Научная статья на тему 'Особенности и проблемы развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования'

Особенности и проблемы развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛУГА / РЫНОК / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будажанаева Д. Ц-д

Рассмотрены категории «образовательная услуга», «рынок услуг высшего профессионального образования». Проведен анализ регионального рынка услуг высшего образования. Выделены особенности и проблемы развития данного рынка с учетом демографической ситуации в регионе, соотношения спроса и предложение на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы развития регионального рынка услуг высшего профессионального образования»

10(193) - 2011

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 331.5 (571.54)

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКАУСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д. Ц-Д. БУДАЖАНАЕВА, аспирант кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики E-mail: [email protected] Восточно-Сибирский государственный технологическийуниверситет, г. Улан-Удэ

Рассмотрены категории «образовательная услуга», «рынок услуг высшего профессионального образования». Проведен анализ регионального рынка услуг высшего образования. Выделены особенности и проблемы развития данного рынка с учетом демографической ситуации в регионе, соотношения спроса и предложение на рынке труда.

Ключевые слова: образование, услуга, рынок, спрос, предложение, анализ.

В современной России образование является одним из важнейших факторов развития экономики регионов и повышения конкурентоспособности конкретных хозяйствующих субъектов. Кроме экономического эффекта образование оказывает влияние на общий уровень культуры, здоровья и благополучия граждан страны, стабильность общества.

Основная цель образования заключается в ликвидации функциональной неграмотности человека по отношению к среде обитания, социуму, производству. Сфера образования обеспечивает воспроизводство и развитие человеческих ресурсов общества и относится к той части общественного производства, в которой формируются способности работника к труду, приобретаются общеобразовательные и специальные знания. В таком смысле сферу образования можно рассматривать как специфическую отрасль, занятую производством образовательных услуг.

Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.

Следовательно, рынок услуг высшего профессионального образования представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны отдельных личностей и предложения вузов, прошедших государственную аккредитацию.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена возрастанием спроса на высшее образование и расширением предложения образовательных услуг, а также необходимостью анализа соотношения спроса и предложения на рынке труда и образования. Объектом исследования является рынок услуг высшего профессионального образования Республики Бурятия, а предметом исследования выступает совокупность показателей, методов и приемов анализа рынка услуг высшего профессионального образования.

В России в последнее время наблюдается возрастание спроса на высшее образование. Численность студентов вузов в 2009 г. по сравнению с 2000 г. возросла на 56,5 %, а число вузов — на 15,4%. Общероссийский рынок услуг по получению высшего образования быстро развивается и уже достаточно насыщен как государственными, так и негосударственными вузами.

Основной целью функционирования рынка образовательных услуг является обеспечение потребности в повышении образовательного уровня как всего общества, так и отдельно взятого индивида. Эффективное функционированиерынкауслуг высшего образования с учетом требований регионального рынка труда предполагает исследование основных тенденций развития социально-демографических процессов, занятости, особенностей региональной экономики.

Для выявления особенностей развития рынка услуг высшего профессионального образования используется информационная база, отражающая состояние и динамику развития высшего образования в регионе.

Специфика развития рынка услуг высшего образования зависит отдемографической ситуации, экономических характеристик региона.

На начало 2008/09 учебного года в Республике Бурятия функционировали 5 вузов, 11 филиалов самостоятельных вузов. В них обучались 47,4тыс. студентов. Государственные вузы занимают лидирующее положение на рынке образовательных услуг (табл. 1).

Количество студентов, обучающихся на коммерческой основе в государственных вузах по всем формам обучения, превосходит количество студентов в негосударственных вузах. При этом оплата за обучение в государственных вузах выше в среднем на 27 %.

Таким образом, современный рынок образовательных услуг предстает как несовершенный социально ориентированный рынок.

В 2009 г. в вузы государственной формы собственности поступило около 9,1 тыс. чел., что на 0,4тыс. чел. меньше, чем в предыдущем году. Прием в негосударственные вузы составил 1,0 тыс. чел. — на 0,3тыс. чел. меньше, чем в 2007г. Конкурс при поступлении составил в среднем 157 чел. на 100 мест. При этом особым спросом пользовались специальности «Прикладная математика и информатика», где конкурс составил 5,6 чел. на одно место, «Сервис» — 5,0, «Журналистика» — 4,9, «Политология» — 4,4 чел. на одно место.

В последнее время наблюдается рост численности студентов по заочной форме обучения. За 1997—2009 гг. численность обучающихся по заоч-

Таблица 1

Численность студентов в государственных

и негосударственных вузах Республики Бурятия, чел.

Вузы Учебный год

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Государственные 34 829 34 246 42 342 40 719

Негосударственные 3 845 4 312 5 169 6 708

ной форме увеличилась почти в 5 раз, тогда как по очной — в1,5 раза.

Общая численность студентов за 1990—2009 гг. увеличилась в 2,3 раза, а число вузов — в 1,25 раза. Больше всего студентов обучается по специальностям «Экономика и управление» — 35 %, «Гуманитарные науки» — 16,6, «Культура и искусство» — 7,2, «Педагогикаи образование» — 5,1 %.

Отмечается увеличение доли платного образования в государственных вузах. Число принятых в вузы надоговорной основе с полным возмещением затрат на обучение составило 22,9 тыс. чел. (56 % от общего числа студентов).

В 2009г: выпущено вузами Республики Бурятия 8 041 специалистов, что в 4,5 раза больше, чем в 1992г. Нарынке труда выпускники с высшим профессиональным образованием пользуются большим спросом. Направление наработу получили 1332 выпускника очных отделений вузов. Доля таких выпускников составила 55%. Самостоятельно трудоустроились 25% выпускников. Наибольшая доля среди выпускников вузов у выпускников следующихгрупп специальностей: «Экономика и управление» (35,8 %), «Гуманитарные науки» (17,7 %), «Образование и педагогика» (6,9 %).

На рынке образовательных услуг Республики Бурятия формирование предложения образовательных услуг зависит от запросов непосредственных потребителей этих услуг. Следовательно, следующей задачей изучения рынка услуг высшего образования является анализ спроса.

Основным рыночным сегментом, обеспечивающим спрос на услуги высших образовательных учреждений, являются выпускники средних школ. На начало 2009/10 учебного года на территории республики приступили к занятиям 519 дневных общеобразовательныхучреждений, из них 2-не-государственные. Численность выпускников вузов зависит от множества факторов, но основным является демографический.

Из-за снижения численности родившихся с 1991 по 2001 гг. сократилась и численность учащихся общеобразовательных школ, соответственно, спрос на услуги высшего профессионального образования в последнее время со стороны выпускников школ также снизился. По сравнению с 2000/01 учебным годом число дневных школ сократилось в 2009г. на 13,1 %, численность обучающихся в них — на 35,0 %.

На основе данных о демографической ситуации в регионе можно определить перспективную численность выпускников школ, атакже потенциально возможный объем спроса на услуги высшего образования.

Таблица 2

Статистические характеристики рекурсивной модели потенциального спроса на образовательные услуги

Статистические характеристики Номер регрессионного уравнения

1 2 3 4 5

Коэффициент детерминации 0,887 0,998 0,981 0,864 0,91

Расчетное значение ^-критерия Фишера 70,587 146,46 172,41 88,824 76,517

Табличное значение ^-критерия Фишера при степенях свободы к2) 3,10 (3;27) 4,35 (1;23) 3,71 (3;10) 4,60 (1;14) 3,81 (2;13)

Табличное значение ¿-критерия Стьюдента при степени свободы (к) 2,059 (26) 2,074 (22) 2,262 (9) 2,144 (14) 2,160 (13)

Для моделирования потенциального спроса на образовательные услуги со стороны основных потребителей, т. е. выпускников школ использовались следующие показатели:

yl t — численность родившихся; у21 — численность детей в возрасте 6 лет; уъ t — численность подростков в возрасте 17 лет; у41 — численность выпускников школ региона; у51 — численность принимаемых на обучение в вузы региона;

t— фактор времени.

Модель включает пять взаимосвязанных моделей:

• динамики численности родившихся;

• потенциального спроса на услуги основного образования;

• численности населения в возрасте 17 лет;

• потенциального спроса на услуги профессионального образования;

• численности принимаемых на обучение в вузы Республики Бурятия.

В результате реализации алгоритма пошагового регрессионного анализа для каждого уравнения получим следующую рекурсивную модель:

уи = 20 270,07+1238,41* -159,98*2;

(14,82) (3,39) (7,12)

^ = 151,68+ 0,948(lag 6);

(4,08) (121,02)

< у31 =-11406,0+0,98j)2i (/ag11)-1340,5* +108,5*2;

(-3,33) (815) (-3,59) (3,69)

у 4, =-3 809,41+0,72;

(-2,555) (9,425)

y5t = 8182,299+ 0,625у41 + 460,905*.

(5,351) (-4,157) ' (12,1333)

Построенная рекурсивная модель статистически значима по ^-критерию Фишера и /^-критерию Стью-дента при уровне значимости a = 0,05 (табл. 2).

Интерпретация параметров эконометрической модели осуществляется следующим образом: при увеличении численности родившихся спрос на услуги основного образования увеличится на 0,948, увеличение численности выпускников школ приве-

дет к увеличению численности принятых студентов в вузы региона на 0,625 при условии неизменности остальных факторов.

На основе построенной модели можно определить прогнозное значение приема студентов в вузы региона. В 2010 г. прогнозируется, что спрос на услуги профессионального образования уменьшится на 7,2%, ав2011г. — на13,4%по сравнению с 2009 г.

После расчетов перспективной численности студентов, которые будут приняты на 1-й курс вузами республики, определим структуру приема по группам специальностей, основываясь на предположении, что существующая тенденция выбора специальностей сохранится на ближайшую перспективу (табл. 3).

Наибольшим спросом у населения в краткосрочной перспективе будут пользоваться специальности: экономика и управление, гуманитарные науки. Общая численность абитуриентов сократится на 9—13 %. Из-за снижения приема студентов вузами республики в будущем ожидается и снижение численности выпускников, что негативно отразится на предложении рабочей силы на рынке труда.

Особенностями развития рынка услуг высшего профессионального образования Республики Бурятия являются:

• снижение численности выпускников общеобразовательных школ;

Таблица 3

Прогнозные значения приема в высшие учебные заведения

по группам специальностей в 2010—2012гг., чел.

Группа специальностей 2010 г. 2011г.

Гуманитарные науки 1 658 1 547

Образование и педагогика 650 606

Здравоохранение 89 83

Культура и искусство 390 364

Экономика и управление 3 360 3 133

Сельское и рыбное хозяйство 567 528

Геодезия, землеустройство 278 259

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 444 414

Строительство и архитектура 199 185

Другие группы специальностей 1 740 1 624

Итого... 9375 8 743

• спрос на экономические и гуманитарные специальности, намного превышающий спрос на другие специальности;

• увеличение доли студентов, обучающихся на договорной основе;

• доминирующее положение на рынке образовательных услуг государственных вузов. Несмотря на снижение численности выпускников школ и увеличение оплаты за обучение, высшее образование будет пользоваться повышенным спросом у населения, так как с увеличением образовательного уровня повышается и вероятность получения высокого дохода.

Для изучения влияния наличия высшего образования на рост денежных доходов в Республике Бурятия построена множественная регрессионная модель на основе данных за 1998—2009гг. Показатели отбирались на основе анализа причинно-следственных взаимосвязей в экономике региона и корреляционного анализа. Таким образом, в качестве результативного признака (у) выступают денежные доходы на душу населения, измеренные в рублях. Факторными признаками являются: х1—реальная начисленная заработная плата населения, руб.; х2—темп роста уровня безработицы, %; — доля занятых в экономике с высшим образованием, %. Экономическое взаимовлияние этих показателей моделируется множественным линейным уравнением с высокой достоверностью аппроксимации (К1 = 0,805): yx = 27,511 + 0,871x1 " 869хг + 8,06 хз

tp (3,517) (-2,862) (2,557). Построенная регрессионная модель статистически значима по ^-критерию Фишера (Fp = 5,56, Fm = 4,07) и ¿-критерию Стьюдента (tm = 2,30) при уровне значимости а = 0,05.

Коэффициенты регрессии интерпретируются следующим образом: увеличение доли занятых в экономике с высшим образованием на 1 % при неизменности реальной начисленной заработной платы и темпов роста уровня безработицы приведет к увеличению денежных доходов надушу населения в среднем на 8,06 %. При снижении уровня безработицы на 1 % денежные доходы возрастают на2,87 % при условии, что остальные факторные признаки остаются неизменными. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие высшего образования гарантирует получение более высокого дохода.

Поэтому для улучшения своего финансового состояния индивид стремится повышать свой уровень образования. Образование выступает своего рода инвестицией, соответственно, и уровень дохода зависит от первоначальных вложений.

Дальнейшее развитие регионального рынка образовательных услуг во многом зависит от спроса, сформированного на основе реальной потребности экономики региона в трудовых ресурсах определенных специальностей. Субъектами спроса на труд выпускников вузов выступают реальный сектор экономики, бизнес, научно-исследовательские структуры, государственная служба и вузы.

Рынок услуг высшего профессионального образования является основным поставщиком специалистов на рынок труда республики. Соответствие спроса и предложение на региональном рынке труда, востребованность специалистов определенной профессии, а также уровень заработной платы определяют и спрос на услуги высшего профессионального образования. Эффективность функционирования рынка образовательных услуг определяет не разнообразие специальностей, не высокая степень конкуренции субъектов рынка, а востребованность выпускников вузов на рынке труда.

Региональный рынок труда представляет совокупность социально-экономических отношений по поводу формирования спроса и предложения на рабочую силу, ее распределение в регионе в зависимости отуровня образования, квалификации и т.д.

С целью изучения рынка труда Республики Бурятия использовались данные государственной статистики, центра занятости населения и информация, представленная в средствах массовой информации.

За 2009 г. численность экономически активного населения в Республике Бурятия составила456,5тыс. чел. Уровень экономической активности населения имеет тенденцию кувеличению, хотя по абсолютному значению имеет место снижение данного показателя. В составе экономически активного населения 392,3тыс. чел. являются занятыми (85,9 %), и 64,2тыс. чел. зарегистрированы в Центре занятости населения в качестве безработных (14,1 %). Наибольшая доля занятых в экономике приходится на следующие виды экономической деятельности:

• оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования —15 %;

• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 13%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• образование — 12%;

• обрабатывающие производства —11%. Анализ структуры занятых в экономике по

уровню образования показал, что доля занятых с высшим образованием постепенно увеличивается. В свою очередь доля работников со средним профессиональным образованием имеет тенденцию

к снижению. Основной причиной сложившейся ситуации является то, что многие работодатели при приеме на работу в качестве основного критерия отмечают наличие высшего образования

Согласно данным Центра занятости населения Республики Бурятия численность граждан, обратившихся в центр занятости населения за содействием в поиске работы в 2009 г, составила21785 чел., что почти в 2 раза больше, чем в 2008 г. В числе граждан, зарегистрированных в качестве безработных, по-прежнему велика доля женщин (59 %)и молодежи (34 %).

Анализ данных службы занятости населения показал, что на рынке труда Республики Бурятия наибольшим спросом пользуются группы специальностей: «Экономикаи управление» (20,1 %); «Здравоохранение» (18,6%); «Автоматика и управление» (16,9 %). Немного меньший спрос предъявляется на специалистов специальностей: «Строительство и архитектура» (11,2%); «Образование и педагогика» (8,3 %); «Сфера обслуживания» (7,8 %).

Следовательно, существующая в регионе модель профессионального образования не в полной мере соответствует потребностям экономики, запросам хозяйствующих субъектов на новые кадры как по квалификации, так и по номенклатуре специальностей. Подобное несоответствие спроса на выпускников вузов и предложения на региональном рынке труда негативно влияет как на развитие местных хозяйствующих субъектов, так и на экономический рост в целом. Поэтому система управления образовательным процессом должна соответствовать сложившимся новым социально-экономическим условиям в регионе и конъюнктуре рынка труда.

Как уже отмечалось, потребности регионального рынка труда вошли в противоречие с объемами выпуска специалистов с высшим образованием. Часто в вузы, особенно коммерческие, поступает молодежь, которая выбирает так называемые «престижные» профессии. Вследствие этого их образовательный потенциал не связывается с их жизнедеятельностью. Так образуется дисбаланс между спросом и наличием специалистов на рынке труда. Он особенно усиливается еще и тем, что многие коммерческие организации стремятся привлечь к себе выпускников инженерных специальностей, математиков, физиков и некоторыхдругих, характеризующихся более высоким уровнем фундаментальной подготовки, способностью быстро адаптироваться и подстраиваться под условия предпринимательской деятельности практически во всех ее сферах.

Следует отметить, что на рынке образовательных услуг отдельной проблемой является слабая

информированность населения, которая может быть преодолена проведением профориентацион-ных работ вузами или Центром занятости молодежи с учащимися и выпускниками.

Основным рыночным сегментом, обеспечивающим спрос на услуги вузов республики в среднесрочной перспективе, являются выпускники школ. Спрос имеет выраженную региональную локализацию — большинство абитуриентов — жители республики. В республике наблюдается устойчивая тенденция снижения численности потенциальных потребителей, обусловленная негативными демографическими процессами. Поэтому необходимо определение основных факторов, влияющих на спрос в региональном разрезе.

Под воздействием рынка труда возникают изменения спроса на рынке образовательных услуг. Следовательно, вузам необходимо на ближайшие годы знать, какие предприятия готовы брать на работу молодых специалистов, сколько они заплатят за их подготовку и требуемый уровень качества подготовки последних. Удовлетворяя потребности предприятий в молодых специалистах, организации системы высшей школы получают возможность не только роста доходов, но и в конечном счете упрочения своего положения в этой системе.

Следует отметить низкую прозрачность системы высшего профессионального образования в регионе. В связи с тем, что деятельность вузов регулируется федеральными структурами, они не обязаны предоставлять информацию региональной власти, согласовывать с регионом планы набора студентов по бюджетной форме обучения.

Все большее значение приобретает развитие системы профессиональной подготовки специалистов на региональном уровне на основе программно-целевого подхода. При этом необходимо проводить прогнозную оценку экономического состояния региона, демографической ситуации, потребности в специалистах на рынке труда.

Список литературы

1. Дубров A.M., Мхитарян В. С., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 907—940.

2. Курс социально-экономической статистики: учеб. пособие / под ред. М. Г. Назарова. М.: Омега-Л, 2007. С. 655-663.

3. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. С. 256-272.

4. Хохлова О. А. Методология статистического исследования экономики региона: монография. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. С. 35-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.