Развитие малых предприятий в Российской Федерации Development of small enterprises in the Russian Federation
Галиуллина Э.Р.
Студент 3 курса института цифровых технологий и экономики Казанский Государственный Энергетический Университет
РФ, г. Казань e-mail: [email protected]
Galiullina E.
3rd year student institute of digital technology and economics Kazan State Power Engineering University
Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Дубровская Е.С. доцент, к.э.н.
Казанский Государственный Энергетический Университет
РФ, г. Казань e-mail: [email protected]
Dubrovskaya E.
associate Professor, Ph. D. Kazan State Power Engineering University Russian Federation, Kazan e-mail: [email protected]
Аннотация.
В ходе данной работы были проанализированы состояние институциональной поддержки малого предпринимательства в России, уровень развития законодательства, а также конкретные меры государственной поддержки малого предпринимательства. Различия в формах и направлениях государственного регулирования и поддержки сектора малого предпринимательства также определяют различный вклад малого бизнеса в экономическое развитие страны. В статье представлен сравнительный анализ развития малого предпринимательства в РФ. На основе анализа тенденций развития малого предпринимательства в России определены основные проблемы его функционирования и сформулированы направления по его продвижению.
Annotation.
In the course of this work, the state of institutional support for small business in Russia, the level of development of legislation, as well as specific measures of state support for small business were analyzed. Differences in the forms and directions of state regulation and support of the small business sector also determine the different contribution of small business to the economic development of the country. The article presents a comparative analysis of development of small entrepreneurship in the Russian Federation. On the basis of the analysis of tendencies of development of small business in Russia the main problems of its functioning are defined and directions on its advance are formulated.
Ключевые слова: малое предпринимательство, поддержка, развитие, бизнес, финансовый, субъекты.
Key words: small business, support, development, business, financial, entities.
Малый бизнес - это базовая составляющая рыночной экономики, представляющая собой наиболее развитую форму производственно-экономических отношений, при которой предприниматель, работающий в условиях полной экономической самостоятельности и имущественной ответственности, становится реальным собственником.
В настоящее время малый и средний бизнес является достаточно мощным социальным слоем общества, реальной и серьезной экономической силой, а его поддержка и развитие является неотъемлемой частью государственной политики. Через развитие малого бизнеса государство решает ряд экономических,
политических и социальных проблем. Общепризнано, что малые предприятия более чутко реагируют на спрос, более конкурентоспособны, требуют минимальных инвестиций, более рационально используют трудовые ресурсы
Основными потребителями продукции и услуг для малого и среднего бизнеса являются местное население, а также жители близлежащих городов и поселков. Кроме того, их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет потребности многих крупных предприятий, а также производит специальные продукты и услуги. В связи с этим развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства было объявлено одним из приоритетов национальной экономики во всех государствах-членах СНГ, а с 2010 года начал свою работу Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в странах СНГ, который объединяет усилия по многим направлениям и вопросам.
Вопросы роли и значения малого бизнеса в развитии различных стран и регионов активно обсуждаются на протяжении многих десятилетий. В современных условиях наиболее обсуждаемыми являются вопросы, касающиеся актуализации инновационной деятельности в малом бизнесе [1], особенностей функционирования малого бизнеса как стартапа [2], налогообложения малого бизнеса в разных странах и их последствий для развития изменений законодательной базы, влияния на малый бизнес первого мирового финансового кризиса [3], вопросов социальной роли малых предприятий [2], свобода доступа малого бизнеса к финансовым источникам, в том числе кредитам, и роль сектора малого предпринимательства в обеспечении занятости населения [1], роль малых и средних предприятий в развитии отдельных стран [2] и др.
По данным Росстата, на начало 2019 года в России было зарегистрировано 5 771 626 субъектов малого предпринимательства. Из них 3 298 065 зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и около 25 тысяч - как сельскохозяйственные предприятия. Доля отрасли в валовом внутреннем продукте России в 2018 году составила около 21%. В секторе МСП, за исключением внешних совместителей, занято 13,7 млн человек, что составляет почти 20% экономически активного населения России [4].
Отраслевая структура малых предприятий в укрупненном виде выглядит следующим образом: 34% малых предприятий приходится на сферу торговли; 16% работает в промышленности; 7,3% принадлежит сельскохозяйственным хозяйствам, а 6,8% всех малых предприятий работает в сфере транспорта и связи. При этом отмечается устойчивая тенденция к сокращению числа субъектов малого предпринимательства и лиц, занятых в сфере торговли. Так, в 2008 году в торговом секторе было занято 45% всех работающих по сравнению с 30%, имеющимися в настоящее время [2].
Данная тенденция сформировалась под влиянием федеральной программы поддержки предпринимательства, в которой с 2010 года акценты в финансовой поддержке были перенесены на те малые предприятия, которые внедряют новые технологии, закупают новое оборудование и внедряют инновационные решения [5]. Система поддержки малого предпринимательства в сфере инноваций в России включает также программы софинансирования затрат малого бизнеса, связанных с инновациями, программы лизинговой помощи, систему кредитных гарантий, мероприятия по созданию индустриальных парков, центров кластерного развития и прототипирования. Общий объем государственной финансовой поддержки малого предпринимательства растет: на реализацию различных мер поддержки в 2013 году из федерального бюджета было выделено почти 33 млрд рублей бюджетных ассигнований и 20 млрд рублей государственных гарантий [6].
Что касается структуры малого сектора, то растет число малых и микропредприятий и увеличивается число их работников. Отмечается также отрицательная динамика среди индивидуальных предпринимателей и средних предприятий (сокращается их численность и сокращается численность их работников).
Приоритетным направлением поддержки малого и среднего предпринимательства в России со стороны Минэкономразвития России является содействие развитию предприятий обрабатывающей промышленности, внедрение инновационных проектов субъектами малого предпринимательства, поддержка предпринимателей, осуществляющих модернизацию производства, реализующих энергоэффективные проекты и осуществляющих свою деятельность в регионах со сложной социально-экономической ситуацией. Финансовая поддержка именно этих направлений составляет более 80% портфеля поддержки малого бизнеса, увеличившись за последние два года более чем на 10% [6]. Из них финансовая поддержка энергоэффективных проектов, инноваций и модернизации составляет 63%.
Программы поддержки малого предпринимательства в России реализуются также Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством сельского хозяйства РФ, но по объему поддержки эти программы существенно уступают программам Министерства экономического развития и торговли РФ.
Внешэкономбанк России реализует программу финансовой поддержки малого предпринимательства на принципах собираемости, доступности и целевого использования с внедрением двухуровневого механизма. Программа реализуется во всех регионах России и носит массовый характер. За 2018 год в рамках этой программы субъектам малого предпринимательства было выделено 79 миллиардов рублей, а количество поддержанных субъектов малого предпринимательства составило 2499. В число партнеров Внешэкономбанка по программе финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства вошли 162 инфраструктурные организации и 226 банков. Средняя ставка по кредитному портфелю, выданному банками-партнерами субъектам малого предпринимательства, составляет 12,6%.
Оценка основных тенденций и результатов развития малого предпринимательства в России показала, что, несмотря на некоторый прогресс в развитии этого сектора, общие темпы развития сектора малого предпринимательства по-прежнему значительно скромнее, чем в развитых странах. Так, сектор малого и среднего бизнеса в ЕС составляет 99,8% предприятий региона и обеспечивает рабочими местами 67,4% экономически занятого населения Европы. В США на малые фирмы приходится 54% всех работников, 45% совокупных активов, 35% чистой прибыли [7]. Доля малого бизнеса в ВВП США составляет 52%, в ЕС - 67 [7].
Достижению этих показателей в России препятствует ряд причин. Проведенное исследование свидетельствует об определенных проблема развития малого предпринимательства в РФ. Выделим основные из них.
1. Проблема налогообложения. В частности, в России это повышение ставок страховых взносов в пенсионную систему до уровня крупных предприятий. Также налог на вмененный налог ежегодно увеличивается на 15-20%, коммунальные тарифы также растут с каждым годом. Для большинства предпринимателей, особенно для начинающих, это губительно.
2. Проблема привлечения заемного капитала. Несмотря на то, что рынок кредитных ресурсов России странах развивается достаточно быстрыми темпами, предприниматели всех стран указывают на недостаточный доступ к кредитам. Характерно, что банки рассматривают кредитование малого бизнеса как высокорискованную операцию, где наблюдается очень высокая вероятность дефолта по кредиту. К этому добавляется установление высоких процентных ставок (рисков) и коротких сроков погашения. Однако следует отметить, что данная проблема актуальна для всех предпринимателей мира, включая европейские страны, США, Японию и др.
3. Слабое взаимодействие малого бизнеса с органами государственной власти. Данная проблема в основном связана с несовершенством нормативных документов и многочисленными проверками субъектов малого предпринимательства, инициированными государственными органами, а также сложными режимами создания и ликвидации субъектов малого и индивидуального предпринимательства. Например, для того, чтобы закрыть малый бизнес, нужны время и деньги: не заплатив взносы в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в полном объеме, налоговая служба не снимет предпринимателя со счета. К этому добавляется плата Федеральной налоговой службы и закрытие банковских счетов.
4. Недостаточно развитая в секторе малого предпринимательства инфраструктура предоставления информационно-консультационных услуг для предприятий данного типа также, по мнению предпринимателей, препятствует развитию малого бизнеса. В этом случае финансовая помощь должна предоставляться малым предприятиям, нуждающимся в конкретных деловых услугах или обучении, оставляя за ними право самостоятельного выбора поставщика этих услуг.
5. Слабая ориентация малых предприятий на инновации, новые технологии, новое оборудование. Основной проблемой здесь является слабое развитие системы охраны интеллектуальной собственности и ограниченный доступ к системе патентов для малых предприятий и др. [19].
6. Важной и нерешенной проблемой является задача самоорганизации бизнес-сообщества.
В совокупности эти и многие другие причины, препятствующие нормальному развитию малого бизнеса, приводят к повышению риска ухода малого бизнеса в «тень».
Список используемой литературы:
1. Щемелев С.Н., Аббасова О.М. Современное состояние и проблемы развития малых предприятий в промышленности Российской Федерации // Финансовые исследования. - 2017. - № 2 (55). - С. 134-140.
2. Александров П.А. Анализ развития малых и средних сельскохозяйственных предприятий в Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2015. - № 3 (25). - С. 56-60.
3. Чистякова М.К. Финансовое обеспечение регионального сектора экономики // В сборнике: Реальный сектор экономики: проблемы и перспективы развития материалы всероссийской (национальной) конференции. Орел, 2019. - С. 458-465.
4. Медведева М.В. Сравнительный анализ общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов для малого предпринимательства // В сборнике: OPEN INNOVATION сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. - С. 96-98.
5. Писаренко Н.А., Козлова Ю.В. Возникновение и развитие малого предпринимательства в России // Форум молодых ученых. - 2018. - № 12-3 (28). - С. 796-804.
6. Шадченко Н.Ю. К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Базис. - 2018. - № 1 (3). - С. 5-8.
7. Шакиров А.А., Дубровская Е.С. Предпринимательская миграция и региональные возможности в развивающихся странах // Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 10 (38). - С. 154-157.