Шпилькина Т.А?
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ НА БАЗЕ ВНЕДРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Ключевые слова: национальный проект, перспективы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Keywords: national project, prospects of development of small and medium-sized businesses in Russia.
Введение
Интерес к развитию предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП) наблюдается в РФ с началом реформирования экономики, т.е. с начала 90-х годов ХХ века. Уже тогда стало очевидным, что, если развивать предприятия МСП, то экономика страны будет развиваться более быстрыми темпами и с большей эффективностью. На протяжении существования РФ появлялись различные законы и меры поддержки субъектов МСП. Однако все принимаемые меры не принесли ожидаемого эффекта.
Анализ численности субъектов МСП
Согласно реестру субъектов МСП, который ведет Федеральная налоговая служба (ФНС), на 10 апреля 2019 года в реестре числилось 6141,283 тыс. компаний. Это больше, чем на 10 апреля 2018 года, тогда их было 6117,086 тыс., при этом за год выросло число микропредприятий с 5832,415 тыс. компаний до 5874,543 тыс.
Вместе с тем наблюдается сокращение малых и средних компаний. За указанный период число малых предприятий сократилось на 16 508 предприятий, с 264 593 компаний до 248 085 ед., средних компаний стало меньше на 1423 ед., с 20078 предприятий до 18 655 ед. (рис. 1)2.
Рисунок 1.
Динамика субъектов МСП в России на 10.04.2018 - 10.04.2019 гг.
Немаловажным фактором является и численность работников на предприятиях МСП. По имеющимся данным3 численность работников субъектов малого и среднего бизнеса на 10.04.2019 г. сократилась по сравнению с 10.04.2018 г. в целом на 217 595 чел. (рис. 2).
1 Шпилькина Татьяна Анатольевна - к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Московского автомобильно-дорожного государст-
венного технического университета.
2 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - https://ofd.nalog.ru
3 Там же.
Ср еднпе пр едприятия, чел.
Малые предприятия, чет
Мпкропредфпят. чет
Всего,чеч.
Рисунок 2.
Динамика численности работников на предприятиях МСП в РФ на 10.04.2018 - 10.04.2019 гг.
Надо отметить, что по микробизнесу наблюдается рост числа сотрудников на 492 338 чел. с 6 968 841 чел. до 7 461 179 чел., а по малому и среднему бизнесу наоборот произошло сокращение персонала, при этом по малым предприятиям уменьшение числа работников составило 547 804 чел., по среднему бизнесу соответственно 162 129 чел.
Как известно, сокращение числа предприятий МСП отрицательно влияет на занятость населения, что ведет к безработице. Одной из причин сокращения является некомпетентность руководителей. Как пишет по этому поводу Федорова М.А., «сегодня в России должно укрепиться понимание, что ключевой фигурой в конкурентной борьбе, в преодолении кризисных явлений становится квалифицированный управленец»1. То есть, современным руководителям необходимо постоянно учиться, изучать современные технологии, а также опыт предприятий, который пережили кризис.
Анализ данных по развитию предприятий МСП в зарубежных странах показывает, что вклад предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП зарубежных стран гораздо больше, чем в России. В Италии - это 68%, в Финляндии -60%, Китае - 55%, США, Турции и Японии эта доля составляет от 53 до 56%2 (рис. 3).
Рисунок 3.
Вклад предприятий субъектов МСП в ВВП страны, в %
Данные рис. 3 наглядно иллюстрируют достаточно невысокий показатель (20%) предприятий МСП в ВВП Российской Федерации. Аналитики Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) утверждают, что падение численности компаний МСП происходит во всех федеральных округах РФ, свидетельствуя о различных проблемах и сложностях ведения бизнеса. «Экономический спад затронул многие отрасли и, в частности, такой сегмент рынка, как предоставление услуг по перевозке пассажиров на такси. В результате сократилось число организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих данный вид услуг»3.
1 Федорова М.А. Специфика формирования российской модели менеджмента // Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. - М.: Научный консультант, 2015. - С. 133.
2 Палашевский Г. Малый и средний бизнес в России загибается // Мир новостей. 2019. - № 11 (1315). - С. 3.
3 Жидкова М.А. Служба заказа такси: проблемы и перспективы развития // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2016. - № 2. - С. 30-42.
Анализ данных по банкротству предприятий МСП
По данным Федресурса в 2017-2018 гг. увеличилось число предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые стали банкротами. Количество решений судов о признании компаний банкротами в 2017 году составило 13 577, что на 7,7% больше, чем в 2016 году1. При этом, как отмечает Фролова В.Б., «в 2016 году у наибольшей части предприятий наблюдалось снижение рентабельности собственного капитала на фоне снижения коэффициента налогообложения, налогоемкости реализации и коэффициента финансового рычага с одновременным ростом покрытия совокупных обязательств выручкой»2.
По числу банкротств лидирует Москва. В 2017 году в столице обанкротилась 2541 компания. Это 19% от общего числа банкротов по стране и на 22% больше, чем в 2016 году. На 2 месте - Санкт-Петербург (732 компании или 5% от общего количества в стране), на 3 - Московская область (685 компаний или 5%).
В Свердловской области - 447 компаний или 3%, в Краснодарском крае - 356 или 3%, в Башкортостане - 341 или 3%. Наиболее существенный прирост показателей наблюдается в Татарстане. Количество несостоятельных компаний там увеличилось на 43% (469) компаний по сравнению с 2016 годом. Меньше всего по числу юридических лиц -банкротов оказался Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Здесь за 2017 год обанкротилось 149 компаний (1% от общего числа)3 (рис. 4).
Рисунок 4.
Общее число компаний - банкротов в РФ в 2017 г., ед.
Интересны данные о подсчете банкротов на 100 тыс. граждан. «Так, например, на 100 тыс. человек в России в среднем в 2017 году приходилось 34 банкрота. Лидером по этому показателю стала Вологодская область. Здесь 120 банкротов на 100 тыс. человек. На 2 месте Рязанская область (75 банкротов), на 3 - Новосибирская (60). Москва в этом списке не входит и в десятку лидеров: 31 банкротство на 100 тыс. чел., а в Санкт-Петербурге - 27. Достаточно редко банкротятся граждане в Магаданской области (22 чел. на 100 тыс.)»4.
По данным Федресурса с 2015 по 2018 гг. на 100 тыс. россиян в среднем приходилось 47 чел., признанных банкротами. «Больше всего банкротов на долю населения за последние 3 года было выявлено в следующих регионах страны: Вологодской области - 157 чел., в Рязанской обл. - 95 чел., в Калмыкии - 91 чел.»5 (рис. 5).
Представленные данные свидетельствуют о проблемах развития предприятий МСП и необходимости поддержки этого сектора экономики. Так, Романов А.С., Понуждаев Э.А. отмечают, что «особого внимания и поддержки требует малый бизнес России. Стоит задуматься о временных налоговых льготах на период действия санкций»6. Так, планируется увеличение вклада субъектов МСП в ВВП России до 40% к 2024 году. Это стратегическая задача, поставленная Президентом, должна быть реализована к этому сроку. Изучение этого вопроса позволило выделить следующие основные проблемы, представленные на рис. 6.
1 Шпилькина Т.А. Оценка банкротства и новые возможности развития предприятий малого и среднего бизнеса в России // Путеводитель предпринимателя / Российская академия предпринимательства. - М., 2019. - № 41. - С. 229.
2 Фролова В.Б. Факторы рентабельности собственного капитала // Путеводитель предпринимателя / Российская академия предпринимательства. - М., 2018. - № 37. - С. 224.
3 Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. - http://www.bankrot.fedresurs.ru
4 Банкротств больше, эффективности меньше. - https://zakon.ru/discussion/2018/
5 Банкротств больше, эффективности меньше. - https://zakon.ru/discussion/2018/; Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. - http://www.bankrot.fedresurs.ru
6 Романов А.С., Понуждаев Э.А. Российская экономика на пути к рынку: очередной кризис и перспективы его преодоления // Мир на пороге перемен: экономика. Управление. Право. Московская научно-практич. конфер. «Студенческая наука» / Под общ. ред. Ф.Л. Шарова. 2016. - С. 92.
Количество банкротов в России на 100 тыс. чел. за 2015-2018 гг
С антк-Петер бу р г
Москва Калмыкия Рязанская обл. Вологодская обл.
м]
1 91
1 95
щ
1 157
4- | |--
■ Числобанкротовна 100 тыс. чел. за 2015-2018гт в РФ
О 50 100 150 200
Рисунок 5.
Численность банкротов в России на 100 тыс. чел. за 2015-2018 гг.
отсутствие возможности получить льготный кредит, и постоянные проверки предприятий, не позволяющие выполнять поставленные задачи
повышение тарифов на услуги естественных монополий
неравномерная поддержка предприятий МСП в регионах, в результате чего неоднозначным является и их развитие_
-ч>Ц
Рисунок 6.
Основные проблемы, влияющие на развитие субъектов МСП
Решение указанных проблем возможно при реализации национального проекта по поддержке малого бизнеса, который был запущен в январе 2019 года. «Отвечает за его реализацию Минэкономразвития, которое и определяет, как и на что будут потрачены почти 1,5 трлн. руб., выделяемые напрямую из федерального бюджета.
Факторы, влияющие на развитие предприятий малого и среднего бизнеса
В паспорте нацпроекта указано, что денежные средства будут израсходованы по следующим 5 направлениям:
1. Улучшение предпринимательской среды.
2. Повышение доступности льготного финансирования.
3. Акселерация субъектов МСП.
4. Создание системы поддержки фермеров.
5. Популяризация предпринимательства1.
В результате реализации нацпроекта малый бизнес должен стать движущей силой российской экономики. Минэкономразвития планирует к 2024 году увеличить число занятых в секторе МСП с 19,2 млн до 25 млн чел., повысить долю МСП в ВВП с 22,3 до 32,5%, а долю МСП в общем объеме несырьевого экспорта с 8,6 до 10%. Однако достичь этих показателей прежними способами будет достаточно сложно2.
Наиболее удобной формой поддержки предприятий МСП представляется микрофинансовые организации (МФО), задача которых состоит в распределении средств тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые в этом нуждаются.
Региональные департаменты поддержки предпринимательства учреждают такие МФО и перечисляют деньги из региональных бюджетов. МФО должны выдавать займы тем представителям малого бизнеса, которые не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами - небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т.д. К сожалению, даже небольшие объемы поддержки МСП могут позволить далеко не все регионы страны. Счетная палата РФ выявила случаи, когда микрозаймы от государственной МФО предоставлялись предпринимателям, которые сами оказывали финансовые услуги, в том числе выдавали займы и кредиты, и занимались коллекторской деятельностью.
1 Маврина Л. Нацпроект для чистеньких // Эксперт. - М., 2019. - № 14 (1114). - С. 61.
Там же.
Несмотря на указанные сложности, многие предприниматели положительно относятся к МФО. Им нравятся щадящие условия, минимальный пакет документов, процентная ставка в диапазоне 7-9% годовых. «Мы трижды кредитовались в ФМСО (некоммерческая микрокредитная компания «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области» - поделился опытом А. Родионов - предприниматель из Саратова, участника проекта «Пилим по России»)1.
В Минэкономразвития хотят и дальше развивать микрофинансирование малого бизнеса, льготный лизинг, запустить альтернативные источники финансирования, в том числе биржевые инструменты для МСП. Помимо этого, в нацпроекте предусмотрено развитие или докапитализация микрофинансовых организаций. Планируется также внедрить сервисную модель поддержки МСП в рамках центров «Мой бизнес» (аналог Моих документов» для физлиц) -там можно будет оформить все документы, получить консультацию или пройти обучение. В планах, к указанному периоду - 2024 году - должно быть обучено не менее 450 тыс. чел.
Кроме помощи от регионов малые предприятия могу получить кредит или заем на льготных условиях через Корпорацию МСП. Такие займы выдает не сама корпорация, а специально отобранные и авторизованные банки, на данный момент таких банков 69. Корпорация МСП была основана в 2015 году на базе Агентства кредитных гарантий. Сейчас она на 67,7% принадлежит государству и на 32,3% - Внешэкономбанку. Ежегодно происходит ее докапитали-зация. С 2015 года нарастающим итогом корпорация оказала финансовую поддержку субъектам МСП на 2 трлн. руб.2.
Согласно национальному проекту, только в 2019 году через Корпорацию предстоит выдать субъектам МСП 1 трлн. руб. кредитов, а к 2024 году - довести уровень закредитованности сектора МСП до 10 трлн. руб. (сейчас 6,8 трлн. руб.) Рассмотрим объемы господдержки в регионах РФ3 (рис. 7).
Из рис. 7 видно, что наибольший объем финансирования субъектов МСП через региональные министерства наблюдался в 2016 году - это примерно 28 млрд. руб., меньше всего в 2012 году - около 14 млрд. руб.
Объем господд ер жки, мир д руб.
Рисунок 7.
Объемы господдержки субъектов МСП через региональные министерства
За 4 года объем господдержки вырос почти в 2 раза, однако уже в 2017 году произошло снижение финансирования до 20 млрд. руб., что отразилось на деятельности предприятий МСП. В Корпорации полагают, что в целом справляются с задачей повышения доступности финансирования для МСП. Однако оценить результаты ее работы трудно - нет сведений о том, как меняется выручка или рентабельность предприятий, получивших поддержку. «Поддержку получают всего 2-3% фирм, и как они используют ее - непонятно. По данным корпорации, большая часть фирм в итоге показывает рост: растет либо число сотрудников, либо выручка, либо что-то еще. Но неизвестно, как эти показатели менялись, то есть трудно сравнить и оценить эффективность кредитования»4.
У большинства экспертов возникает вопрос - насколько в принципе эффективна раздача льготных кредитов. Как поясняет С. Земцов, старший научный сотрудник лаборатории инновационной экономики научного управления «Реальный сектор» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара «Большинство МСП и не планируют расти. Для них становится важным отсутствие проверок и лишнего административного давления. Это зачастую гораздо более эффективно, чем предоставление кредитов5. Многие предприниматели не заинтересованы в росте своего бизнеса, так как это ведет к увеличению налоговой нагрузки и росту числа проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Именно это чаще всего ведет к сокращению бизнеса или его полному закрытию.
Как отмечает А. Алехнович, директор Института экономики роста имени П.А. Столыпина, руководитель Экспертного центра при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: «Дело в том, что система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития имеет весьма ограниченный охват и не может серьезно заменить масштабную государственную политику, которая должна быть направлена на развитие го-
1 Маврина Л. Нацпроект для чистеньких // Эксперт. - М., 2019. - № 14 (1114). - 61.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
раздо более значимого числа субъектов МСП и затрагивать налогово-бюджетную, денежно-кредитную политику, контрольно-надзорную сферу, а также регулирование инфраструктурных монополий. Кроме того, усилия федеральных и региональных органов власти по созданию условий развития МСП часто сводятся на нет уже на уровне муниципалитетов, которые пока не имеют серьезных стимулов для поддержки подобных предприятий. Там есть движение, но проблема остается»1.
Развитие предприятий МСБ в разных сферах и отраслях очень важно для развития регионов страны, так как их увеличение способствует большей занятости населения, поддержке различных социальных проектов и снижению напряженности в обществе. Как пишет Долина О.Н., «не менее значимую поддержку нуждающимся оказывают и малые предприятия, становясь социальными предпринимателями, они создают в регионах или отдельных сегментах экономики детские развивающие центры, группы временного пребывания, частные детские сады, другие социально-
2
ориентированные организации» .
То же самое можно сказать и о субъектах МСП в сфере транспорта. Так, по мнению, Политковской И.В., «одним из ключевых конкурентных преимуществ транспортных предприятий является их способность быстро и адекватно реагировать на изменения в деловой среде, улучшая тем самым экономические показатели финансовой деятельно-
3
сти» .
Важным аспектом в развитии МСП имеет рост и миграция населения. «В условиях стремительно растущего населения и мировой глобализации экономика стала наиболее важной составляющей любого государства»4. Для понимания ситуации в регионах России, рассмотрим рейтинг 10 наиболее успешных городов России с населением свыше 400 тыс. чел., который приведен в табл. 15.
Таблица 1
Рейтинг растущих городов России в 2008, 2018 гг.
№ п/п Город 2008 г. (чел.) 2018 г. (чел.) Темп прироста за 10 лет, %
1. Сочи 334 282 613 789 84
2. Краснодар 789 650 1 400 340 77
3. Тюмень 560 000 768 358 37
4. Улан-Удэ 340 800 435 800 28
5. Воронеж 839 900 1 047 549 24
6. Новосибирск 1 390 500 1 612 833 16
7. Красноярск 936 400 1090 811 16
8. Екатеринбург 1 323 000 1 469 000 13
9. Казань 1 120 238 1 243 500 11
10. Уфа 1 024 842 1 120 547 10
Из данных табл. 1 следует, что 1 место по росту числа жителей принадлежит Сочи, с темпом прироста за 10 лет -84%, второе место занимает Краснодар с численностью жителей 1400340 чел. и приростом за 10 лет - 77%, на третьем месте Тюмень с приростом населения - 37%.
Интересным является то, что 5 место в рейтинге растущих городов РФ занимает Воронеж, с темпом прироста населения - 24%, 10 место - Уфа с показателем прироста 10%. Надо отметить, что привлекательными городами для проживания и ведения бизнеса являются также такие города как Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург и Казань. Во многом это связано с тем, что в этих городах региональные власти оказывают различного рода поддержку предприятиям МСП, в том числе и внедрением новых технологий.
Заключение
Таким образом, видно, что, несмотря на общие проблемы развития предприятий малого и среднего бизнеса в РФ, большое значение для них имеют следующее:
- льготное финансирование бизнеса, особенно это важно для тех, кто запускает новый бизнес-проект;
- снижение налоговой нагрузки;
- сокращение числа проверок со стороны контрольно-надзорных органов;
- благоприятный предпринимательский климат в регионе, который во многом зависит от оказываемой поддержки, как со стороны федеральных властей, так и региональных.
1 Маврина Л. Нацпроект для чистеньких // Эксперт. - М., 2019. - № 14 (1114). - 61.
2
Долина О.Н. Развитие моделей взаимодействия некоммерческих организаций и бизнеса для решения социальных проблем в России // Путеводитель предпринимателя / Российская академия предпринимательства. - М., 2018. - № 37. - С. 64.
Политковская И.В. Проблемы и последовательность внедрения на предприятиях автомобильного транспорта современных концепций менеджмента // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2015. - № 1 (3). - С. 17.
4 Глинкина О.В., Петракова Н.Г. Прогнозирование экономической обстановки в финансовой сфере для принятия управленческих решений // Цивилизация знаний: российские реалии: труды Семнадцатой международной научной конференции. - М., 2016. -С. 364.
5 Тихонов С. Улан-Удэ: национально-климатический капкан // Эксперт. - М., 2019. - № 9 (1109). - С. 37.