Научная статья на тему 'Развитие локальных рынков услуг высшего профессионального образования в Сибирском федеральном округе'

Развитие локальных рынков услуг высшего профессионального образования в Сибирском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОН / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутакова М.М.

Проанализированы темпы динамики показателей, характеризующих уровень развития и структуру высшего профессионального образования в субъектах РФ Сибирского федерального округа. Описаны характеристики социально-экономического развития регионов, определяющие уровень и структуру локального рынка услуг высшего профессионального образования, систематизированы факторы, наиболее значимые для развития высшего профессионального образования в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие локальных рынков услуг высшего профессионального образования в Сибирском федеральном округе»

24 (117) - 2009

Профессиональное образование

РАЗВИТИЕ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

М. М. БУТАКОВА, кандидат экономических наук, доцент Алтайский государственный университет

В статье проанализированы темпы динамики показателей, характеризующихуровеньразвития и структуру высшего профессионального образования в субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа, описаны характеристики социально-экономического развития регионов, определяющие уровень и структуру локального рынка услуг высшего профессионального образования, систематизированы факторы, наиболее значимые для развития высшего профессионального образования в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: уровень развития, структура образования, регион, локальный рынок.

Перспективы социально-экономического развития регионов Российской Федерации связаны с формированием новой экономики, в которой знание становится доминирующим фактором развития, определяющим более эффективное применение других факторов производства и конкурентные преимущества территорий. В этих условиях изучение региональной дифференциации уровня развития высшего профессионального образования интересно не только в связи с оценкой качества жизни населения регионов, но и в связи с формированием предпосылок темпов роста, структуры, эффективности экономики регионов.

Современный рынок образовательных услуг представляет собой вертикально интегрированную структуру, в рамках которой можно выделить три взаимосвязанных вида рынков: международный, национальный и локальный (региональный). В контексте проблем модернизации системы высшего профессионального образования и дальнейшего развития рыночных отношений отчетливо проявляется объективная необходимость исследования локальных рынков образовательных услуг.

Локальный рынок услуг высшего профессионального образования можно определить как систему экономических отношений между субъектами рынка по поводу удовлетворения потребностей общества, жителей определенной территории и работодателей, формирующих рынок труда этой территории, в образовании, содержание, объем и качество которого соответствуют требованиям государства, отраженным в национальных образовательных стандартах.

Актуальность исследования локальных рынков услуг высшего профессионального образования определяется тем, что, несмотря на тенденции к глобализации, спрос на образовательные услуги в более значительной степени ограничен географическими рамками, чем спрос на товары. По прогнозам ЮНЕСКО, даже к 2025 г. численность студентов в мире возрастет до 260 млн чел., из них иностранных студентов до 7 млн чел. [3], что составит всего 2—2,5 % от общего числа студентов.

Сохранение локального характера рынка услуг высшего профессионального образования в нашей стране в определенной степени отражает низкий уровень миграционной подвижности населения по сравнению с экономически развитыми странами. Если среднестатистический житель США меняет место жительства в течение своей жизни примерно 13 раз, житель Великобритании — около 7, то среднестатистический житель России — 1,5 раза. В 2006г. в России только 1,3 % жителей изменили свое место жительства [1, с. 3].

Одна из задач исследования локальных рынков образовательных услуг — выделение региональных конкурентных преимуществ, факторов, влияющих на активизацию региональных рынков образовательных услуг и определяющих положение участников рынка, что, в конечном счете, должно определить качество образовательных услуг в регионе.

Локальный рынок образовательных услуг имеет многофункциональный характер. Главная цель его функционирования в краткосрочной перспективе — удовлетворение спроса населения региона и работодателей в качественном образовании на уровне, достаточном для обеспечения нормальной жизнедеятельности и профессионального роста в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями. Это предполагает возможность трансляции на систему профессионального образования и локальный рынок услуг высшего профессионального образования требований к профилю и качеству подготовки специалистов со стороны рынка труда. Объективным фактором потребностей работодателей является достигнутый технологический уровень или процессы модернизации, реформирования, структурной перестройки экономики региона, требующие соответствующего кадрового обеспечения. Но для определения стратегических критериев и ориентиров развития локального рынка услуг высшего профессионального образования нельзя использовать потребности региональной экономики в рабочей силе, так как неконкурентоспособные виды деятельности и организации будут транслировать соответствующие ожидания или не смогут обеспечить капитализацию трудового потенциала высокого качества.

Стратегическая цель развития локального рынка услуг высшего профессионального образования связана с определяющим влиянием участников этого рынка на уровень инновационного развития региона, на формирование интеллектуального потенциала территории и повышение конкурентоспособности региональной экономики.

Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа (СФО), значительно различаются по уровню социально-экономического развития. Все процессы, протекающие в социально-экономической сфере, а также стартовый уровень состояния субъектов к началу формирования рынка образовательных услуг, сказываются на показателях доходов и уровня жизни, а отсюда — и на специфике приоритетов, ценностных ориентациях, жизненных планах населения регионов, на ситуации в области образовательных услуг. В результате субъекты РФ СФО существенно дифференцированы по уровню развития высшего образования и рынка образовательных услуг.

Данные табл. 1 позволяют в определенной степени судить о составе участников локальных рынков услуг высшего профессионального образования в субъектах РФ СФО по состоянию на начало 2006—2007 учебного года.

Доминирующее положение в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием

Таблица 1

Количество высших учебных заведений в субъектах РФ Сибирского федерального округа, 2006—2007 гг. (на начало учебного года)

Число высших учебных

Субъект РФ заведений

Государственных Негосудар-

и муниципальных ственных

Сибирский федеральный 86 32

округ, всего

Республика Алтай 1 0

Республика Бурятия 4 1

Республика Тыва 1 0

Республика Хакасия 1 1

Алтайский край 8 2

Красноярский край 14 2

Иркутская область 11 3

Кемеровская область 10 1

Новосибирская область 16 10

Омская область 10 10

Томская область 7 2

Читинская область 3 0

практически во всех республиках, краях и областях занимают государственные и муниципальные вузы, общее количество которых в Сибирском федеральном округе в 2,7 раза превышает количество негосударственных. Лидирующие позиции по количеству высших учебных заведений занимают Новосибирская (26 организаций) и Омская (20 организаций) области. В этих же областях находится наибольшее количество негосударственных организаций высшего профессионального образования (по 10 в каждой области). На территории 2 субъектов РФ (Республика Алтай и Республика Тыва) функционировало в 2006—2007 учебном году по одному высшему учебному заведению, что не позволяет говорить о формировании полноценного рынка услуг высшего профессионального образования в этих субъектах РФ. В 2006—2007 учебном году негосударственные учреждения высшего профессионального образования отсутствовали в 3 субъектах Российской Федерации, среди которых Республика Алтай, Республика Тыва, Читинская область. Фактически монопольное положение государственных вузов на рынке образовательных услуг этих территорий ограничивалось лишь присутствием филиалов государственных, муниципальных и негосударственных высших учебных заведений. Следует заметить, что территория субъектов СФО не относится к числу наиболее привлекательных для открытия филиалов образовательных учреждений, расположенных в других субъектах. Причины этого, на наш взгляд, заключаются в сочетании удаленности территорий, сложных климатических условий и относительно низкого уровня доходов населения.

Таблица 2

Темпы роста численности населения в возрасте 17—29 лет и количества поданных заявлений о приеме на первый курс высших учебных заведений в субъектах РФ СФО, 2006 г. к 1998 г., %

Субъект РФ Темпы роста количес- Ранг по темпам роста Темпы роста числен- Ранг по темпам роста

тва заявлений,% количества заявлений ности населения,% численности населения

Республика Алтай 127,67 11 122,77 3

Республика Бурятия 126,03 12 113,41 8

Республика Тыва 129,53 10 112,81 11

Республика Хакасия 178,91 4 117,47 4

Алтайский край 211,21 1 113,01 9

Красноярский край 157,16 7 111,71 12

Иркутская область 154,83 8 125,21 2

Кемеровская область 176,86 5 113,49 6

Новосибирская область 142,74 9 116,09 5

Омская область 197,29 2 113,46 7

Томская область 192,72 3 125,96 1

Читинская область 173,14 6 112,90 10

Проведем анализ динамики спроса на услуги высшего профессионального образования в субъектах РФ СФО в 1998—2006 гг., когда происходил процесс активного формирования рынка услуг высшего профессионального образования. Официальная статистика учитывает количество поданных заявлений о приеме, количество принятых на первый курс, количество студентов и количество выпускников. В связи с длительностью процесса обучения изменение спроса на услуги высшего профессионального образования, на наш взгляд, более корректно характеризовать показателями количества заявлений о приеме и количества принятых на 1 курс по всем специальностям.

В анализируемый период во всех субъектах наблюдается постоянный и достаточно стабильный рост количества поданных заявлений о приеме на первый курс организаций высшего профессионального образования. Наиболее значительно увеличилось количество заявлений в Алтайском крае, Омской и Томской областях (табл. 2). Регионами-аутсайдерами по динамике данного показателя являются республики Тыва, Бурятия, Алтай. Интересно, что ни темпы рассматриваемого показателя, ни ранг регионов по его динамике не совпадают с темпами и рангами динамики численности населения в возрасте 17—29 лет, составляющими основной контингент высших учебных заведений в соответствующих регионах. Кроме того, степень дифференциации регионов по демографическому показателю значительно ниже, чем степень их дифференциации по показателю, характеризующему объем спроса на услуги высшего профессионального образования. Отсутствие взаимосвязи между данными характеристиками и значительное опережение динамики показателя количества поданных заявлений по сравнению с динамикой численности населения в возрасте 17—29

лет позволяют предположить, что демографический фактор не является определяющим в формировании спроса населения на услуги высшего профессионального образования.

Данные табл. 3 позволяют говорить о стабильно высоких темпах роста показателей, характеризующих спрос на услуги высшего профессионального образования, во всех субъектах СФО в 1998—2006 гг.

Таблица 3

Динамика приема студентов на обучение в высшие учебные заведения СФО в 1998-206 гг., % [8]

Субъект РФ Темпы роста: 2006 г. по отношению к 1998 г.

Поданных заявлений Принятых на 1 курс В том числе

С возмещением затрат Бюджет

Республика Алтай 127,67 149,73 396,08 106,84

Республика Бурятия 126,03 163,4 508,37 106,75

Республика Тыва 129,53 214,22 480,30 118,13

Республика Хакасия 178,91 286,65 354,48 121,82

Алтайский край 211,21 180,80 342,38 118,38

Красноярский край 157,16 166,00 195,92 112,23

Иркутская область 154,83 240,55 419,39 111,84

Кемеровская область 176,86 225,51 435,07 112,07

Новосибирская область 142,74 204,54 256,37 101,02

Омская область 197,29 219,49 262,51 138,43

Томская область 192,72 194,27 207,57 108,43

Читинская область 173,14 333,07 427,23 134,41

при значительной дифференциации их динамики. В результате количество студентов, принятых на 1 курс, в 2006 г. увеличилось в Читинской области в 3,33 раза, а в Республике Бурятия только в 1,63 раза. Данные табл. 3 свидетельствуют также об активном формировании рыночных отношений в сфере высшего профессионального образования, при сохранении и незначительном росте участия государства в финансировании подготовки специалистов.

Для оценки относительных темпов динамики взаимосвязанных показателей, характеризующих прием на обучение в организации высшего профессионального образования, можно рассчитать коэффициенты опережения, которые определяются через соотношение темпов роста соответствующих показателей.

Коэффициент опережения принятых на первый курс по отношению к количеству поданных заявлений позволяет судить об изменении неудовлетворенного спроса на услуги высшего профессионального образования. Если значение этого коэффициента больше единицы, количество желающих получить высшее профессиональное образование растет более высокими темпами, чем количество принятых на первый курс. Что может быть вызвано усложнением правил приема, повышением ценности высшего образования. Если значение этого коэффициента меньше единицы, количество желающих получить высшее профессиональное образование растет более медленными темпами, чем количество принятых на первый курс. Что может быть вызвано упрощением правил приема, сокращением численности населения, снижением ценности и востребованности высшего профессионального образования. Проведенные нами расчеты показали, что в 1998—2006гг. в доминирующем числе регионов значение коэффициента опережения превышало единицу, однако заметим, что в 2006г. уже в 11 субъектах федерации коэффициент опережения меньше единицы, что свидетельствует об изменении направления тренда.

Коэффициент опережения принятых на первый курс с возмещением затрат, по отношению к количеству принятых на первый курс позволяет судить об интенсивности распространения рыночных отношений в сфере высшего профессионального образования, реализации потребности в высшем профессиональном образовании за счет средств населения. В анализируемый период значение этого коэффициента превышает единицу во всех субъектах федерации, что отражает более высокие темпы роста принятых на первый курс с возмещением по отношению к темпам роста общего количества принятых на первый курс. Значение коэффициента больше двух отмечено в республиках Алтай и Бурятия (на протяжении всего периода), Республике Тыва (2003, 2004 гг.), Кемеровской области (2000, 2001, 2004 гг.).

Заметим, что столь высокие коэффициенты опережения в республиках Алтай, Бурятия, Тыва скорее имеют причиной более низкую долю внебюджетного набора по сравнению с другими субъектами РФ СФО в период, предшествующий исследуемому.

Коэффициент опережения принятых на первый курс по бюджету, по отношению к количеству принятых на первый курс позволяет судить об изменении участия государства в финансировании высшего профессионального образования. В рассматриваемый период он принимал значение меньше единицы и находился в интервале от 0,94 до 0,54 при слабо выраженной тенденции к снижению коэффициента.

В анализируемый период во всех регионах СФО осуществлялся прием в высшие учебные заведения на различные формы обучения: очную, очно-заочную, заочную и экстернат. Наиболее распространенной и востребованной формой обучения является очная, наименее — экстернат.

В количестве поданных заявлений доля очной формы обучения варьировала от 55 % (Читинская область, 2003 г.) до 82 % (Республика Тыва, 1999 г.). Доля остальных форм обучения составляла от 20 до 50 %, в том числе доля заочной формы обучения не превышала 40 %, очно-заочной — 10 %, а экстерната — 1 %. Прием на очно-заочную форму обучения не осуществлялся в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, а прием на обучение в форме экстерната осуществлялся только в отдельные годы в Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Омской областях. Структура приема по формам обучения незначительно отличается от структуры поданных заявлений. Основное отличие заключается в несколько более низкой доле очной формы обучения в структуре принятых на первый курс. Отметим также, что в 1998—2006 гг. в количестве принятых на первый курс снижается доля очной формы обучения и увеличивается доля других форм, особенно заочной формы (до 50 % Новосибирская область). Отличия структуры приема на первый курс от структуры поданных заявлений объясняются тем, что очная форма обучения наиболее распространена при получении высшего образования впервые на базе общего среднего, а заочное, очно-заочное и экстернат — при получении второго высшего или высшего на базе среднего профессионального. Для различных форм обучения существенно различаются правила приема и возможности обучения на бюджетной основе. Анализ структуры принятых на первый курс по источникам финансирования обучения показал, что в структуре принятых с возмещением затрат заочная форма обучения постепенно становится преобладающей (занимая до 60 % от количества принятых с возмещением затрат). Структура принятых по бюджету близка структуре общего количества принятых.

Не отрицая возможности использования различных форм обучения, особенно в рамках концепции «Обучение на протяжении жизни», напомним отмеченное неоднократно специалистами отрицательное влияние на качество обучения использования заочной и очно-заочной формы обучения для лиц, не имеющих опыта профессиональной деятельности.

Результаты анализа структуры приема на первый курс по источникам финансирования (табл. 4) показывают значительное увеличение доли внебюджетного набора.

На наш взгляд, наиболее значимое влияние на уровень развития и структуру локального рынка услуг высшего профессионального образования оказывают следующие показатели уровня социально-экономического развития региона:

1. Численность и возрастная структура населения региона.

2. Уровень доходов населения. Низкий уровень доходов населения снижает объем спроса на локальном рынке образовательных услуг, но одновременно и расширяет эти границы за счет уменьшения оттока абитуриентов за пределы региона. Чем ниже уровень доходов населения в регионе, тем большее число абитуриентов ориентируется при выборе университета на вузы своего региона, тем выше степень локализации рынка образовательных услуг, тем в большей степени он имеет черты олигопольного рынка. Повышение уровня доходов населения увеличивает объем спроса, но повышает возможности мобильности абитуриентов.

3. Дифференциация доходов населения. Уровень относительной бедности. Рост дифференциации доходов населения и связанный с ним рост уровня относительной бедности в регионе являются определяющими факторами дифференциации спроса со

Таблица 4

Доля принятых на первый курс в высшие специальные учебные заведения с полным возмещением затрат в СФО

в 1998—2006 гг., в процентах к общему количеству принятых [7]

Субъект федерации Год

1998 2006

Республика Алтай 5,17 31,7

Республика Бурятия 12,06 39

Республика Тыва 14,16 54,4

Республика Хакасия 37,83 72,9

Алтайский край 26,13 52,9

Красноярский край 34,24 47

Иркутская область 32,14 65,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровская область 27,91 60,2

Новосибирская область 45,33 71,2

Омская область 31,8 51,3

Томская область 42,32 57,5

Читинская область 38,21 71,1

стороны потребителей рынка услуг высшего профессионального образования. Высокая доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума при увеличении доли платного обучения не только ставит вопрос о доступе к высшему образованию значительной части населения России, но и существенно сдерживает развитие рыночных отношений в регионах.

4. Уровень цен на товары и услуги потребительского назначения. Более высокая стоимость жизни в отдельном городе, регионе, стране служит барьером, ограничивающим возможность получения высшего профессионального образования иногородними студентами.

5. Уровень развития социальной инфраструктуры. Регионы с более высоким уровнем жизни и более развитой инфраструктурой привлекают абитуриентов, т. е. создают дополнительное конкурентное преимущество для вузов, находящихся на их территории. Часть иногородних абитуриентов, приехавших на обучение, не возвращается в родные населенные пункты, а пополняет численность трудовых ресурсов региона, в котором обучалась. Причем, чем выше разрыв в уровне жизни территорий, тем большая часть остается в населенном пункте, где проходило обучение.

6. Уровень деловой активности предприятий региона. Высокий уровень деловой активности в регионе, рост доходов организаций, благоприятный инвестиционный климат способствуют росту спроса на высококвалифицированных специалистов, стимулируют инвестиции в образование.

7. Уровень занятости населения. Повышение занятости в экономике снижает объем спроса на образовательные услуги за счет увеличения возможности трудоустройства для лиц с невысоким образовательным уровнем и повышения привлекательности занятости в реальном секторе экономики. Парадоксальная закономерность — чем ниже темпы развития экономики, чем выше безработица, тем выше спрос на услуги образования, которые на определенный период времени вытесняют спрос на рабочие места. Но при этом спрос растет неравномерно на различные специальности.

8. Структура экономики региона. Определяет спрос на отдельные специальности, относительную привлекательность получения высшего профессионального образования по различным специальностям, рейтинг образовательных программ. Отсутствие единой политики управления экономикой региона препятствует формированию прогноза потребностей в специалистах с высшим профессиональным образованием.

9. Структура населения региона. Среди характеристик населения непосредственное влияние на рынок образовательных услуг оказывает доля сельского населения. Более низкий уровень профессионального образования данной категории населения,

с одной стороны, можно оценивать как фактор, увеличивающий потенциальную емкость рынка услуг высшего профессионального образования. Однако, с другой, более низкий уровень доходов, дополнительные затраты, связанные с процессом обучения в вузе, отсутствие перспектив трудоустройства и социальной мобильности в пределах постоянного места жительства существенно снижают спрос на услуги высшего профессионального образования.

Наиболее значимое влияние на развитие локальных рынков услуг высшего профессионального образования в среднесрочной перспективе окажут следующие факторы:

1. Институциональный. Завершение перехода на двухуровневую систему подготовки. Следствиями перехода будут:

• изменение структуры услуг высшего профессионального образования: значительное сокращение разнообразия услуг на уровне бакалавриата при росте на уровне магистерской подготовки;

• обострение проблемы качества подготовки в значительном количестве образовательных учреждений как традиционная проблема периода преобразований, связанная с отсутствием методического обеспечения, опыта, сопротивления переменам;

• усиление дифференциации вузов в системе высшего профессионального образования, их конкурентного статуса на локальном и национальном рынке услуг;

• усиление региональной дифференциации по уровню высшего профессионального образования при усилении центристских тенденций;

• существенное снижение спроса на образовательные услуги на уровне бакалавриата по сравнению со спросом на подготовку по специальностям в рамках данных направлений при значительном увеличении спроса на услуги по образовательным программам магистратуры;

• проблемы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, предъявляющего спрос на специалистов.

2. Демографический. Сокращение числа абитуриентов вследствие неблагоприятной демографической ситуации. На наш взгляд, влияние данного фактора не следует рассматривать как доминирующего в связи с реализацией концепции «образование на протяжении жизни». Следует также учесть, что значение фактора будет различным для разных локальных рынков.

З.Экономический. Финансовый кризис может существенно отразиться на объеме спроса со стороны населения и работодателей на услуги высшего профессионального образования. Необходимый для его преодоления переход российской экономики на инноваци-

онный путь развития, диверсификация промышленного производства, ускоренное развитие высокотехнологичных производств могут существенно изменить структуру спроса работодателей на специалистов.

4. Организационный. Продолжение организационных преобразований в системе высшего профессионального образования, наиболее значимыми из которых могут быть:

• создание федеральных университетов (фактически монополистов рынка образовательных услуг);

• создание автономных организаций высшего профессионального образования (развитие рыночных основ функционирования). Дальнейшее исследование локальных рынков

услуг высшего профессионального образования предполагает, во-первых, исследование развития рыночных отношений по направлениям подготовки и образовательных программ; во-вторых, исследование динамических характеристик в разрезе субъектов федерации, в-третьих, исследование количественных характеристик степени воздействия выделенных показателей уровня социально-экономического развития региона на рынок услуг высшего профессионального образования. Полученные результаты могут быть положены в основу формирования региональных прогнозов развития высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешковский И. А. Внутренняя миграция населения в современной России: тенденции, детерминанты, политика. / Под общ. ред. В. А. Ионцева. — М.: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, ТЕИС. 2007. - 95 с.

2. Бутакова М. М. Система университетского экономического образования во Франции. / М. М. Бутакова, О. Н. Соколова. // Система непрерывного экономического образования: проблемы и перспективы: материалы международной конференции. / Под ред. В. И. Беляева, О. Н. Соколовой. — Барнаул: Изд-во АГУ. 2003. С. 153—164.

3. Галушкина М. Экспорт образования. // Эксперт. 2004. № 28—29 (429).

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006.

5. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2006. — № 1. URL: http:www.vestnik. edu.ru/

6. Российское образование в контексте международных показателей. 2004: сопоставительный доклад. / М. Л. Агранович, А. В. Полетаев, А. В. Фатеева. — М.: Аспект Пресс. 2005. — 76 с.

7. Сайт «Статистика российского образования». URL: http//www/stat.edu.ru.

8. Сайт «Российское образование». URL: http//www. Informika/ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.