Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С ПОМОЩЬЮ УСИЛЕНИЯ ТРЕХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ И МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С ПОМОЩЬЮ УСИЛЕНИЯ ТРЕХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ И МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС / ФАКТОРЫ / ТРЕХСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Милена Расуловна, Клещева Юлия Сергеевна

В статье проанализировано состояние малого предпринимательства в России до начала специальной военной операции на Украине, выявлены его недостатки, определены специфические риски малого предпринимательства в России и их характеристика, преимущества трехсторонних отношений для развития малого бизнеса. Использованы статистические данные для выделения топ-10 регионов по количеству рабочих мест в секторе малого бизнеса, а также аналитические данные Министерства экономического развития. Регулирование и совершенствование трехсторонних отношений между государством, малым бизнесом и банковским сектором позволит нивелировать ряд негативных характеристик, которые сегодня присущи малому бизнесу в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS THROUGH THE STRENGTHENING OF TRIPARTITE RELATIONS BETWEEN THE STATE, THE BANKING SECTOR AND SMALL BUSINESS

The article analyzes the state of small business in Russia before the start of a special military operation in Ukraine, identifies its shortcomings, identifies the specific risks of small business in Russia and their characteristics, the advantages of tripartite relations for the development of small business. Statistical data were used to highlight the top 10 regions in terms of the number of jobs in the small business sector, as well as analytical data from the Ministry of Economic Development. The regulation and improvement of tripartite relations between the state, small business and the banking sector will make it possible to neutralize a number of negative characteristics that are inherent in small business in Russia today.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА С ПОМОЩЬЮ УСИЛЕНИЯ ТРЕХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ И МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ»

doi 10.47576/2712-7559 2022 4 2 197

удк 33

Ахмедова милена расуловна,

кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: mili-g1@mail.ru

развитие малого бизнеса с помощью усиления трехсторонних отношений между государством, банковским сектором и малым предпринимательством

Клещева Юлия Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия, e-mail: julkl29@mail.ru

В статье проанализировано состояние малого предпринимательства в России до начала специальной военной операции на Украине, выявлены его недостатки, определены специфические риски малого предпринимательства в России и их характеристика, преимущества трехсторонних отношений для развития малого бизнеса. Использованы статистические данные для выделения топ-10 регионов по количеству рабочих мест в секторе малого бизнеса, а также аналитические данные Министерства экономического развития. Регулирование и совершенствование трехсторонних отношений между государством, малым бизнесом и банковским сектором позволит нивелировать ряд негативных характеристик, которые сегодня присущи малому бизнесу в России.

Ключевые слова: малое предпринимательство; российский бизнес; факторы; трехсторонние отношения; регион.

The article analyzes the state of small business in Russia before the start of a special military operation in Ukraine, identifies its shortcomings, identifies the specific risks of small business in Russia and their characteristics, the advantages of tripartite relations for the development of small business. Statistical data were used to highlight the top 10 regions in terms of the number of jobs in the small business sector, as well as analytical data from the Ministry of Economic Development. The regulation and improvement of tripartite relations between the state, small business and the banking sector will make it possible to neutralize a number of negative characteristics that are inherent in small business in Russia today.

Keywords: small business; Russian business; factors; tripartite relationship; region.

udc 33

Akhmedova Milena Rasulovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: mili-g1@mail.ru

development of small business through the strengthening of tripartite relations between the state, the banking sector and small business

Klescheva Yulia Sergeevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia, e-mail: julkl29@mail.ru

Современные тенденции малого предпринимательства в экономике Российской Федерации остаются положительными, но консервативными. Несмотря на низкую долю в структуре ВВП, российский бизнес получает локальную адресную поддержку и точечное финансирование. Помимо этого, разрабатываются государственные программы поддержки малого предпринимательства в различных отраслях, в том числе активно

развиваются отрасли сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности [5]. Именно для этих отраслей правительство разработало большое количество системных мер поддержки, особенно в связи с им-портозамещением и развитием внутреннего предложения. Рассмотрим основные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса в России (табл. 1).

Таблица 1 - Основные показатели малого бизнеса в России, 2019 г. [12]

Показатель Всего МБ Цепной темп прироста, %

2018 2019

Число предприятий 2754 2659 -3,45

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 10854 10719,9 -1,24

Среднемесячная начисленная заработная плата 24433 27569 12,84

Оборот предприятий 48459,2 53314,2 10,02

Инвестиции в основной капитал 998,5 1057,4 5,90

Внеоборотные активы 16359,9 43490 165,83

Оборотные активы 39092 44949 14,98

Капитал и резервы 11624 39733 241,82

Численность предприятий, которые присутствуют в сфере субъектов малых хозяйственных объединений, значительно сократилась. В первую очередь, это можно связать с неблагоприятной экономической обстановкой в России, которая характеризуется снижением платежеспособного спроса, чистых доходов домохозяйств, усилением антироссийских санкций, которые приводят

к ограничению экономического роста, нефтяному кризису и т. д. Вместе с этим показатели оставшихся малых хозяйствующих субъектов выросли, имеют положительную динамику роста в области заработных плат, объема активов и собственного капитала. Рассмотрим предприятия малого бизнеса по видам экономической деятельности (табл. 2).

Таблица 2 - Число предприятий по видам экономической деятельности (основные ОКВЭД) [12]

Отрасль 2018 2019 Цепной темп прироста, %

Сельское, лесное хозяйство, рыболовство 56014 53228 -4,97

Добыча полезных ископаемых 10091 10416 3,22

Обрабатывающие производства 227188 224530 -1,17

Обеспечение электрической энергией, газом, паром 12226 11929 -2,43

Водоснабжение, деятельность по ликвидации загрязнений 18105 17087 -5,62

Транспортировка и хранение 178059 76129 -57,25

Строительство 343471 338467 -1,46

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 77208 75446 -2,28

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 210477 206316 -1,98

Профессиональная, научная и техническая деятельность 244851 239700 -2,10

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 131561 128393 -2,41

Образование 9836 9836 0,00

Деятельность в области культуры, спорта, искусства 24890 24332 -2,24

Прочие услуги 38453 46246 20,27

Россия является большой страной по тер- ектов, поэтому экономика в каждом отдельно риториальному признаку, имеет много субъ- взятом регионе неоднородна [1]. Под неодно-

родностью имеется в виду разный состав и объем участников малого предпринимательства по отраслям и видам деятельности. Например, в Южном федеральном округе, в Краснодарском крае преобладает сельское

хозяйство, а в Сибири - добыча полезных ис-копаемых, переработка и т. д. [8; 9]. На рис. 1 представлена структура малого предпринимательства по различным отраслям экономики.

г Л.Л1

рабатывающие |эоизводства;

■жительство;

8%

¡анепортировка

Добыча полезным

Другие виды

Сельское

ископаемых: 0.5

17.8

18%

Деятельность

профессиональна

я, научная и

2,7; 13%

техническая

Деятельность по

операциям с

недвижимостью;

розничная

и хранение; 6,5;

торговля; 34,3;

Рисунок 1 - Доля предприятии малого бизнеса по основным ОКВЭД, 2019 г., % [7]

Больше всего малый бизнес присутствует в России в оптовой и розничной торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности. Нужно отметить, что под строительством понимаются ремонтные и отдельные виды работ, которые посильны для выполнения небольшому количеству людей, объединенному малым предприятиям. Оптовая и розничная торговля также является идеальной отраслью для развития малого предпринимательства, даже микропредприятий. Обрабатывающие производства в сфере малого бизнеса могут напоминать мануфактуры, где присутствует высокая доля ремесленничества (обработка древесины, металла, ковка, производство простейшихудобрений и т. д.).

Показатель количества субъектов малого

предпринимательства в России на тысячу человек и в странах с развитой экономикой существенно отстает от иностранных значений (рис. 2). Необходимо не только увеличивать количество субъектов малого бизнеса, но также равномерно или пропорционально распространять и развивать их в различных регионах по приоритетным отраслям.

Поскольку Москва и Московская область остаются наиболее динамичными регионами в России, в том числе и по количеству малого предпринимательства, а также их доли в структуре валового регионального продукта, то ожидаемо, что данный регион демонстрирует высокие показатели по количеству созданных рабочих мест в самых разнообразных сферах [10].

ЬОО 1000 1ЫЮ

Рисунок 2 - Топ-10 регионов по количеству рабочих мест в секторе малого бизнеса

Наименее динамичны в данном вопросе так называемые депрессивные регионы, в которых отсутствует бурный экономический рост. Челябинская, Самарская области демонстрируют низкие доли рабочих мест, которые созданы за счет субъектов малого бизнеса в регионе.

Несмотря на малую долю субъектов малого предпринимательства в структуре ВВП России, остаются отдельные отрасли, где происходит доминирование небольшого бизнеса: операции с недвижимостью, административная деятельность, оптовая и розничная торговля, сфера питания и обслужи -вания.

Особую сложность в данном исследовании представляет статистика по различным отраслям, поскольку малое предпринимательство не может заниматься капитальным строительством, но осуществлять отдель-

Корреляция между доходностью от предпринимательской деятельности и риском сегодня нарушена. Корреляция нарушена благодаря неприемлемому риску предпринимательства, который сегодня существует в России в связи с множеством негативных факторов:

- снижение реальных располагаемых доходов в обществе;

- устойчивый дефицит бюджетной системы;

- низкая конкуренция в банковском секторе;

- внешнеполитическое воздействие иностранных государств на экономику России;

- низкий уровень развитости гражданского рынка.

ные подрядные работы по выполнению вполне может [2]. Таким образом, может возникнуть вопрос о том, стоит ли относить данной субъект экономики к строительству или к обработке.

Остается закономерным, что операции с недвижимостью в основном выполняют ри-елторы, которые организуют микроорганизации или индивидуальное предпринимательство, то же можно сказать о хозяйственной деятельности розничной торговли или сферы общественного питания, где доминирует малое предпринимательство. Исходя из данных экспертов, в России доля малого предпринимательства в занятости населения и в ВВП страны составляет примерно 20-25 %.

Рассмотрим некоторые факторы, которые наиболее интенсивно влияют на развитие субъектов малого предпринимательства в России (табл. 3).

Данный перечень факторов дисбалансирует отношение «доходность-риск», снижает мотивацию предпринимателей осуществлять предпринимательскую деятельность и реализовывать предпринимательские способности.

Экономический микроклимат по поводу развития предпринимательства в России остается неблагоприятным, но сохраняется устойчивая тенденция к нейтрализации отдельных факторов или проведению заместительных мер в рамках повышения экономической привлекательности России [3; 6]

Выводы по результатам анализа:

- общее снижение количества предприятий малого и среднего бизнеса в России;

- снижение спроса на рынке труда за счет

Таблица 3 - Специфические риски малого предпринимательства в России

Риск Характеристика

Риск платежеспособности совокупного спроса Один из специфических, присущих экономики России рисков, который характеризуется снижением покупательной способности населения, уменьшением объемов рынка, уменьшением потребления, что приводит к ухудшению экономической активности в соответствующих отраслях

Риск стагнирующего дохода Доходы жителей России последние 7 лет активно снижаются или стагнируют, фор -мально индексация дохода отдельных категорий граждан не превышает темпы инфляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демографический и географический риск Численность населения России активно поддерживается государством, а также делаются попытки стимулировать равномерное распределение жителей по всем регионам. В малочисленных субъектах РФ, муниципальных образованиях и округах малый бизнес не может быть рентабельным в связи с нехваткой населения

Риск утраты доверия В связи со сложным экономическим положением России, малый бизнес пытается сохранить и финансовые ресурсы за счет теневых сделок, ухода от налогов и т.д., что снижает прозрачность бизнеса, сокращает возможности и доступ к платным заемным ресурсам.

создаваемых рабочих мест с субъектами малого бизнеса;

- увеличение активов и капитала компании, которые сохранились в отраслях российской экономики;

- ассиметричное распределение субъектов малого предпринимательства по отраслям российской экономики (данные наблюдения коррелируют с распределением в развитых странах);

- асимметричное распределение создаваемых рабочих мест за счет субъектов малого бизнеса;

- снижение стоимости заемных ресурсов для субъектов малого предпринимательства;

- высокая волатильность и непредсказуемость российской экономики, стагнация доходов населения, малая численность отдельных субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Заметим, что на сегодняшний день сохраняется тенденция к увеличению доступа малого бизнеса в различные отрасли, усиливается государственное финансирование и поддержка, закрепляются региональные и отраслевые (специфичные) меры по поддержанию и наращиванию темпов роста малого предпринимательства в структуре ВВП России.

Исходя из анализа можно говорить о том, что финансовое благополучие малого бизнеса в России находится под существенной угрозой. В первую очередь, этот тезис дока-

Укрепление института взаимопомощи между государством, банковским сектором и малым бизнесом имеет высокий потенциал, который обеспечит малые хозяйству-

зывает тот факт, что сегодня в российской экономике наблюдается устойчивое сокращение субъектов малого и даже среднего бизнеса.

На данный момент, насколько позволяют публичные источники, можно судить о том, что малый бизнес довольно слабо поддерживается Правительством Российской Федерации. В условиях сокращения платежеспособного спроса, реальных располагаемых доходов домохозяйств, усиления отдельных налогов необходимо организовать масштабную финансовую поддержку малого бизнеса [11]. Безусловно, уже существуют финансовые инструменты поддержки частного сектора, но в экономически трудный период наиболее объясняющим фактором сокращения частного предпринимательства являются именно финансовые ресурсы.

Объясняющий мотив подобной стратегии заключается в том, чтобы дать возможность малому бизнесу сформироваться и восстановиться в условиях ухудшения конъюнктуры. Более того, необходимо на длительный период разработать программу трехсторонних отношений между государством, банковским сектором и малым бизнесом, которая может позволить российскому предпринимательству через 7-10 лет сформировать крупный пласт частного предпринимательства и развить конкурентную экономику, отдельные отрасли. Преимущества от трехсторонних отношений представлены в табл. 4.

ющие субъекты необходимым дешевым финансированием. Именно на это должно быть направлено государственное развитие программы по поддержке субъектов малого

Таблица 4 - Преимущества трехсторонних отношений

№ государство Банковский сектор Малый бизнес

1 Налоговые поступления в будущем Сбалансированный, застрахованный кредитный портфель (его доля) Необходимые финансовые вложения в развитие

2 Социально-экономическое благополучие за счет диверсификации спроса на рабочую силу, высокий уровень конкуренции, улучшение структуры ВВП Долгосрочный контракт с малым бизнесом, выходы на новые рынки со сниженным риском за счет гарантий государства Возможность трансформации из малого бизнеса в средний и крупный бизнес

3 Повышение доходов граждан Дополнительная прибыль банка Формирование собственных финансовых средств

4 Повышение доли частного сектора в региональных экономиках, повышение прозрачности бизнеса Развитие новых технологий, позволяющих оценивать риски малого бизнеса в различных отраслях Равномерное распределение конкуренции по отраслям

бизнеса. В условиях повышенного финансового и совокупного экономического риска для малых хозяйствующих субъектов необходимы государственные гарантии, дешевые кредитные средства и доступность финансирования.

Необходимо отметить, что большинство российских предпринимателей не пользу-

ются государственной помощью. Экономический портрет малого бизнеса выглядит следующим образом (рис. 3). Во многом это связано с тем, что малые хозяйствующие субъекты попросту не осведомлены о господдержке бизнеса или их информация не верна и не точна.

Рисунок 3 - Портрет малого бизнеса в России

Очевидно, что регулирование и совершенствование трехсторонних отношений между государством, малым бизнесом и банковским сектором позволит нивелировать ряд негативных характеристик, которые сегодня присущи малому бизнесу в России:

1. Создание трехсторонних отношений позволит повысить прозрачность бизнес-процессов и финансовых потоков малого бизнеса, поскольку это является фундаментальным условием для взаимодействия с банком и государством. В первую очередь, необходимо эффективно выявлять и оценивать риски от конкретной фирмы, которая относится к малому бизнесу.

2. Малый бизнес будет вынужден соблюдать налоговое законодательство в полной мере, поскольку оно тесно коррелирует с финансовыми потоками, которые станут более прозрачными. В частности, сегодня малый бизнес в ряде отраслей, включая строительную, купли-продажу, недвижимость и т. д., имеет склонность не декларировать отдельные сделки и финансовые операции по ним. Соответственно, налоговые органы не в состоянии отследить подобные сделки, поскольку доля малого бизнеса составляет в численном выражении львиную долю от всего частного сектора.

3. Повышение прозрачности малого биз-

неса также позволит эффективно оценивать существующие, реальные риски малого предпринимательства и в будущем адекватно формировать репрезентативную статистику, адекватно подбирая государственные и рыночные инструменты для регулирования данного сектора.

4. Наличие долгосрочных кредитов в структуре долговых обязательств малого бизнеса, которые выдаст банковский сектор под гарантии государства обеспечит необходимость предпринимателей соблюдать длительные контракты, заключать дополнительные соглашения о сервисе и дальнейшем обслуживании. Теперь у них появится мотивация работать на долгосрочную перспективу, а не довольствоваться текущей, нестабильной выручкой.

5. Снижение потребности в финансовых ресурсах для развития и обеспечения хозяйственной деятельности.

Государство делает упор на стоимость заемных ресурсов, пытается снизить стоимость кредитных ресурсов для предпринимателей, которые сегодня могут составлять до 2 %.

Поэтому следует не снижать стоимость заемных средств, поскольку у малого бизнеса как правило высокая маржинальная доходность и чистая прибыль в связи с отсутствием множество дополнительных затрат. Малому бизнесу необходим масштабный доступ к рыночному кредитованию. Сегодня банковский сектор не хочет брать на себя ответственность в связи с непрозрачностью малого бизнеса, высокими рисками в отраслях, так и в экономике в целом.

Малый бизнес сегодня позиционируется как драйвер развития современной экономики, которая строится на принципах инклюзив-ности, мобильности, гибкости, инновацион-ности и адаптивности к видоизменяющимся внутренним и внешним процессам [4].

Список литературы

1. Александрин Ю. Н. Институциональный аспект стимулирования малого предпринимательства в условиях формирования инновационной модели экономики // Экономика: теория и практика. 2020. № 1. С. 13-19.

2. Балашова Е. А., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство: теория и практика. М: Дашков и Ко. 2017. 356 с.

3. Демцура С. С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225.

4. Дикунов С. А. Роль развития малого предпринимательства в регионе // Социальные науки. 2016. Т. 1. № 3-1 (13). С. 3-8.

5. Заболоцкая В. В. Исследование зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и возможность их адаптации в России // Финансы и кредит. 2018. № 18. С. 57-67.

6. Лапуста М. Г Государственная поддержка малого предпринимательства: теоретический аспект // Журнал экономической теории. 2017. № 4. С. 48-5.

7. Логинова Л. С., Шамрина И. В. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Российский экономический журнал. 2019. № 12. С. 31-33.

8. Морозова Г А., Зимин, В. А. О роли государства в реализации инвестиционной политики // Современные проблемы управления : межвуз. сб. научных трудов / под общ. ред. С. А. Мартышкина, С. А. Ключникова. Самара : Самарский ун-т, 2018. С. 134-138.

9. Областной закон от 4.04.2008 года № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». URL: http://docs.cntd.ru/ document/461601781 (дата обращения: 22.07.2022).

10. Орлова Е. В. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность // Власть. 2018. №3. С. 81-87.

11. Официальный сайт поддержки малого и среднего бизнеса в России. URL: https://www.mspbank.ru (дата обращения: 31.07.2022).

12. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 02.07.2022).

References

1. Alexandrin Yu. N. The institutional aspect of stimulating small entrepreneurship in the conditions of the formation of an innovative model of the economy. Economics: theory and Practice. 2020. No. 1. pp. 13-19

2. Balashova E. A., Shapkin I. N. Small entrepreneurship: theory and practice. Moscow: Dashkov and Co. 2017. 356 p.

3. Demtsura S. S. Small entrepreneurship: the role and problems of development. New science: The current state and ways of development. 2019. No. 9. pp. 223-225.

4. Dikunov S. A. The role of small business development in the region. Social Sciences. 2016. Vol. 1. No. 3-1 (13). pp. 3-8.

5. Zabolotskaya V. V. Research of foreign models of financial and credit support for small businesses and the possibility of their adaptation in Russia. Finance and credit. 2018. No. 18. pp. 57-67.

6. Lapusta M. G. State support of small entrepreneurship: a theoretical aspect. Journal of Economic Theory. 2017. No. 4. pp. 48-5.

7. Loginova L. S., Shamrina I. V. Small innovative business in developed market economies. Russian Economic Journal. 2019. No. 12. pp. 31-33.

8. Morozova G. A., Zimin, V. A. On the role of the state in the implementation of investment policy. Modern problems of management : inter-university collection of scientific papers / under the general editorship of S. A. Martyshkin, S. A. Klyuchnikov. Samara : Samara University, 2018. pp. 134-138.

9. Regional Law No. 245-OZ of 04.04.2008 "On the development of small and medium-sized businesses in the Krasnodar Territory". URL: http://docs.cntd.ru/ document/461601781 (date of address: 22.07.2022).

10. Orlova E. V. State support of entrepreneurship: myths and reality. Power. 2018. No. 3. pp. 81-87.

11. Official website of support for small and medium-sized businesses in Russia. URL: https://www.mspbank.ru / (accessed: 31.07.2022).

12. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http:// economy.gov.ru/minec/main (accessed: 02.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.