eee-region.ru/article/7001/
Development of small and medium-sized businesses in Kyrgyzstan and its role in saturating the consumer market
Мировая экономика
Авторы
Савин Виктор Евгеньевич
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов банковского дела и налогообложения
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
bgusavin@mail.ru
Таранова Елена Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, банковского дела и налогообложения
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева ld2809@mail.ru
Мырзалиева Мадина Алмасбековна аспирант кафедры экономики
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
myrzalieva-madina@mail.ru
Аннотация
Рассматривается роль малого и среднего бизнеса, который оказывает важное значение для развития экономики государства. Немаловажную роль имеют малые и средних предприятия, т.к. в условиях их развития благоприятно осуществлять внедрение инноваций, что в свою очередь повлечет за собой улучшения в социально-экономической сфере государства. Экономический рост страны непосредственно зависит от развития предпринимательства в целом. Важное значение на развитие данной сферы может оказать благоприятная государственная политика, поступление прямых иностранных инвестиций и развитие торговой деятельности. Поэтому в данном исследовании оценены и предложены этапы, которые будут, несомненно, благотворно влиять на развитие малого и среднего бизнеса в Кыргызстане, и при его должном функционировании сможет обеспечить отечественный рынок товарами первой необходимости.
Ключевые слова
Кыргызстан, малый и средний бизнес, трудовые ресурсы, иностранные инвестиции, потребительский рынок.
Рекомендуемая ссылка
Савин Виктор Евгеньевич , Таранова Елена Владимировна , Мырзалиева Мадина Алмасбековна
Развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане и его роль в насыщении потребительского рынка// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (70). Номер статьи: 7001. Дата публикации: 05.04.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7001/
Authors
Savin Viktor Yevgenyevich
Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance, Banking and Taxation
Kyrgyzstan, Bishkek State University K. Karasaeva
bgusavin@mail.ru
Taranova Yelena Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Banking and Taxation
Kyrgyzstan, Bishkek State University K. Karasaeva ld2809@mail.ru
Myrzaliyeva Madina Almasbekovna
postgraduate student of the Department of Economics
Kyrgyzstan, Bishkek State University K. Karasaeva
myrzalieva-madina@mail.ru
Abstract
The role of small and medium-sized businesses, which is important for the development of the state economy, is considered. An important role is played by small and medium-sized enterprises, because in the conditions of their development, it is favorable to
implement innovations, which in turn will lead to improvements in the socio-economic sphere of the state. The economic growth of the country directly depends on the development of entrepreneurship in general. Favorable government policies, foreign direct investment and the development of trade activities can play an important role in the development of this area. Therefore, this study assesses and proposes stages that will undoubtedly have a beneficial effect on the development of small and medium-sized businesses in Kyrgyzstan, and, if properly functioning, will be able to provide the domestic market with essential goods.
Keywords
Kyrgyzstan, small and medium business, labor resources, foreign investment, consumer market.
Suggested Citation
Savin Viktor Yevgenyevich , Taranova Yelena Vladimirovna , Myrzaliyeva Madina Almasbekovna
Development of small and medium-sized businesses in Kyrgyzstan and its role in saturating the consumer market// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (70). Art. #7001. Date issued: 05.04.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7001/
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что реформы в сфере экономики, реализуемые в рамках Кыргызской Республики, с учетом всех существующих противоречий, представляют собой главный фактор в качестве перспективного фундаментального развития малого и среднего бизнеса страны, решающего наиболее ключевые функции, присущие объективной активности бизнес-сектора.
На основе долгосрочного опыта большинства государств, в том числе и Кыргызской Республики, малый и средний бизнес представляет собой важную составляющую национальной экономики. Данная роль раскрывается в нижеперечисленных аспектах, а именно, эффективное развитие малого и среднего бизнеса имеет прямое влияние на рост национальной экономики страны; наполняет внутренний рынок товарами и услугами, пользующимися спросом среди потребителей; ускоряет интеграцию открытий научно-технического прогресса; формирует новые рабочие места и т.п. [1, с.49]. Стимулирование развития предпринимательства также важный источник экономического развития в целом, который будет способствовать и росту конкурентоспособности в целом [10, с.373]. Все вышеперечисленное является ключевым решением в вопросах среди стоящих перед государством экономических и социальных проблем.
Целью данного исследования является изучение современного состояния малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике и его роли в насыщении потребительского рынка.
Научная новизна заключается в том, что на основе коэффициентов корреляции и регрессии, путем последовательного включения факторных переменных и их перебора в ходе исследования и получения наибольшего коэффициента детерминации была получена модель, которая показала, что для роста объема розничной и оптовой торговли важен рост субъектов МСБ.
Авторская гипотеза исследования основана на том, что малый и средний бизнес является важной составляющей для развития экономики государства в целом.
Реформы в сфере экономики, которые реализуются в Кыргызской Республике, представляют собой ключевые факторы в отношении дальнейшего перспективного и эффективного развития МСП, которые решают важную задачу объективной бизнес-активности. Успех экономических реформ в большей мере зависит от нормализации внутреннего процесса изготовления потребительских товаров и непосредственного вывода национальной экономики из глубокого экономического кризиса. На сегодняшний день, конъюнктура потребительского рынка, зависит в большинстве своем от импорта товаров и услуг
Отечественный рынок легкого и пищеперерабатывающего производства республики не в достаточной мере покрывает внутренний спрос населения страны. Исходя из этого, нахождение решения данной проблематики, производительной деятельности и последующего потребления, заключается в формировании и разработки комплексного подхода. Этот подход должен брать свое начало с проведения глубокого анализа потребностей населения, нахождения спроса в отношении товаров и услуг среди населения страны, с определения социально-экономических аспектов, описывающих закономерные логические цепочки и тенденции развития в перспективе, в том числе и применения экономических инструментов и существующих методологий в отношении контроля и регулирования спроса и предложения производимой продукции, инструментами которых наделено государство. В дополнение вышеперечисленного, ключевым значением представляет собой нахождение решения в проблематике со стороны государственного регулирования отечественного производства товарных наименований, направленных на потребительское использование, создание товарных ресурсов, а также, создание оптимальной инфраструктуры рынков товаров и услуг
Важность в формировании высокого уровня развития рынка товаров и услуг, в зависимости от отечественного производства в стране очевидна, так как рынок удовлетворяет внутренние потребности населения государства, формируя новые дополнительные рабочие места, модернизируя инфраструктуру национальной
экономики страны. Помимо этого, рынок в определенной степени занимается обеспечением получении доходов населения, что отвечает за повышение уровня жизни внутри страны.
Результаты исследований
В экономике Кыргызстана основным драйвером развития экономики является сектор МСП. Малые предприятия не требуют больших капиталовложений, работают на основе действующего инфраструктурного механизма, целесообразно и рентабельно используют инвестиционно-финансовые ресурсы и рабочую силу. [10, с.135]
На сегодняшний день, в Кыргызской Республике, регулирование функционирования МСП проводится на основании действующего закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» (от 25 мая 2007 года № 73), а также контролируется Налоговым кодексом КР (от 17 октября 2008 года № 230). В том числе существуют специализированные госпрограммы, направленные на поддержку МСП в Кыргызстане. В дополнение к вышеперечисленному, вопросам обеспечения стабильного развития МСП, посвящены ключевые разделы, в рамках остальных действующих нормативно-правовых актов, национальных стратегиях и экономических концепциях. Например, госорганами Кыргызской Республики во время формирования «Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы», в пункте 7.1. поставлено решение задачи по увеличению возможностей и потенциала развития малого и среднего бизнеса.
В Кыргызстане этот экономический сектор является крайне важным, так как он потенциально эффективный и имеет большой потенциал, обеспечивающий реализацию важных социальных задач, стоящих перед обществом. В Кыргызской Республике в значительной мере мобилизованы в достаточном объеме инвестиционные и производственные ресурсы, а также рабочая сила в малом и среднем бизнесе. Роль малых и средних предприятий в ближайшем будущем увеличится, так как Кыргызская Республика обладает положительным демографическим потенциалом, что скажется на увеличении предложения рабочей силы на рынке труда и возрастания спроса на товары и услуги на потребительском рынке.
Рассматривая деятельность предприятий МСБ на потребительском рынке важно обратить внимание на динамику их развития. За исследуемый период количество предприятий демонстрирует уверенный рост, например, в 2014 году совокупное количество малых и средних предприятий составляло 13,49 тыс. субъектов предпринимательства, в 2018 году осуществляли свою деятельность 15,27 тыс. фирм, в числе которых 14,5 тыс. были малыми, а 0,77 тыс. - средними предприятиями, в 2019 году произошло увеличение количества предприятий до 16,98 тыс. единиц. Из таблицы 1, можно проследить динамику развития предприятий МСБ. Больше 26 процентов действующих фирм осуществляли свою деятельность в сфере оптовой-розничной торговли, ремонтом и эксплуатацией
авто-мото транспорта, 11,9% предприятий МСП производили строительно-монтажные работы и услуги по ремонту зданий и сооружений, 15,3 процентов предприятий осуществляли промышленную деятельность по производству товаров и услуг.
Таблица 1. Динамика развития предприятий малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике, тысяч, единиц
Классификация предприятий 2014 2015 2016 2017 2018 2019
малые предприятия 12,7 13,2 13,6 13,9 14,5 16,2
средние предприятия 0,79 0,79 0,78 0,79 0,77 0,78
индивидуальные предприниматели 350,7 366,7 379,2 389,8 401,7 411,4
крестьянские/фермерские хоз-ва 384,3 400,8 414,9 428,7 439,6 452,3
Источник: [6. с.13]
Данные представленные в таблице 1, демонстрируют устойчивый рост предприятий малого бизнеса в республике с 13,49 тыс. тыс. единиц в 2014 году до 16,98 тыс. единиц в 2019 году, таким образом темп роста за рассматриваемый период составил 125,9 процентов, при положительном абсолютном приросте равном 3,49 тыс. субъектов МСБ. Также в Кыргызской Республике число индивидуальных предпринимателей прошедших официальную регистрацию, предусмотренную законодательством за период 2014-2019 годы увеличилось с 350,7 до 411,1 тыс.человек, таким образом рост деловой активности в данной категории предпринимательства в относительном выражении составил 117,2 процента. 401, 7 тысяч человек.
Опираясь на данные Национального статистического комитета за рассматриваемый период приведенные в таблице 2, можно отметить, что стоимость ВДС, произведенная всеми субъектами МСБ в совокупности, составляет в 2014 году 161,3 млрд. сомов, а в 2019 году увеличилась до 264,5 млрд. сомов, что составляло 40,3 процента и 44,8 процента соответственно, валового внутреннего продукта страны.
Таблица 2. Объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Объем произведенной ВДС, млрд. 161,3 173,3 186,6 218,6 242,5 264,5 сомов
малые предприятия 27,6 30,1 35,9 35,4 38,9 43,3
средние предприятия 15,7 16,7 18,9 20,4 23,5 25,0
индивидуальные пред-ли 83,9 87,8 95,9 123,8 141,2 154,
крестьянские/фермерские хоз-ва 33,9 38,6 35,8 39,0 38,3 41,7
Удельный вес объема произведенной ВДС в ВВП, % 40,3 40,3 39,1 41,2 42,5 44,8
малые предприятия,% 6,9 7,0 7,5 6,7 6,8 7,3
средние предприятия,% 3,9 3,9 4,0 3,8 4,1 4,2
индивидуальные предприниматели,% 21,0 20,4 20,1 23,3 24,8 26,2
крестьянские/фермерские 8,5 9,0 7,5 7,4 6,8 7,1
хозяйства,% Источник: [6. с.13]
Анализ таблицы 2, показывает, что, за период 2014-2019 гг. удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме валового внутреннего продукта, произведенного в Кыргызской Республике возрос с 10,8 процентов в 2014 году до 11,5 процента в 2019 году и можно уверенно прогнозировать устойчивую тенденцию к его росту в перспективе.
Немаловажная роль субъектов МСП в Кыргызской Республике принадлежит в обеспечении занятости населения [4]. В таблице 3 приведена динамика изменения численности работников в секторе МСП. За исследуемы период прослеживается положительная динамика увеличения количества занятых с 439,2 тыс. человек в 2014 году до 519,2 тыс. человек в 2019 году. Таким образом абсолютный прирост занятых в данном секторе национальной экономики составил 80 тыс. человек, а темп роста данного показателя 118,2 процента. Причем, в Джалал-Абадской области за 2014-2019 годы численность в малых предприятиях выросла с 15 тыс. человек до 50 тыс. человек, или на 125,6%. Также произошел рост в Чуйской области (с 15 тыс. до 89 тыс. чел.) и г. Бишкек (с 52 тыс. до 53 тыс. чел.). В то же время снижение численности отмечается в следующих областях: Нарынской области — падение с 86 тыс. до 17 тыс. человек), Таласской области (падение с 5 тыс. до 1 тыс. человек).
Таблица 3. Использование трудовых ресурсов Кыргызской Республики в секторе МСП
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Численность занятых, тысяч 439,2 455,1 466,6 479,2 492,7 519,2 человек
малые предприятия 52,0 52,2 52,2 53,2 56,6 73,4
средние предприятия 36,5 36,1 35,2 36,2 34,4 34,4
индивидуальные пред-ли 350,7 366,7 379,2 389,8 401,7 411/
Удельный вес занятых в общей численности занятых в экономике, % 19,1 19,3 19,7 20,3 20,5 21,2
малые предприятия 2,3 2,2 2,2 2,3 2,2 3,0
средние предприятия 1,6 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4
индивидуальные пред-ли 15,2 15,6 16,0 16,6 16,9 16,8
Источник: [6. с.14]
Анализ таблицы 3, показывает, что, трудовые ресурсы [7. с.35], задействованные в сфере малого и среднего бизнеса в 2014 году, составляли более 88,5 тыс. работников, что составляло 3,6 процента всех занятых в народном хозяйстве страны, а в 2019 году 107,8 тыс. человек, что составило 4,4 процента всех занятых в народном хозяйстве. Причем абсолютный прирост занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за указанный период составил 19,3 тыс. человек, что в относительном выражении составило 121,8 процентов. Необходимо отметить рост заработной платы работников, занятых в МСБ, так, например, в 2014 году — 8581 сом, а уже 2018 году она составляла 11795 сомов, а в 2019 году средний размер заработной платы составил 12712 сомов. Таким образом, темп прироста составил 48,1 процентов. Несмотря на приведенные официальные данные, средняя оплата труда отстает в секторе МСБ отстает от среднереспубликанской, которая в 2019 году составляла 17232 сомов.
В общем объеме промышленного производства по территории в 2019 году, доля малых и средних предприятий выглядит следующим образом: в Нарынской области она составила 62,2 %, Баткенской области — 31,6 %, Таласской — 44,9 %, Ошской — 46,8 %, Бишкекской — 35,5 %, Ошской — 31,3 %, Джалал-Абадской области. — 15,1 %, Чуйская — 8,1 %, Иссык-Кульская область — 3,8 %.
Малые и средние предприятия выпускают весь объем пластиковых бутылок и флаконов. Доля минеральной воды, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме увеличилась с 20,5 % в 2014 году до 28,8 % в 2018 году, растительного масла соответственно с 2,8 % до 16,4%. В то же время доля производства зерновой муки снизилась с 62,0 до 41,9%, а мебели — с 63,1 до 45,1 процентов. Мы согласны с мнением Дробот Е.В., Вартановой М.Л. [3. с.632] о том, что агросфера является основой обеспечения продовольственной безопасности Кыргызстана. Но для ее развития необходимость составляет достаточное инвестирование в данную сферу.
Поэтому необходимо отметить также устойчивый рост инвестиций в сектор малого и среднего бизнеса. По данным таблицы 4, прослеживается динамика прямых иностранных инвестиций, со своей траекторией направленности в сторону стабильного развития МСБ в Кыргызстане, по статистическим данным за 2019 год,
ПИИ составили порядком 280,2 млн долларов, инвестиционные потоки указаны без учета оттока, а также, был зафиксирован прирост инвестиций по отношению к 2017 году, увеличившись на 45,4 %, хотя относительно статистических показателей ПИИ за 2015 год, было зафиксировано снижение, рассчитанное на минус 62,1 %.
По сравнению с 2017 годом увеличилось количество прямых иностранных инвестиций в средние предприятия — в 2,9 раза, а в небольших компаниях относительный объем инвестиций снизился на 22,9 процента.
Таблица 4. Динамика иностранных инвестиций в сектор МСБ, млн.долл.
Показатели 2015 2016 2017 2018 2019
Всего 739,7 313,5 192,7 222,9 280,2
малые предприятия 463,5 272,3 131,3 97,8 101,2
средние предприятия 276,2 41,2 61,4 125,1 179,0
Промышленность — всего 179,8 38,1 78,6 74,9 67,6
малые предприятия 20,3 26,0 38,4 36,5 29,6
средние предприятия 159,5 12,1 40,2 38,4 38,0
Строительство 107,0 25,4 3,1 71,9 55,8
малые предприятия 12,4 3,6 2,0 1,5 3,0
средние предприятия 94,6 21,8 1,1 70,4 52,8
Оптово-розничная торговля, ремонт авто-мото транспорта 64,7 13,3 29,8 25,0 29,6
малые предприятия 57,6 6,7 13,2 16,4 17,4
средние предприятия 7,1 6,6 16,6 8,6 12,2
Финансовое посредничество и страхование 363,9 163,2 12,0 18,2 2,4
малые предприятия 355,9 163,2 11,5 18,0 2,4
средние предприятия 8,0 — 0,5 0,2 —
Профессиональная, научная и техническая деятельность 12,9 71,7 59,1 22,6 97,5
малые предприятия 12,9 71,7 59,1 21,3 43,7
средние предприятия — — — 1,3 53,8 Исто [6. с.1
Источник: [6. с.14]
Увеличение объемов ПИИ относительно МСП, было направлено в основном в отрасли транспортной деятельности, а также хранения товаров, в отрасли профессиональной, научной, в том числе и технической, в отношении торговли как оптовой, так и розничной, и функционирования как гостиничного, так и ресторанного бизнеса. В значительной мере ПИИ, порядком 92% от совокупного объема, были привлечены в развитие малого и среднего бизнеса в следующие области: Бишкекская, Джалал-Абадская и Чуйская. Привлеченные инвестиции в 2019 году были вложены в основной капитал в объеме 89,2 млрд. сомов, что на 15,2 процента больше, чем в 2018г. и в 2,6 раза, чем в 2015г.
Значительный прирост ПИИ был обозначен в некрупных предприятиях, в следующих профессиональных сферах: строительство, логистика, транспортировка и дальнейшее хранение товаров, информационная сфера и связь, добыча полезных ископаемых на территории республики, в том числе и в финансовых, и страховых взаимодействиях. Таким образом, по статистическим данным за 2018 год, МСБ инвестировали порядком 76,574 млн сом в совокупный бюджет. Это в 1,5 раза больше, чем в 2017 году, и в 6,2 раза больше, чем в 2014 году. Исходя из статистических показателей, характеризующих привлечение ПИИ, относительно данных за 2017 год, можно подметить то, что произошло существенное увеличение вложений в основные средства по всем областям Кыргызской Республики, исключая Баткенскую, Нарынскую и Ошскую области страны.
Наиболее успешным направлением развития малого и среднего бизнеса является торговая деятельность. Данные Национального статистического комитета свидетельствуют, что выручка от реализации товаров и услуг предприятий оптово-розничной торговли, технического обслуживания авто-мото транспорта в 2018 году составил 440,6 млрд.сомов, увеличившись по сравнению с 2017 годом на что 1,6 процента, а в 2019 году товарооборот составил 485,9 млрд. сомов, темп роста по сравнению с 2018 годом составил 9,8 процента. Анализ показал, что в 2019 году удельный вес товарооборота оптово-розничной торговли, реализуемой малым и среднем бизнесом в совокупном объеме товарооборота республики составляет 81,6 процента, причем на доля индивидуальных предпринимателей составляет 47,9 процента. В общем объеме товарооборота Кыргызстана удельный вес малого бизнеса составляет 24,6 процентов, удельный вес предприятий среднего бизнеса занимает 9,2 процента.
Гостиницы и точки общественного питания в 2018 году оказали услуг на сумму 23,3 млрд. сомов, а в 2019 году 24,6 млрд. сомов или темп роста данного показателя составил 105,6 процентов. Доля произведенных услуг индивидуальными предпринимателями занимает 91,4%, малым бизнесом - 2,7% и средним бизнесом - 1,8%. В 2018 году объем перевозок грузов малыми и средними предприятиями достиг 30,40 млн. тонн, что на 2,6% больше, чем в предыдущем году, и на 12,7% по отношению к 2014 году, в 2019 году зафиксирован рост данного показателя до 31,6
млн. тонн. Основной тоннаж автоперевозок, более 91%, осуществлен индивидуальными предпринимателями, по отношению к 2018 году темп роста перевозок составил более 103,9%.
По данным 2018 года, объем производства предприятий малого и среднего бизнеса, а также фермерских хозяйств, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции составил 126,5 млрд. сомов, что в относительных единицах меньше на 1,8 процента по сравнению с 2017 годом, а в 2019 году производство сельскохозяйственной продукции достигло 137,5 млрд. сомов, что по отношению к прошедшему году больше на 7,4 процента. Удельный вес производства продукции крестьянских (фермерских) хозяйств занимает в общем объеме валовой продукции среднего и малого бизнеса 97,8 процентов.
В общей структуре производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2018 году, удельный вес продукции растениеводства равнялся 60,5 процентов, а выпуск продукции животноводства 39,5 процентов, в 2019 году данные показатели составили 61,1 и 38,9 процентов соответственно. Из валового сбора сельскохозяйственной продукции Кыргызстана, крестьянскими хозяйствами обеспечено производство 88,9 процентов зерновых культур, 92,9 процентов хлопка-сырца, 96,3 % табачного листа, 67,9 процентов картофеля и 64,8 процентов овощной продукции.
В 2018 году фермерские хозяйства представили к реализации 214,6 тыс.тонн скота и птицы в убойном весе, что составляет 53,2 процентов валового производства страны, валовой надой молока составил 799,5 тыс. тонн (или 50,3%), настриг шерсти составил 7,2 тыс. тонн (56,2 %), получено 201,7 миллиона яиц (или 37,8 % от валового сбора по стране). В 2019 году производство мяса и птицы сократилось до 211,1 тыс. тонн, спад производства составляет -1,6 процентов, возрос удой молока до 810,7 тыс. тонн, что в относительном выражении составило +1,4 процента, производство яиц увеличилось до 211,9 млн. штук или на 5,1 процента.
При рассмотрении текущей ситуации в стране можно сказать, что МСБ представляет собой основной сектор, определяющий темпы развития экономики Кыргызской Республики и становятся важным элементом социальной и политической стабильности общества.
Чтобы проверить взаимосвязи потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства других факторов построим регрессионную модель на основе статистических приведенных в таблице 5, которые, по нашему мнению, оказывают существенное влияние на формирование отрасли.
Таблица 5. Исходные статистические показатели для построения регрессионной модели
Год Оборот оптовой и розничной торговли, млн.сом. Кол-во субъектов, ед. Числ-сть занятых, тыс. чел. Объем ВДС, млн. сом. Инвестиции в основной капитал, млн. сом. Импортны операции, тыс. долл. США
Y Х1 Х2 Х3 Х4 Х5
2010 197268,5 588170 333,6 90763,2 23313,3 2047588,1
2011 251356,6 624479 353,8 113131,3 18934,1 2578511,9
2012 286625,9 666468 385,4 124072,1 38641,6 3215678,2
2013 330573,7 725169 417,7 138042,9 44696,6 3117919,6
2014 386691,5 748511 439,2 161263,7 59439,2 3053832,5
2015 430774,4 781555 455,1 173291,6 70100,8 2524099,2
2016 456440,6 808437 466,6 186601,5 70451,2 2342574,7
2017 513754,8 833161 479,2 218608 85474,8 2895617,8
2018 557705,3 856549 492,7 242499 90658,7 3397826,3
2019 595215,7 880691 519,2 264462,7 101904,1 3266339,3
Источник: рассчитано авторами согласно данным Национального статистического комитета КР
Анализируя данные представленные в таблице 7, можно прийти к выводу, что значимым оказался лишь один коэффициент, это может быть последствием влияния мультиколлинеарности. Так же опять заметим сильную связь нашего регрессора Y — оборот оптовой и розничной торговли, и факторного признака Х3 — объем добавленной стоимости.
Таблица 6. Оценки коэффициентов уравнения регрессии
N=10 Regression Summary for Dependent Variable: Y (МСБ in МСБ) R= ,96093902 R?= ,92340380 Adjusted R?= ,82765854 F(5,4)=9,6444 p
b* Std.Err. of b* b Std.Err. of b t(4) p-value
Intercept -0,895037 0,466693 -1,91783 0,127590
X1 0,328521 0,328266 0,981505 0,980742 1,00078 0,373567
X2 0,007572 0,400293 0,020314 1,073840 0,01892 0,985813
X3 0,804027 0,221011 0,891011 0,244921 3,63795 0,022005
X4 0,041096 0,226765 0,009271 0,051159 0,18123 0,865001
X5
-0,066654 0,188713
-0,031838 0,090141
-0,35320 0,741765
Источник: рассчитано авторами согласно данным Национального статистического комитета КР
Так же следует обратить внимание на представленный ниже рисунок 1, характеризующий распределения регрессионных остатков, для более точного вывода о значимости модели. Точки, соответствующие значением регрессионных остатков расположены вдоль теоретической прямой, что говорит о значимости модели и наблюдаются лишь малые отклонения.
Рис.1. Распределения регрессионных остатков [построен авторами]
Большая часть факторных признаков имеет малый уровень значимости, что является последствием мультиколлинеарности. Для этого в таблице 8, проверим связь наших факторных переменных и оценим их взаимосвязь, построим корреляционную матрицу и регрессионные уравнения с указанными факторами.
Таблица 7. Оценка матрицы парных коэффициентов корреляции
Variable Correlations (МСБ т Workbook1)
X1 X2 X3 X4
X1 1,000000 0,883150 0,418649 0,310121
X2 0,883150 1,000000 0,395719 0,545181
X5 Y
0,173620 0,672986 0,225805 0,623229
X3 0,418649 0,395719 1,000000 -0,123833 0,549934 0,902814
X4 0,310121 0,545181 -0,123833 1,000000 0,237593 0,031704
X5 0,173620 0,225805 0,549934 0,237593 1,000000 0,444020
Y 0,672986 0,623229 0,902814 0,031704 0,444020 1,000000
Источник: рассчитано авторами согласно данным Национального статистического комитета КР
Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что наблюдается тесная взаимосвязь факторных значений. Перейдем к устранению мультиколлинеарности для более точных выводов о факторах, влияющих на наш регрессор.
Путем последовательного включения факторных переменных и их перебора с целью получения наибольшего коэффициента детерминации была получена модель, представленная в таблице 10, состоящая из двух признаков, Х1 и Х2, которые оказывают на наш регрессор Y наибольшее влияние. Из указанной модели можно сделать вывод, что для роста объема розничной и оптовой торговли важен рост количества субъектов МСБ и объема валовой добавленной стоимости.
Таблица 8. Оценка коэффициентов уравнения регрессии
N=10 Regression Summary for Dependent Variable: Y (МСБ in Workbook1) R= ,95948405 R?= ,92060963 Adjusted R?= ,89792667 F(2,7)=40,586 p
b* Std.Err. of b* b Std.Err. of b t(7) p-value
Intercept -0,924323 0,331545 -2,78792 0,026989
X3 0,753055 0,117268 0,834525 0,129954 6,42168 0,000360
X1 0,357720 0,117268 1,068742 0,350354 3,05046 0,018571
Источник: рассчитано авторами согласно данным Национального статистического комитета КР
Все факторные признаки являются значимыми и оказывают существенное влияние на модель, сделаем вывод о регрессионном уравнении, которое можно представить в следующем виде:
Из данного уравнения следует, что при повышении количества субъектов малого и среднего предпринимательства объем розничной и оптовой торговли повысится в 0,834 раза, а при повышении объема валовой добавленной стоимости объем розничной и оптовой торговли также возрастет. Из этого можно сделать вывод о сильной взаимосвязи МСБ и
потребительского рынка, так как количество и объем добавленной стоимости являются основными факторами, влияющими на наш регрессор, а их повышение положительно сказывается на росте объема оптовой и розничной торговли товарами и услугами.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что МСП Кыргызской Республики набирает стабильные обороты в своем развитии. За временной период с 2014 по 2019 годы, увеличились показатели, характеризующие численность индивидуальных предпринимателей Кыргызстана, в том числе, было зафиксировано увеличение объемов отечественного производства и стабильный рост выручки от реализации товаров и услуг. Важно подметить тот факт, что вышеперечисленные показатели растут не во всех регионах Кыргызстана. Численность индивидуальных предпринимателей в Таласской и Нарынской областях ежегодно демонстрируют устойчивый спад, причем зарплата сотрудников, работающих в рассматриваемом секторе, ниже уровня среднемесячной заработной платы по стране.
Регионы в республике имеют разные этапы и темпы развития в отношении МСП, это обозначает, что существуют регионы, которые значительно отстают по ряду показателей. Но, несмотря на неравномерное развитие регионов, количество предприятий МСП в Кыргызстане растет достаточно большими темпами, что содействует внедрению инновационных производств, разработке новых товаров, удовлетворению покупательского спроса на потребительском рынке и формированию конкурентной среды.[5] И для дальнейшего успешного развития МСП необходимо усиление государственной поддержки и развития внутригрупповых взаимодействий МСП на основе отраслевых кластеров.
На основе мирового эмпирического опыта, в условиях сложившейся конъюнктуры, развитые формы МСП представляют собой наиболее ключевой аспект, имеющий свое прямое или косвенное влияние на рост и развитие национальной экономики страны, на увеличение ряда показателей благосостояния населения государства, а также, совокупного социально-экономического благосостояния страны. На примере вышеперечисленного, основываясь на мировой опыт, Кыргызстан, как и любая другая страна в системе нынешнего мирового хозяйства, нуждается в качественном и эффективном развитии в отношении малого и среднего бизнеса.
Нужно подметить тот факт, что в рамках нашей страны существует проблематика в отношении функционирования МСП. В число ключевых проблем можно отнести проблемы, связанные с рекламой, менеджментом, современными технологиями и формировании рыночной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Часто из-за ошибок, допущенных индивидуальными отечественными предпринимателями и их менеджерами, формируются сложности в функционировании субъектов МСП в стране.
Детально проанализируем причинно-следственную связь в отношении указанных ключевых проблем. Вопросы проведения качественной рекламной политики со стороны маркетинговых отделов, в первую очередь заключаются в недолжном подходе в изучении сегментации рынка; проведении слабой рекламной кампании; ограниченного временного спроса товара, связанного с характерной товару, либо услуге - сезонности; в плохом проведении оценивания в отношении потенциального объема продаж и долевой сегментации рынка. Существуют иные проблемы в сфере маркетинга МСП, которые заключаются в правильном понимании существующих возможностей маркетинговых инструментов, применении современных рекламных технологий и проведении рекламной политики.
Относительно недавно под большим вопросом стояло применение субъектами МСБ устаревших и изношенных технологий, в связи с тем, что отдельные компании не доверчиво относились к модернизированным и инновационным технологиям, другие организации просто не имели возможности в их приобретении. В том числе важно подметить как одну из причин ограниченного применения современных технологий в рамках Кыргызской Республики - объективная отсталость в промышленной сфере.
На сегодняшний день, данный вопрос был снят с острой повестки дня. Для начала потому, что покупка современных технологий производится за счет собственного капитала предпринимателя, либо за счет привлечения заемных средств, так как в сложившейся экономической конъюнктуре, бизнес-сектор без использования новейших технологий не может выдержать рыночную конкуренцию.
Кыргызстану важно постепенно сокращать технологическое отставание от экономически развитых государств, исходя из того, что непосредственно с помощью использования технологий обеспечивается конкурентоспособность бизнес-сектора, рассматривая конкурентоспособное положение как в рамках внутреннего рынка, так и на международном рынке. [7, с.37]
Кыргызская Республика обладает достаточно значительным потенциалом развития в швейной отрасли. Проблема стабильного развития и увеличения темпов роста связано с тем, что в значительной мере, денный сектор использует устаревшие технологии, изношенное оборудование, сезонность в отношении заготовки сырья, все перечисленное в совокупности создает барьеры, мешающие свободно конкурировать на международном рынке.
Важное направление представляет собой — модернизация налоговых взаимоотношений. В последние годы существуют достаточно эффективные примеры работы в данном направлении, в том числе, в правовой документации, которая была принята и утверждена. Но, несмотря на это необходимо предусмотреть предоставление ряда налоговых преференций, в рамках осуществления государственной поддержки отечественным предприятиям МСБ:
• предоставление налоговых льгот отечественным авиапредприятиям, осуществляющим грузовые и пассажирские перевозки внутри страны;
• снижение НДС на 75% организациям и предприятиям, предоставляющим услуги в области общественного питания и пищевой промышленности занимающимися переработкой продукции произведенной отечественными сельхозпроизводителями;
• предприятиям занимающимся ввозом сырья, кормовых добавок, витаминов и других составляющих применяемых в изготовлении кормов для крупного и мелкого рогатого скота, рыбы, птицы и домашних питомцев;
• осуществляющих деятельность по организации и продвижению «стартапов» в области информационно-коммуникационных технологий, за счет обеспечения вычетов по налогу на прибыль;
• медицинские организации, функционирующие в системе Единого плательщика освободить от взноса по НДС и налога с продаж;
• инновационно-производственным, рекреационно-туристическим предприятиям, функционирующим в свободных экономических зонах.
Причем, по нашему мнению, главное направление государственной поддержки на сегодняшний день заключается в оказании помощи по развитию внешнеэкономической деятельности. В данном случае важно выделить следующие мероприятия, которые необходимо проводить:
• совершенствование отечественного производства, ведущее к увеличению уровня конкурентоспособности отечественных товарных наименований на международном рынке;
• процессы восстановления и перспективного развития в отношении экспортного потенциала республики;
• применение зарубежных кредитов для современного технологического оснащения;
• улучшение торгового баланса т.е. соотношения экспорта с импортом, особенно на потребительском рынке, что приведет в дальнейшем к стабильному обеспечению должного уровня экономической безопасности республики.
• повышение показателей по численности торгово-логистических центров в стране, относящихся отрасли сельского хозяйства, составными частями которых являются исследования, проводимые в лабораториях, хранение, переработка, сортировка, торговые площадки и т.п.;
• важной частью данной политики должна стать защита отечественного внутреннего рынка, за счет использования действующего механизма технического регулирования и модернизации экономической политики по тарифным ограничениям импортной продукции.
Исходя из проведенного анализа, можно выделить три наиболее главных направления для субъектов индивидуальных предпринимателей страны. Во-первых, это важность финансовой поддержки, в том числе, долгосрочные льготные средства. Во-вторых, это предоставление определенных налоговых льгот. В-
третьих, сформировать траекторию направления развития индивидуальным предпринимателям в регионах страны. Третий аспект исходит из нехватки информированности среди индивидуальных предпринимателей отдельных регионов республики, в случае возникновения тех или иных проблем у хозяйствующего субъекта.
В дополнение к вышеперечисленному, помимо среднесрочных мероприятий, направленных на устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства, правительству важно своевременно давать эффективную оценку и реакцию на современные вызовы, складывающиеся перед обществом, имеющим свое негативное влияние на национальную экономику, в частности, на конъюнктуру и на общее состояние бизнес-сектора в стране. В 2020 году перед человечеством возникло новое серьезное испытание в лице мировой эпидемии, пандемии COVID-19. В частности, Кыргызская Республика столкнулась с большими отрицательными последствиями пандемии. Негативные последствия от коронавирусной инфекции для национальной экономики страны тяжело экономически оценить на сегодняшний день, а также предсказать развитие дальнейших событий, но, можно выделить следующие макроэкономические риски:
• сокращения среди спроса населения и предложения, зарождение проблем относительно торговли со стратегическими партнерами республики;
• сокращение отечественного спроса в связи с замедлением экономической активности, связанной с притоком инвестиций и уменьшением финансовых переводов со стороны мигрантов, работающих в России и дальнем зарубежье;
• замедленное развитие национальной экономики, из чего следует уменьшение в сфере деловой активности и доходов домашних хозяйств, в том числе и отсутствие внутреннего инвестирования для обеспечения устойчивого экономического роста.
В Кыргызской Республике МСП набирает обороты в эффективном и качественном развитии, занимая ключевую позицию в рамках социально-экономической жизни страны. [7, с.36] Хотя, на сегодняшний день, можно выделить основную проблематику, формирующую барьеры в полном раскрытии всех существующих возможностей среди малого и среднего предпринимательства. Для урегулирования многих существующих проблем, стоящим перед МСП, важно опираться на эмпирических опыт стран с развитыми экономиками, и на их примере, нужно увеличить поддержку хозяйствующих субъектов бизнес-сектора за счет государства. Направление МСП обладает эффективным качеством, характерным бизнес-среде, которое заключается в быстрой и эффективной адаптации к постоянно меняющимся условиям рынка. Малое и среднее предпринимательство также обладает социальной ориентированностью и формированием новых дополнительных рабочих мест. Исходя из этого, государству важно продолжать поэтапную работу, направленную на стимулирование МСБ в отношении конкурентоспособности. Для формирования должной политики в данном
направлении, важно изучать, анализировать накопленный опыт более развитых стран, в частности по вопросу предоставления государственной поддержки бизнес сектору страны.
Значительный вклад бизнес-сектор вносит в создание конкурентоспособной среды отечественного производства, что на примере высокомонополизированной национальной экономики является наиболее важным аспектом. Малый бизнес характеризуется своей антимонопольной направленностью, что имеет свое проявление в разных аспектах функционирования. [9, а65] Во-первых, за счет большого количества составных частей и их высокой динамики, он в меньшей мере может поддаваться процессу монополизации, относительно крупных компаний. Во-вторых, в условиях узкой специализации и применении современных технологий, малый бизнес представляет собой серьезного конкурента, который имеет возможность подрывать монопольные роли действующих в стране крупных организаций. Малый и средний бизнес, в силу собственных возможностей принимает участие в прорыве по множеству ключевых направление научно-технического прогресса, в первую очередь, в таких областях, как например электроника, кибернетика, информационные технологии. Потребительский рынок должен способствовать развитию национальной экономики, исходя из того, что сельское хозяйство, а также промышленная переработка сельхоз продукции, которая представляет собой первичную фундаментальную основу национальной экономики страны, имеет свою нацеленность на отечественные потребительские рынки.
Для того чтобы выйти из экономического кризиса, важно направить кыргызстанских предпринимателей на отечественный рынок. Внутренний рынок должен стать локомотивом для того, чтобы оживить и поднять сельское хозяйство страны, особенно пищевую и легкую промышленность, в том числе и строительный сектор, сектор машиностроения, транспорта, торговли, сферы туризма и т.п. Важно обозначить, что продвижение на рассматриваемом рынке может обойтись без инвестиционного капитала в крупных объемах, направленных в производство. Вполне возможно создать поступательное развитие с относительно небольшим капиталом при эффективной и быстрой оборачиваемости, с учетом наличия стабильного потребительского спроса на продовольственную продукцию, а также на товары, пользующиеся широким спросом среди населения страны.
Заключение
В заключение проведенного исследования важно выделить то, что значительный вклад в развитие отечественного национального потребительского рынка, может внести малое и среднее предпринимательство, за счет своевременного оперативного реагирования в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры. Малый и средний бизнес, непосредственно мобилизует финансовые и производственные ресурсы имеющиеся в распоряжении населения, в число которых входят также и трудовые и сырьевые ресурсы, которые бы не применялись
в производстве в его отсутствии. Данная характеристика МСП приобретает важную значение в силу индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического процесса, расширения выпускаемых товарных номенклатур и видов предоставляемых услуг, а также более полное удовлетворение потребностей населения.
Список литературы
1. Винокурова, Н.А., Комарова, К.А. Семья как фактор склонности к предпринимательству // Креативная экономика - Том 15. Номер 12 (Декабрь) 2021. С. 49-61.
2. Григорьева, В.В., Аверин, А.В. Повышение качества государственных услуг в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на примере города Москвы. Монография. М., 2019. C.24
3. Дробот, Е.В., Вартанова, М.Л. Сравнительные результаты обеспечения продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза в условиях импортозамещения// Креативная экономика - Том 8. Номер 4 (Октябрь-декабрь) 2018. С.629-638.
4. Закон КР «О государственной поддержке малого предпринимательства» (от 25 мая 2007 года № 73).
5. Иванов, В.В., Малинецкий, ГГ. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. - 2017. — №12 (230).
6. Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике. 2014-2018 Б.: НСК, 2019. Стр.13-16.
7. Савин, В.Е. Рынок труда в условиях формирующегося информационного общества / В.Е. Савин, Н.Ж. Кошокова, Н.К. Джакубов // Вестник КРСУ. 2021. Т. 21. № 3. С. 34-42.
8. Семенов, М.С. Малый и средний бизнес как фактор городского благоустройства. Сборник трудов конференции. Казанский федеральный университет. Казань, 2019. Стр.504-508.
9. Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки индивидуального предпринимательства. Монография. Авторский коллектив. Нижний Новгород, 2018. Стр.63-70.
10. Фынчина, Х.А. Индивидуальное предпринимательство в Кыргызстане в условиях ЕАЭС. Вестник КЭУ им. М. Рыскулбекова, №2 (47) 2019. Стр.135-139.
11. Linan, F., Santos, Fernandez, J. The infiuence of perceptions on potential entrepreneurs // Internetional entrepreneurship and Management Journal. - 2011. — №3. - p.373390. - doi:10.1007\s11365-011-0199-7.
Bibliography
1. Vinokurova, N.A., Komarova, K.A. Family as a Factor of Propensity to Entrepreneurship [Sem'ya kak faktor sklonnosti k predprinimatel'stvu] // Creative Economy - Volume 15. Number 12 (December) 2021. P. 49-61.
2. Grigoryeva, V.V., Averin, A.V. Improving the quality of public services in the field of support and development of small and medium-sized businesses on the example of the city of Moscow [Povysheniye kachestva gosudarstvennykh uslug v sfere podderzhki i razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva na primere goroda Moskvy]. Monograph. M., 2019. C.24
3. Drobot, E.V., Vartanova, M.L. Comparative results of ensuring food security of the countries of the Eurasian Economic Union in the context of import substitution [Sravnitel'nyye rezul'taty obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti stran Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh importozameshcheniya] // Creative Economy — Volume 8. Number 4 (October-December) 2018. P.629-638.
4. Law of the Kyrgyz Republic "On State Support of Small Business" [O gosudarstvennoy podderzhke malogo predprinimatel'stva] (dated May 25, 2007 No. 73).
5. Ivanov, V.V., Malinetsky, G.G. Digital economy: from theory to practice [Tsifrovaya ekonomika: ot teorii k praktike] // Innovations. — 2017. — No. 12 (230).
6. Small and medium business in the Kyrgyz Republic. 2014-2018 B.: NSC, 2019. P. 13-16.
7. Savin, V.E. The labor market in the conditions of the emerging information society [Rynok truda v usloviyakh formiruyushchegosya informatsionnogo obshchestva]/ V.E. Savin, N.Zh. Koshokova, N.K. Dzhakubov // Vestnik KRSU. 2021. V. 21. No. 3. S. 34-42.
8. Semenov, M.S. Small and medium business as a factor in urban improvement [Malyy i sredniy biznes kak faktor gorodskogo blagoustroystva]. Conference Proceedings. Kazan Federal University. Kazan, 2019. Pp.504-508.
9. Strategic development of small business and forms of support for individual entrepreneurship [Strategicheskoye razvitiye malogo biznesa i formy podderzhki individual'nogo predprinimatel'stva]. Monograph. Author's team. Nizhny Novgorod, 2018. Pp.63-70.
10. Fynchina, Kh.A. Individual entrepreneurship in Kyrgyzstan in the context of the EAEU [Individual'noye predprinimatel'stvo v Kyrgyzstane v usloviyakh YEAES]. Bulletin of KEU im. M. Ryskulbekova, No. 2 (47) 2019. Pp.135-139.
11. Linan, F., Santos, Fernandez, J. The infiuence of perceptions on potential entrepreneurs [The infiuence of perceptions on potential entrepreneurs] // Internetional entrepreneurship and Management Journal. — 2011. — No. 3. -p.373390. - doi:10.1007\s11365-011-0199-7.