Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство России: направления развития и сдерживающие барьеры'

Малое и среднее предпринимательство России: направления развития и сдерживающие барьеры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / МСП / НАЦПРОЕКТ / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ЛИКВИДАЦИЯ / БАНКРОТСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / SMES / NATIONAL PROJECT / COMMERCIAL ORGANIZATIONS / LEGAL ENTITIES / LIQUIDATION / BANKRUPTCY OF ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеканова Ирина Юрьевна

В статье обосновывается особая значимость малого и среднего предпринимательства для экономики государства, обеспечения занятости населения, создания новых производств, решаемые им задачи, имеющиеся риски. Проведен анализ количества функционирующих коммерческих организаций, числа ликвидированных, в том числе находящихся в процедурах банкротства. Рассмотрены формы государственной и региональной поддержки малого бизнеса, реализуемые федеральные программы. Особое внимание уделено контрольной и надзорной деятельности различных государственных органов за функционированием рассматриваемых субъектов экономики, необходимости снижения числа проверок, повышения уровня их эффективности и объективности. Также обосновывается необходимость обеспечения комплексного подхода к регулированию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small and medium enterprises of Russia: development directions and constraining barriers

The article substantiates the special significance of small and medium-sized businesses for the state economy, providing employment for the population, creating new industries, solving problems, existing risks. The analysis of the number of operating commercial organizations, the number of liquidated, including those in bankruptcy proceedings. The forms of state and regional support of small business, implemented federal programs. Particular attention is paid to the control and supervisory activities of various government agencies over the functioning of the economic subjects under consideration, the need to reduce the number of inspections, increase their level of efficiency and objectivity. It also substantiates the need to ensure an integrated approach to the regulation of the activities of small and medium-sized businesses in Russia.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство России: направления развития и сдерживающие барьеры»

(сс)

Малое и среднее предпринимательство России: направления развития и сдерживающие барьеры

Чеканова Ирина Юрьевна

Магистр ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

Россия, город Москва Chekanova-irina@list.ru Научный руководитель: Ряховская Антонина Николаевна Д.э.н..профессор

Департамента менеджмента ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

ректор Института экономики и антикризисного управления

Rectorat_ieay@mail.ru

Аннотация. В статье обосновывается особая значимость малого и среднего предпринимательства для экономики государства, обеспечения занятости населения, создания новых производств, решаемые им задачи, имеющиеся риски. Проведен анализ количества функционирующих коммерческих организаций, числа ликвидированных, в том числе находящихся в процедурах банкротства. Рассмотрены формы государственной и региональной поддержки малого бизнеса, реализуемые федеральные программы. Особое внимание уделено контрольной и надзорной деятельности различных государственных органов за функционированием рассматриваемых субъектов экономики, необходимости снижения числа проверок, повышения уровня их эффективности и объективности. Также обосновывается необходимость обеспечения комплексного подхода к регулированию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес, МСП, нацпроект, коммерческие организации, юридические лица, ликвидация, банкротство организаций.

Chekanova I. Yu.

Master,Financial University under the government of the Russia Federation Russia, Moscow Chekanova-irina@list.ru Academic advisor

Ph.D. in Economics, Department of Management

Financial University under the government of the Russia Federation,

Rector of the Institute of Economics and Crisis Management

Russia, Moscow

Ryakhovskaya A. N.

Rectorat_ieay@mail.ru

Small and medium enterprises of Russia: development directions and constraining barriers

Annotation. The article substantiates the special significance of small and medium-sized businesses for the state economy, providing employment for the population, creating new industries, solving problems, existing risks. The analysis of the number of operating commercial organizations, the number of liquidated, including those in bankruptcy proceedings. The forms of state and regional support of small business, implemented federal programs. Particular attention is paid to the control and supervisory activities of various government agencies over the functioning of the economic subjects under consideration, the need to reduce the number of inspections, increase their level of efficiency and objectivity. It also substantiates the need to ensure an integrated approach to the regulation of the activities of small and medium-sized businesses in Russia.

Keywords: small and medium entrepreneurship, business, entrepreneurship, SMEs, national project, commercial organizations, legal entities, liquidation, bankruptcy of organizations.

Мировой опыт показывает, что именно сфера малого и среднего предпринимательства (МСП) является основным драйвером экономического роста, обусловленного инвестиционной и инновационной активностью, значение которых чрезвычайно велико и для российской экономики. Государство проводит линию на поддержку индивидуальных предпринимательских инициатив россиян на протяжении многих лет, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусматривает дальнейшее их развитие [8]. Целевой ориентир нацпроекта - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2024 году - 25 млн человек. При этом доля малого и среднего бизнеса в ВВП за последующие шесть лет должна увеличиться с нынешних 22,3% до 32,5%. В этой связи и в целях выявленных реальных достижений запланированных параме-

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

тров важно исследовать текущее состояние рассматриваемой области, реализуемые направления поддержки и сдерживающие факторы.

Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие рыночной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в федеральный, региональные и местные бюджеты, создание новых рабочих мест и новых производств.

Развитие малого и среднего бизнеса также призвано решать следующие задачи:

• форсирование и развитие новых социальных и производственных структур;

• обеспечение самозанятости населения;

• создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;

• формирование здоровой конкурентной среды;

• максимально эффективное использование природных ресурсов;

• разработка и внедрение технических новшеств;

• адресное решение экологических проблем и др.

Деятельность субъектов МСП сопряжена с постоянными рисками, которые в значительной степени зависят от разнообразных внешних факторов. Недостаток финансовых ресурсов снижает, а в ряде случаев исключает возможность аккумулирования необходимой суммы денежных средств, которые могли бы обеспечить страхование на случай разнообразных изменений. Поэтому любые непредвиденные обстоятельства становятся весьма серьезным испытанием для малого предприятия. Нередко такие ситуации заканчиваются тем, что попав в долговую яму, оно уже не может выбраться из нее как минимум потому, что очень ограничено в масштабах своей деятельности и не может привлекать необходимые по величине финансовые потоки для разрешения возникших проблем. Такие обстоятельства рано или поздно приводят компанию в состояние неплатежеспособности с активизацией кредиторов по взысканию кредиторской задолженности с последующим признанием ее банкротом. Указанные обстоятельства негативно влияют на экономическое состояние страны со снижением доли указанных субъектов экономики в ее валовом внутреннем продукте. По последним данным, вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП России оценивается в 22%. При этом президентом Российской Федерации поставлена задача к концу 2024 года увеличить этот показатель до 32,5%. Число занятых в сфере МСП с учетом индивидуальных предпринимателей должно вырасти минимум до 25 миллионов человек [4]. В рамках обеспечения реализации поставленной задачи важным моментом является выявление текущего состояния количества организаций по стране в целом (рис. 1)

стр 12

О 500НЮ 1000000 3 500000 2000000 ? 500000 3 000000 3300 000 4 000000

оссга Ссидлниыр ПуггМ Т ОВДЛШЯ Путем Зл регистрировать* до 01.0?.2СО? р«4*гоииээц«л лин&ндацчм

■ 2018 3128976 3070 51» 5М71 329 836 71647 123 «8

■ 7017 Утш« 3 737 615 ьо7за 3» 63» «429 123 374

■ 2036 3 95*781 3 503709 3440388 Ь7 8?1 4 И 57 7 101794 на 135

Рис. 1 Количество коммерческих организаций России в 2016-2018 гг.

Источник: составлено автором на основе данных Вестника государственной регистрации [5]

Анализ приведенных данных (рис. 1) свидетельствует о стабильном сокращении количества функционирующих коммерческих организаций. В 2018 году их общее количество составило 3458812 единиц, что на 2% меньше их числа в 2017 года и на 8% меньше планового показателя 2016 г. В качестве основных негативных тенденций, отразившихся на конечном результате в части сокращения количества вновь созданных организаций следует отметить снижение деловой активности граждан в области предпринимательства. Также следует отметить сокращение количества организаций, зарегистрированных до 01.07.2002, отрицательная тенденция данного показателя может свидетельствовать о том, что стабильно действующие более 10 лет организации не могут вести деятельность в условиях турбулентной экономики и адаптироваться к новым рискам ведения бизнеса. Также растет показатель количества организаций, находящихся на стадии ликвидации, что негативно характеризует состояние текущего делового климата, одной из причин которого является смена формы ведения бизнеса на индивидуального предпринимателя в целях упрощения работы в части уплаты налогов и ведения бухгалтерской отчетности.

Значительный интерес в рамках проводимого исследования представляет анализ количества организаций, прекративших деятельность за аналогичный период (рис. 2).

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

стр 13

Рис. 2 Количество организаций, прекративших деятельность в 2016-2018 гг.

Источник: составлено автором на основе данных Вестника государственной регистрации [5]

Анализ приведенных данных свидетельствует о том (рис. 2), что число организаций, прекративших свою деятельность, имеет также негативную тенденцию. Так, в 2016 году их число составляло 4476625 единиц, в 2017 году данный показатель вырос на 15%, до 5168073 единиц, в 2018 году количество организаций, прекративших деятельность, выросло на 27%, или на 1311835 единиц по отношению к 2016 году. Основным последствием прекращения деятельности является исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, что возможно при наличии одного из следующих оснований:

- юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету;

- наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;

- невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) [2].

Для детального исследования демографического состояния организаций в 2018 году исследуем показатели демографии организаций в целом по Российской Федерации в 2018 г, поскольку в данном периоде наблюдались самые неблагоприятные показатели.

а* »

Яинр* Фщчык Мцтт Лщнмь Мм1* Мюиь Пита Л1ГТГ; От11чб|1Ь > Г,'.|Гфк. - ■

■ — к т Яи I дивш щал и " - — — — - ■ - 7... ; ■_■ ; —. , - I ■——— 1— кл ■.11 — I*. ~

Рис. 3 Показатели демографии организаций в целом по Российской Федерации в 2018 г Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [10]

электронный научно-экономический журнал стр 14

Результаты анализа представленных данных (рис. 3) свидетельствуют о том, что на протяжении всего рассматриваемого периода коэффициент официальной ликвидации организаций, отражающий отношение количества официально ликвидированных организаций за отчетный период к среднему количеству организаций, учтенных в Статистическом регистре органами государственной статистики по данным государственной регистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций, непрерывно превышал коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчетный период к среднему количеству учтенных организаций. Негативно на деловую активность бизнеса повлияло повышение НДС с 18 до 20%, ускорение инфляции до 5%, падение реальных доходов населения. Таким образом, по результатам анализа приведенных данных можно сделать вывод о том, что реализация поставленных Президентом Российской Федерации задач в плане увеличения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП, а также увеличения (к 2024 году) численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек, являются труднодостижимыми исходя из сложившейся ситуации.

В целях снижения негативной тенденции важно уделить особое внимание стратегии поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Предыдущий отчетный период был очень сложным для сегмента МСП ввиду вола-тильности экономики, скачка курса доллара и евро, антироссийских санкций, что оказало негативное влияние на развитие малого бизнеса. При этом государственная поддержка предпринимательства увеличилась, реализуются программы по субсидированию, продлеваются налоговые и надзорные каникулы с учетом того, что развитие малого бизнеса - это стратегический проект, так как малый бизнес способствует внедрению инноваций, поддержке оптимальной конкурентной среды, создает дополнительные рабочие места, препятствует развитию монополий и увеличивает потребительский спрос [6]. В результате расширение границ деятельности малых предпринимателей не только благотворно влияет на экономику России, но и позволяет ей выйти на новый, более качественный уровень.

В качестве проблемы неэффективного использования в Российской Федерации программы государственной поддержки стоит отметить недостаточную осведомленность предпринимателей, так как со стороны государства отсутствует массированная информационная кампания об условиях участия в программах, основных нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми государство обеспечивает поддержку малому бизнесу в виде:

• финансирования субъектов предпринимательской деятельности (СПД);

• снижения обязательных налоговых выплат, установления налоговых льгот;

• возврата процентов, уплаченных банкам по потребительским кредитам;

• начисления субсидий для возмещения конкретных затрат;

• установления квоты на госзакупку у субъектов малого бизнеса;

• предоставления землеотвода по особой процедуре;

• аренды государственного имущества на льготных условиях;

• лояльной системы оформления всех видов отчетности и разрешительной документации;

• преимущественного права при госзакупках;

• организации добровольных объединений для содействия развитию малого бизнеса.

Помимо базового закона предусмотрены федеральные программы поддержки бизнеса. Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

• Минэкономразвития России. Сфера интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах.

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами при условии софинансирования части расходов регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

• Корпорация МСП занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказание финансовой, имущественной, юридической, инфраструктурной, методологической поддержки; организация различных видов сопровождения инвестпроектов и др. [9].

• АО «МСП Банк» обеспечивает финансовую поддержку государственных программ предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках - партнерах МСП Банка.

• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Наиболее известной программой является программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов, но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

• Минсельхоз России предусматривает для агропромышленного комплекса различные меры государственной поддержки. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществля-

электронный научно-экономический журнал стр 15

ющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5%.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства также осуществляется и на региональном уровне, каждый из которых предусматривает свои меры поддержки субъектов МСП. Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства, которые дают подробную информацию по видам, формам и инфраструктуре поддержки.

Поскольку самой распространенной проблемой среди предпринимателей является вопрос финансирования бизнеса, то необходимо более подробно рассмотреть возможность получения субсидии на возмещение процентов по кредиту.

В рамках действующего законодательства бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств) при соблюдении определенных условий, которые предусмотрены в региональных программах.

В 2019 году на льготные займы для предпринимателей государством предусмотрено выделение банкам 7,2 млрд руб., что увеличивает субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и 20202021 годы. Совокупная сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Основное условие заключается в том, чтобы выделять малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5%. Оно распространяется на сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическую деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно установленным правилам разницу с рыночными ставками (3,1% по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5% - для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году с учетом нововведений льготное кредитование будет осуществлено в сумме более 200 млрд руб.

Помимо всех вышеперечисленных мер государственной поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса параллельно государство вводит и некоторые «барьеры», которые, в свою очередь, вносят определенные трудности в процесс ведения повседневной деятельности предпринимателей, а впоследствии могут привести и к банкротству и их ликвидации.

При этом, как уже отмечалось, негативное влияние оказало увеличение ставки НДС с 18% до 20%,что было аргументировано стремлением обеспечить финансирование майских указов президента, в том числе и на поддержку МСП и попыткой изыскать дополнительные 600 млрд рублей в год на реализацию различных инфраструктурных проектов. В результате увеличилась нагрузка как на бизнес, так и на конечных потребителей. У предпринимателей возникли сложности с оформлением бухгалтерских документов, изменением ранее заключенных договоренностей, перепрограммированием контрольно-кассовой техники.

Также в настоящее время находится на рассмотрении предложение отмены возможности использования единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для торговли маркированными товарами, несмотря на то что система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является одним из самых востребованных льготных специальных режимов налогообложения, который позволяет компаниям сократить налоговую нагрузку. Также расчет самого вмененного налога не вызывает трудностей. Другими словами, Минфин предлагает запретить продавать лекарства, одежду, обувь, шубы, табак, алкоголь и другие товары с обязательной маркировкой по специальному налоговому режиму. Представители бизнес-сообщества уже высказались против такого нововведения, опасаясь, что оно приведет к массовому закрытию магазинов [11].

Важной составляющей является и политика государства в области контрольной и надзорной деятельности (КНД). Приоритеты реформы контрольной и надзорной деятельности закреплены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 г.: внедрение риск-ориентированного подхода, комплексное обновление обязательных требований, развитие профилактики нарушений обязательных требований, внедрение оценки результативности и эффективности КНД, ориентированной на снижение ущерба и снижение издержек подконтрольных субъектов.

Но, несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности контрольных ведомств, после окончания надзорных каникул количество проверок снова начинает увеличиваться.

Так, с 2012 года общее число плановых и внеплановых проверок на всех уровнях снизилось на 41%. Однако уменьшение внеплановых проверок на федеральным уровне компенсировано введением лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами.

Если фиксируется снижение числа проверок, то число дел об административных правонарушениях почти не сокращается. Доля дел в рамках КоАП без проведения проверок составила:

• Роспотребнадзор - до 25% дел против бизнеса и порядка 20% штрафов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Росприроднадзор - более 60% дел об административных правонарушениях и более 50% от общей суммы штрафов (в 2016 году было порядка 50%);

электронный научно-экономический журнал стр 16

• Россельхознадзор - до 50% дел и более 25% штрафов,

• ФАС России - до 70% дел и 97% суммы наложенных штрафов [7].

Приведенные данные требуют кардинальных действий со стороны органов власти в целях их справедливого урегулирования. В этой связи президент Российской Федерации в ежегодном Послании к Федеральному собранию выступил с предложением по обновлению нормативной базы при участии делового сообщества и прекращению с 1 января 2021 года всех неактуальных существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственных региональных приказов, писем и инструкций и их сдачей в архив. Следовательно, по итогам будет создано новое правовое пространство контроля и надзора.

Также имеются предложения по созданию единого реестра требований к бизнесу на всех уровнях власти в зависимости от отраслевой принадлежности. Единый реестр требований позволит исключить дублирование и навести порядок в проверяемых требованиях, сократит количество контрольно-надзорных функций и оптимизирует структуру контрольных ведомств. Для того чтобы вновь принимаемые нормативно-правовые акты, содержащие обязательные требования, положительно сказались на деятельности различных субъектов экономики, они должны подлежать общественному обсуждению с предпринимателями в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия [12].

Исходя из результатов анализа некоторых действий, реализуемых органами государственной власти по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса, можно сделать вывод о том, что в них отсутствует комплексный подход. Проблему развития предпринимательства нельзя решить каким-то одним способом. Нужен комплексный подход: и обучение, и низкие процентные ставки по кредитам (или субсидии), и создание благоприятной институциональной среды (например, упрощение бюрократических процедур для открытия бизнеса, реальное снижение давления на бизнес).

Список литературы

1. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.08.2018 № 302-ФЗ (последняя редакция).

2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

4. Интернет-портал «Российской газеты». Режим доступа: https://rg.ru/2019/04/01/iriedvedev-est-zadacha-uvelichit-doliu-malogo-i-srednego-biznesa-v-ekonomike.html

5. Журнал «Вестник государственной регистрации» http://www.vestnik-gosreg.ru/

6. Ряховская А. Н., Чеканова И. Ю. Особенности банкротства организации-должника: регламент действий. Стратегии бизнеса. 2018; (1):12-15. DOI:10.17747/2311-7184-2018-1 -12-15

7. Интернет-портал «Современный предприниматель». Режим доступа: https://spmag.ru/news/davlenie-na-biznes-vse-takzhe-veliko

8. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/projects/selection/738/

9. Официальный сайт Корпорации МСП. Режим доступа: https://corpmsp.ru/

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

11. Профессиональный бухгалтерский журнал «Главная книга». Режим доступа: https:// glavkniga.ru/situations/s501562

12. Сетевое издание РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20190327/1552112021.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.