Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России'

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России»

А. В. Шаров

к. ю. н., директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства —

необходимое условие модернизации экономики России

Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности на период до 2012 года и ставит перед собой задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства.

Основными стратегическими ориентирами являются: увели-

чение в 1,5 раз числа малых компаний преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота сектора МСП; увеличение в 6 раз числа малых инновационных компаний с 1% до 6%; снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз — с 6% до 1% от оборота.

Формирование адекватной законодательной основы такого развития — один из инструментов государственной политики содействия предпринимательству.

Согласно представленных Росстатом и ФНС России данных,

в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

— 1 374 777 микропредпри-

ятий (в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) с количеством работников до 15 человек и годовым оборотом до 60 млн. рублей;

— 227 744 малых компаний — количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

— 18 012 средних компаний — количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;

— 3 985 350 индивидуальных предпринимателей.

По итогам 2009 года наблюдался прирост сектора МСП на 9,1%, сложившийся, в основном, за

счет роста числа индивидуальных предпринимателей.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, которые составляют по итогам

2009 года 662 462 или 41% от всех юридических лиц (42% — в 2008 году). Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малых компаний (3,5 млн. человек).

Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности — это предоставление услуг, в него вовлечено 290 150 компаний, что составляет 18%. В указанной сфере занято 16% работников, в них занято около 2 млн. человек.

Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний — это строительство. Она насчитывает

ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР СТРАНЫ \

________________________________Е____-г-лс*\\____1

195 961 компанию (12%), которые предоставляют рабочие места для

1,8 млн. работников (14,6%).

На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний находятся обрабатывающие производства — 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).

Такая отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% компаний).

Однако динамика доли компаний, занятых в сфере науки, научных исследований отрицательна. Так, в 2004 году такие компании составляли 2,5% от числа субъектов малого и среднего бизнеса (22,5 тыс. единиц), к 2009 году общее число снизилось до 12,3 тыс. единиц, а доля упала до 0,75%. На таких компаниях трудится 78 400 человек, что составляет лишь 0,65% занятых в секторе.

Необходимо отметить, что около 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.

Наиболее существенно экономический и финансовый кризис отразились на объеме инвестиций в основной капитал малых и средних компаний.

Так, по итогам 2008 года инвестиции составили 976,2 млрд. рублей, а в 2009 году всего 541 млрд. рублей, т.е. снизились в 2 раза.

При этом больше всего сокращение инвестиций составило в секторе средних компаний — в 2,5 раза. И если в 2008 году их доля в объеме инвестиций превышала долю малых компаний на 9%, то в 2009 году отставание составило 44%.

Сложившаяся структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России.

Именно поэтому, определяя основные цели проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», Минэкономразвития России предложило выделить формирование инновационнопроизводственной структуры малого и среднего предпринимательства и повышение вклада малых предприятий в ВВП страны с 21 до 29%, а в занятости населения — до 23%. В качестве основных мер по развитию малого и среднего предпринимательства можно выделить следующие направления.

Снижение административных барьеров

В прошедшем году удалось реализовать ряд законодательных мер, направленных на сокращение административной нагрузки на бизнес. Ключевая из них — принятие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля». С 1 августа 2009 г. стало возможным приступить к осуществлению предпринимательской деятельности без получения различного рода разрешений в органах местного самоуправления (уведомительный порядок).

За период действия данного закона выдано почти 29 тысяч уведомлений, из них: 44% — это розничная торговля, перевозка пассажиров и грузов — 16%, услуги общественного питания и бытовые услуги — по 12%.

В соответствии с указанным законом, с 1 мая 2009 г. проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства возможны только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации. Ограничены сроки проведения плановых проверок: не более 50 часов — для малых компаний и не более 15 часов для микропредприятий. Сокращены и права контрольных органов на проведение плановых проверок предпринимателей: не чаще 1 раза в 3 года.

В 2010 году планируется уведомительный порядок распространить на все сферы, кроме, возможно, лицензируемых сфер деятельности и немногих исключений, прямо поименованных в законе.

Другими инициативами, приведшими к резкому снижению необоснованных проверок бизнеса, стали нормы о сокращении возможностей для внеплановых проверок и необходимости согласования проведения внеплановой проверки малого бизнеса с органами прокуратуры. По данным Генеральной Прокуратуры за 2009 год поступило более 37 тыс. заявлений о проведении внеплановых проверок, из которых согласовано только 19 тыс. То есть почти в 50% случаях проверяющим было отказано. Причем по регионам статистика разная. Например, в Москве количество отказов составило 77%, а в Воронежской области — 29%.

Кроме того, исходя из результатов мониторинга, проводимого Минэкономразвития России за III и IV кварталы 2009 г., а также за I квартал 2010 г. отмечается постоянное снижение проводимых органами контроля проверок (за исключением органов финансового контроля и правоохранительных органов). Так, по сравнению с III кварталом 2009 г., в I квартале

2010 г. произошло общее снижение количества проверок в среднем на 33%.

Федеральным законом от 26 апреля 2010 г. № 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 9 мая 2010 г. указанная норма о согласовании внеплановых выездных проверок, распространяется на проверки всех субъектов предпринимательства.

Совершенствование законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности продолжит-

ся. В первую очередь, это касается поправок в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность проверяющего за несоблюдение законодательства при проведении проверок. Чиновник, допустивший нарушение порядка проведения проверки, будет нести ответственность в виде штрафа, а результаты такой проверки должны быть признаны недействительными.

Важность данных мер обусловлена, прежде всего, тем, что именно снижение административного вмешательства генерирует дополнительный рост экономики. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе, самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики.

Поэтому тренд на сокращение административных барьеров, на недопущение появления новых барьеров будет первоочередным в законопроектной работе Минэкономразвития и других федеральных органов исполнительной власти.

В прошлом году проведена значительная работа, направленная на оптимизацию контрольных функций органов милиции на потребительском рынке.

Установлен запрет на проверки, изъятие документов, проведение иных действий органами милиции вне рамок административного правонарушения или уголовного дела.

31 марта 2010 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, исключающие полномочия милиции по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, экологического, фитосанитарного, налогового контроля, контроля в банковской сфере и сфере финансовых рынков, технического регулирования, государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним (79 составов).

Две трети малого бизнеса заняты в сфере торговли и бытового обслуживания, поэтому эта мера окажет существенное влияние на темпы снижения административного давления на бизнес.

В 2010 году будет продолжена работа по сокращению лицензируемых видов деятельности, а также по унификации порядка лицензирования.

Минэкономразвития готовит комплексный законопроект, предусматривающий унификацию порядка лицензирования и удлинение сроков выдачи лицензий.

Большой потенциал снижения административной нагрузки находится в области саморегулирования. В 2010 году будет продолжена работа по замене лицензирования и государственного контроля в ряде сфер деятельности саморегулированием. Такими сферами могут быть ветеринария, технический осмотр автотранспортных средств и другие.

В 2009 году по инициативе законодательных собраний ряда субъектов Российской Федерации принят Федеральный закон, освобождающий компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Для большинства предпринимателей закон был «лакмусовой бумажкой» при оценке действий Правительства по поддержке именно микропредприятий.

По информации ФНС России, с момента вступления указанного закона в силу (с 21 июля 2009 г.) на 1 января 2010 г. в налоговых органах Российской Федерации плательщиками ЕНВД снято 239 тыс. единиц ККТ. При средних расходах на обслуживание ККТ 30 тысяч рублей в год, это составит экономию для предпринимателей более 7 млрд. рублей.

В данной сфере считаем необходимым продолжить совершенствование законодательства, направленное прежде всего на снижение

стоимости контрольно-кассовой техники за счет снятия административных барьеров доступа ее новых моделей на рынок.

В ноябре 2009 года Правительством был утвержден план проведения работ по реинжени-рингу контрольно-надзорных и разрешительных процедур в отраслях. По мере проведения данной работы готовятся системные изменения в законодательство по сокращению конкретных административных барьеров. Уже подготовлены предложения в области сельского хозяйства, образования, строительства. Основные законы будут внесены в течение 2010 года.

Борьба с административными барьерами — безусловный приоритет в нашей законодательной работе.

Однако реальные потребности малого и среднего бизнеса не замыкаются данной сферой.

Именно поэтому вопросы совершенствования налогообложения, расширения имущественной поддержки и вовлечения малых компаний к государственному (муниципальному) заказу также остаются в повестке работы.

Меры налогового регулирования

В ноябре 2008 внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие предоставление законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга — права уменьшать ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, с 15 до 5 процентов.

По данным «ОПОРЫ РОССИИ», в 2009 году в 60 субъектах Российской Федерации такие решения были приняты. Однако в трети регионов снижение налоговой нагрузки на малые предприятия так и не произошло.

Основное развитие для микропредпринимателей должна получить система патента, как наиболее простая и удобная для микропредприятий система налогообложения. Сейчас ее применяют всего

3,8 тысяч предпринимателей из зарегистрированных 4 млн. человек. По оценкам экспертов, существующий потенциал этой системы — 1 млн. предпринимателей.

Правительством Российской Федерации также принят ряд решений, направленных на формирование налоговых стимулов для развития компаний, занятых в сфере высоких технологий и социальной сфере.

Имущественная поддержка МСП

В июле 2009 года по итогам годового применения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставившего преимущественное право выкупа арендуемых малым и средним бизнесом помещений, приняты поправки, которыми снижен срок обязательной аренды с трех до двух лет, уточнен принцип добросовестности предпринимателя.

Это позволило серьезно увеличить количество сделок по выкупу помещений. По информации, представленной Росреестром, уже

10 500 предпринимателей стали собственниками имущества.

Причем 91,5 % договоров купли-продажи с использованием преимущественного права выкупа заключено с возможностью оплаты субъектом малого и среднего предпринимательства выкупаемого имущества в рассрочку.

Средний срок рассрочки составил 3,5 года. По сравнению с показателями мониторинга за 2009 год средний срок рассрочки увеличился на 0,2 года. В 6 субъектах Российской Федерации1 средний срок рассрочки для субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 5 лет.

За 3 месяца 2010 года субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено помещений совокупной площадью 1 010 тыс. кв.м. на сумму более 7 млрд. руб. Всего за время действия Федерального закона субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено помещений совокупной площадью 2 048 тыс. кв.м. на сумму более 28 млрд. рублей.

Учитывая востребованность предпринимателями преимуществ, предоставляемых Федеральным законом № 159-ФЗ, а также неснижающийся темп подачи заявлений на выкуп помещений, Правительство Российской Федерации приняло решение о продлении действия данного Федерального закона.

Еще один важный вопрос имущественной поддержки — формирование региональных перечней имущества для целей предоставления на льготных условиях в долгосрочную аренду малым предприятиям.

На текущий момент, по данным ежеквартального мониторинга Минэкономразвития России, в аренду малым и средним компаниям предоставляется около 12 млн. кв. м. государственного и муниципального имущества. Такая аренда доступна 22 000 компаний.

В 2008 году предоставлено право малым и средним компаниям — арендаторам продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без конкурса до 1 июля 2010 г.

В июле 2009 года данный срок был продлен до 1 июля 2015 г.

Первые данные мониторинга показали, что на внеконкурсной основе предоставляется более 5 млн. кв.м. нежилых помещений.

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы)

В 2009 году софинансировалось создание 12 бизнес-инкубаторов (завершение строительства) в 9 субъектах Российской Федерации — Республика Адыгея, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Астраханская область, Саратовская область, Нижегородская область, Ульяновская область, технопарк в Оренбургской области и инновационный био-бизнес-инкубатор совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова. На реализацию данного мероприятия в 2009 году за счет средств федерального бюджета выделено 348 431,60 тыс. руб.

В период 2005-2009 годов в 56 субъектах Российской Федерации создавались 106 бизнес-инкубаторов, на которые выделено из средств федерального бюджета 2 252 975,17 тыс. рублей.

Общая площадь всех бизнес-инкубаторов — 237 756,28 кв. м, общее количество рабочих мест — 14 710 шт.

83 бизнес-инкубатора открыто, 23 в стадии завершения строительства.

Таким образом, средняя площадь бизнес-инкубатора —

2 193,03 кв.м.

Среднее количество рабочих мест в одном БИ — 135 чел.

Из 106 бизнес-инкубаторов 45 шт. имеют офисный профиль;

3 шт. офисно-инновационный; офисно-производственный —

11 шт.; производственный —

12 шт., инновационный — 33 шт.;

1 Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан (Татарстан), Астраханская область, Волгоградская область, Вологодская область, Саратовская область.

смешанный (производственно-агропромышленный) — 1 шт.; технологический — 1 шт.

Резиденты бизнес-инкубаторов осуществляют свою деятельность в следующих отраслях: инновации и нанотехнологии, энергосбережение, медицина, информационные технологии, производство, пищевая отрасль, охрана окружающей среды, образовательная и социальная сфера, сельское хозяйство, консалтинг, жилищно-комуналь-ное хозяйство (ЖКХ).

Финансовая поддержка

Еще одно направление работы — формирование законодательных основ функционирования специализированных финансовых институтов.

В этой связи в июле 2009 года принят Федеральный закон от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В 2010 году необходимо обеспечить принятие федерального закона «О микрофинансовой деятельности», который направлен на установление цивилизованных принципов деятельности внебанковского кредитования малых (в первую очередь начинающих) компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный законопроект уже рассмотрен Государственной Думой в первом чтении.

В 2010 году расходы федерального бюджета на реализацию программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд. рублей, в том числе:

— 16 млрд. рублей — субсидии регионам по линии Минэкономразвития России, включая 2 млрд. рублей на поддержку инноваций, 2 млрд. рублей на развитие предпринимательства в моногородах и 1 млрд. рублей на те же цели для Северного Кавказа;

— 1 млрд. рублей — в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, целевым образом на программу поддержки компаний, созданных высшими учебными заведениями;

— 2 млрд. рублей — квота в программе Минпромторга России на поддержку экспорта;

— 5 млрд. рублей — квота в Фонде ЖКХ для размещения заказа среди малых компаний. При этом в бюджетах регионов расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства остались на уровне 2009 года. Поданы заявки от всех регионов

на сумму свыше 24 млрд. рублей.

В 2010 году основной акцент в программе сделан на поддержку инновационных малых компаний и поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства, при этом мы сохранили наиболее востребованные направления: грантовую поддержку, поддержку микрофинансирования, обучающие программы.

Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных компаний можно выделить гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях. Сумма гранта составит 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки — юридическое лицо.

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т. п.

В число приоритетов включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию.

Следующий блок поддержки — это развитие системы лизинга для малых и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной

поддержки предприятий. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей, планируется существенно расширить предложение для малых компаний по приобретению оборудования.

В этот блок включены субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства, которые предоставляются на реализацию следующих мероприятий: суб-

сидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере не превышающем 1 млн. рублей.

Еще одно направление — предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет будет отдан краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации: безработные, уволенные военнослужащие. Планируется увеличить число обучаемых в 2 раза до 50 000 человек.

Новыми направлениями станут: существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных программ монопрофильных городов.

Поддержку малого предпринимательства моногородов считаем необходимым проводить в рамках муниципальных программ поддержки. Основные мероприятия таких программ: гранты, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки.

В среднем расходы на реализацию муниципальной программы составляют 80 млн. рублей — 100 млн. рублей.

Такие программы утверждены уже в 6 городах, до конца месяца будут утверждены в 15 городах, а к концу июня — во всех монопро-фильных городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.