СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
О. В. Михалева*, К.О. Мутылина
Курский государственный университет Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 * email: kiss2135@mail.ru
В статье проанализирована значимость малого бизнеса в развитии экономики Российской Федерации, а также состояние развития малого и среднего предпринимательства на современном этапе. В работе рассмотрены перспективы и цели развития данного сектора экономики. Реформы, проведенные в сфере малого и среднего бизнеса, призваны решить ряд проблем, с которыми сталкиваются данные предприятия: стимулирование спроса на продукцию малого и среднего предпринимательства, доступ к государственным закупкам, обеспечение доступности финансовых ресурсов, стимулирование развития предпринимательской деятельности на территории отдельных регионов и другие.
Ключевые слова: экономика, экономический прогноз, реформы малого бизнеса, малое и среднее предпринимательство, перспективы развития бизнеса.
STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES FOR PERIOD UP TO 2030
O. V. Mikhaleva*, ^ О. Mutilina
Kursk state University
33 Radischeva St., 305000, Kursk, Russia
* email: kiss2135@mail.ru
The article analyzes the importance of small business in economic development of the Russian Federation, as well as the state of development of small and medium enterprises at the present stage. The paper considers the prospects and development goals of this sector of the economy. Reforms in the sphere of small and medium business designed to solve a number of problems facing these enterprises: to stimulate demand for the products of small and medium enterprises, access to public procurement, ensuring availability of financial resources, stimulating the development of entrepreneurial activities on the territory of separate regions, and others.
Keywords: economy, economic outlook, reforms for small business, small and medium enterprises, prospects of development of busines.
На сегодняшний день малый бизнес играет важную роль в развитии экономики любой страны, и Российская Федерация не исключение. От состояния малого бизнеса зависит насыщение рынка товарами необходимого качества, количество занятых лиц на предприятиях малого бизнеса. Такие предприятия быстрее адаптируются к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка и поэтому способны смягчать влияние структурных изменений, они вносят значительный вклад в развитие регионов, также способны быстро внедрять технические нововведения и обновлять производственную базу.
В настоящее время организации малого и среднего предпринимательства делятся на 3 группы: микро предприятия, малые предприятия, средние предприятия. В основе данной классификации лежит признак числа занятых на предприятии людей и предельное значение выручки от реализации товаров за год без учета НДС. Данную классификацию можно наблюдать на рисунке 1.
Стоит отметить, что за период 2015г. Доля ВВП, приходящаяся на предприятия малого и среднего бизнеса, составляет 19,2% ; количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории РФ - 5,6 млн. единиц; доля от общего числа занятых - 18млн. человек или 25%. Эти данные с уверенностью дает нам право сказать о том, что одна четвертая часть трудоустроенного населения страны занята на предприятиях малого и среднего бизнеса. В 2015г. На предприятия малого и среднего бизнеса пришлось 6% экспорта, что также является неплохим показателем.
Средние
- от 101 до 250 человек
- не более 2 млрд. руб.
Малые
- от 16 до 100 человек
- не более 800 млн. руб.
Микро
- до 15 человек
- не более 120 млн. руб.
Рис.1. Классификация предприятий малого и среднего бизнеса
При этом стоит отметить, что малый и средний бизнес не стал пока драйвером развития экономики.
Миссия стратегии развития данного сектора экономики состоит в том, чтобы создать конкурентоспособную, гибкую и адаптивную экономику, которая могла бы обеспечить высокую скорость технологического обновления производства и стабильную занятость. Эту цель правительство решило достигнуть при помощи развития малого и среднего предпринимательства, что способствовало бы устойчивому повышению качества жизни и роста доли среднего класса.
К основным задачам стратегии развития малого и среднего
130
Juvenis scientia 2016 № 2 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
предпринимательства (МСП) можно отнести следующие:
• Интеграция функций поддержки малого и среднего бизнеса;
• Стимулирование спроса на продукцию МСП, также и на основе доступа к государственным закупкам;
• Обеспечение доступности финансовых ресурсов;
• Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;
• Повышение качества государственного регулирования в сфере МСП;
• Стимулирование развития предпринимательской деятельности на территории отдельных регионов;
• Укрепление кадрового потенциала;
• Повышение производительности труда.
Также, в стратегии развития малого и среднего бизнеса определены и способы достижения поставленных задач.
Системным интегратором мер поддержки МСП выступит АО «Корпорация «МСП», в компетенции которой будет входить создание единого центра финансово-кредитной поддержки субъектов МСП, разработка и внедрение стандартов оказания поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, организация системы информационно-консультационной и маркетинговой поддержки МСП. Помимо этого в обязанности данной организации будет входить мониторинг оказания поддержки субъектам МСП и реализация комплекса мер по увеличению доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП.
Еще одним способом достижения целей стратегии является создание отдельной ниши для предприятий малого и среднего бизнеса. К мероприятиям, способствующим этому, можно отнести:
1. Развитие конкуренции на локальных рынках:
• Внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ;
• Ограничение права создания и сохранения государственных и муниципальных предприятий и учреждений на конкурентных рынках;
• Разработка банков «готовых решений» для эффективного ведения бизнеса.
2. Поддержка МСП в социальной сфере:
• Снятие ограничений на вхождение новых компаний на рынок социальных услуг;
• Дополнительные механизмы поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства.
3. Стимулирование спроса на продукцию МСП:
• Внедрение простых и понятных способов закупок, формирование единых закупочных политик;
• Внедрение технологий электронных торгов;
• Разработка стандартов осуществления закупок у МСП;
• Рост обязательной квоты по закупкам у МСП с 18 % в 2016 г. до 25 % в 2018 г.;
• Методическое содействие МСП для участия в закупках;
• Организация мероприятий, направленных на повышение уровня технологической и организационной готовности малых и средних предприятий к участию в закупках.
4. Развитие торговли и потребительского рынка:
• Учет потребностей МСП в сфере торговли при проектировании и реализации проектов городского транспорта, общественных пространств, жилых микрорайонов;
• Развитие ярмарочной торговли (в т.ч. ярмарок выходного дня);
• Развитие автоматизированных форм торговли;
• Организация современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков;
• Развитие дистанционной торговли, системы электронных платежей;
• Развитие франчайзинга;
• Развитие многоформатной торговой инфраструктуры, прежде всего несетевых объектов МСП.
Следующим способом достижения цели является технологические развитие предприятий малого и среднего бизнеса. Одной из организаций, способствующих этому, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В рамках повышения технологического развития создается инфраструктура для поддержки МСП: установление единых требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства, развитие региональных инновационных кластеров, создание инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п.
Также к поддержке технологического развития МСП можно отнести реализацию программ готовности МСП к выполнению заказов со стороны крупных организаций. Помимо этого, предусмотрены меры по повышению квалификации руководящих кадров на предприятиях малого и среднего бизнеса, создание ресурсных центров по подготовке рабочих кадров на базе ВУЗов и НИИ, создание дополнительных стимулов для сертификации производственных процессов МСП по стандартам систем качества. Приоритетное место занимает поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в сфере импортоза-мещения.
Для предприятий малого и среднего бизнеса предусмотрен комплекс мер финансовой поддержки. Это такие меры как стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования МСП, микрофинансирование, долгосрочное финансирование, программы субсидирования затрат субъектов МСП, инструменты прямого финансирования и т.д.
Значительное влияние на развитие малого и среднего бизнеса оказывает фискальная политика государства, поэтому ее контролю в отношении субъектов МСП следует уделить особое внимание. К комплексу мер поддержки малых предприятий в этой области стоит отнести мораторий на рост налоговых платежей до 2018 года, повышение пороговых значений доходов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения, повышение порогового значения стоимости имущества для использования упрощенной системы налогообложения, развитие патентной системы налогообложения, ревизия неналоговых платежей.
Дополнительными мерами по стимулированию развития МСП являются: повышение предельного размера дохода, который позволяет налогоплательщикам по налогу на прибыль перейти на квартальный порядок уплаты авансовых платежей; повышение порога стоимости имущества, характеризующего его в качестве основного средства ; установление инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций, предусматривающей уменьшение налоговой базы на сумму произведенных капитальных вложений.
Приоритетом государственной политики в области стимулирования развития МСП является сокращение контрольно-надзорной нагрузки. В период 2015-2017 гг. предусмотрены следующие направления государственной поддержки предприятий малого бизнеса:
• Формирование и ведение единого реестра проверок;
• Обеспечение трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении МСП;
• Апробация риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного и муниципального контроля;
• Проведение ревизии положений в отношении осуществления контрольно-надзорной деятельности с целью их упорядочивания и унификации, дифференциации по уровню риска.
Данные меры помогут сделать проверки малых и средних предприятий ожидаемыми и сократят количество выявленных нарушений, поскольку МСП будут четко знать сроки проверок и готовиться к ним. Это снижает нагрузку на данный сектор экономики.
После 2017г. мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности будут прописаны в Федеральном законе «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации», который направлен на переход к риск- ориентированному подходу при проведении мероприятий по контролю (надзору).
Также, к направлениям государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса можно отнести следующие:
• Повышение гибкости регулирования рынка труда;
• Упрощение процедур доступа МСП к использованию объектов недвижимого имущества;
• Расширение информационной поддержки МСП;
• Упрощение отчетности;
• Развитие механизмов обратной связи и общественного мониторинга решений в сфере развития МСП;
• Информационное обеспечение государственной политики в сфере развития МСП.
Таким образом, государство старается создать наиболее комфортные условия для развития и расширения предприятий малого и среднего бизнеса.
Немаловажным фактором, способствующим развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, является кадровый состав предприятий. В стратегии развития МСП в России особое внимание уделяется подготовке кадров и раскрытию предпринимательского потенциала. В частности, для подготовки квалифицированных кадров предлагается разработать и внедрить стандарты оказания образовательной поддержки субъектам МСП, реализовать образовательные программы по основам предпринимательства, налогам, бухучету и проектной деятельности через сеть организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, создать и развить институт наставничества при участии предпринимательского сообщества, вузов, организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
Предпринимательский потенциал правительство предлагает раскрывать посредством проведения года предпринимательства, тиражирования историй успешного предпринимательства, популяризации конкурсов СМИ по пропаганде роли МСП в развитии экономики, решении социальных, экологических проблем, организации мероприятий в рамках международных событий, связанных с популяризацией предпринимательства, поддержки молодежного предпринимательства и ряда других мер.
Реализация стратегии развития предприятий малого и среднего производства разделена на 3 этапа: 2016-2018 гг., 2019-2025гг. и 2026-2030 гг.
У каждого из этих этапов определены основные задачи, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Этапы реализации стратегии
Общее управление Стратегией осуществляет Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития МСП. Координацию деятельности осуществляет Минэкономразвития России при участии АО «Корпорация «МСП». Предусмотрена разработка двухлетних «дорожных карт» по реализации Стратегии. Порядок предоставления отчета о реализации Стратегии предусмотрен законодательством о стратегическом планировании.
Для всех направлений реализации стратегии разработаны целевые индикаторы. К ключевым индикаторам можно отнести :
• Увеличение в 2,5 раза оборота МСП по отношению к 2014 году (с 41,8 трлн. руб. в 2014 году до 104,7 трлн. руб. в 2030 году);
• Увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе МСП по отношению к 2014 году (с 2,3 млн. руб. в 2014 году до 4,6 млн. руб. в 2030 году);
• Увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте МСП с 11,8 до 20 % (с 4,9 трлн. руб. в 2014 году до 20,9 трлн. руб. в 2030 году);
• Увеличение доли занятых на субъектах МСП в общей численности занятого населения с 25 до 35 % (с 18 млн. чел. в 2014 году до 25 млн. чел. в 2030 году).
Таким образом, можно сказать, что стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030г. призвана снизить давление государственных и налоговых органов на субъекты МСП, увеличить обеспеченности финансовыми ресурсами, расширить программ субсидирования, обеспечить предприятия малого и среднего бизнеса квалифицированными кадровыми ресурсами. Это, несомненно, положительно отразится на экономике каждого из регионов и страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», Официальный сайт Министерства экономического развития URL: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depMB/20160122 (дата обращения: 07.03.16)
2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году, Официальный сайт Министерства экономического развития URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/ ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81-6e4606601ca2 (дата обращения: 07.03.16)
3. Основные положения проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, Официальный сайт Министерства экономического развития URL: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depMB/20151216 (дата обращения: 07.03.16).
Поступила в редакцию 07.03.2016