Развитие малого и среднего бизнеса в условиях динамичных изменений в экономике
Орлов С.Н.12,
orlovsn@list.ru
Федотова Ю.В.2,
MissJuli96@yandex. т
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург, Россия)
2 ФГБОУВО Курганский государственный университет
(г. Курган, Россия)
УДК 336.025
Аннотация. Цель работы - исследование проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства. Методы и объект исследования: объектом исследования является малое и среднее предпринимательство. Исследование базируется на применении общенаучных (сравнительный, типологический, структурно-функциональный) и специальных методов исследования (статистические, нормативный). Выводы: малое и среднее предпринимательство должно стать драйвером развития национальной экономики. Однако его развитие сталкивается с рядом проблем: сложность получения государственной поддержки, высокая налоговая нагрузка, как результат, очевидно недостаточная динамика развития. Активное применение инноваций, цифровых технологий в бизнес-процессах и каналах распределения ключевые направления повышения роли малого и среднего предпринимательства в национальной экономике и ВВП страны.
Ключевые слова: малый бизнес, налоговое администрирование, проблемы и перспективы развития, цифровая экономика.
Problems of development of small and medium-sized businesses in the conditions of dynamic development
Orlov S. N.1'2, orlovsn@list.ru
Fedotova Yu.V.2,
MissJuli96@yandex. ru
1 Institute of Economics of the Ural branch Russian Academy of Sciences
(Ekaterinbug, Russia)
2 Kurgan State University (Kurgan, Russia)
UDC 336.025
Annotation. The purpose of this work is to study the problems and prospects of small and medium-sized businesses. Methods and objects of research: the Object of research is small and medium-sized businesses. The research was based on the use of both General scientific (observation, economic analysis, structural and functional analysis, etc.) and special research methods (comparative analysis, statistical method, grouping). Conclusions: currently, small and medium-sized businesses are the engine of development of the national economy. However, the development of small and medium-sized businesses faces a number of problems: a high tax burden, difficulties in obtaining state support, which leads to difficulties in the development of the sector in question. One of the methods for improving small and medium-sized businesses is the digitalization of business processes, which can help increase the share of small and medium-sized businesses in the country's GDP.
Keywords: small business, tax administration, problems and prospects of development, digital economy.
молодежной науки
https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.12
orum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Введение
Роль малого и среднего бизнеса в экономике возросла в период постиндустриального развития, когда малое предпринимательство становится важнейшим участником воспроизводственных процессов, в значительной степени обеспечивая эффективный рост экономики. В настоящее время малый и средний бизнес является наиболее динамично развивающимся сектором глобальной экономики: в развитых странах на данный сектор приходится значительная доля ВВП. Важнейшим преимуществом малого предпринимательства в современных условиях является его активная вовлеченность в инновационный процесс, имплементация в производство продуктов и услуг новейших технологий. Вместе с тем, в РФ остаются нерешенными ряд проблем, вследствие которых вклад малого и среднего бизнеса в развитие национальной экономики является недостаточным. Сложность получения кредитов, особенно на длительные сроки; высокие, превышающие рентабельность капитала процентные ставки по кредитам; недостаточный уровень государственной поддержки; высокая налоговая нагрузка, - приводят к снижению предпринимательской активности. Перечисленное обусловливает актуальность темы исследования.
Особое влияние на понимание природы современного малого предпринимательства оказали работы Р. Кантильона, Ж. Сэя, А. Маршалла, Й. Шумпетера, И. Киршнера, Ф. Хаека, Р. Коуза, Ф. Найта, О. Уильямсона, Э. Чемберлина, Дж. Гэлбрейта, И. Кирцнер, С. Шейн, У. Баумоль, Р. Стоун и др. Сущность предпринимательства анализировали в своих трудах Ф. фон Хайек, Р. Хизрич, А. Хоскинг и др. Современное положение и особенности функционирования малого и среднего бизнеса рассматриваются в работах: В. Кононова, Н.А. Писаренко и Ю.В. Козлова, О. Агеева и др. Основы предпринимательской деятельности изучают Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Аспекты государственного регулирования малого и среднего предпринимательства рассматривали Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития исследовали Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. и др.
Целью настоящей статьи является разработка мероприятий, направленных на совершенствование развития малого и среднего предпринимательства. Объектом исследования является малое и среднее предпринимательство. Предмет исследования - система социально-экономических отношений, возникающих в процессе создания, функционирования и развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Задачи исследования:
- исследование теоретико-методологических основ развития малого и среднего бизнеса;
- выявление актуальных проблем развития предпринимательства;
- оценка современного уровня и перспективных направлений развития малого и среднего бизнеса.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные результаты трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых в области налогового администрирования малого и среднего бизнеса.
Основная часть
Значение малого и среднего бизнеса (далее МСБ) в экономике признано во всем мире: развитие МСБ во многом определяет социально-экономическое положение страны в целом и регионов. Малое и среднее предпринимательство не только вносит весьма значительный вклад в развитие современной экономики; оно развивается как самостоятельный сектор, непрерывно возрастает его социально-экономическое значение [14].
МСБ прошел ряд этапов на пути своего становления в РФ (таблица 1).
Таблица 1 - Этапы становления малого и среднего бизнеса в России [15]
Период Содержание
1985-1987 гг. появление центров научно-технического творчества и временных творческих коллективов, формирование основ предпринимательской деятельности
1987-1988 гг. предпринимательство приобретает массовый характер, население начинает заниматься бизнесом
1989-1990 гг. расширяются сферы деловой активности малых предприятий
1991-1992 гг. зарождается среднее предпринимательство, наблюдается становление рыночной инфраструктуры, начало слияния
1993-н.в. период обусловлен повышением заинтересованности государства в поддержке бизнеса
С экономической точки зрения МСБ характеризуется экспертами как группа хозяйствующих субъектов, которые наряду с самостоятельным решением собственных экономических задач, одновременно выполняют функции, оказывающие влияние на состояние и развитие национальной экономики. Также МСБ определяют как экономическую систему, сложную, вероятностную, динамично изменяющуюся систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ [12].
Малое предпринимательство как экономическая категория представляет собой специфическую деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективным образом использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной и рисковой основе, а также полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный продукт или услугу и получения прибыли [16].
Управленческий подход к термину МСП приводится в работе Виленского А.В. «Макроэкономические институциональные ограничения развития» [9]: отличительная черта управленческой трактовки категории «малое предпринимательство» по мнению автора заключается в том, что малые формы предпринимательства рассматриваются с позиции степени заинтересованности общества в функциях, которые они выполняют в экономике, а сама категория «малое предпринимательство» рассматривается с экономико-правовой точки зрения.
Таким образом, определение МСБ не имеет устойчивой дефиниции, что позволяет рассматривать его с различных точек зрения.
На законодательном уровне отношения в рамках малого и среднего бизнеса регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а к субъектам МСБ относятся хозяйствующие субъекты (хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели), соответствующие вышеизложенным критериям и внесенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
В РФ принадлежность организации к малому и среднему бизнесу определяется значениями показателей, приведенных в таблице 2.
Таблица 2 - Критерии ограничения для субъектов малого и среднего бизнеса [1,2]
Критерий Ограничение
Среднесписочная численность работников для микропредприятий - до 15 человек; для малых предприятий - до 100 человек; для средних предприятий - от 101 до 250 человек.
Доход микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Следует отметить, что приведенные критерии МСБ, не являются едиными, что затрудняет международные сравнения. Так, малым бизнесом в Норвегии считаются предприятия с количеством сотрудников до 19 человек, а к категории средних компаний относятся компании, в которых работают от 20 до 99 человек. В Канаде малое предприятие должно иметь менее 100 сотрудников, а малое предприятие, осуществляющее деятельность в секторе услуг соответственно менее 50 штатных единиц. Предприятие с количеством сотрудников от 100 до 500 относится к средним предприятиям, а с численностью сотрудников до 5 человек считается микропредприятием [11].
МСБ выполняет ряд функций, которые играют ключевую роль в экономике страны (таблица 3).
Таблица 3 - Функции малого и среднего бизнеса [17]
Функция Содержание
экономическая обновление структуры общественного производства
маркетинговая насыщение рынка продуктами и услугами, оперативная реакция на изменения потребительского спроса и налаживание производства с учетом изменяющихся требований потребителей
инновационная участие в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций
социальная создание новых рабочих мест, вовлечение в процесс общественного воспроизводства дополнительных трудовых ресурсов (пенсионеров, несовершеннолетних, многодетных матерей, лиц с ОВЗ и др.)
По мнению экспертов, МСБ становится ключевым фактором развития экономики лишь в случае одновременного выполнения перечисленных функций. Вследствие чего, государству следует проводить активную правовую, организационную и финансовую поддержку МСБ, целью которой является достижение эффективности функционирования бизнеса (таблица 4).
Таблица 4- Правовая база поддержки МСБ [1,3-6]
Федеральный уровень
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ Определяет понятие субъекта МСБ, инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы поддержки
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 2018-2024 Предложены меры поддержки предпринимателей на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764 Определяет правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке
Региональный уровень (на примере Курганской области)
Закон Курганской области 26.09.2008 N 389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области» Нормативное и правовое регулирование в области малого и среднего предпринимательства в регионе
Государственная программа Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» на 2014 - 2020 годы Предусматривает поддержку развитию предпринимательства на конкурсной основе, вводит систему грантов для начинающих предпринимателей, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы, развитие сети бизнес-инкубаторов, микрофинансирование малого бизнеса в муниципальных образованиях.
Наиболее часто представители МСБ пользуются такими формами поддержки, как субсидирование процентных ставок и иных льгот при банковском кредитовании. Кредиты для МСБ предоставляются в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764: субъекты МСБ могут получить кредиты на инвестиционные цели (от 0,5 млн. рублей до 2 млрд. рублей на срок до 10 лет) и на пополнение оборотных средств (от 0,5 млн. рублей до 500 млн. рублей на срок до 3 лет) по льготной ставке не более 8,5% годовых. Количество кредитных организаций, предоставляющих ссуды в рамках кредитования МСБ составляет 90 единиц [3].
В ноябре 2019 года специалисты компании «ARG» опубликовали результаты исследования рынка кредитования малого и среднего бизнеса, свидетельствующие о росте объемов предоставленных кредитов МСБ в каждом из кварталов 2017 года по отношению к результатам аналогичных периодов 2016 года. В 2018 году сложилась аналогичная ситуация. Показатель выдачи кредитов предприятиям МСБ достиг своего максимума в 3 квартале 2019 года и составил 2,03 трлн. руб. [13].
В настоящее время, в связи со складывающейся вследствие распространения пандемии коронавируса кризисной ситуацией, ее негативным влиянием именно на работу МСБ, Правительством принят ряд дополнительных мер, направленных на поддержку МСБ:
- предоставление отсрочек по налоговым платежам;
- введение моратория на проверки субъектов МСБ, включая налоговые;
- введение моратория на начисление штрафов;
- предоставление отсрочки уплате страховых взносов для микропредприятий; для иных субъектов МСБ ставка взносов снижена в два раза с сумм, превышающих МРОТ;
- расширены программы субсидирования и доступа субъектов МСБ к заемным средствам в рамках программы льготного кредитования путем либерализации ряда требований к заемщикам и расширения возможности реструктуризации, ранее выданных кредитов;
- введение моратория на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний, оказавшихся в сложной ситуации;
- введение субсидирования кредитов с нулевой ставкой для предпринимателей на выплату заработной платы сотрудникам;
- отмена обязательного требования к заемщикам об отсутствии задолженности перед бюджетом.
Оперативно принятые меры направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, содействие восстановлению бизнеса после преодоления острой фазы кризиса.
В развитых странах уделяется большое внимание вопросам функционирования МСБ: в ЕС действует налаженная система развития и поддержки малого предпринимательства. Упрощены процедуры открытия малого бизнеса и правовая база, широко развивается онлайн-поддержка предпринимателей: каждый предприниматель имеет возможность оперативно получать необходимую информацию о современных технологиях, способствующих повышению эффективности бизнеса; получать консультации по текущим вопросам, подбору инвесторов и партнеров [10].
Следует заметить, что поддержка МСБ в странах ЕС и США направлена не только на финансовую поддержку, но и на повышение финансовой грамотности предпринимателей: центры консультирования в регионах предоставляют возможности разнообразного обучения, оказывают помощь в составлении бизнес-планов и поиске источников финансирования [6]. А, в случае наступления банкротства бизнеса, предприниматель может рассчитывать на поддержку в сложившейся ситуации.
Антикризисные меры, принятые в ряде стран, представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Антикризисные меры поддержки МСБ зарубежных стран
Страна Меры поддержки
США для представителей МСБ выдаются по низким ставкам - 3,75%. Срок погашения кредита составит до 30 лет; введение налоговых каникул до 3 -х месяцев
Великобритания снижение налогов, предоставление грантов не менее 3 тыс. фунтов стерлингов, помощь в выплате пособий
Франция государственные гарантии до 90% по кредитам для МСБ
Грузия введение налоговых каникул
На динамику и темпы развития МСБ оказывает влияние не только прямая государственная поддержка, но и действующая система налогообложения, которая может оказывать
регулирующее и стимулирующее влияние на развитие бизнеса. Так, для представителей малого и среднего предпринимательства в РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, целью которых является освобождение от отдельных видов налогов и сборов, а также сокращение налоговой отчетности. В настоящее время, НК предусмотрены шесть специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход; патентная система налогообложения; единый сельскохозяйственный налог; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; налог на профессиональный доход.
Одним из наиболее значительных предстоящих изменений в НК представляется отмена ЕНВД в 2021 году. Следует заметить, что 55% всех ИП, действующих в стране, и примерно 10% юридических лиц, осуществляющих деятельность в качестве МСБ, работают на данном налоговом режиме. Поскольку введение альтернативного специального режима не предполагается, МСБ предоставляется возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, однако налог в этой ситуации будет рассчитываться не от предполагаемого вмененного дохода, а от фактических поступлений, что в большинстве случаев приведет к повышению налоговой нагрузки на предпринимателей.
Зарубежный опыт оказания налоговой поддержки МСБ включает не только применение специальных налоговых режимов, но и снижение налога на прибыль для малых предприятий. В РФ много лет действует единая ставка по налогу на прибыль для всех видов предприятий и организаций в размере 20 %, в результате чего налогообложение не является фактором стимулирования развития малого и среднего бизнеса, вследствие чего ряд предпринимателей работают в серой зоне, способствуя росту теневой экономики.
Очевидно, принимая во внимание сложную ситуацию в экономике, необходимо формировать новые подходы, направленные на повышение эффективности деятельности малых и средних предприятий. Технологической основой таких подходов становится перманентно развивающаяся цифровизация экономики, в рамках которой полностью трансформируются способы производства и распределения продуктов и услуг, преобразуются и сами продукты, и услуги, способы их распределения и доставки.
Следует отметить, что цифровая экономика является фундаментальной основой архитектуры четвертой промышленной революции, а цифровая трансформация является приоритетной составляющей планов развития экономик большинства стран мира.
На территории РФ принята национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», сроки реализации которой 01.10.2018 - 31.12.2024. Целью Программы является создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домашних хозяйств [7].
В складывающемся контексте представители МСБ могут являться как потребителями, так и инициаторами и производителями результатов цифровой экономики.
Основными инструментами цифровой экономики являются:
- большие данные; новые производственные технологии; промышленный интернет; искусственный интеллект;
- технологии беспроводной связи;
- компоненты робототехники и сенсорика;
- квантовые технологии; технологии ведения распределенного реестра; технологии виртуальной и дополненной реальности.
Для малого предпринимательства развитие цифровой культуры и использование цифровых технологий в процессе производства становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности, а в условиях последствий влияния на экономику распространяющейся пандемии, фактором выживания. Конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства является основным направлением национальной экономики, поскольку динамично развивающиеся малые и средние предприятия становятся единственными субъектами, которые, согласно современному социально-экономическому контексту, способны наиболее эффективно удовлетворять дифференцированный спрос, определяющий тенденцию экономического роста и инновационного развития [8].
Современное положение МСБ в РФ характеризуется недостаточной востребованностью его потенциала, что подтверждает доля МСБ в ВВП страны (рисунок 1).
Рисунок 1. Доля МСБ в ВВП стран, %
Ускоренная цифровизация, наряду с другими принимаемыми Правительством РФ в современных сложных условиях мерами, направлена на движение к поставленной Президентом страны цели - достижению доли МСБ в ВВП страны к 2025 году уровня 40%.
Заключение
Важность сектора малого и среднего бизнеса общепризнана в мире: развитие МСБ во многом определяет социально-экономическое положение регионов и страны в целом. Отношения в рамках малого и среднего бизнеса регулируются Федеральным законом РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малому и среднему бизнесу со стороны органов власти оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой является эффективное функционирование бизнеса.
Наиболее востребованной формой поддержки МСБ является банковское кредитование. Кредиты МСБ предоставляются в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764: субъекты МСБ могут получить кредит на инвестиционные цели (от 0,5 млн. рублей до 2 млрд. рублей на срок до 10 лет) и на пополнение оборотных средств (от 0,5 млн. рублей до 500 млн. рублей на срок до 3 лет).
Следует заметить, что поддержка МСБ в странах ЕС и США направлена не только на финансовую помощь, но и на повышение финансовой грамотности: центры консультирования в регионах предоставляют возможность обучения, оказывают содействие в составлении бизнес-планов и поиске источников финансирования. Несмотря на наличие специальных налоговых режимов, предназначенных для развития МСБ, одним из наиболее значительных изменений
станет отмена ЕНВД в 2021 году. Поскольку введение альтернативного режима не предусматривается, МСБ сможет перейти лишь на упрощенную систему налогообложения, в рамках которой, налог будет рассчитываться не от предполагаемого «вмененного» дохода, а от фактических поступлений, что в большинстве случаев приведет к повышению налоговой нагрузки на бизнес.
Таким образом, наиболее важными для развития МСБ представляются следующие мероприятия:
- упрощение процедур входа в бизнес и получения государственной поддержки;
- оптимизация налогообложения и снижение налоговой нагрузки путем создания альтернативного ЕНВД налогового режима;
- повышение уровня цифровой зрелости налогового администрирования страны;
- достижение прозрачности фискальных процессов с целью увеличения доверия со стороны предпринимателей.
В условиях негативного влияния пандемии коронавируса на экономику и бизнес, интенсивная цифровизация бизнес-процессов МСБ, как способ экономии издержек, получения информации и обратной связи от потребителей, распределения и способа доставки продукции в условиях осуществления карантинных мероприятий, может стать средством выживания, а после завершения кризиса, решающим конкурентным преимуществом и фактором дальнейшего развития для малого и среднего бизнеса.
Библиографический список
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июня 2007 года N 209-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.03.2020)
2. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.03.2020)
3. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Источник: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.03.2020)
4. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы: национальный проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru (дата обращения 21.03.2020)
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области: закон Курганской области от 26 сентября 2008 года N 389 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 25.03.2020)
6. О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014 - 2020 годы: государственная программа Курганской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 25.03.2020)
7. Цифровая экономика РФ: государственная программа 01.10.2018 - 31.12.2024 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 21.03.2020)
8. Буров В. Ю., Багиев Г. Л., Дондокова Е. Б. Малое предпринимательство и цифровая экономика: перспективы и проблемы - Чита: ЗабГУ, 2018. - 221 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vseup.ru/static/files/11.03.19._1.pdf (дата обращения 21.03.2020)
9. Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развития. М., 2014.
10. Ибрагимов Т. Г., Якунина М. Г. Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России на примере зарубежного опыта- Крымский научный вестник, №1 (22), 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krvestnik.ru/ (дата обращения 21.03.2020)
11. Капустина Е. И., Русаков М. А. Сравнение поддержки малого бизнеса в развитых странах и РФ // Вестник Бурятского Государственного Университета. - 2017. -№ 1. - С. 23-28. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 21.03.2020)
12. Каримов Д. К. Сущность малого и среднего предпринимательства. Подходы к определению понятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iupr.ru/domains_data/Шes/zurnal_37/Karimov%20D.K..pdf (дата обращения 21.03.2020)
13. Обзор рынка кредитования малого и среднего бизнеса- 29 ноября 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru (дата обращения 21.03.2020)
14. Орлов С.Н., Марфицын С.В. Финансовый механизм развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 9. - С. 2605-2624. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://creativeconomy.ru (дата обращения 21.03.2020)
15. Писаренко Н. А., Козлова Ю. В. Возникновение и развитие малого предпринимательства в России - №12(28) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forum-nauka.ru (дата обращения 21.03.2020)
16. Тумунбаярова Ж. Б. Об определении понятия «малое предпринимательство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/Тумунбаярова%20Ж.Б.%20(2013)%20Об%20определении%20пон ятия%20малое%20предпринимательство%20-CREATIVECONOMY.RU.pdf (дата обращения 21.03.2020)
17. Яковлева А. О., Бутов Г. Н. Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике. - 2017. -С. 27-28. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kpfu.ru (дата обращения 21.03.2020)