ВестпикВТУИТ/Proceedings of VSUET, № 4, 2016
Оригинальная статья/Original article_
УДК 338.22.01 ~ DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-4-434-436_
Стратегия развития малого предпринимательства в Российской _Федерации до 2030 года_
Ольга В. Шибилева 1 [email protected]
Екатерина С. Севостьянова 1 [email protected] _Елена В. Бояркина_1 [email protected]_
1 кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовск. гос. ун-т. им. Н.П. Огарева, ул. Полежаева, 44, корпус 29, г. Саранск, 430000 Россия Реферат. В статье рассматривается развитие сферы малого предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость. Реализация стратегии развития предприятий малого и среднего производства разделена на 3 этапа: 2016-2018 гг., 2019-2025 гг. и 2026-2030 гг., каждый из которых имеет свои задачи. На первом этапе поставлена задача обновления всех инструментов государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Второй этап запрограммирован на создание новых рыночных ниш и обеспечение устойчивой динамики субъектов малого предпринимательства. Третий этап нацелен обеспечить лидерство в отдельных отраслях деятельности на мировом уровне, в соответствии с долгосрочными научно-технологическими приоритетами России. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Для реализации стратегии правительством были разработаны целевые индикаторы: увеличение в 2,5 раза оборота малого предпринимательства по отношению к 2014 году; увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе малого предпринимательства по отношению к 2014 году; увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте малого предпринимательства с 11,8 до 20%; увеличение доли занятых на субъектах малого предпринимательства в общей численности занятого населения с 25 до 35%. Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. призвана снизить давление государственных и налоговых органов на субъекты малого предпринимательства, расширить программ субсидирования, увеличить финансовые ресурсы и обеспечить предприятия малого бизнеса квалифицированными кадрами что, несомненно, положительно отразится на экономике всех регионов и страны в целом.
Strategy of development of small entrepreneurship in the Russian _Federation for the period till 2030_
Olga V. Shibileva 1 [email protected]
Ekaterina S. Sevostyanova 1 [email protected] _Elena V. Boyarkina_1 [email protected]_
1 accounting, analysis and audit department, N.P. Ogarev's Mordovian State University, Polezhayev str., 44, Saransk, 430000, Russia
Summary. The article discusses the development of the sphere of small business as one of the factors of innovation development of the country and improving the economic structure. The strategy is aimed at creating a competitive, flexible and adaptive economy that provides a high level of individualization of goods and services, a high rate of technological renovation and stable employment. The implementation of the development strategy of small and medium production is divided into 3 phases:. 2016-2018, 2019-2025 gg. and 2026-2030 gg., each of which has its own problems. In the first phase the task of updating all the instruments of state support of small businesses. The second phase is programmed for the creation of new market niches and ensuring stable dynamics of small businesses. The third stage aims to provide leadership in some sectors of activity at the global level, in accordance with the long-term scientific and technological priorities of Russia. small business sector is concentrated mainly in the spheres of trade and the provision of services to the population. In order to implement the Government strategy target indicators have been developed: an increase of 2.5 times the turnover of small businesses in relation to 2014; increase of 2 times the turnover per employee in the small business sector in relation to 2014; increase in the share of manufacturing in the back of small business from 11.8 to 20%; increasing the share of employed in the subjects of small business in total employment from 25 to 35%. Strategy of development of small business in the Russian Federation for the period up to 2030, is designed to reduce the pressure of the public and tax authorities to small businesses, to expand the subsidy programs, to increase financial resources and provide small businesses with qualified personnel that will undoubtedly have a positive impact on the economy and all regions country. Keywords: small entrepreneurship, development of an entrepreneurship, small business, development of economy_
Введение
В настоящий момент малый бизнес играет значительную роль в развитии экономики многих стран, и Россия не исключение. Проведение эффективной государственной политики по поддержке малого предпринимательства, а также создание благоприятной предпринимательской среды является очень важным условием развития этого сектора.
Оттого насколько хорошо или плохо в стране развит малый бизнес зависит количество занятых лиц на предприятиях в этой области и насыщение рынка товарами должного качества. Преимущество таких предприятий во многом Для цитирования Шибилева О. В., Севостьянова Е. С.., Бояркина Е. В.. Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4. С. 434-436. (М: 10.20914/2310-1202-2016-4-434-436
заключается в том, что они гораздо лучше способны адаптироваться к быстро изменяющейся конъюнктуре рынка, а значит способны быстро внедрять технические нововведения, обновлять свою производственную базу и смягчать влияние структурных изменений внося существенный вклад в развитие регионов.
Основная цель, которую решило достигнуть правительство с помощью малого предпринимательства - создание адаптированной, конкурентоспособной и гибкой экономики, с помощью которой возможно было бы гарантировать стабильную занятость и высокую скорость технологического обновления производства.
For citation
Shibileva O. V., Sevostyanova E. S., Boyarkina E. V. Strategy of development of small entrepreneurship in the Russian Federation for the period till 2030. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 4. pp. 434-436. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2016-4-434-436
Ве(ттк&ГУМТ/РоиеЛ^ о/'ТЯЦЕТ, № 4, 2016
Достижение этой цели обеспечило бы рост доли среднего класса и значительное повышение качества жизни граждан в целом.
Можно перечислить следующие ключевые задачи стратегии развития малого предпринимательства:
• Интеграция функций поддержки этой сферы;
• Стимулирование спроса на продукцию малого предпринимательства;
• Стимулирование развития предпринимательства в отдельных регионах страны;
• Повышение качества государственного регулирования;
• Совершенствование политики как в области налогообложения, так и в области неналоговых платежей;
• Обеспечение доступности финансовых ресурсов;
• Укрепление кадрового потенциала;
• Повышение производительности труда.
Кроме этого, в стратегии развития малого
бизнеса определены и способы достижения поставленных задач, к которым в первую очередь относятся создание единого центра финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, разработка и внедрение стандартов оказания поддержки предприятиям малого бизнеса, популяризация и пропаганда предпринимательской деятельности, организация системы информационно-консультационной и маркетинговой поддержки, а также создание отдельной ниши для предприятий этой сферы.
Особое влияние на развитие малого бизнеса осуществляет фискальная политика государства. Именно поэтому следует уделить отдельное внимание ее контролю в отношении субъектов малого предпринимательства.
К комплексу мер поддержки стоит отнести мораторий на рост налоговых платежей до 2018 года, повышение порогового значения стоимости имущества для тех, кто использует упрощенную систему налогообложения, повышение пороговых значений доходов по патентной и упрощенной системе налогообложения, а также ревизию неналоговых платежей.
К дополнительным мерам по стимулированию развития малого предпринимательства в стране причисляют повышение предельного размера дохода, с помощью которого налогоплательщики по налогу на прибыль смогут перейти на квартальный порядок уплаты авансовых платежей; установление инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, который предусматривает уменьшение налоговой базы на сумму произведенных капитальных вложений и повышение порога стоимости имущества (характеризует его основные средства).
Сокращение контрольно-надзорной нагрузки является приоритетом государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства в стране. В период 2015-2017 гг. были предусмотрены следующие направления государственной поддержки предприятий в этой сферы:
• формирование и ведение единого реестра проверок;
• обеспечение трехлетнего моратория на проведение плановых проверок;
• проведение ревизии положений в отношении осуществления контрольно-надзорной деятельности для их упорядочивания и унификации, дифференциации по уровню риска.
• внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля;
Эти меры помогут снизить нагрузку на этот сектор экономики, потому что произойдет уменьшение количества нарушений, а проверки малых предприятий будут ожидаемыми, так как сроки таких проверок точно будут известны.
После 2017 г. в Федеральном законе «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», который направлен на переход к риск-ориентированному подходу при проведении мероприятий по надзору, будут прописаны все мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
Государство старается создавать комфортные условия для расширения и развития предприятий малого бизнеса. Важным фактором, который способствует развитию этой отрасли экономики, являются сотрудники предприятий. Подготовке кадров и раскрытию предпринимательского потенциала уделяется большое внимание в стратегии развития малого предпринимательства в РФ. Для подготовки квалифицированных кадров предлагается разработать и внедрить стандарты оказания образовательной поддержки предприятиям малого бизнеса, реализовать образовательные программы по основам предпринимательства, бухучету, налогам и проектной деятельности, создать и развить институт наставничества при участии предпринимательского сообщества, вузов и различных организаций.
Путем популяризации конкурсов средств массовой информации по пропаганде роли малого предпринимательства в развитии экономики, проведения года предпринимательства, тиражирования историй успешного предпринимательства, решении социальных, экологических проблем, организации мероприятий в рамках международных событий, связанных с популяризацией предпринимательства, поддержки молодежного предпринимательства и ряда других мер.
Реализация стратегии развития предприятий малого и среднего производства разделена на 3 этапа: 2016-2018 гг., 2019-2025 гг. и 20262030 гг., каждый из которых имеет свои задачи.
Для связи с редакцией: [email protected]
435
BecmnvKßTy^T/Proceedings of VSUET, № 4, 2016
На первом этапе поставлена задача обновления всех инструментов государственной поддержки предприятий малого бизнеса. Второй этап запрограммирован на создание новых рыночных ниш и обеспечение устойчивой динамики субъектов малого предпринимательства. Третий этап нацелен обеспечить лидерство в отдельных отраслях деятельности на мировом уровне, в соответствии с долгосрочными научно-технологическими приоритетами России.
Для реализации стратегии правительством были разработаны целевые индикаторы, из которых к ключевым можно отнести следующие:
• увеличение в 2,5 раза оборота малого предпринимательства по отношению к 2014 году (с 41,8 трлн р. в 2014 году до 104,7 трлн р. в 2030 году);
• увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе малого предпринимательства по отношению к 2014 году (с 2,3 млн р. в 2014 году до 4,6 млн р. в 2030 году);
ЛИТЕРАТУРА
1 Основные положения проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Оф. сайт Министерства экономического развития URL: http://economy.gov.ru/minec/ atout/structure/depMB/20151216.
2 Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», Оф. сайт Министерства экономического развития URL: http://economy.gov.ru/min^/about/struclMB/(^MB/20160122
3 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году, Оф. сайт Министерства экономического развития URL: http://economy.gov.ru/minec/ resources/ef7 а9238-9f2d 4fe2 Ьс816е4606601са2
-- Асриева И. В., Безрукавая И. В., Жихарева О. Б. Малое и среднее предпринимательство в России 2015: Стат.сб. M: Росстат, 2015. 96 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Ольга В. Шибилева к. э. н., доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский государственный университет. им. Н.П. Огарева, ул. Полежаева, 44, корпус 29, г. Саранск, 430000, Россия, [email protected]
Екатерина С. Севостьянова бакалавр, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский государственный университет. им. Н.П. Огарева, ул. Полежаева, 44, корпус 29, г. Саранск, 430000, Россия, [email protected]
Елена В. Бояркина бакалавр, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский государственный университет. им. Н.П. Огарева, ул. Полежаева, 44, корпус 29, г. Саранск,430000, Россия, [email protected]
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА Ольга В. Шибилева консультация в ходе исследования Екатерина С. Севостьянова обзор литературных источников по исследуемой проблеме
Елена В. Бояркина написала рукопись, корректировал её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ПОСТУПИЛА 16.11.2016 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 02.12.2016
• увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте малого предпринимательства с 11,8 до 20% (с 4,9 трлн р. в 2014 году до 20,9 трлн р. в 2030 году);
• увеличение доли занятых на субъектах малого предпринимательства в общей численности занятого населения с 25 до 35% (с 18 млн чел. в 2014 году до 25 млн чел. в 2030 году).
Заключение
Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. призвана снизить давление государственных и налоговых органов на субъекты малого предпринимательства, расширить программ субсидирования, увеличить финансовые ресурсы и обеспечить предприятия малого бизнеса квалифицированными кадрами что, несомненно, положительно отразится на экономике всех регионов и страны в целом.
REFERENCES
1 The main provisions of the draft Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period till 2030. Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/struc-ture/depMB/20151216 (in Russian).
2 Order of the Ministry of economic development of Russia from March 25, 2015 No. 167 On approval of conditions of competitive selection of subjects of the Russian Federation, whose budgets receive subsidies from the Federal budget for state support of small and medium enterprises, including peasant (farmer) economy, and the requirements to the organizations forming infrastructure of support of subjects of small and average business, Available at: http://economy.gov.ru/minec/about/struc-ture/depMB/20160122 (in Russian).
3 State support of small and medium-sized businesses in 2016 Available at: http://economy.gov.ru/minec/re-sources/ef7a923 8-9f2d4fe2bc816e4606601ca2 (in Russian).
4 Asrieva I. V., Bezrukavaya I. V., Zhikhareva O. B. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii 2015 [Small and medium entrepreneurship in Russia to 2015] Moscow, Rosstat publ. 2015. 96 p. (in Russian).
INFORMATION ABOUT AUTHORS Olga V. Shibileva candidate of economic sciences, associate professor, accounting, analysis and audit department, N.P. Ogarev's Mordovian State University, Polezhayev str., 44, Saransk, 430000, Russia, [email protected]
Ekaterina S. Sevostyanova bachelor, accounting, analysis and audit department, N.P. Ogarev's Mordovian State University, Polezhayev str., 44, Saransk, 430000, Russia, [email protected]
Elena V. Boyarkina bachelor, accounting, analysis and audit department, N.P. Ogarev's Mordovian State University, Polezhayev str., 44, Saransk, 430000, Russia, [email protected]
CONTRIBUTION Olga V. Shibileva consultation during the study
Ekaterina S. Sevostyanova review of the literature on an investigated problem
Elena V. Boyarkina wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST
The authors declare no conflict of interest. RECEIVED 11.16.2016 ACCEPTED 12.2.2016