Научная статья на тему 'Проблемы и пути совершенствования государственной инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства'

Проблемы и пути совершенствования государственной инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2936
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / GOVERNMENT REGULATION / SUBSIDIES / INVESTMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковецкий Михаил Юрьевич, Череповецкий Павел Сергеевич

В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты функционирования малого бизнеса в Российской Федерации. Особая значимость этого определяется тем, что он выполняет широкий набор социальных и экономических функций. Прежде всего, это обеспечение занятости, образование и поддержка конкурентной рыночной среды, нивелирование социального неравенства и другие. В силу этих обстоятельств развитие малого бизнеса должно поддерживаться со стороны государства. В Российской Федерации на сегодня сформированы правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Соответствующие программы реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне управления. В Омской области для этих целей предоставляется финансовая поддержка в форме субсидий и грантов. Вместе с тем в статье выявляется ряд факторов, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства, в том числе относящиеся к внешней среде и внутреннему состоянию субъектов малого бизнеса. Для их решения предлагается ряд направлений по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маковецкий Михаил Юрьевич, Череповецкий Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and ways of improvement of state investment support of small businesses

The article considers theoretical and applied aspects of operating small business in the Russian Federation. The special importance of this is because it performs a wide range of social and economic functions. First and foremost is employment, education and support of competitive market environment, the leveling of social inequality and others. In these circumstances the development of small business should be supported by the state. In the Russian Federation today formed a legal and organizational framework for the state support of small and medium-sized businesses. Relevant programs are being implemented both at Federal and regional level management. In the Omsk region, for these purposes, provided financial support in the form of subsidies and grants. However, the article reveals a number of factors impeding the effective development of small business, including those related to the external environment and the internal state of subjects of small business. For their solution a number of directions for improvement of the state regulation and support of small business.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования государственной инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства»

удк 650114 м. ю. маковецкий

п. с. череповецкий

Омский государственный технический университет, г. Омск

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. москва

проблемы и пути совершенствования государственной инвестиционной поддержки субъектов малого предпринимательства

В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты функционирования малого бизнеса в Российской Федерации. Особая значимость этого определяется тем, что он выполняет широкий набор социальных и экономических функций. Прежде всего, это обеспечение занятости, образование и поддержка конкурентной рыночной среды, нивелирование социального неравенства и другие. В силу этих обстоятельств развитие малого бизнеса должно поддерживаться со стороны государства.

В Российской Федерации на сегодня сформированы правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Соответствующие программы реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне управления. В Омской области для этих целей предоставляется финансовая поддержка в форме субсидий и грантов. Вместе с тем в статье выявляется ряд факторов, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства, в том числе относящиеся к внешней среде и внутреннему состоянию субъектов малого бизнеса. Для их решения предлагается ряд направлений по совершенствованию государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, государственное регулирование, субсидирование, инвестиционная поддержка.

Современная экономическая система госу- ным бизнесом; освоение незанятых рыночных ниш

дарства представляет собой структуру, имеющую и рынков.

сложное функциональное устройство, элементами Малое и среднее предпринимательство в со-

которой являются социально-экономические отно- временной России — это свыше 5,6 миллиона хо-

шения, экономические связи, хозяйственные меха- зяйствующих субъектов, рабочие места для более

низмы и организационные формы хозяйственной 18 миллионов граждан. Около 20 % валового вну-

деятельности. Малый и средний бизнес, ставший треннего продукта Российской Федерации, а в не-

для нашей страны новым экономическим явлением которых регионах — более 30 % регионального

в начале 1990-х годов, на сегодняшний день может валового продукта, создается такими организация-

оцениваться как вполне состоявшийся, при этом ми [1].

с каждым годом он становится все более распро- Несмотря на достаточно стремительное разви-страненным способом ведения предприниматель- тие малого и среднего предпринимательства, оно ской деятельности. тем не менее остается весьма уязвимым по отно-Малое и среднее предпринимательство шению к рыночной нестабильности и экономиче-(МСП) — неотъемлемая часть экономических си- ским потрясениям. Учитывая его значимость для стем большинства индустриально развитых стран. устойчивого экономического развития государства, Этот бизнес выполняет ряд важных социальных необходимость его поддержки для сохранения пои экономических функций, среди них: обеспечение ложительной динамики роста и развития относится занятости; образование и поддержка конкурент- к одной из приоритетных задач в работе органов ной среды рынка; стимулирование инновационно- государственной власти на федеральном и регио-го развития; сокращение социального неравенства; нальном уровне, а также органов местного самововлечение ресурсной базы, неиспользуемой круп- управления.

Омский региональный фонд поддержки

и развития предпринимательства^

Омский региональный фонд поддержки и развития малого ¡редпринимательства

Омский региональный бизнес-инкубатор

Ж

Общественная организация «Центр инноваций социальной сферы»

Омский региональный парк информационных технологий

Центр поддержки экспорта Омской области

Рис. 1. Организации, образующие инфраструктуру поддержки предпринимательства Омской области

Рис. 2. Удельный вес каждого вида субсидий в общей структуре инвестиционной поддержки СМСП в 2013—2016 годах

В Российской Федерации на сегодня в целом сформированы правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Основным нормативно-правовым документом, осуществляющим регулирование и определяющим основы функционирования малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. В указанном документе определяются ключевые параметры, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства, устанавливаются положения его поддержки. Согласно закону, в целях поддержки предпринимательства формируется специальная инфраструктура, которая позволит своевременно и качественно оказывать все виды государственной поддержки: финансовая (инвестиционная), имущественная, информационная, консультационная.

В целях реализации программ развития предпринимательства в Омском регионе Правительством Омской области и Министерством экономики Омской области создана инфраструктура его поддержки (рис. 1), выступающая в качестве платформы взаимодействия Министерства экономики области и субъектов малого и среднего бизнеса [3].

Благодаря функционированию инфраструктурных организаций предприниматели области могут получить все виды помощи, предусмотренные федеральным законодательством. Из всего многообразия форм поддержки предпринимателей наиболее востребованной является финансовая поддержка, поскольку позволяет получить дополнительные ресурсы на развитие собственного дела предпринимателя. В настоящее время на территории Омской области инвестиционная (финансовая) поддержка предпринимателей осуществляется с помощью двух инструментов: субсидии и гранты. Основанием для этого выступают программа областного значения — Развитие экономического потенциала Омской области [4] и программа местного уровня — Социально-экономическое развитие г. Омска на 2014-2018 годы [5].

Поддержка в форме субсидий подразделяется на шесть основных видов, к которым относятся [6]:

1. Возмещение части лизинговых платежей по договорам оборудования (далее — технические средства).

2. Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП), связанных с осуществлением деятельности по оказанию социальных услуг гражданам.

3. Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ответственную деятельность, направленную на решение социальных проблем, в том числе путем создания частных детских садов.

4. Предоставление субсидии в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

5. Предоставление субсидии субъектам малого и среднего бизнеса на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.

6. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства — индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми.

Наиболее востребованным видом субсидии, по данным Министерства экономики Омской области, является возмещение затрат по лизинговым платежам. Его удельный вес в структуре видов субсидиарной поддержки в 2013-2016 годах составил более 50 % (рис. 2), относительно меньшее значение имеют субсидии на поддержку инновационных отраслей малого бизнеса и участие предпринимателей в выставочной деятельности — 14 % и 16 % соответственно.

В целом можно сделать вывод, что государственная инвестиционная поддержка предпринимательства в Омской области ориентирована на две сферы экономической деятельности: промышленная

28,75% 28,75% 23,75% 8,75% 5%

2г5% 1,25% 1,25%

СЕЛЬСКОЕ БЫТОВЫЕ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ТУРИЗМ ХОЗЯЙСТВО УСЛУГИ ПРОИЗВОДСТВО ПИТАНИЕ

ТРАНСПОРТ ОБРАЗОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Рис. 3. структура отраслевой принадлежности субъектов МсП — получателей грантовой поддержки в 2013—2016 годах

и социальная среда, как и подобает международному опыту, и в частности опыту ведущих экономик мира. Ключевые инвестиционные потоки направлены на развитие промышленного и высокотехнологичного потенциала экономики, но при этом наличие социальных проблем и неравновесие рынка создают предпосылки для создания и государственной поддержки социальных проектов предпринимательства.

Действенным механизмом инвестиционной поддержки предпринимателей в Омской области также выступают гранты. Распределение государственной поддержки осуществляется посредством конкурса среди заявок предпринимателей. Сумма грантовой поддержки не может превышать 85 % от общей суммы целевых расходов (не более 400 тыс рублей) на одного получателя.

Основными получателями грантов являются предприятия малого и среднего бизнеса, занимающиеся оказанием бытовых услуг населению и ведением сельского хозяйства (рис. 3).

Отраслевая принадлежность получателей грантов отличается от получателей субсидий. Если поддержка в форме субсидий оказывается прежде всего предприятиям промышленности и высокотехнологичным производствам, а также социальному предпринимательству, то грантами в большей степени поддерживают сельское хозяйство, бытовое производство и услуги. Тем самым формируется баланс между видами поддержки, что позволяет осуществлять более равномерное развитие региональной экономической системы.

Можно сказать, что выстроенная инфраструктура позволяет проводить эффективную политику по содействию в развитии предпринимательства, результаты которой в большей степени зависят от общего состояния национальной и региональной экономики, решения основных проблем бизнеса и его активности, в частности готовности к партнерскому взаимодействию с государством.

При анализе деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства принято полагать, что факторы, препятствующие или, наоборот, способствующие его развитию, ключевым образом сосредоточены во внешней среде. Обсуждение данной проблематики становится темой для дискуссий в правительственных структурах, среди видных политиков, крупных бизнесменов и самих малых и средних предприятий [7, с. 141].

По нашему мнению, важно также обращать внимание и на внутреннее состояние субъекта малого и среднего предпринимательства, его философию и позиционирование им своей деятельности, восприятие рынка и экономики в целом. Таким образом, преодоление проблем и барьеров развития — это двусторонний процесс, где достижение максимального эффекта возможно только благодаря комплексному подходу [8].

Наиболее актуальную для предпринимателей проблему сложности налогообложения, нестабильности налогового законодательства, чрезмерной атрибутивности (индикативные данные) стоит охарактеризовать как вынужденную, обусловленную процессами развития законодательства и необходимостью детального учета хозяйствующих субъектов в целях прогнозирования, но при этом имеющую решение посредством следующих (возможных) действий:

— cведение документации, регламентирующей деятельность малого предпринимательства, в том числе вопросы налогообложения, в единый документ (кодекс) с установленными сроками совокупного внесения поправок;

— формирование более жестких требований к внесению поправок в документацию и формы отчетности со стороны регулирующих органов;

— сохранение для субъектов МСП двух основных идентификаторов деятельности — ИНН и ОГРН, что позволит учитывать экономические, социальные параметры работы предпринимателя, а также его отраслевую принадлежность.

Не менее острой является проблема уплаты взносов во внебюджетные фонды. Многим малым предпринимателям в силу ограниченности оборотов и других проблем становится просто невыгодным отчисление страховых взносов, уменьшающих конечную заработную плату сотрудника и формирующих проблему удержания его на рабочем месте. В качестве способа решения проблемы можно предложить снижение ставок страховых взносов для малого бизнеса, что позволит увеличить объемы «белой» заработной платы и высвободит средства для развития бизнеса.

Требуют решения и трудности в экспортных операциях для малого и среднего бизнеса. Ключевая проблема сложности вывоза небольших партий товаров от предпринимателей малого и среднего звена заключается в сложностях докумен-тационного оборота, который является одинаковым для всех объемов экспорта. Решением проблемы может стать сокращение объемов документации для экспортных партий, стоимость которых не превышает определенного лимита, увеличение реализации экспорта субъектов МСП посредством областных экспортных центров (в Омской области — Центр поддержки экспорта Омской области).

Целесообразным видится привлечение МСП к импортозамещению, расширению рынков сбыта. Для этого необходимо совершенствовать инфраструктуру развития субконтрактационных сетей за счет проведения конференций поставщиков, выставок, ярмарок, бирж субконтрактации [9, с. 31]. Дают о себе знать проблемы, связанные с бюрократизмом при реализации государственной поддержки предпринимателей. По нашему мнению, их лучше решать «в духе времени», переводя макси-

мальное количество процедур, связанных с функционированием бизнеса, в электронный формат и систему соответствующих государственных услуг.

Вопросы государственной поддержки предпринимательства могли бы также перейти в ведение общественных организаций с участием в процедурах отбора представителей государственной власти. Принимая во внимание опыт Омской области и функционирование Министерства экономики Омской области, в частности Управления поддержки предпринимательства как основного регулятора процедур поддержки, функции сбора документов и других необходимых материалов могут осуществляться общественной организацией предпринимателей региона. В этом случае роль указанного подразделения может сводиться к разработке программ и прогнозированию объемов государственной поддержки предпринимателей, а также к последующему анализу и контролю.

Совершенствования требует вопрос партнерских взаимоотношений субъектов малого и среднего предпринимательства с организациями кредитного рынка. Решение данной проблемы, по нашему мнению, стоит рассматривать во взаимодействии с крупными российскими банками, в целях создания кредитных продуктов, доступных для субъектов малого и среднего бизнеса (ключевым параметром должна стать ставка по кредиту, не превышающая ключевую ставку Банка России более чем на 3-5 %).

Также одной из общих проблем для субъектов малого и среднего предпринимательства остается чрезмерный контроль со стороны надзорных органов. Основой данной проблемы является устаревание многих требований, которыми пользуются в ходе проверок. Малый бизнес по своей природе имеет особое организационное устройство, и ключевые финансовые потоки направляются на развитие и расширение собственного присутствия на рынке. Однако многие стандарты, согласно которым проводятся проверки, в большей степени рассчитаны на более крупных и устоявшихся предпринимателей.

В качестве общих проблем предпринимательства могут быть названы также «внутренние балласты субъектов малого предпринимательства», а именно низкий уровень компетентности в экономических и юридических вопросах и отсутствие навыков планирования развития рынка и роли собственного бизнеса на этом рынке.

Решением совокупности данных проблем может стать организация масштабной просветительской и информационной работы с населением по вопросам организации и ведения собственного дела. При этом важно сформировать полномасштабную программу развития экономической и финансовой грамотности и предпринимательских навыков у населения, начиная с лиц школьного возраста и заканчивая старшим поколением [10].

Для проблем, непосредственно связанных с государственной инвестиционной поддержкой, можно предложить следующие решения. Ограничения по видам предпринимательской деятельности, допускаемым к конкурсному отбору для получения государственной инвестиционной поддержки, следует сохранить, поскольку в настоящее время важным остается формирование баланса между видами предпринимательства и развитием высокотехнологичных проектов. Сбалансированность между налоговыми и инвестиционными преференциями явля-

ется весьма важной в настоящее время. По нашему мнению, введение градационной шкалы уплаты налогов для субъектов предпринимательства — получателей поддержки — может стать одним из способов повышения эффективности государственных инвестиций (финансовой помощи) для предпринимателей.

В зарубежной практике, например в США, популярностью пользуется специализированный департамент развития малого предпринимательства, работа которого сфокусирована на полной или частичной поддержке предпринимателей в плане выбора вида предпринимательской деятельности и его перспективности в настоящих рыночных условиях, освоении рынка и т.д. Важно отметить, что, благодаря работе данного департамента, государство косвенно воздействует на формирование рынка малого предпринимательства, в результате чего рынок получается более функциональным и соответствующим требованиям современного потребителя.

Стоит отметить, что на территории Омской области (как и во многих других областях Российской Федерации [11, с. 350]) функционирует Центр развития предпринимательства, природа деятельности которого схожа с зарубежными организациями. Целями и задачами подобных центров являются консультационная поддержка по вопросам получения субъектами МСП мер государственной поддержки, по юридическим, бухгалтерским, финансовым, маркетинговым услугам, проведение обучающих мероприятий.

Вместе с тем приходится констатировать невысокий уровень популярности указанной структуры среди потенциальных и функционирующих предпринимателей по причине его слабой рекламной и информационной активности. Поэтому для дальнейшего продуктивного развития малого и среднего бизнеса следует усилить работу по информированию предпринимателей о доступных им способах поддержки их деятельности со стороны государства и организаций инфраструктуры, а также о возможностях выхода на межрегиональные и международные рынки.

В качестве дополнительного инструмента развития предпринимательских навыков стоит отметить программы менторства. Формирование на территории России программ партнерства и поддержки субъектов малого предпринимательства крупными компаниями — это один из способов современного взаимодействия крупного и малого бизнеса. Подобная практика широко распространена во многих развитых экономиках мира (США, страны Евросоюза, Япония). Платформами для взаимодействия крупных российских и зарубежных компаний с субъектами малого предпринимательства могут выступать организации, образующие среду поддержки бизнеса, в Омской области — Бизнес-инкубатор, Центр поддержки экспорта, Агентство стратегических инициатив, Министерство экономики Омской области и т.д.

В условиях кризиса МСП имеет ключевое значение для развития экономики региона. Малые предприятия в нашей стране заняли определенные ниши экономической деятельности, максимально ориентированные на региональные и местные рынки. Вместе с тем уровень и темпы развития малого бизнеса в различных регионах значительно отличаются. Для управления данным процессом необходима регулирующая функция со стороны государства, основанная на соответствующих методических

подходах и ключевых индикаторах (показателях) эффективности (см. об этом подробнее в исследовании О. В. Чкаловой и Д. Р. Хайруллиной [12]), которые, помимо прочих, должны учитываться при формировании рейтинговых оценок деятельности глав регионов.

Таким образом, проведенный анализ государственной инвестиционной поддержки, обобщение проблем предпринимательства и способов совершенствования функциональных процессов малого бизнеса позволяют сделать следующие выводы. Востребованность и значимость государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в современной экономике неоспорима. Учитывая международную практику и высокий уровень вовлеченности малого бизнеса в процессы функционального развития современной экономики, вектор развития отечественного предпринимательства должен быть направлен на сохранение достигнутых показателей и их дальнейший рост. Но в настоящей, кризисной, экономической ситуации главное — сохранение полученных результатов развития, что может быть достигнуто благодаря существующим сегодня инструментам поддержки.

Сформированная в Омской области инфраструктура в целом способна обеспечить всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса, однако эффективность ее функционирования существенным образом зависит от общего состояния экономики страны и предрасположенности (готовности) предпринимателей к конструктивному сотрудничеству и развитию. Решение существующих сегодня проблем и устранение препятствий в развитии МСП возможны в ходе дальнейшего эволюционного развития российского бизнеса. Продолжительный период отсутствия коммерческого мышления в идеологии государства и общественной жизни сформировал в сознании большого количества современных предпринимателей неверное восприятие бизнеса. Вместе с тем формирование правильного — рыночного — бизнес-мышления в сознании граждан возможно, и уже сегодня мы можем наблюдать этот процесс. Временной период продолжительностью в одно поколение полностью может изменить отечественное предпринимательство и сделать его полноправным и эффективным инструментом функционирования и развития экономической системы Российской Федерации.

Библиографический список

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/media/files/ jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7 hfPO96.pdf (дата обращения: 15.07.2017).

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. Доступ справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Об организации деятельности Министерства экономики Омской области: положение о Мин-ве экономики Омской области от 19 февраля 2004 г. № 33 // Омская губерния. Мин-во экономики Омской области. URL: http://mec.omskportal. ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MEC/polozhenie. html (дата обращения: 01.09.2017).

4. Информационный портал Министерства экономики Омской области // Омская губерния. Мин-во экономики Омской области. URL: http://mec.omskportal.ru/ru/ RegionalPublicAuthorities/executivelist/MEC.html (дата обращения: 01.09.2017).

5. Омск.рф. Официальный портал Администрации города Омска. URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/ targetprograms/municipal (дата обращения: 01.07.2017).

6. Основные инструменты поддержки предпринимательства // Омская губерния. Мин-во экономики Омской области. URL: http://mec.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/ executivelist/MEC/Business/BusinessEncourage.html (дата обращения: 01.07.2017).

7. Чернявский Д. И. [и др.]. Омск: концептуальные подходы к формированию факторов и условий роста и развития региональной экономики: моногр. / под общ. ред. Д. И. Чернявского. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. 240 с.

8. Информационно-аналитическое агентство РБК. URL: http://www.rbc.ru/ (дата обращения 01.07.2017).

9. Мишурова И. В. Трансформация системы управления малым и средним бизнесом на региональном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 28-34.

10. Маковецкая Е. Н., Череповецкий П. С. Значимость и пути повышения финансовой грамотности в Российской Федерации // Устойчивое развитие России в условиях нестабильной экономики: моногр. / под ред. Р. Х. Хасанова. Hamburg: Anchor Academic Publishing, 2016. С. 325-345. ISBN 978-3-96067-066-7.

11. Тулина Т. М. Структура управления малым бизнесом в Вологодской области // Современное общество и власть: эл. науч. журн. 2016. № 3. С. 345-351.

12. Чкалова О. В., Хайруллина Д. Р. Управление развитием малого бизнеса на региональном уровне: организационно-экономический аспект // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 21. С. 11-18.

МАКОВЕЦКИЙ Михаил Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры менеджмента Омского государственного технического университета; магистрант гр. ПИм-171 факультета «Элитное образование и магистратура» Омского государственного технического университета.

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ Павел Сергеевич, магистрант гр. МГМ1-1м факультета «Международный туризм, спорт и гостиничный бизнес» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Адрес для переписки: mmakov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2017 г. © М. Ю. Маковецкий, П. С. Череповецкий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.