Научная статья на тему 'Информационные технологии как фактор повышения конкурентноспособности предприятий малого и среднего бизнеса'

Информационные технологии как фактор повышения конкурентноспособности предприятий малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1466
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / SCIENTIFIC-AND-TECHNOLOGICAL ADVANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблев Андрей Юрьевич, Бобкин Роман Евгеньевич

Значительная роль в развитии сферы предпринимательства, ее основных функций отводится малым и средним предприятиям. Посредством их создания возможно решение проблемы рабочих мест, а также внедрение определенного количества достижений научно-технического прогресса в производственный процесс. Малый и средний бизнес является незаменимым и самостоятельным элементом рыночной экономики, роль которого очень важна для общества. Благодаря ему создается благоприятная среда для развития здоровой конкуренции, стимулируется внедрение современных технологий. В России следует сокращать инновационное и технологическое отставание от развитых экономик других стран, совершенствовать административную среду, стремится к доступности и надежности финансирования малого и среднего предпринимательства, развивать инфраструктуру, сервисную составляющую. Реализация данного вектора определяется использованием информационных технологий. Информационные технологии обеспечивают конкурентоспособность представителя малого и среднего бизнеса как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Практика применения информационных технологий в малом и среднем бизнесе показывает, что ИT-технологии широко используются в строительстве, торговле, логистике, в управлении персоналом, но спектр отраслей для использования ИТ не ограничен, что обеспечивает определенную перспективность данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кораблев Андрей Юрьевич, Бобкин Роман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF IMPROVEMENT COMPETITIVENESS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTERPRISES

A significant role in the development of entrepreneurship, its main functions is assigned to small and medium-sized enterprises. Through their creation, it is possible to solve the problem of jobs, as well as the introduction of a certain number of achievements of scientific and technological progress in the industrial process. Small and medium business is an indispensable and independent element of a market economy whose role is very important for society. It consolidates a favorable environment for the development of healthy competition and stimulates the introduction of modern technologies. In Russia, it is necessary to reduce the innovation and technological backlog from the developed economies of other countries, improve the administrative environment, strive for accessibility and reliability of financing small and medium-sized enterprises, develop infrastructure, service component. The implementation of this vector is determined by the use of information technology. Information technologies ensure the competitiveness of a representative of small and medium-sized businesses both in the domestic and foreign markets. The practice of applying information technologies in small and medium-sized businesses shows that IT technologies are widely used in construction, trade, logistics and personnel management, but the range of industries for IT use is not limited, which provides a certain promise of this direction

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как фактор повышения конкурентноспособности предприятий малого и среднего бизнеса»

Korablev Andrey Yurievich, Bobkin Roman Evgenievich INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR ...

economic sceinces

УДК 338.22

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

© 2018

Кораблев Андрей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и бизнес» Бобкин Роман Евгеньевич, магистр Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (105005, Россия, Москва, улица 2-я Бауманская, 5, e-mail: romab9@yandex.ru)

Аннотация. Значительная роль в развитии сферы предпринимательства, ее основных функций отводится малым и средним предприятиям. Посредством их создания возможно решение проблемы рабочих мест, а также внедрение определенного количества достижений научно-технического прогресса в производственный процесс. Малый и средний бизнес является незаменимым и самостоятельным элементом рыночной экономики, роль которого очень важна для общества. Благодаря ему создается благоприятная среда для развития здоровой конкуренции, стимулируется внедрение современных технологий. В России следует сокращать инновационное и технологическое отставание от развитых экономик других стран, совершенствовать административную среду, стремится к доступности и надежности финансирования малого и среднего предпринимательства, развивать инфраструктуру, сервисную составляющую. Реализация данного вектора определяется использованием информационных технологий. Информационные технологии обеспечивают конкурентоспособность представителя малого и среднего бизнеса как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Практика применения информационных технологий в малом и среднем бизнесе показывает, что ИГ-технологии широко используются в строительстве, торговле, логистике, в управлении персоналом, но спектр отраслей для использования ИТ не ограничен, что обеспечивает определенную перспективность данного направления.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательская деятельность, потребитель, информационные технологии, научно-технический прогресс, конкурентоспособность, развитие бизнеса, экономическая деятельность, рыночная экономика.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF IMPROVEMENT COMPETITIVENESS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ENTERPRISES

© 2018

Korablev Andrey Yurievich, candidate of economic sciences, the associate professor at the department of economics and business

Bobkin Roman Evgenievich, master Bauman Moscow State Technical University (105005, Russia, Moscow, 2-ya Baumanskaya street, 5, e-mail: romab9@yandex.ru)

Abstract. A significant role in the development of entrepreneurship, its main functions is assigned to small and medium-sized enterprises. Through their creation, it is possible to solve the problem of jobs, as well as the introduction of a certain number of achievements of scientific and technological progress in the industrial process. Small and medium business is an indispensable and independent element of a market economy whose role is very important for society. It consolidates a favorable environment for the development of healthy competition and stimulates the introduction of modern technologies. In Russia, it is necessary to reduce the innovation and technological backlog from the developed economies of other countries, improve the administrative environment, strive for accessibility and reliability of financing small and medium-sized enterprises, develop infrastructure, service component. The implementation of this vector is determined by the use of information technology. Information technologies ensure the competitiveness of a representative of small and medium-sized businesses both in the domestic and foreign markets. The practice of applying information technologies in small and medium-sized businesses shows that IT technologies are widely used in construction, trade, logistics and personnel management, but the range of industries for IT use is not limited, which provides a certain promise of this direction.

Keywords: small and medium business, entrepreneurial activity, consumer, information technology, scientific-and-technological advance, competitiveness, business development, economic activity, market economy.

Среди совокупности форм предприятий, которые подразделяются по количественным критериям (на большие, средние и малые), значительная роль в развитии сферы предпринимательства, ее основных функций отводится малым и средним предприятиям (МСП).

Посредством их создания возможно решение проблемы рабочих мест, а также внедрение определенного количества достижений научно-технического прогресса в производственный процесс.

Развитие данного сегмента нельзя рассматривать в качестве самоцели. Следует рассматривать данный феномен в качестве определенного инструментария, при умелом применении которого привлекается экономически-активное население.

Параллельно привлечению происходит минимизация социальных проблем для граждан того или иного государства. Кроме того, МСП является ключевым звеном в рыночной экономике. Предпринимательская деятельность ориентирована на конечного потребителя и устремляется в те сферы хозяйственной деятельности, где спрос превышает предложение. Одновременно

оставляя те сферы, в которых снижаются запросы рынка. Таким образом, происходит формирование и поддержка оптимальных хозяйственных пропорций.

Как незаменимый и самостоятельный элемент рыночной экономики МСП способствует структурному перестроению экономики, укреплению экономик регионов, способствует увеличению общих объемов производства ироничного товарооборота.

МСП создает благоприятную среду для развития здоровой конкуренции на рынке, обеспечивает занятость существенной доли населения, стимулирует внедрение современных технологий.

Роль и место МСП можно определить следующими образом: это особый тип деятельности в сфере предпринимательства, который формируется на базе средне товарного и мелкотоварного производства, характеризуется высокой динамичностью, мобильностью и гибкостью [1, с.15].

Таким образом, МСП является одним из ключевых секторов рыночной экономики практически любого развитого или развивающегося государства. Однако общая экономическая и социальная роль МСП возможна

экономические науки

Кораблев Андрей Юрьевич, Бобкин Роман Евгеньевич ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ...

лишь при условии всесторонней поддержки данного сектора экономики государством.

В качестве примера можно рассмотреть опыт европейских государств. К малому и среднему бизнесу в ЕС относится до 90% от общего количества предприятий; 60% добавленной стоимости и общего оборота; 80% всего занятого населения. Доля МСП в ВВП стран Евросоюза достигает 67%.

В США в рассматриваемом сегменте занято 54%, которые обеспечивают 35% чистого дохода, а доля малого и среднего предпринимательства в ВВП США составляет 52%. В секторе МСП в США за последнее десятилетие создано порядка 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест.

Относительно показателей МСП в Китае свидетельствует нижеприведенный рисунок 1. По отношению к 2000 году, в котором количество МСП составляло всего 155 тыс. ед. показатель количества субъектов МСП вырос в 45 раз, то есть средний ежегодный прирост субъектов МСП составил порядка 410 тыс. предприятий.

ным давлением.

Рассматривая отраслевую структуру сектора МСП в России (таблица 1), следует отметить, что по мере роста предприятия его специализация меняется в сторону более сложных видов деятельности с более высокой добавленной стоимостью.

Так, основная часть малых и микропредприятий (юридических лиц) осуществляет деятельность в сфере торговли и услуг (около 38,8% и 20,4%, соответственно).

Средние предприятия (юридические лица) тоже специализируются на оптовой и розничной торговле, но наблюдается и весомый процент предприятий, которые осуществляют свою деятельность в обрабатывающем производстве (24,6% средних предприятий).

Таблица 1 - Доля предприятий МСП по отраслям экономической деятельности на начало 2017 года, %

Отрасль экономической деятельности Малый бизнес Средний бизнес

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 20,4% 9,4%

Транспорт и связь 6,8% 4,4%

Оптовая и розничная торговля; Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 38,8% 26,6%

Строительство 11,9% 11,0%

Обрабатывающие производства 9,5% 24,6%

Добыча полезных ископаемых; Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,0% 1,6%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство 2,9% 16,8%

Другие виды деятельности 8,7% 5,6%

Рисунок 1 - Основные показатели МСП в Китае

Исходя из представленных показателей МСП в экономиках разных стран, можно отметить, роль малого и среднего бизнесов очень важна для общества, так как они выступают субъектами, обеспечивающими занятость и более равномерное распределение богатства в обществе.

Большое предприятие с более чем 500 работниками может обеспечить стабильную заработную плату своим сотрудникам, но большая часть доходов останется в карманах руководителей.

И наоборот, 100 малых предприятий с 5 работниками в каждом будет работать с существенно меньшей дифференциацией заработных плат руководителя и рядового работника, при этом предоставит более разнообразный спектр товаров, обеспечит лучшую конкурентоспособность.

Если рассматривать МСП в России, то по состоянию на 10.03.17 зарегистрировано 5978335 субъектов малого и среднего предпринимательства, причем их распространение на территории Российской Федерации неравномерно.

Сектор МСП в России в большей мере формируется за счет микропредприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Наблюдается рост микропредприятий с 2012 по 2017 годы на 46,5% и рост ИП за тот же период на 16,9%. Количество предприятий среднего бизнеса в стране практически не растет, что связывают с резким ростом рисков и налогового бремени на предприятие при перерастании порога малого бизнеса. К тому же, отмечается рост занятости в неформальном секторе в связи со сложными процедурами госрегулирования и административ-

Из таблицы 1, следует, что сегментация деятельности МСП в Российской Федерации не достаточна. Для решение этого вопроса, возможно требуется:

- выделение из сегмента «других видов деятельности»: отрасли туризма, складские услуги, отрасли информационных технологий, финансы и страхование и т.д.,

- упрощение процедур госрегулирования и административного давления;

- изменение институтов, обеспечивающих эффективный кредитный механизм;

- подготовка специализированных кадров;

- создание надежной правовой защиты предпринимательства;

- формировании доступности к источникам экономической и правовой информации;

- совершенствование имеющихся в стране технопарков.

Таким образом, данный вектор будет способствовать развитию конкурентоспособности и оздоровлению МСБ [3, с.204].

По М.Портеру факторы конкурентоспособности можно разделить на несколько типов, а именно на основные и развитые. К основным факторам следует относить природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, дебетный капитал, полуквалифицированная и неквалифицированная рабочая сила [4, с.39]..

Деление факторов на первую и вторую группу, по мнению большинства исследователей, весьма условно. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются незначительные частные и государственные инвестиции [5, с.42].

Как правило, преимущество, которое создается ими, нестойко, а прибыль от использования незначительна. Главенствующее значение они имеют для добывающих

Korablev Andrey Yurievich, Bobkin Roman Evgenievich INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR ...

economic sceinces

отраслей, отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством, и отраслей, применяющих в основном стандартизированную технологию и малоквалифицированную рабочую силу [6, с.360].

Обратим внимание на показатели конкурентоспособности МСБ России в сравнении с другими странами (рисунок 2).

Как утверждают эксперты Всемирного экономического форума, на конкурентоспособность России в 2017 году повлияли следующие факторы: снижение цен на нефть, высокая инфляция и закрытие международных финансовых рынков для многих российских предприятий.

Как утверждает российский математик, писатель, педагог, заслуженный профессор МГУ и член Московского математического общества Владимир Тихомиров, рейтинг составлялся по данным прошлого года, когда инфляция была 12,9%, если инфляция снизится в 2 раза, то и показатель будет выше.

Рисунок 2 - Рейтинг конкурентоспособности МСП России по отношению к другим странам

Исходя из результатов исследования, видно, что жесткую позицию, по сравнению с прошлым годом, удерживают Швейцария, Сингапур и США, когда Казахстан и Бразилия только ухудшили свои показатели. У России в целом, бизнес-климат улучшился: предприниматели чувствуют себя не так плохо, как ожидалось. Но все же есть с кого брать пример, скажем с Индии.

Другим наглядным примером относительно факторов конкурентоспособности и перспектив развития предпринимательского климата в России, является исследование под руководством директора экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова.

Опрос группы экспертов состоял из 92 человек, которые ведут свою профессиональную деятельность в сфере бизнеса, науки и академической работы, государственной службы (таблица 2).

Таблица 2 - Важные аспекты устройства бизнес-сферы в России

Доступность кадровых ресурсов 33%

Доступность инфраструктуры 38%

Технологический потенциал 39%

Инвестиционный потенциал 41%

Возможность сбыта продукции 49%

Доступность финансирования 67%

Совершенствование административной среды 73%

Большинство экспертов отмечают острую необ-

ходимость в совершенствовании административной среды, доступности и надежности финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ). Помимо прочего, России, как и другим евразийским экономикам, следует сокращать инновационное и технологическое отставание от развитых экономик, развивать инфраструктуру и сервисную составляющую.

Предпринимателями в настоящее время выделяется еще один неразвитый фактор конкурентоспособности: информационные технологии [7, c.135-139].

Следует предположить, что в ряде областей информационные технологии могут являться решающим фактором конкурентоспособности, так как позволяют моментально передавать информацию на большие расстояния, охватывать значительную аудиторию, управлять и даже прогнозировать ситуацию на рынке [8, c.60].

Рассмотрим практику применения инфор-мационных технологий в связи с бизнес-процессами на предприятии МСП.

Примером активного применения ИT-технологий в МСБ служит строительство. Достаточно широко используется в России ПО для проектировщиков (AutoCAD, Allplan), которые постоянно развиваются и модернизируются, исходя из потребностей соответствующего рынка и современного проектирования в целом.

Современные возможности обработки данных позволяют максимально реализовывать идеи планировщиков и архитекторов, которые являются представителями МСБ и превращать их в реальные модели [9, c.134-136]. Кроме того, современное ПО позволяет автоматизировать создание чертежей, а также с помощью модулей перевести будущие строительные объекты с языка чертежей в конкретные объемы материалов, необходимых для возведения зданий и сооружений.

Существует мно-жество программ («строительные калькуляторы»), которые позволяют выполнять расчеты по потреблению и затратам материалов, услуг и работ по тем по кон-кретным направлениям строительно-архитектурных работ, что для МСБ весьма перспективно, так как поз-воляет извлекать максимальную прибыль, не прибегая к найму дополнительных штатных единиц персонала [10, c.44-47].

Так в последнее время особую популярность набирает применение 3D принтеров в бизнесе. С их помощью происходит упрощение рутинного труда профессионала в любой области. 3D принтеры позволяют производить довольно сложные, многоуровневые фигуры, которые невозможно произвести другим способом или производство которых другими методами займет много времени и будет стоить гораздо дороже.

Это касается в первую очередь производства прототипов, штучных и малотиражных товаров.

При этом стоимость данного высокотехнологичного инструмента и его размеры постоянно снижаются, что позволяет использовать принтеры даже в домашних условиях или в условиях маленьких офисов.

Использование ИТ в торговле следует относить к наиболее распространенным направлениям в Российской Федерации, учитывая достаточно внушительные размеры современных супермаркетов, а также складских помещений.

Каждый пятый производственный малый и средний бизнес сталкивается с проблемой при поиске офисных помещений. Кроме того, опрошенные пред-ставители бизнеса жалуются на слишком высокие тарифы на электроэнергию, что «существенно ограничивает развитие бизнеса» (20%).

Использование ИТ технологий в данном аспекте приобретает черты крайней необ-ходимости, а разработка систем автоматизации подразумевает использование высокоэффективного современного

экономические науки

Кораблев Андрей Юрьевич, Бобкин Роман Евгеньевич

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ...

оборудования: POS-терминалов, сканеров штрих-кода, терминалы по сбору данных (ТСД), принтеры печати этикеток и т.д. [11, с.80-86].

Возможно также расширение функциональности терминала сбора данных за счет установки дополнительного ПО. Собранные данные ТСД могут передаваться в объединенную информационную систему посредством доступа через точку Wi-Fi, проводное или радио-соединение, что позволяет существенно экономить время [12, с.381-386].

Не менее важным аспектом является использование информационных технологий в логистике.

В частности, для организации работы основных цепочек по перемещению товаров требуется оперативный обмен информацией между всеми частниками процесса [7, с.136].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях обеспечения требуемой эффективности транспортных операций и качества обслуживания в деятельности могут быть использованы информационные системы и программные комплексы, которые направлены на анализ, планирование и последующую поддержку принятия конкретных коммерческих решений, которые возникают в деятельности практически любого субъекта МСП.

Для транспортной логистики наиболее подходит понятие «технологии организации товародвижения в условиях технически конкурентного рынка транспортных услуг».

Как видно из анализа, МСП - это незаменимый и самостоятельный элемент рыночной экономики, роль малого и средних бизнесов очень важна для общества.

В стране создается благоприятная среда для развития здоровой конкуренции, обеспечивается занятость существенной доли населения, стимулируется внедрение современных технологий.

В России, следует сокращать инновационное и технологическое отставание от развитых экономик других стран, совершенствовать административную среду, стремится к доступности и надежности финансирования МСП, развивать инфраструктуру, сервисную составляющую.

Реализация данного вектора определяется использованием информационных технологий. Именно благодаря информационным технологиям обеспечивается конкурентоспособность представителя МСП как на отечественном, так и на зарубежном рынках.

Исходя из представленной практики применения информационных технологий в малом и среднем бизнесе, видно, что, ИТ-технологии широко используются в строительстве, торговле, логистике, в управлении персоналом, но спектр отраслей для использования ИТ не ограничен, что обеспечивает определенную перспективность данного направления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бекирова С.З., Данелия И.Е. Развитие предпринимательского потенциала как фактора конкурентоспособности малого и среднего бизнеса // В сборнике: Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика сборник статей V международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 14-18.

2. Имашова Ж.Д., Рафихова Р.Е. Зарубежный опыт управления конкурентоспособностью предприятий // Наука и Мир. - 2016. - Т. 2. - № 1 (29). - С. 22-24.

3. Исраилова З.Р., Атамазова А.А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса // В сборнике: Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 203-205.

4. Нуртдинова Э.Э., Харасова А.С. Основные факторы информатизации предпринимательской деятельности //Российское предпринимательство. - 2014. -№ 4 (250). - С. 39-47.

5. Марченков Е.И. Серверная виртуализация

в информационных технологиях для малого и среднего бизнеса // В сборнике: Россия на пути в постиндустриальное общество: прогнозы и реальность Материалы студенческой научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - 2012. - С. 42-43.

6. Зайцева Д.М., Горелкина Т.Г., Алесинская Т.В. Анализ факторов развития малого и среднего бизнеса в России // В сборнике: Прогнозирование инновационного развития национальной экономики в рамках рационального природопользования Материалы Международной научно-практической конференции в 3 ч. - 2015. - С. 359-366.

7. Медведева Д.А. Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса // В сборнике: Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. - 2015. - С. 135-139.

8. Ёлкина В.Н. Становление территориальных бизнес-сообществ как фактор повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - № 2 (10). - С. 59-64.

9. Харцызов А.И. Развития АПК региона как фактор повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса: возможности, инструменты, программы поддержки // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 3. - С. 134-136.

10. Богданова А.А., Деменкова А.О., Киселев А.В. Информационные технологии для малого и среднего бизнеса // В сборнике: Информационные системы и технологии материалы докладов II международной научно-технической заочной конференции «ИСТ-2016». Юго-Западный государственный университет. - 2016. -С. 44-47.

11. Прокопенко Н.Ю. Применение современных информационных технологий и интеллектуальных методов анализа данных для оптимизации логистических процессов предприятий малого и среднего бизнеса // В сборнике: Системный анализ в проектировании и управлении Сборник научных трудов XIX Международной научно-практической конференции. -2015. - С. 80-86.

12. Горбунов Д.В. и др. Управление инновационным процессом развития малого бизнеса в регионе на основе интеллектуального анализа данных (технология BigData) // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 4-2. - С. 381-386

13. Современные информационные технологии в транспортной логистике [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rutvet.ru/in-sovremennye-informacionnye-tehnologii-v-transportnoy-logistike-8490. html

14. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ Росстат. - M., 2015. - С. 14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2015/mal-pred15.pdf

15. Развитие малого и среднего бизнеса. Зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf

16. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rcsme.ru/ ru/statistics

17. How Many Companies Are There in Brazil от 27.06.2014 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://thebrazilbusiness.com/article/how-many-companies-are-there-in-brazil и 700 Service Centers throughout Brazil

18. Конкурентоспособность России почти не растет. [Электронный ресурс] // Режим доступа:https:// www.vedomosti.ru/economics/articles-/2016-/09/-28/658776-konkurentosposobnost-nerastet#/ galleries/140737492945313/normal/1

19. Бизнес-климат России: эксперты ждут позитивных

Korablev Andrey Yurievich, Bobkin Roman Evgenievich economic

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR ... sceinces

тенденций в 2017 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regnum.rU/news/economy/2226743.html

Статья поступила в редакцию 08.01.2018 Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.