работали 270,9 тыс. иностранных гражданин, что составляло 27 % всех иностранных работников и 2,4 % от численности занятых в этой отрасли в Российской Федерации. После вступления в силу указанных ограничений ситуация изменилась незначительно: по данным ФМС России, в 2011 г. доля иностранных работников в этой отрасли составляла 16,6 %, или 272,1 тыс. чел. Отрасль, таким образом, так и занимает второе место после строительства по численности иностранных работников. Проверки ФМС России также показывают, что кадровый состав по национальному признаку ни в оптовой, ни в розничной торговли серьезных изменений не претерпел. На рынках по-прежнему работает большое количество иностранных продавцов.

С другой стороны, привлечение иностранных работников в торговлю, по словам представителей ритейла, неизбежна по причине не-востребованности линейных позиций и неквалифицированного труда со стороны россиян. Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются ритейлеры при подборе персонала, -низкая привлекательность отрасли как места работы среди молодежи и местного персонала. Это одна из причин, по которой многие розничные сети приходят к необходимости найма иностранных работников из стран СНГ на линейные позиции (кассир, продавец, охранник, фасовщик и т. д.).

Наем иностранцев на линейные позиции -это палка о двух концах. С одной стороны, большое количество мигрантов из Азии и Кавказа в ритейле еще больше снижает привлекательность этой работы в глазах местных жителей, с другой - прием на работу мигрантов, безусловно, дает работодателю экономию на заработной плате. Трудовые мигранты из ближнего зарубежья часто готовы работать за оплату до 20 % ниже, в отличие от местных сотрудников.

Законодательные ограничения вызвали всплеск новых теневых практик; во многих случаях бывшие продавцы на деле так и работали продавцами, а для «прикрытия» хозяева нанимали подставных лиц (часто лиц без определенного места жительства и лиц, злоупотребляющих алкоголем), которые за небольшую плату находятся рядом и «используются» в случае поверки. Есть свидетельства того, что многие мигранты для сохранения работы незаконно получили вид на жительство или гражданство.

В области сельского хозяйства в России иностранец может быть только на подхвате, так как по закону приезжие не могут получить в пользование земли сельскохозяйственного назначения. Поэтому в области сельского хозяйства организация малого и среднего предпринимательства является проблематичной, и здесь рабочая сила трудовых мигрантов может быть использована только на условиях найма. По итогам 2011 г. доля иностранных работников в этой отрасли - 148,6 тыс. человек, или 9,1 % от общей численности иностранной рабочей силы в России [4, 304].

Сфера общественного питания также является традиционной областью предпринимательской активности национальных меньшинств. В 2011 г. в сфере услуг, включающей общественное питание, ресторанный бизнес, бытовое обслуживание, было привлечено 163,2 тыс. чел. (9,9 %). Популярность национальных кафе и ресторанов обусловлена растущим интересом россиян к национальным кухням, а также отличающимися от типовых сетей общественного питания обслуживанием и качеством приготавливаемой пищи (в дорогих заведениях). Заметную роль этнические предприниматели играют и в индустрии быстрого питания, прежде всего в многочисленных ларьках, торгующих фаст-фудом. В сфере общественного питания, также как и в розничной торговле на рынках, наиболее активны выходцы из Закавказья (армяне, азербайджанцы), проявляют активность и представители практически всех других диаспор азиатского происхождения (выходцы из среднеазиатских республик, арабы, турки, китайцы и т. д.).

На юге России, особенно в курортной зоне причерноморского побережья, в сфере общественного питания, гостиничного бизнеса наиболее активно проявляют себя представители армянской диаспоры - потомки переселенных в Россию крымских армян, а также мигрантов нескольких волн миграции из Армении. В Москве гостиничный бизнес в значительной степени принадлежит выходцам из Чеченской республики, которые активно проявляют себя и в сфере недвижимости.

В сфере мелкого ремонта традиционно заняты армяне, а также тесно контактирующие с ними ассирийцы, которые еще с дореволюционных времен занимались чисткой и ремонтом обуви, кожаных изделий. Сегодня представители данных этнических групп переключились и на ремонт электроники, мобильных телефонов. Армяне традиционно имеют сильные позиции в сфере обувного производства.

Непрестижные сферы деятельности, такие как неквалифицированный и низкоквалифицированный труд в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, в крупных городах стали экономической нишей мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Большинство выходцев из сельских районов этих республик отличаются низким уровнем образования, плохо владеют русским языком, не имеют начального капитала для открытия собственного бизнеса, что обусловливает их занятость в качестве разнорабочих на строительных объектах, дворников, уборщиков, мусорщиков, грузчиков и т. д. В то же время среди мигрантов из среднеазиатских республик появилась целая прослойка предпринимателей, специализирующихся на поставке дешевой рабочей силы российским работодателям, а также организующих собственные строительные, уборочные и иные бригады рабочих. Как правило, это люди с более высоким уровнем образования, давно проживающие в России и сумевшие адаптироваться к условиям жизни на новом месте, обладающие связями в бизнесе, административных и правоохранительных структурах [5].

Основная причина использования иностранных работников субъектами малого и среднего бизнеса носит структурный характер и отражает общую несбалансированность российского рынка труда. К такому выводы пришли и специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения совместно с АНО «ОПОРА-ДРУЖБА» и исследователи НИИ ВШЭ и ВЦИОМ по результатам обследования среди предприятий малого и среднего бизнеса по вопросам использования иностранной рабочей силы (ИРС) в 2010 г.

По их данным, 21,2 % крупных предприятий и организаций (численность персонала более 250 человек, оборот более 1 млрд руб.) и 12 % малых и средних предприятий использовали в 2009 г. иностранную рабочую силу, что соответствует доли иностранных работников в таких странах Европы, как Испания, Германия, Бельгия, Австрия.

Оценивать приведенные цифры можно по-разному. Учитывая некоторые обстоятельства, мы можем сделать вывод о том, что, во-первых, указанные проценты отнюдь не малы, а во-вторых, что показатели эти, скорее всего, будут расти. Обстоятельства, которые позволяют сделать такой вывод, заключаются в следующем.

Во-первых, Россия только с начала 2000-х гг. заявила о себе как о стране масштабной трудовой иммиграции. Для страны-новичка

на глобальном рынке труда приведенные выше показатели представляются значительными.

Во-вторых, 2009 год - это разгар экономического кризиса, который резко сократил число оплачиваемых рабочих мест и снизил спрос на рабочую силу. Поэтому в благополучные годы следует ожидать роста доли предприятий, использующих ИРС.

В-третьих, если в таких мегаполисах, как Москва, мигрантские ниши занятости уже обозначились и продолжают углубляться, то на региональных рынках рабочей силы разделение труда по национальному признаку только формируется и такие ниши только начинают складываться. По мере развития этого процесса спрос на иностранных работников определенных специальностей и квалификаций будет расти.

Более того, необходимо учитывать, что из-за распространения теневых практик значительная часть реальной ситуации оказывается скрытой не только от контролирующих инстанций, но и от социологов. Официальный наем работников, по оценкам экспертов, составляет на рынке мигрантской занятости лишь 1/3, а 2/3 этого процесса находятся в тени. Это особенно актуально для сегмента малого и среднего бизнеса, где по ряду причин пропорция теневой составляющей выше, чем в сегменте крупных предприятий. Поэтому реальная доля предприятий, нанимающих ИРС, и реальные масштабы этого найма будут выше полученных при опросе, особенно для малых и средних предприятий.

Как отмечалось выше, основная причина использования труда иностранных работников носит структурный характер и отражает несбалансированность российского рынка труда и нежелание идти на низкоквалифицированную работу местных жителей. При этом причины, связанные с экономией на зарплате и налогах для предпринимателей, судя по данным опроса, оказалась менее весома: на нее указали порядка 40 % респондентов [6].

Большинство работодателей, нанимающих иностранных работников, считают, что эти рабочие места могут быть заняты россиянами при различных условиях, таких как:

- повышение заработной платы (32 % опрошенных);

- повышение трудовой дисциплины (28 % опрошенных представителей малого и 15 % среднего бизнеса) и производительности труда (22 % и 20 % соответственно);

- соответствующая профессионально-квалификационная подготовка (7 и 13 % соответственно).

В заключение остановимся на вопросе о потребности российской экономики в дополнительных трудовых ресурсах. Хотя большинство опрошенных организаций пока находит нужных работников на местных рынках, не прибегая к найму мигрантов, все же время исключительной ориентации на локальный рынок труда прошло. Уже сегодня 1/4 опрошенных представителей малого и среднего бизнеса считают, что имеющиеся у них вакансии

(полностью или частично) невозможно заполнить только местными работниками. Этот показатель сильно варьирует в зависимости от вида деятельности. В строительстве более половины компаний указали на то, что возникающие у них вакансии не могут быть заполнены местными кадрами; в промышленности, сельском хозяйстве и транспорте - примерно треть (см. рис.).

Доля компаний, указавших, что невозможно/трудно найти местных работников на все имеющиеся в компании вакансии или на их часть, %

В ближайшие годы из-за неблагоприятной демографической ситуации и под действием роста экономики показатель доли вакантных рабочих мест, на которые невозможно найти местных работников, вероятно, значительно вырастет и, соответственно, увеличится потребность работодателей в ИРС. Этому будет также способствовать разрастание мигрантских ниш занятости.

В то же время в ходе реализации только крупных инвестиционных проектов к 2020 г. будет создано 3,2 млн новых рабочих мест (преимущественно в индустриальном и инфраструктурном секторе). Сопоставимыми темпами будут создаваться рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов (преимущественно в секторе услуг). Таким образом, общее число рабочих мест, которые возникнут к 2020 г. в экономике России, составит около

7 млн. На сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов едины во мнении о том, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невоз-

можен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции [7, 155]. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 г. трудовые ресурсы страны сократятся на

8 млн человек, а к 2025 - на 18-19 млн [8, 504505]. Все когорты населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI в., уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособном возрасте, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако даже если подобные меры окажутся сравнительно эффективными, они не смогут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.

Привлечение мигрантов - основной механизм, используемый сейчас в растущих экономиках мира (в планах ЕС - привлечение до 2050 г. 40 млн мигрантов, США - до 100 млн). В России этот процесс до сих пор не развернут, несмотря на его очевидную необходимость. Миграционные потоки последних лет могут быть использованы в качестве индикатора современной привлекательности российских регионов для приезжих. В региональном отношении около 68 % всего миграционного прироста приходились на Центральный федеральный округ, где основным центром притяжения мигрантов являются город Москва и Московская область (более половины иммигрантов). По итогам 2011 г. только Томская, Новосибирская области и Красноярский край в составе Сибирского федерального округа имели положительное миграционное сальдо. Остальные регионы продолжают отдавать свои трудовые ресурсы.

Таким образом, кадровый дефицит - реальность сегодняшнего дня, которая станет основным ограничителем социально-экономического развития в ближайшее десятилетие. Решать эту проблему придется, действуя сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность труда, привлекая мигрантов.

1. Некрасов Н. А. Иностранные компании на российском рынке. - ИКЬ : http://bizexperts.ru/ inostrannye-kompanii-na-rossijskom-rynke.html.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных

граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Труд и занятость в России. 2011: стат. сб. / Росстат. - M., 2011.

5. Брусина О. И. Проблемы интеграции среднеазиатских мигрантов в России. - URL : http: //www .baromig. ru/experts/stati-o-migratsii/ problemy-integratsii-sredneaziatskikh-migrantov-v-rossii.php.

6. Миграция как фактор развития малого и среднего бизнеса и экономики России: дайджест. - М., 2012. - URL : http://www.opora-druzhba.ru/upload/iblock/Digest_opora.pdf.

7. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 г. - М.: Деловая литература, 2007.

8. Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. / Росстат. - M., 2010. - 525 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.