DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-11.01
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РОССИИ И КИТАЯ
REGULATORY IMPACT ON SMALL ENTREPRENEURSHIP: COMPARATIVE ASSESSMENT OF RUSSIA AND CHINA
Анненкова А.А.*, кандидат экономических наук Annenkova A.A., Candidate of Economic Sciences Остроухова Д.К., магистр Ostroukhova D.K., Graduate student Среднерусский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орел,
Россия
Central Russian Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, Orel, Russia *E-mail: aaannenkova@mail.ru
АННОТАЦИЯ
В статье приведена сравнительная оценка регулирующего воздействия на сектор малого бизнеса России и Китая, которая основана на данных ежегодного доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса». Обобщены приоритетные направления государственной политики регулирования и поддержки малого предпринимательства в России и КНР. Выявлены причины изменения позиций стран в общем рейтинге Всемирного банка, и барьеры на пути развития малого предпринимательства обеих стран. Практическое применение авторских выводов возможно при формировании инструментария развития сектора малого предпринимательства.
ABSTRACT
The article compares the regulatory impact on the small business sector in Russia and China, which is based on the World Bank's annual Doing Business report. The priority directions of the state policy of regulation and support of small business in Russia and China are generalized. The reasons for changing the positions of countries in the general rating of the World Bank, the barriers to the development of small business of both countries are revealed. Practical application of the conclusions of the authors can be in the development of tools for the development of the small business sector.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Регулирующее воздействие на малое предпринимательство; легкость осуществления предпринимательства; барьеры развития бизнеса, государственная политика содействия развитию малого предпринимательства, малое и среднее предпринимательство.
KEY WORDS
Regulatory impact on small business, ease of entrepreneurship, barriers to business development, public policy to promote small business development, small and medium-sized businesses.
Особую роль в решении ряда социально-экономических проблем играет малый бизнес. Он является фундаментом большой экономики и в значительной степени определяет динамику развития страны в целом, а так же в отдельных ее областях.
Малые предприятия более мобильны. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют сравнительно высокую оборачиваемость капитала, оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, придают экономике гибкость [10].
Являясь базовой составляющей рыночного хозяйства, как в нашей стране, так и за ее пределами, малое предпринимательство оценивают как наиболее эффективную форму хозяйствования.
Основная цель, которую стремится достигнуть Правительство РФ с помощью малого предпринимательства, - создание адаптированной, конкурентоспособной и гибкой экономики, с помощью которой возможно было бы гарантировать стабильную занятость и высокую скорость технологического обновления производства. Достижение этой цели обеспечило бы рост доли среднего класса и значительное повышение качества жизни граждан в целом [11].
В последние годы существенно улучшен деловой климат. Однако, динамичного развития сектора российского малого предпринимательства не происходит. Малый бизнес представлен преимущественно микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, его доля в ВВП государства невелика и составляет около 20%, доля в обороте товаров и услуг - 25%, доля инвестиций в основной капитал - лишь 6% от общего объема по России. Только 6% россиян являются начинающими предпринимателями или владельцами нового бизнеса. Отсюда, нужны комплексные меры, охватывающие все субъекты малого предпринимательства, которые смогут обеспечить реальную поддержку частной деловой инициативы.
За последнее полугодие 2017 г. наблюдалось увеличение числа субъектов малого предпринимательства на 401 тыс. 517 хозяйствующих субъектов(7,3%). В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на 01. 02. 2017 года зарегистрировано 5 млн. 925 тыс. 282 субъекта МСП, из которых 5 млн. 636 тыс. 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 тыс. 558 единиц - малые предприятия (4,5%), 20 тыс. 935 единиц - средние предприятия (0,5%) [5].
По данным исследования Всемирного банка, по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности Российская Федерация за последние три года поднялась в рейтинге на 11 пунктов с 51 до 40 места. Вместе с тем, в 2017 году наблюдается падение на 4 пункта с 36 до 40 места (таблица 1) [9].
Впервые в сфере развития малого и среднего предпринимательства утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу - Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Ориентиром этого документа является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%) [5]. Перечислим ключевые задачи стратегии развития малого и среднего предпринимательства:
1. Стимулирование спроса на продукцию малого предпринимательства, а так же стимулирование развития предпринимательской деятельности в отдельных регионах страны;
2. Повышение качества государственного регулирования;
3. Совершенствование политики в области налогообложения, а также в области неналоговых платежей;
4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов;
5. Укрепление кадрового потенциала;
6. Повышение производительности труда [11].
Приоритетом государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства в России является сокращение контрольно-надзорной нагрузки (рисунок 1).
После 2017 г. в Федеральном законе «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», который направлен на переход к риск-ориентированному подходу при проведении мероприятий по надзору, будут предусмотрены все мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности [11].
Важным фактором, который способствует развитию экономики малого предпринимательства, является повышение предпринимательской грамотности.
Поэтому, в стратегии развития малого предпринимательства РФ уделяется большое значение подготовке кадров и раскрытию их предпринимательского потенциала.
Таблица 1 - Оценка бизнес- регулирования в Российской Федерации [8]
Направление регулирования DB 2017 Рейтинг DB 2016 Рейтинг ^о_ои^пе Изменение в рейтинге DB 2017 ПР (% пунктов) DB 2016 ПР (% пунктов) Изменение в показателе ПР (% пунктов) ^о_ои^пе
Глобально 40 36 4 73.19 73.20 0.01
Создание предприятий 26 37 11 93.57 92.35 #1.22
Получение разрешений на строительство V 115 117 65.86 64.67 1.19
Подключение к системе электроснабжения 30 26 и 84.37 84.22 0.15
Регистрация собственности 9 8 +1 90.55 90.51 0.04
Получение кредитов 44 42 +2 65.00 65.00 -
Защита миноритарных инвесторов 53 51 ♦2 60.00 60.00 -
Налогообложение 45 40 +5 82.96 83.09 0.13
Международная торговля 140 138 57.96 57.96 -
Обеспечение исполнения контрактов 12 8 +4 74.96 75.78 0.82
Разрешение неплатежеспособности 51 49 +2 56.69 58.39 1.70
V = реформирование, которое затрудняет ведение бизнеса.
содействует легкости ведения бизнеса; ■■ = изменение, которое
Л
Формирование и введение единого реестра проверок
4
Обеспечение трехлетнего маратория на проведение плановых проверок
Введение риск-ориентированного
похода
Проведение ревизии положений в отношении осуществления контрольной и
надзорной деятельности
47
Рисунок 1 - Основные новации государственной поддержки предприятий малого бизнеса
в России в 2016-2017гг.
Разрабатываются и внедряются стандарты оказания образовательной поддержки МБ, на стадии реализации находятся образовательные программы по основам предпринимательства, бухгалтерского учета, налогам и проектной деятельности, набирают популярность институты наставничества при участии предпринимательского сообщества, ВУЗов и различных организаций.
Подтверждением тому является запуск в августе 2016 года информационной системы "Бизнес-навигатор МСП", инструмента информационно-маркетинговой поддержки, позволяющего предпринимателям открывать и развивать новый бизнес.[5]
В разных странах мира государство проводит разное по степени жесткости регулирующее воздействие на сектор предпринимательства.
Интересным представляется сопоставительный анализ регулирующего воздействия государства на малый бизнес России и Китая. В отличие от России, регулирующее воздействие на бизнес в Китае следует признать более жестким (таблица 2).
Так, Китай занимает 78 место в рейтинге бизнес- регулирования в отличие от России (40 место) (Doing Business) [7].
Таблица 2 - Оценка бизнес -регулирования в Китае [7]
Темы DB 2017 Рейтинг DB 2016 Рейтинг info_outline Изменение в рейтинге DB 2017 ПР (% пунктов) info_outline DB 2016 ПР (% пунктов) info_outline Изменение в показателе ПР (% пунктов) info_outline
Глобально 78 80 2 64.28 62.86 1.42
Создание предприятий V 127 134 7 81.02 77.46 3.56
Получение разрешений на строительство 177 175 +2 48.52 48.29 0.23
Подключение к системе электроснабжения 97 92 68.73 68.66 0.07
Регистрация собственности 42 42 - 76.15 76.15 -
Получение кредитов V 62 78 #16 60.00 50.00 10.00
Защита миноритарных инвесторов 123 118 + 5 45.00 45.00 -
Налогообложение 131 127 +4 60.46 60.50 0.04
Международная торговля 96 94 +2 69.13 69.13 -
Обеспечение исполнения контрактов 5 4 77.98 77.98 -
Разрешение неплатежеспособности 53 53 - 55.82 55.43 0.39
^ = реформирование, которое содействует легкости ведения бизнеса. ■■ = изменение, которое затрудняет ведение бизнеса.
По мнению российского востоковеда Маслова Алексея Александровича, чтобы построить успешный бизнес в Китае, нужно изучать не столько экономику, право или маркетинг, сколько этнические стереотипы предпринимательства и менталитет самих китайцев.
Специфика большинства китайских компаний, от мелких до транснациональных корпораций, состоит в следующем: практически все организации представляют интересы страны и управляются государством («этативные» корпорации). В КНР все контролирует Коммунистическая партия Китая. Однако управление компаниями осуществляется госаппаратом не напрямую, а через группы, аффилированные с госорганами и надежными внутренними инвесторами [2].
Правительство Китая оказывает серьезную поддержку своим мелким и средним компаниям, создавая старт-апам благоприятные условия для развития.
По свидетельству самих представителей СМБ Китая, наиболее привлекательные условия для бизнеса созданы не в континентальной части Китая, а в Гонконге. Например, в этом специальном административном районе налогом облагается только доход, полученный на территории острова. Даже если иностранные доходы напрямую связаны с деятельностью компании в Гонконге, но получены в другом месте, они все равно не облагаются налогом. Кроме того, здесь отсутствует налог на прирост капитала и дивиденды, не существует понятия НДС. Налог на прибыль, полученную от операций на территории Гонконга, составляет 17,5% в первые два года и 16% при ведении успешной деятельности более двух лет. Размер налога на заработную плату, включающую в себя и премии, и комиссионные, и социальные пособия, а также другие выплаты и вознаграждения, равен 15% [6].
На территории КНР реализуют свою деятельность сотни тысяч иностранных компаний. Преимущественно к таковым относят казахстанские корпорации.
Основными формами иностранного присутствия на рынке КНР являются:
1. создание предприятия со 100% иностранными инвестициями;
2. создание паевого китайско-иностранного совместного предприятия (предприятия совместного капитала);
3. создание контрактного китайско-иностранного совместного предприятия (предприятия совместной кооперации);
4. учреждение постоянного представительства иностранного предприятия [4].
Как и в Российской Федерации, поддержка малого и среднего бизнеса была и остается для Китая одной из приоритетных задач государства, поскольку малый и средний бизнес дает одну треть ВВП Китая и создает примерно такую же долю новых рабочих мест.
Сравнивая показатели рейтинга оценки бизнес - регулирования (Doing Business), отметим, что Российская Федерация обладает рядом преимуществ, нежели КНР (таблица 3).
Таблица 3 - Рейтинг России и Китая по степени легкости осуществления бизнеса (по результатам исследования Doing Business за 9 мес. 2017 г.) [1]
Наименование индикатора Россия Китай
Легкость ведения бизнеса 40 78
Создание предприятий 25 127
Получение разрешений на строительство 115 177
Подключение к системе электроснабжения 30 97
Регистрация собственности 9 42
Получение кредитов 44 62
Защита миноритарных. инвесторов 53 123
Налогообложение 45 131
Международная торговля 140 96
Как свидетельствуют данные таблицы 3, единственным пунктом, где выигрывает Китай, является международная торговля. Усложнение процессов, лишние документы, неэффективная координация, а также отсутствие надлежащей инфраструктуры приводит к дополнительным затратам и задержкам для экспортеров и импортеров, подавляя торговый потенциал. Действующие санкции серьезно ухудшают положение России в международной торговле [1].
Несмотря на сложившуюся ситуацию, многие международные эксперты утверждают, что Китай, в ближайшее десятилетие, способен вырваться вперед по всем ключевым показателям, обогнав тем самым не только Россию, но и некоторые страны Западного зарубежья.
Правительство КНР работает над стратегией адаптации к мировым изменениям. Китай старается избежать ситуации, в которую попадают многие страны, а именно -потерять конкурентоспособность в трудоемких отраслях промышленности при одновременном лишении новых источников инноваций для стимулирования экономического роста [3].
Таким образом, отметим, что сопоставительный анализ легкости ведения бизнеса двух супердержав, приводит к выводу о наличии одинаковых барьеров на пути развития предпринимательства, к которым относятся долгие и сложные процедуры получения разрешений на строительство и присоединения к электросетям.
REFERENCES
1. Валитова Д.Р. Россия и Китай: сравнительный анализ предпринимательства // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54). URL: https://sibac.info/archive/economy/6(54).pdf (дата обращения: 29.10.2017)
2. Идем на Восток: особенности ведения бизнеса в Китае [Электронный ресурс] -http://nb.kz/2530/
3. Ишмуратова В.Г. Борьба с бедностью в КНР: исторический опыт, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. 2014. №3. С. 287 - 292.
4. Китайская народная республика/Визит делегации провинции Шаньси в Китайскую Народную Республику, 8 августа 2016г. С.-8. [Электронный ресурс] -http://rusakcent.ru/media/spec_3_2016.pdf
5. Малое и среднее предпринимательство: отчет правительства за 2016 год [Электронный ресурс]: http://corpmsp.ru/pres_slujba/
6. Особенности ведения бизнеса в КНР [Электронный ресурс] -http://nb.kz/2530/.
7. Оценка Бизнес регулирования в Китае [Электронный ресурс] -http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/china
8. Оценка Бизнес регулирования в Российской федерации [Электронный ресурс]: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia
9. Рейтинг стран по легкости ведения бизнеса (Doing Business) [Электронный ресурс] -http://nonews.co/directory/lists/countries/doing-business
10. Федорова Е.Ю., Косинова Н.А. Тенденции развития малого бизнеса/ Экономика и экономические науки/ Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии - 2013, [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-malogo-biznesa-v-kurskoy-oblasti
11. Шибилева О.В., Севостьянова Е.С., Бояркина Е.В. Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года/ Экономика и экономические науки / Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. С.-434-435.